Соотношение форм
Параметры изображаемых величин: масштаб, масштабность, пропорции и модуль.
МАСШТАБ (нем. Maßstab, букв. «мерная палка»: Maß «мера», Stab «палка») — в общем случае отношение двух линейных размеров.
Масштаб – отношение размера изображения на картине к его действительному размеру в натуре.
- Начало работы над композицией – установление размеров изображения.
- Крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое – увеличивает.
МАСШТАБНОСТЬ – соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам.
- Масштабность – качественная характеристика.
- Масштабность используется свободно, ее цель – достижение художественной выразительности.
Масштабность в костюме — это соразмерность формы костюма, ее составляющих элементов с фигурой человека и окружающей средой (предметным миром).
Масса формы костюма, ее членения должны соответствовать фигуре человека. Костюм должен обеспечивать человеку физический и психологический комфорт.
Костюм с верно найденной масштабностью помогает подчеркивать достоинства и скрывать недостатки строения фигуры человека, обеспечивая комфорт эстетический.
Масштабность в костюме связана с определением пропорций. Членения и детали формы должны быть приведены в соответствие с ростом человека, массой формы костюма.
Форма и размер деталей костюма зависят от размеров самой формы и тела человека.
Правильно найденная масштабность — это соответствие массы костюма, ее членений и элементов размерам человеческого тела.
ПРОПОРЦИИ - (лат. proportio — соотношение, соразмерность, выравненность частей) соотношение величин элементов художественного произведения, а также отдельных элементов и всего произведения в целом.
Пропорции выступают в виде различных математических отношений, выражающих правильность геометрического строения формы в строгом соблюдении единой меры.
- Пропорциональные величины взаимозависимы.
- Размерные соотношения элементов формы – основа, на которой строится вся композиция.
- Различные размерные соотношения создают различное образное звучание и эстетическое восприятие произведений искусства.
- Общие черты стиля находят свое отражение в пропорциях.
Виды пропорций:
a) Арифметические (рациональные, простые, целочисленные, модульные) - соотношения величин, выраженных целыми числами.
Строятся на простых рациональных числах.
В них имеется некоторая единая исходная величина, которая служит мерой всех частей (модуль).
Арифметические пропорции предполагают наличие модуля, который укладывается в величинецелое число раз.
Модулем в такой композиции служит не какая-либо мера длины, а размер какой-либо части данной вещи, предмета.
Модуль (от лат. modulus — «маленькая мера») — составная часть, отделимая или хотя бы мысленно выделяемая из общего.
Модуль – величина, принимаемая за основу расчета размеров какого-либо предмета, вещи, сооружения, а также их деталей, узлов, элементов, которые всегда кратны избранному модулю.
Арифметическая пропорция в композиции выражает статичность.
Простые пропорциональные отношения выражаются простыми числами.
К ним относится так называемый египетский треугольник с гармоничным соотношением сторон 3:4:5
b) Геометрические (сложные, иррациональные)- основаны на иррациональных числах, производных геометрических построений.
Решающее значение имеют геометрические построения, основанные на несоизмеримом (иррациональном) отношении величин.
Самая гармоничная иррациональная пропорция – «золотое сечение».
Термин «золотое сечение» возник в связи с построением правильного пятиугольника, который включает в себя деление отрезка прямой на две неравные части, где целое так относится к большей части, как большая часть к меньшей.
Геометрическая пропорция в композиции выражает динамичность.
Алгоритм пропорционального решения костюма
1. Поиск силуэтного решения костюма. Выбор силуэта. Нахождение его главных пропорций (соотношение высоты силуэта к его ширине);
2. Деление силуэтной формы на основные части — верх (лиф) и низ (юбка, брюки). Определение оптимального соотношения верхней и нижней частей.
3. Деление верхней части формы на мелкие отдельные части (воротник, рукава и др.). Нахождение размерного соотношения этих отдельных частей и силуэтной формы в целом.
4. Деление нижней части формы на мелкие отдельные части. Определение соотношения этих отдельных частей с массой силуэта в целом.
5. Последующее пропорционирование формы костюма посредством детального членения отдельных частей формы в соответствии с общим замыслом дизайнера.