Уроки 131–132. Сельма Лагерлёф «Святая ночь»




Уроки 131–132. Сельма Лагерлёф «Святая ночь»

Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с произведениями зарубежных писателей; расширять кругозор учеников; прививать интерес к чтению; пополнять словарный запас учащихся; воспитывать любовь к ближнему, уважительное отношение к православной культуре; работать над развитием мышления, речи учащихся
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс произведением Сельма Лагерлёф «Святая ночь»; научатся: осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива. Регулятивные: осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе, предлагать совместно с группой план изучения темы урока. Коммуникативные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении Личностные: самостоятельно выполнять задания учителя; проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения

 

Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Кому из вас удалось прочитать о других приключениях Тома Сойера? – Что нового вы узнали о нем? – Понравился он вам или нет? Чем? – Расскажите об этом Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают прочитанные ими главы или выразительно читают отрывки из них   Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – В каком разделе мы работаем?     – Как можете объяснить слово «Библия»? – О чем рассказывает Библия?   – Как вы думаете, почему этот раздел авторы поместили в учебник? – Прочитайте тему урока. Определите цели урока, используя опорные слова. – Поднимите руку, кто еще не читал произведение Сельмы Лагерлёф «Святая ночь». Как вы думаете, о чем оно? – Сегодня мы прочитаем небольшие повествования об Иисусе Христе, написанные для детей знаменитой шведской писательницей XIX – начала XX века Сельмой Лагерлеф. Наверное, многие из вас знакомы с мальчиком Нильсом, который совершил «Чудесное путешествие… по Швеции» Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Библия – книги. – Библия рассказывает о жизни и деятельности Иисуса Христа. – История России тесно связана с христианством. А мы должны знать свою историю. Мы – христиане Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией автора Рассказывает о творчестве писательницы, свой рассказ сопровождает показом ее портрета (см. ресурсный материал) Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора произведения «Святая ночь». Задают вопросы о творчестве Сельмы Лагерлёф Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность событий
IV. Работа над содержанием текста. Работа с толковым словарем.   Первичное чтение произ-ведения Проводит словарную работу. – В этом сказании встретится много незнакомых слов. Вы искали их объяснения в справочной литературе. Какое слово вы хотите объяснить? – Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю. – Мы познакомимся с великим волшебником в области литературы Сельмой Лагерлёф, которая поведает нам о великом таинстве рождения Господа нашего Иисуса Христа. – Прочитайте заголовок. О чем поведает нам автор?   Читает произведение Сельмы Лагерлёф «Святая ночь». – Какие чувства испытывали, слушая рассказ? Ваше мнение? – Что пережила девочка? Почему ей на всю жизнь запомнился рассказ бабушки о Рождестве Христовом? – Что поразительного в этом рассказе? – Чему Иисус научил пастуха? – Какова главная мысль произведения? Как об этом сказано в рассказе? Прочитайте Работают с толковым словарем. Псалом – религиозное песнопение. Рождественский сочельник – канун церковного праздника Рождества. Лампада – небольшой сосуд, зажигаемый перед иконой. Святой – в религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. Молитва – хвалебное, благодарственное или просительное обращение к Богу, святым. Лютня – старинный струнный щипковый музыкальный инструмент с короткой шейкой и овальным корпусом. Посох – длинная палка, трость с загнутым верхним концом или набалдашником. Головня – тлеющее или обгорелое полено, бревно. Обиталище – жилище.     – О чем-то таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике. Прослушивают текст. Отвечают на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Повторное чтение и анализ произведения Организует повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения. Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – От чьего имени идет повествование? – Какое настроение автора вы почувствовали?     – Что было для детей настоящим счастьем?   – Прочитайте, как об этом пишет автор? – Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлёф в своей памяти? – Прочитайте слова, которые любила приговаривать бабушка. – Как вы думаете, зачем она это делала?   – Что из рассказанного бабушкой, запомнила писательница?   – Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки? Подтвердите ответ текстом. – Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлёф?     – Давайте попробуем ответить на вопросы, которые волновали маленькую девочку. Почему животные и предметы оказывали милосердие?     – Как вы думаете, ребята, зачем Господь пришел к людям на землю? А в чем, по-вашему, счастье?   – Заканчивая свой рассказ, бабушка произнесла такие слова: «Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной»,– как вы их понимаете? – Подумайте, как еще можно было озаглавить рассказ? – Что побудило писательницу рассказать нам эту историю? – Какая опасность подстерегала человека, которому был необходим огонь? – Какие чудеса происходили с этим человеком? Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным? – Что означает слово «милосердие»? Приведите примеры милосердия из прочитанной литературы. – Прочитайте, что случилось в тот миг, когда пастух показал, что он может быть милосердным. – Почему в природе все радовалось? Читают произведение по цепочке. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста произведения. – Повествование идет от имени автора рассказа. – Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами. – Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.   – Я думаю, бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми. Может быть, поэтому Сельма Лагерлёф стала писательницей. – Она помнила маленькие молитвы, стихи псалма, но больше всего ей запомнился рассказ о Рождестве Христовом. – Из дома ушли сказания и песни, будто закрылась дверь в прекрасный, волшебный мир.   – Сельма Лагерлёф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник. – Родился Иисус Христос, и вся природа радовалась этому. Даже злой пастух сжалился над Матерью и Младенцем. – Любя людей, заботясь о них, Господь хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Иисус – значит Спаситель. Христос – помазанник Божий. – Счастье – это когда люди не болеют. Когда на земле нет войны – это тоже счастье. Люди должны любить друг друга и заботиться друг о друге. Господь пришел на землю, чтобы очистить людей от греха.     – «Рождество». «Ночь перед Рождеством». «Рождение Господа». – Писательница собирает легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение Бориса Пастернака «Рождественская звезда» Выразительно читать. Пони-мать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание. Прочитать произведение Сельмы Лагерлёф «В Назарете». Подготовить к обобщающему уроку одно из самых любимых произведений зарубежных писателей (произведение можно проинсценировать, прочитать по ролям и т. п.) Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Организация подведения итогов урока обучающимися. Оценка результатов выполнения заданий, в том числе и чтения. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали? – С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор? – Каждый вдумчивый читатель при знакомстве с произведением открывает что-то для себя. Какие же открытия вы сделали? – Ребята, помогите мне оценить наш урок. Что бы вы взяли: солнышко или тучку? Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию.     – Продолжают одно из предложений: • Сегодня мне удалось… • На уроке было интересно… • Это произведение помогло мне понять… • Я узнал новое… • Я научился…   Дети выбирают солнышко и объясняют свой выбор Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: