Упражнение «Копилка обид»




Конспект занятия для слабослышащих обучающихся (без интеллектуальных нарушений)

5 класс [1]

Занятие 3.3

Тема: Обида

Цель: способствовать осознанию и распознаванию чувств, развитие навыка самоанализа чувств и поведения, нахождения конструктивных способов избавления от обид

Что такое обида? Когда и за что люди обижаются друг на друга?

Упражнение «Детские обиды»

Цель: развитие навыков самоанализа

Вспомните ситуацию из детства, когда вы чувствовали себя обиженным. Давайте на примере этой ситуации анализировать, что происходит с человеком и как поступать в этом случае. Мои вопросы помогут в анализе ситуации. Можно конкретно или абстрактно нарисовать эту ситуацию, чтоб окончательно справиться с чувством обиды.

· По поводу чего возникло чувство обиды (слова, действия в твой адрес других людей)?

· Что ты тогда в детстве сделал, как отреагировал на ситуацию?

· Что ты тогда чувствовал? (Обязательно нарисуй, хотя бы в виде смайлика свои чувства)

· Как ты сейчас относишься (спустя время) к этой обиде? (Нарисуй смайлик)

· Как изменилось чувство по отношению к обидчику в зависимости от времени, прошедшего с момента нанесения обиды?

* подсказка: Если чувства остались достаточно сильными, и ты ярко представляешь прошедшую ситуацию, то необходим следующий шаг: поиск способов справиться с чувствами и избавиться от обиды.

!!! Это упражнение дано для самоанализа и не требует отчёта и записей

2. Упражнение «Как выразить обиду»

Вам даны ситуации, в которых один человек обижает другого.

Задание 1. Прочитайте варианты реакции на обиду и укажите в скобках тип поведения (агрессивное «А», неуверенное «Н» или уверенное «У»). Можно проставить в скобках, соответствующую типу поведения букву.

1 ситуация: Одноклассник взял без разрешения твой пенал и побежал с ним из класса.

А) ты догоняешь одноклассника и, забрав пенал, ударяешь его по спине (…)

Б) ты не бежишь за одноклассником, а рассказываешь о ситуации учителю (…)

В) ты остаешься в классе и, когда возвращается одноклассник, просишь вернуть его пенал, так как тебе нужны ручки для работы (…)

Г) ты расстраиваешься и плачешь, боясь, что пенал не вернут или сломают что-нибудь (…)

Д) ты бежишь за одноклассником и кричишь ему ругательства и угрозы (…)

Е) ты берёшь вещи этого одноклассника и ждёшь, когда он вернётся, чтоб совершить обмен (…)

Ж) ты говоришь однокласснику, который вернулся с твоим пеналом, так не делать и предлагаешь иную форму общения (игру, рассматривание чего-либо, диалог на интересную тему) (…)

З) ты договариваешься с другом, чтоб наказать виновного (…)

И) ты уходишь из класса и не возвращаешься на урок (…)

2 ситуация: Ты договаривался с другом пойти вместе гулять. Друг не отвечает на твои звонки, не заходит за тобой в оговоренное время. Ты выходишь один на улицу и видишь своего друга, гуляющего в компании других ребят.

А) ты не подходишь к ребятам и гуляешь один (…)

Б) ты подходишь к компании и громко уличаешь друга в обмане, чтоб все знали, какой он друг (…)

В) ты подходишь к компании ребят и начинаешь с ними общаться, но игнорируешь друга (…)

Г) ты приветствуешь всю компанию и начинаешь общаться со всеми (…)

Д) ты поворачиваешься и уходишь домой (…)

Е) ты звонишь другу по телефону и говоришь, что отказываешься с ним дружить, потому, что друг тебя обманывает (…)

Задание 2. Длякаждой ситуации выберите 1 наиболее подходящий для вас вариант поведения (можно придумать свой вариант реакции на обидчика) и напишите возможные последствия этих действий. Например, в ситуации 2 вариант «А» (гуляешь один) могут быть последствия:

· Научился занимать себя самостоятельно, делать интересной прогулку в одиночестве («+» твоя самостоятельность и независимость; «-» осталась обида, потеряно доверие в дружбе)

· Не сказал другу об обмане, простил, так как нашёл для себя оправдания этому поступку («+» сохранил отношения с этим человеком, избавился от обиды; «-» риск повторного обмана высок)

· Начал сомневаться в дружбе, проверять друга в разных ситуациях («+» узнал отношение человека к тебе; «-» осталась обида, потеряно доверие в дружбе)

Подходящий для тебя вариант (1 ситуация)______________________________________________

____________________________________________________________________________________

Подходящий для тебя вариант (2 ситуация)_______________________________________________

____________________________________________________________________________________

Как вы могли заметить, каждый вариант поведения имеет свои достоинства и недостатки, выбор остаётся за человеком.

Упражнение «Копилка обид»

Представьте ситуацию, когда вам в обувь попадает маленький камушек. Сначала вы ходите и почти не замечаете его, но со временем этот камушек (даже песчинка) может сильно поранить ногу от постоянного трения. Зачем испытывать боль, если можно вытряхнуть камушек из обуви. Так и с обидами: мы можем долго мучиться от того, что носим обиды в своём сердце. Эта эмоция сильно ранит душу, необходимо избавиться от обиды как от камушка в обуви. Копить обиды бесплодное занятие.

Умение выразить обиду важно для самого себя, но не является решением проблемы, равно как и реванш, месть и прочее. Придумайте что вы можете сделать с обидой и как поступить с обидчиком.

Например: на листе бумаги написать или нарисовать обиды, которые были пережиты в последнее время и уничтожить листок или … (придумайте 1-2 способа)

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Подведение итогов:

Лучше всего в жизни следовать афоризму: «Слабые не умеют прощать, способность прощать – качество, присущее сильным». Постарайтесь попробовать простить человека, который вас обидел. Нет смысла тратить время на месть, так ты сжигаешь свою душу и упускаешь, не замечаешь счастливые моменты в жизни. Тем более, что все люди могут ошибаться и совершать глупые поступки, которые могут обидеть других людей.

 


[1] В очном варианте занятия все ситуации проигрываются с куклами перчатками в кругу и обсуждаются по желанию



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: