Конспект занятия для слабослышащих обучающихся (без интеллектуальных нарушений)
5 класс [1]
Занятие 3.3
Тема: Обида
Цель: способствовать осознанию и распознаванию чувств, развитие навыка самоанализа чувств и поведения, нахождения конструктивных способов избавления от обид
Что такое обида? Когда и за что люди обижаются друг на друга?
Упражнение «Детские обиды»
Цель: развитие навыков самоанализа
Вспомните ситуацию из детства, когда вы чувствовали себя обиженным. Давайте на примере этой ситуации анализировать, что происходит с человеком и как поступать в этом случае. Мои вопросы помогут в анализе ситуации. Можно конкретно или абстрактно нарисовать эту ситуацию, чтоб окончательно справиться с чувством обиды.
· По поводу чего возникло чувство обиды (слова, действия в твой адрес других людей)?
· Что ты тогда в детстве сделал, как отреагировал на ситуацию?
· Что ты тогда чувствовал? (Обязательно нарисуй, хотя бы в виде смайлика свои чувства)
· Как ты сейчас относишься (спустя время) к этой обиде? (Нарисуй смайлик)
· Как изменилось чувство по отношению к обидчику в зависимости от времени, прошедшего с момента нанесения обиды?
* подсказка: Если чувства остались достаточно сильными, и ты ярко представляешь прошедшую ситуацию, то необходим следующий шаг: поиск способов справиться с чувствами и избавиться от обиды.
!!! Это упражнение дано для самоанализа и не требует отчёта и записей
2. Упражнение «Как выразить обиду»
Вам даны ситуации, в которых один человек обижает другого.
Задание 1. Прочитайте варианты реакции на обиду и укажите в скобках тип поведения (агрессивное «А», неуверенное «Н» или уверенное «У»). Можно проставить в скобках, соответствующую типу поведения букву.
1 ситуация: Одноклассник взял без разрешения твой пенал и побежал с ним из класса.
А) ты догоняешь одноклассника и, забрав пенал, ударяешь его по спине (…)
Б) ты не бежишь за одноклассником, а рассказываешь о ситуации учителю (…)
В) ты остаешься в классе и, когда возвращается одноклассник, просишь вернуть его пенал, так как тебе нужны ручки для работы (…)
Г) ты расстраиваешься и плачешь, боясь, что пенал не вернут или сломают что-нибудь (…)
Д) ты бежишь за одноклассником и кричишь ему ругательства и угрозы (…)
Е) ты берёшь вещи этого одноклассника и ждёшь, когда он вернётся, чтоб совершить обмен (…)
Ж) ты говоришь однокласснику, который вернулся с твоим пеналом, так не делать и предлагаешь иную форму общения (игру, рассматривание чего-либо, диалог на интересную тему) (…)
З) ты договариваешься с другом, чтоб наказать виновного (…)
И) ты уходишь из класса и не возвращаешься на урок (…)
2 ситуация: Ты договаривался с другом пойти вместе гулять. Друг не отвечает на твои звонки, не заходит за тобой в оговоренное время. Ты выходишь один на улицу и видишь своего друга, гуляющего в компании других ребят.
А) ты не подходишь к ребятам и гуляешь один (…)
Б) ты подходишь к компании и громко уличаешь друга в обмане, чтоб все знали, какой он друг (…)
В) ты подходишь к компании ребят и начинаешь с ними общаться, но игнорируешь друга (…)
Г) ты приветствуешь всю компанию и начинаешь общаться со всеми (…)
Д) ты поворачиваешься и уходишь домой (…)
Е) ты звонишь другу по телефону и говоришь, что отказываешься с ним дружить, потому, что друг тебя обманывает (…)
Задание 2. Длякаждой ситуации выберите 1 наиболее подходящий для вас вариант поведения (можно придумать свой вариант реакции на обидчика) и напишите возможные последствия этих действий. Например, в ситуации 2 вариант «А» (гуляешь один) могут быть последствия:
· Научился занимать себя самостоятельно, делать интересной прогулку в одиночестве («+» твоя самостоятельность и независимость; «-» осталась обида, потеряно доверие в дружбе)
· Не сказал другу об обмане, простил, так как нашёл для себя оправдания этому поступку («+» сохранил отношения с этим человеком, избавился от обиды; «-» риск повторного обмана высок)
· Начал сомневаться в дружбе, проверять друга в разных ситуациях («+» узнал отношение человека к тебе; «-» осталась обида, потеряно доверие в дружбе)
Подходящий для тебя вариант (1 ситуация)______________________________________________
____________________________________________________________________________________
Подходящий для тебя вариант (2 ситуация)_______________________________________________
____________________________________________________________________________________
Как вы могли заметить, каждый вариант поведения имеет свои достоинства и недостатки, выбор остаётся за человеком.
Упражнение «Копилка обид»
Представьте ситуацию, когда вам в обувь попадает маленький камушек. Сначала вы ходите и почти не замечаете его, но со временем этот камушек (даже песчинка) может сильно поранить ногу от постоянного трения. Зачем испытывать боль, если можно вытряхнуть камушек из обуви. Так и с обидами: мы можем долго мучиться от того, что носим обиды в своём сердце. Эта эмоция сильно ранит душу, необходимо избавиться от обиды как от камушка в обуви. Копить обиды бесплодное занятие.
Умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и прочее. Придумайте что вы можете сделать с обидой и как поступить с обидчиком.
Например: на листе бумаги написать или нарисовать обиды, которые были пережиты в последнее время и уничтожить листок или … (придумайте 1-2 способа)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подведение итогов:
Лучше всего в жизни следовать афоризму: «Слабые не умеют прощать, способность прощать – качество, присущее сильным». Постарайтесь попробовать простить человека, который вас обидел. Нет смысла тратить время на месть, так ты сжигаешь свою душу и упускаешь, не замечаешь счастливые моменты в жизни. Тем более, что все люди могут ошибаться и совершать глупые поступки, которые могут обидеть других людей.
[1] В очном варианте занятия все ситуации проигрываются с куклами перчатками в кругу и обсуждаются по желанию