Тактической разработкой активного туристского путешествия называется документ, содержащий подробное описание цели, средств, сил и действий, необходимых для полного и безопасного прохождения намеченного маршрута. Тактическая разработка (ТР) содержит в себе информацию как о предпоходных тактических действиях, так и частично о том, что следует делать группе в ходе самого путешествия.
В коммерческом использовании активных видов туризма тактические разработки маршрутов имеют первостепенное значение и являются самостоятельным туристским продуктом. Именно завершенная тактическая разработка является начальным этапом подготовки и продажи активного тура, как на внутреннем, так и международном туристском рынке. Без ТР невозможно определить стоимость тура, составить соответствующий прайс-лист, осуществить рекламные мероприятия, подготовку необходимого материально-технического обеспечения, соответствующей бригады сопровождения и, наконец, осуществить собственно путешествие.
Содержание тактической разработки тура:
(на примере водного маршрута по р. Чусовая, Средний Урал)
Этап | Рекомендации | Пример | |||||||||||||||||
Выбор маршрута путешествия | Начинать ТР целесообразно с обоснования выбора предлагаемого маршрута по следующим критериям: безопасность, познавательный интерес, устойчивость хорошей погоды в летнее время, близость подъездов к начальной и конечной точкам активной части путешествия и т.п. | Водный маршрут по р. Чусовая на участке п. Кын – г. Чусовой подходит для начинающих туристов, т. к. не имеет категорийных препятствий, но при сплаве на байдарках будет интересен как новичкам, так и опытным туристам ввиду наличия простых шивер и перекатов. На маршруте в изобилии встречаются природные и исторические достопримечательности (скалы с видовыми площадками, пещеры, стоянки древних людей, карстовые озера, музей под открытым небом и т. д.). Участок от п. Кын до г. Чусового удобен своей транспортной доступностью (прямой поезд г. Н. Новгород – г. Чусовой), кроме того этот участок не попадает в охранную зону природного парка р. Чусовая. | |||||||||||||||||
Определение основных параметров маршрута | 1. Вид туризма и категория сложности. 2. Протяженность и продолжительность – эти параметры напрямую зависят друг от друга. Продолжительность длительного (не ПВД) взрослого коммерческого тура в среднем составляет от 7 до 16 дней. Протяженность маршрута заданной продолжительности будет, в первую очередь, зависеть от категории людей, которым адресован тур (дети, семьи с детьми, молодежь, сборные взрослые группы и т.п.), вида туризма, но и в рамках одного вида может существенно различаться из-за географических особенностей района (например, при сплаве по рекам Нижегородской области с коммерческой группой оптимально планировать от 12 до 20 км в день, тогда как на реках с большей скоростью течения можно преодолеть 30-40 км в день). 3. Сроки путешествия. На сроки путешествия будут во многом влиять климатические особенности района путешествия. Например: совершать пеший поход в конце августа в Нижегородской области довольно комфортно, а в Саянах в этот же период времени может наступить зима; горные коммерческие походы не следует планировать в лавиноопасные периоды года; начало июля – хорошее время для водных походов, но в некоторых районах Урала реки в это период сильно мелеют и т. д. Кроме того, при определении сроков похода стоит учитывать расписание движения поездов/самолетов/автобусов. 4. Рекомендуемое кол-во туристов в группе. Очевидно, что слишком большая группа является маломобильной и трудноуправляемой, а при расчете на очень малую группу стоимость путевки существенно возрастет, и тур станет неконкурентоспособен. Есть и другие факторы, накладывающие ограничения на кол-во людей в группе, например, кол-во мест в машинах при транспортной заброске (на старт маршрута возит только один УАЗ «буханка» с кол-вом пассажиров 8 чел, соответственно, взять больше 7-ми клиентов (+1 инструктор) мы не сможем. При прохождении маршрута через разнообразные заповедники и нацпарки следует изучить, не накладывают ли правила их посещения ограничения на суточное кол-во туристов, посещающих на охраняемые территории. 5. Кол-во инструкторов. Зависит от сложности похода (если планируется категорийный поход, то кол-во инструкторов увеличивается, например, в сложном водном походе желательно, чтобы на каждом плавсредстве были 1-2 инструктора), кол-ва туристов (в простых походах на 10-15 клиентов достаточно 2-х инструкторов, на 20-25 уже необходимо 3-4), возраста туристов (в детских походах оптимально: 1 инструктор на 5-6 детей, но не менее 3 инструкторов на группу), мероприятий на маршруте (например, если планируется посещение вертикальной пещеры, целесообразно наличие 3х инструкторов даже при небольшой группе; если в походе планируются радиальные выходы с оставлением лагеря группой, то инструкторов должно быть минимум 2 – один ведет группу, 1 охраняет лагерь). |
| |||||||||||||||||
Нитка маршрута | Составление нитки маршрута. Необходимо описать “нитку” самого маршрута путешествия с его основными физико-географическими пунктами и естественными препятствиями (реки, озера, перевалы, ледники, болота, леса и т.п.). Указываются основные населенные пункты прибытия/отбытия, наиболее крупные населенные пункты по пути следования, основные достопримечательности, определяющие препятствия. | Г. Н. Новгород – г. Чусовой – п. Кын – к. Мултык – д. В. Ослянка – Сылвицкий перекат – к. Ермак – к. Горчак – к. Гнутый – д. Усть-Койва – устье р. Койва – к. Поныш (пещ. Чудесница) – к. Плакун – Голубое озеро – г. Чусовой – г. Н-Новгород. | |||||||||||||||||
Развернутый график движения | Рекомендуется оформить в табличном виде. | Приложение 1. | |||||||||||||||||
Карты, схемы, лоции | На основной карте прорисовывается маршрут с местами ночевок (иногда обедов), указываются пути аварийного схода с маршрута. На карте отмечаются достопримечательности и экскурсионные объекты, основные препятствия на маршруте. В зависимости от вида туризма и наполнения маршрута прикладываются лоции и схемы порогов, хребтовки, кроки перевалов, топосъемки пещер и т. д. | Приложение 2. | |||||||||||||||||
Запасные варианты и аварийные сходы с маршрута | Запасной вариант маршрута бывает один или несколько и прокладываются они через менее сложные естественные препятствия, чем основной, но в тот же конечный пункт. Запасной вариант маршрута рассчитан на более короткое по времени прохождение, чем основной, либо является более легким технически. Используется этот вариант чаще всего при резком ухудшении погоды или несоответствии физических (технических) возможностей участников похода сложности или протяженности основного маршрута. При разработке аварийных сходов с маршрута следует помнить, что чрезвычайное происшествие (ЧП) может произойти на любом участке маршрута, при этом его вероятность на сложных участках выше. Поэтому аварийных сходов должно быть несколько, и все они должны содержать ответы на вопросы, как и какими путями группа сможет максимально быстро выйти из любой точки района путешествия. Разрабатывая аварийные сходы, необходимо для начала определить так называемую точку возврата — место, с которого эвакуация оптимальна по пройденному уже пути к исходному пункту маршрута. Это будет первый аварийный сход с маршрута. Остальные подобные варианты высчитываются по признакам максимальной простоты и кратковременности пути к ближайшему населенному пункту или временному пребыванию людей, откуда возможна эвакуация транспортными средствами. Аварийные сходы с маршрута высчитываются до той точки, от которой наилучшим вариантом эвакуации является движение по основному маршруту до конечного пункта. | ||||||||||||||||||
Доставка группы на маршрут | Доставка группы на маршрут может осуществляться как маршрутным транспортом (начиная с самолета, заканчивая пригородными автобусами), так и транспортом заказным (автотранспорт, катер, вертолет, кони, ослы и т. д.). При заброске маршрутным транспортом необходимо уделять особое внимание стыковке расписаний и направлений (особенно при забросках с пересадками). При пересадке с одного транспорта на другой важно закладывать достаточное кол-во времени на переезд(с вокзала в аэропорт, например), на погрузку, получение багажа, а также непредвиденные ситуации. Нужно помнить – поезда могу опаздывать, авиарейсы задерживаться, а рейсовые автобусы в принципе не имеют точного времени прибытия в конечный пункт. При выборе варианта заброски следует учитывать климатические особенности района и время года (зимой могут быть заметены перевалы и закрыты дороги для проезда автобусов, в осенний период может быть остановлено движение паромов и т. д.). Также стоит уделять внимание вопросам комфорта и безопасности. Планируя заброски/выброски общественным транспортом, по возможности, следует избегать ночных, особенно многочасовых, пересадок. При расчете стоимости заброски не нужно забывать о мелочах, например, при пересадке в Москве с вокзала на вокзал, стоимость проезда на метро лучше заложить в смету заранее, а не добирать с клиентов на месте. Также необходимо учитывать правила провоза грузов в различных видах транспорта. Если вся группа планирует лететь самолетом, а в походе готовить на газовых горелках, то нужно предусмотреть закупку газа по прилету на место, либо выбрать другой вид транспорта. Особенно негабаритны грузы у туристов-водников, сдать в багаж в самолете 90-килограмовый рафт будет проблематично, да и в поезде в обычный вагон плавсредства не всегда возможно разместить. Стоит предусматривать покупку багажных билетов или отправку громоздкого снаряжения к точке старта транспортной компанией. При забросках заказным транспортом важно подобрать надежного перевозчика. Лучше всего, если у перевозчика имеется несколько единиц транспорта, чтобы в случае выхода из строя планируемого автобуса, он мог прислать замену. Также не стоит забывать о грузоподъемности того или иного транспорта(как вертолет, так и ишак могут поднять строго определенный вес, необходимо уточнять у перевозчика максимальную грузоподъемность транспорта), а также о его объемах (в 13-местную ГАЗель, конечно, садится 13 человек, а вот 13 человек с тринадцатью 120-литровыми рюкзаками- уже с трудом). При заброске непосредственно к месту старта нужно внимательно изучить подъезды. Нередко в горных районах может потребоваться транспорт повышенной проходимости, да и в наших равнинных районах вместо комфортабельного экскурсионного автобуса чаще приходится остановить свой выбор на ПАЗике. | Заброска. Н. Новгород – Чусовой: Поезд №012Я «Ямал», Москва – Новый Уренгой. Отправление из г. Н. Новгород – 20.07 в 20:11 (время мск) Прибытие в г. Чусовой – 21.07 в 13:58 (время мск). По местному времени в 15:58. Стоимость плацкартного места – 1607 р Ж/д вокзал г. Чусовой – ТК «КИТ» - п. Кын: Заказной микроавтобус «Форд», 950-454-43-31, ООО «АвтоМир». Транспорт будет подан в 14:00 (мск) к ж/д вокзалу г. Чусовой. Стоимость заброски – 12000 руб. Выброска. Ж/д вокзал г. Чусовой – ТК «КИТ» - ж/д вокзал г. Чусовой(для отправки снаряжения транспортной компанией): Заказная грузовая ГАЗель, 935-144-87-10, ИП Шурыгин. Транспорт будет подан в 07:30 (мск) к ж/д вокзалу г. Чусовой. Стоимость – 1000 руб. г. Чусовой – г. Н. Новгород: Поезд №083*Е «Северный Урал», Приобье - Москва. Отправление из г. Чусовой – 31.07 в 09.45 (время мск). По местному времени в 11:45 Прибытие в г. Н. Новгород – 01.08 в 03:22. Стоимость плацкартного места – 1098 р | |||||||||||||||||
Взаимодействие с МЧС | При проведении активных туров руководитель группы/инструктор/проводящая организация обязаны зарегистрировать группу в территориальном отделении МЧС. При прохождении маршрута по нескольким областям, необходимо уведомить отделения МЧС каждой области. В первую очередь необходимо найти номера телефонов регистрирующих органов. В некоторых регионах достаточно продиктовать данные группы по телефону, в некоторых требуется отправить заявку в произвольной форме на электронную почту, в некоторых существуют специальные бланки заявлений, которые необходимо заполнить, где-то считается обязательным по прибытию в район похода лично зарегистрироваться в ближайшем пункте МЧС. Планируя маршрут, необходимо согласовать с местным МЧС форму подачи заявки, контрольные сроки, время выходов на связь. Планируя точки выхода на связь, необходимо изучить карту покрытия мобильной связи в данном регионе и предусмотреть сохранность телефонов в заряженном состоянии, чтобы из-за пропуска сеанса связи из-за севшей батарейки внезапно не начались поисковые работы. В случае невозможности связи с МЧС на маршруте по мобильному телефону, следует иметь спутниковый телефон либо планировать места выхода на связь в населенных пунктах, где имеются почтовые отделения. | od-kss@mail.ru – электронный адрес для отправки заявки на регистрацию в ГУ МЧС России по Пермскому краю. Телефон для связи с оперативным дежурным – 8(342) 2682-59 Заявка на регистрацию в приложении 3. | |||||||||||||||||
Страховка от несчастного случая | На данный момент при проведении активных туров проводящая организация обязана страховать от несчастного случая несовершеннолетних участников тура. Взрослых участников тура допустимо не страховать в том случае, если в договоре они подписали отказ от страхования. Но, все же, крайне рекомендуется страховать всех участников коммерческих походов. В информации о туре и в договоре с клиентом должна быть указана информация о страховой компании. | В стоимость маршрута включена страховка от несчастного случая Страховое АО «ВСК», страховой полис выписывается на группу и находится у инструктора. |