Торможение при небольшом сопротивлении дороги




Торможение при постоянном коэффициенте сцепления

Водитель в ходе ДТП тормозил до остановки автомобиля, то начальную скорость va можно достаточно точно определить по длине следа скольжения (юза) на дорожном покрытии. Такой след остается при полной блокировке колес, которые скользят по дороге, не вращаясь. Если в результате осмотра места ДТП зафиксированы различные длины тормозных следов правых и левых колес автомобиля, то в расчет вводят большую длину. За 1-2 часа след торможения на асфальтобетонном покрытии может стать короче на 20-30 см. На влажных покрытиях следы юза малозаметны, а на обледенелой дороге могут быть не видны совсем.

Рассмотрим случай движения автомобиля по ровной, горизонтальной дороге, в начальный момент водитель автомобиля двигающегося с начальной скоростью va, замечает опасность. Он принимает решение о торможении, включает сцепление и переносит ногу на педаль тормоза. Интервал с момента появления сигнала об опасности до начала воздействия на органы управления транспортным средством – называют временем реакции водителя t1.

Это зависит от его пола, возраста, квалификации, состояния здоровья, алкогольного или наркотического опьянения и других факторов. Правильно применить значение времени t1, дифференцированно в зависимости сложности и степени, опасности дорожно-транспортной ситуации (ДТС), предшествовавшей происшествию. У нас в стране приняты дифференцированные значения времени реакции водителя.

Время запаздывания тормозного привода t2 зависит главным образом от типа привода и его технического состояния. На время t2 не влияют дорожные условия, а также степень загруженности автомобиля.

При экспертных расчетах время запаздывания t2 тормозного привода принимают для транспортных средств различных категорий по положению.

 

Таблица 1. Категории транспортных средств.

Тип транспортных средств Категория Модели
пассажирские с числом мест не более 8 М1 легковые: «Запорожец», ВАЗ; «Жигули»; «Нива»; «Москвич», ГАЗ «Волга»; ЗИЛ; ЛуАЗ; УАЗ-469; ИЖ
то же с числом мест более 8 полной массой до 5 т М2 РАФ «Латвия»; 2В; Жук; Ныса-522М
то же полной массой более 5 т М3 КаВЗ; ПАЗ; ЛАЗ; ЛиАЗ; Икарус
грузовые одиночные и автопоезда полной массой не более 3,5 т N1 Ныса-521С; Жук-А06; УАЗ-451М; - 451ДМ; -452; -452Д; ЕрАЗ-762В
грузовые одиночные и автопоезда полной массой 3,5-12 т N2 ГАЗ-52-03, -53А; ЗИЛ-130-76
грузовые одиночные и автопоезда полной массой более 12 т N3 Урал-377Н; КамАЗ-5320; -53212; -5410; -54112; МАЗ-500А; -516Б; -5335; -53352; КрАЗ-257Б1; ГАЗ-52-06; ЗИЛ-130В1-76

 

Время нарастания замедления t3 зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного полотна и массы автомобиля. Экспериментально-расчетные значения параметров торможения транспортных средств в не груженом состоянии на асфальте - и цементобетонном покрытии (таблица 2)

Замедление транспортных средств при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля

(1.1)

где коэффициент продольного сцепления шин с дорогой, который выбирают в зависимости от состояния опорной поверхности.

В экспертной практике используют значение jH, полученные в результате массовых испытаний автомобилей (таблица 3).

 

сухое мокрое

- асфальтобетонное или цементобетонное

покрытие 0.7-0.8 0.35-0.45

- щебеночное покрытие 0.6-0.7 0.3-0.4

- грунтовая дорога 0.5-0.6 0.2-0.4

- дорога покрытая укатанным снегом – 0.2-0.3

- обледенелая дорога – 0.1-0.2

 

Таблица 2 Зависимость значений времени запаздывания срабатывания тормозной системы t2 и времени нарастания замедления t3 АТС, производство которых начато после 01.01.81 г., от их нагрузки и коэффициента сцепления шин с дорогой

Категория АТС с тормозным приводом φ Тип АТС
Одиночные Автопоезда в составе АТС
М1 М2 M3 N1 N2 N3 М1 М2 М3 N1 N2 N3
Снаряженное состояние 0,7 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,6 0,3 0,5 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,5 0,25 0,45 0,5 0,3 0,5 0,5 0,3 0,5 0,55 0,35 0,55 0,55
0,4 0,2 0,35 0,4 0,25 0,4 0,4 0,2 0,4 0,45 0,3 0,45 0,45
0,3 0,15 0,25 0,3 0,2 0,3 0,3 0,15 0,3 0,3 0,2 0,3 0,3
0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,1 0,2 0,2 0,15 0,2 0,2
0,1 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1 0,05 0,1 0,1
50% нагрузки 0,7 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,6 0,3 0,55 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,5 0,3 0,55 0,6 0,35 0,55 0,55 0,3 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6
0,4 0,2 0,4 0,4 0,25 0,45 0,45 0,25 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5
0,3 0,15 0,3 0,3 0,2 0,35 0,35 0,2 0,35 0,35 0,25 0,35 0,35
0,2 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 0,15 0,25 0,25 0,15 0,25 0,25
0,1 0,05 0,1 0,1 0,05 0,15 0,15 0,05 0,15 0,1 0,1 0,15 0,15
Полная масса 0,7 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,6 0,3 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,5 0,25 0,55 0,55 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6 0,35 0,6 0,6
0,4 0,2 0,45 0,45 0,3 0,5 0,5 0,25 0,5 0,45 0,35 0,5 0,5
0,3 0,15 0,3 0,3 0,25 0,4 0,4 0,2 0,4 0,35 0,25 0,4 0,4
0,2 0,1 0,2 0,2 0,15 0,25 0,25 0,15 0,25 0,25 0,2 0,25 0,25
0,1 0,05 0,1 0,1 0,1 0,15 0,15 0,05 0,15 0,1 0,1 0,15 0,15

Таблица 3 Значения установившегося замедления транспортных средств, производство которых начато после 01.01.81 г., в зависимости от коэффициента сцепления и от нагрузки автомобиля, jН м/с

Категория АТС с тормозным приводом φ Тип АТС
Одиночные Автопоезда в составе АТС
М1 М2 M3 N1 N2 N3 М1 М2 М3 N1 N2 N3
Снаряженное состояние 0,7 6,8 6,8 5,7 5,7 5,9 6,2 6,1 5,7 5,5 4,7 5,5 5,5
0,6 5,9 5,9 5,7 5,7 5,9 5,9 5,9 5,7 5,5 4,7 5,5 5,5
0,5 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,7 4,9 4,9
0,4 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9
0,3 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9
0,2 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
0,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
50% нагрузки 0,7 6,6 6,1 5,6 5,1 5,2 5,4 5,7 5,1 5,3 4,4    
0,6 5,9 5,9 5,6 5,1 5,2 5,4 5,7 5,1 5,3 4,4    
0,5 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 4,9 3,9 3,9 3,9 4,4 4,9 4,9
0,4 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9
0,3 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9
0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
0,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0
Полная масса 0,7 6,3 5,4 5,4 4,5 4,5 4,5 5,2 4,5     4,5 4,5
0,6 5,9 5,4 5,4 4,5 4,5 4,5 5,2 4,5     4,5 4,5
0,5 4,9 4,9 4,9 4,5 4,5 4,5 4,9 4,5 4,9   4,5 4,5
0,4 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9 3,9
0,3 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9 2,9
0,2 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0 2,0
0,1 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 1,0

Таблица 4 ВЕЛИЧИНА УКЛОНА ДОРОГИ,ВЫРАЖЕННАЯ В РАЗЛИЧНЫХ ЕДИНИЦАХ ИЗМЕРЕНИЯ

Промилле Проценты Градусы
  1.0 0 30'
17.5 1.75  
    1 10'
  2.5 1 30'
  3.0 1 40'
  3.5  
  4.0 2 20'
  4.5 2 30'
52.5 5.25  
  6.0 3 30'
  7.0  
  8.0 4 30'
87.5 8.75  
  9.0 5 20'
  9.5 5 30'
  10.0  
  11.5 6 30'
  12.0  
  13.0 7 30'
  14.0  
  15.0 8 30'
  16.0  
167.5 16.75 9 30'
  17.5  
  27.0  
  36.5  

При экспертных работах, особенно в их начальной стадии, скорость автомобиля перед торможением обычно неизвестна и ее определяют по длине следа торможения на дорожном покрытии – длине следа юза шин. При известной длине следа юза скорость автомобиля в начале полного торможения находим

(1.2)
где (+подъём, -спуск)

начальная скорость автомобиля согласно выражения

 

(1.3)

при экспертном анализе наезда на пешехода часто необходимо определить скорость Vн автомобиля в момент удара.

Если перемещение автомобиля Sпн после наезда меньше длины следа юза или равно ей, то скорость автомобиля в момент наезда

(1.4)

 

Если же путь перемещения SПН больше пути юзом Sю, то необходимо определить путь автомобиля за время увеличения замедления

 

после этого сравнивают расстояние SПН с суммарным расстоянием (Sю + S3). Если SПН > (Sю+ S3), то наезд произошел, когда автомобиль еще не был заторможен и его скорость была равна

 

 

Если путь меньше суммарного расстояния (Sю + S3), но вместе с тем, больше длины следа юза (Sю + S3 >SПН> Sю), то наезд произошел в процессе нарастания замедления, когда скорость автомобиля уже уменьшалась, но еще не достигла Vю.

 

где

Таким образом, если в момент наезда автомобиля на пешехода колеса были заторможены, но еще не заблокированы и замедление не достигло максимума, то рассчитывать скорость нужно в такой последовательности: найти значения Vа и S3.

 

ЗАДАНИЕ

Данные необходимые для самостоятельной работы

(уточняются у преподавателя)

Марка, модель.

Степень загрузки (снаряжённое состояние, 50 % нагрузки, полная масса).

Опорная поверхность (асфальтобетон, щебёночное покрытие, грунтовая дорога, дорога покрытая укатанным снегом, обледенелая дорога).

Состояние опорной поверхности (сухое, мокрое).

Продольный уклон дороги (- спуск, + подъём) jН (‰),

Длина следа юза SЮ (м),

Перемещение автомобиля после наезда SПН (м).

 

В соответствии с заданными исходными данными вычислить путь автомобиля от начала замедления до момента наезда на пешехода и найти скорость Vн.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: