РАССТАНОВКИ И аттестации КАДРОВ
13.1. Психологическая сущность и структура профотбора. Термины и определения
13.2. Содержание цели и функции аттестации
13.3. Психологические основы профессионального обучения
Психологическая сущность и структура профотбора.
Термины и определения
Можно выделить несколько направлений, на которых основывается успешная деятельность современных предприятий[1]:
1. Ориентация всех частей предприятий на рыночное поведение (технологии, дизайн продукции, подбор и найм работников, использование инициативы и идей сотрудников в текущей практике).
2. Построение партнерских отношений и баланс интересов (с сотрудниками, клиентами, смежниками, другими организациями).
3. Создание условий повышения эффективности совместной и индивидуальной деятельности сотрудников (персональные компьютеры, ноутбуки, автомобили, гибкие графики работы и др.).
4. Децентрализация управления, расширение управленческих полномочий для все большего числа работающих.
Понятно, что реализация этих основополагающих моментов в русле кадровой политики предполагает особое отношение к подбору и найму сотрудников, признанию их права на выбор организации, заключение обоюдовыгодного соглашения, права на адекватное взаимное информирование о характере предстоящей деятельности, перспективах карьерного роста, индивидуальных предпочтениях и пожеланиях.
Психологический профотбор персонала и психологическое консультирование по выбору профессий стали ведущими направлениями индустриальной психологии первой половины XX в. не только в США, но и во всех развитых странах мира (в том числе и в России 20–30-х гг.).
В 80–90-е гг. XX в. подбор наиболее подходящего персонала и его систематическая оценка стали органической составляющей TQM (Total Quality Management) – концепции всеобщего управления качеством производства и продажи товаров и услуг.
Английские психологи Доминик Купер и Айвен Т. Робертсон (2003) приводят данные об экономической эффективности психологического отбора персонала. Экономическая выгода от приема наиболее подходящих сотрудников в производственную организацию может составить 6–20 % от существующего уровня эффективности производства. Так, в Великобритании при отборе старших офицеров полиции специально организованные методы оценки позволили получить финансовую выгоду в размере 800 тыс. фунтов (по сравнению с традиционными методами отбора).
Психологический отбор в военной авиации США позволил снизить отсев курсантов по непригодности с 75 до 36 % и сэкономить около 1 млн.$ на каждые 100 успешно закончивших обучение военных летчиков.
В литературе с 1970-х гг. уже появлялись публикации о том, что даже в массовых рабочих профессиях встречаются виды труда, которые тяжело осваиваются молодыми работниками, и поэтому для таких профессий был рекомендован профессиональный подбор лиц, наиболее подходящих по своим психофизиологическим качествам (табл. 1).
Таблица 1
Данные о степени пригодности кандидатов к различным
гражданским профессиям [2]
Вид профессиональной деятельности | % лиц, не пригодных к работе |
Сборка мелких деталей на конвейере | 7-8 |
Работа аппаратчика химического производства | 15-20 |
Работа монтажника-высотника | 20-40 |
Работа слесаря-инструментальщика и шлифовальщика-полировщика деталей | До 80 |
В целом психологический профотбор персонала оправдан в условиях, когда число претендентов на вакансию превышает число вакансий. В экономических условиях нашей страны психологический профотбор получил распространение в 1980-е гг. и значительно расширился с переходом на рыночные способы хозяйствования в 1990-е гг.
Введем определения понятийного аппарата данной темы:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ [3] – совокупность психофизиологических и психических особенностей индивида, необходимых и достаточных (при условии соответствующего обучения) для достижения общественно приемлемых показателей в конкретном виде трудовой деятельности; мотивационное принятие индивидом данного вида труда, склонность к данному виду деятельности, соответствие его психических качеств требованиям, предъявляемым к данной профессии.
Е.А. Климов разработал классификацию профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности[4]:
а) годность к деятельности – при отсутствии каких-либо противопоказаний;
б) непригодность (временная или постоянная, практически непреодолимая) – наличие отклонений в состоянии здоровья, несовместимых с требованиями профессии;
в) соответствие определенной области деятельности – нет противопоказаний по здоровью и имеются некоторые личные качества, которые указывают на возможность выбора определенной профессии;
г) призвание человека к конкретному виду (видам) деятельности – высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности.
Как отмечалось в лекции 10 по показателю возможности или трудности формирования эффективного ИСД (подготовки эффективных работников) К.М. Гуревич[5] выделил два вида профессий:
Профессии первого типа – виды деятельности, в которых
А) отсутствует зона неопределенности, т.е. жестко заданы способы выполнения, либо неопределенность слишком высока (профессиональные задачи очень разнообразны и в профессиональном обучении нельзя подготовить человека к их успешному выполнению, отсутствует алгоритм правильного точного действия, который мог бы стать основой обучения);
Б) деятельность выполняется в экстремальных условиях;
В) деятельность требует трудно развиваемых свойств индивидуальности.
Успех в этих профессиях обусловлен природно заданными свойствами индивидуальности, в связи с чем полезен профессиональный отбор для обеспечения высокопродуктивной деятельности. Эти случаи соотнесения требований профессии и субъекта труда К.М. Гуревич называет абсолютной профессиональной пригодностью.
Профессии второго типа, где:
А) деятельность имеетневысокую степень разнообразия профессиональных задач, и может быть выработан алгоритм успешного выполнения задач.
Б) деятельность, имеющая известную «зону неопределенности», позволяющую выбрать оптимальные внутренние и внешние способы деятельности, компенсирующие ограничения и опирающиеся на преимущества индивидуальных свойств субъекта.
Для профессий второго типа К.М. Гуревич предлагает использовать термин «относительная профессиональная пригодность », означающий, что успех деятельности может быть обеспечен ИСД, сформированным в профессиональном обучении и в ходе профессиональной адаптации.
Под профессиональным отбором [6] понимают процесс практического выделения из имеющихся кандидатов тех, которые способны в данных условиях обеспечивать наиболее эффективное исполнение некоторого круга обязанностей. Отбор становится актуальной задачей, если имеет место избыток претендентов или высокая стоимость профессиональной подготовки либо же если для выполнения определенной деятельности к ее субъекту предъявляются высокие требования (например, требуется наличие таких психологических качеств, как способность противостоять стрессогенным факторам, оперативно принимать ответственные решения и т. п.). Особый аспект проблемы – отбор под задачу, под руководителя, в управленческую команду, при реальной или субъективной значимости для руководителя его безопасности и т. п.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР [7] – процедура исследования и вероятностной оценки пригодности индивида к овладению определенной специальностью.
Профессиональный отбор состоит из четырех компонентов: медицинского, физиологического, педагогического, психологического. Таким образом, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – это медико-биологическое и психолого-педагогическое обследование индивида, определение результатов соответствия этих обследований критериям данной профессии.
Профессиональный отбор основывается на следующих принципах [8]:
Принцип соответствия означает соответствие нравственных и деловых качеств претендентов требованиям замещаемых должностей.
Принцип перспективности основывается на учете следующих условий:
установление возрастного ценза для различных категорий должностей;
определение продолжительности периода работы в одной должности и на одном и том же участке работы;
возможность изменения профессии или специальности, организация систематического повышения квалификации;
состояние здоровья.
Принцип сменяемости заключается в том, что лучшему использованию персонала должны способствовать внутриорганизационные трудовые перемещения, под которыми понимаются процессы изменения места работников в системе разделения труда, а также смены места приложения труда в рамках организации. Застой (старение) кадров, связанный с длительным пребыванием в одной и той же должности, имеет негативные последствия для деятельности организации.
В психологическом отношении ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОТБОР – психологический отбор, состоящий из применения системы стандартных процедур обследования, соотнесенных с профессиограммой данной профессии, и математического аппарата верификации[9] прогноза. В отборе персонала выделяют ряд последовательных шагов[10]:
Оформление анкетных и биографических данных;
Анализ рекомендаций и послужного списка;
Собеседование;
Диагностика профессиональной пригодности, включая деловые и личностные качества;
Медицинский контроль;
Анализ результатов испытаний и вынесение заключения о профессиональной пригодности;
Принятие решения о найме на работу.
ПЕРСОНАЛ [11] – совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
ПЕРСОНАЛ [12] – полный личный состав наемных работников.
ПЕРСОНАЛ [13] – личный состав или часть сотрудников организации, представляющая собой по профессиональным или другим признакам единое целое (управленческий, обслуживающий, технический). В широком смысле слова под персоналом понимается совокупность всех работников, актуально задействованных в жизнедеятельности организации (постоянные сотрудники, временно не работающие лица, совместители, работающие по договору и др.).
КАДРЫ[14] – часть персонала, которая состоит в штате организации.
ШТАТЫ[15] – перечень должностных наименований и общее количество постоянных должностей, которые имеются в организации с указанием соответствующих должностных окладов.
Таким образом, понятие «штаты» отражает формальную структуру (реальную или планируемую, прогнозируемую), «кадры» – основной состав работников, «персонал» – все человеческие ресурсы организации, людей, так или иначе сотрудничающих с организацией. Очевидно, что за понятиями «персонал» и «человеческие ресурсы» скрывается более разнообразное и динамичное содержание, это – область творчества специалистов по персоналу
ПОДБОР И РАССТАНОВКА ПЕРСОНАЛА [16] – рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы – с другой.
НАЙМ [17] – ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией.
Подбор персонала реализуется посредством разных технологий:
1) организация информации кадровой службы о плановом убытии сотрудника (ожидаемое увольнение, длительная командировка, уход на пенсию и др.) или неплановом увольнении;
2) оценка вакантного рабочего места, пересмотр должностных обязанностей и инструкций, должностных требований к специалисту. Нередко бывает, что в процессе деятельности предшествующего работника сложились новые функциональные обязанности или, напротив, некоторые из них стали неактуальными;
3) принятие решения о наборе новых сотрудников;
4) действия отдела кадров по организации приема (поиск внутри фирмы, объявление внутреннего конкурса, рекламные объявления о внешнем наборе, отбор специалистов, оценка их ПВК, рекомендаций и пр.)
Найм как сложный процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации, в отличие от отбора, предполагает многостороннее согласование интересов кандидата и организации, их актуальных и долгосрочных целей. Здесь должны быть учтены такие критерии, как удовлетворенность работой, социальный контекст должности, здоровье и личные планы (обучения, создания семьи и пр.), индивидуальные особенности человека и корпоративной культуры, взаимное принятие и др. Этот процесс учета некоторые специалисты даже отождествляют с процедурой заключения брака. Именно поэтому акт согласования интересов работодателя и работника принимает характер сложных и достаточно формализованных процедур.
Можно выделить три основные стратегии найма персонала:
для обеспечения функционального соответствия должностным требованиям или привлечения «новой крови»;
для текущей работы или долгосрочной карьеры в организации;
найм с ориентацией на уровень подготовленности.
После заключения трудового соглашения реализуются стандартные программы психологического сопровождения (включения) нового сотрудника:
1. Реалистичное приглашение сотрудника (оценка фирмы, рабочего места, перспектив роста и др.).
2. Выдача информационных ознакомительных материалов. Знакомство со сводом основных правил поведения и работы («кодексом», принципами корпоративной культуры).
3. Ритуал посвящения.
4. Ознакомительный семинар в Учебном центре.
5. Определение наставника (определение срока, системы оплаты, ответственности старшего коллеги).
6. Включение в программу мероприятий фирмы (в «ткань» корпоративной культуры).
7. Решение комиссии (за неделю до окончания испытательного срока)
РОТАЦИЯ [18] – назначение работника («по горизонтали») на должность одного должностного уровня, как правило, с дополнительными мотивациями морального и материального порядка.
РОТАЦИЯ [19] – способ управления персоналом, заключающийся в периодическом или эпизодическом «горизонтальном» перемещении работников, – частичном или полном изменении их трудовых функций, служебных обязанностей и прав без изменения положения в служебной иерархии. Ротация используется как для стимулирования трудовой активности работников, практической оценки их потенциала, так и для оперативного замещения вакантных должностей с целью решения актуальных задач организации.
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ПЕРСОНАЛА [20] – вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении сотрудников.
Следует различать понятия «высвобождение» и «увольнение».
УВОЛЬНЕНИЕ [21] – прекращение трудового договора (контракта) между администрацией (работодателем) и сотрудником. Можно выделить три вида увольнений:
увольнение по инициативе работника (в отечественной терминологии – по собственному желанию);
увольнение по инициативе работодателя (в отечественной терминологии – по инициативе администрации);
выход на пенсию.
АНАЗИЗ РАБОТЫ персонала[22] – совокупность процедур сбора и анализа информации о содержании, условиях работы и требованиях, предъявляемых к работникам. Анализ предполагает оценку эффективности и оплаты труда, планирование деятельности, обучения, карьеры работников, решение вопросов безопасности труда и включает четыре основных этапа:
анализ существующей документации;
согласование технологий работы с линейными менеджерами и другими экспертами;
разработка функциональных обязанностей и квалификационных характеристик;
периодический анализ и корректировка обязанностей и квалификационных характеристик.
В результате таких процедур определяются актуальные функциональные обязанности и квалификационные требования к работникам.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ [23] – изложенные в письменном виде задачи, обязанности и ответственность работника.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ [24] – перечень знаний, навыков, умений, которыми должен обладать работник для успешного выполнения работы.
ОРИЕНТАЦИЯ [25] – спланированное ознакомление новых работников с организацией, ее сотрудниками и содержанием работы.
АДАПТАЦИЯ [26] – взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Задачи адаптации:
ускорение достижения приемлемых показателей в работе;
облегчение вхождения в коллектив;
снижение чувства тревожности, неуверенности в себе;
сокращение текучести кадров;
экономия затрат времени окружающих на помощь и консультации;
повышение удовлетворенности работой;
достижение в результате общей экономии затрат.
Процесс адаптации включает несколько этапов.
1. Ознакомительный, длящийся примерно месяц (знакомство сотрудника с организацией, обязанностями, правами, требованиями, возможностями; одновременно происходит оценка подготовленности нового сотрудника к работе.
2. Этап вхождения продолжительностью до года (достигается овладение системой знаний и навыков, необходимых для выполнения профессиональных требований, освоение в новом коллективе).
3. Интеграционный, в течение которого постепенно происходит приобретение, углубление и совершенствование необходимых навыков и знаний, формирование их единого комплекса. Работник приобретает квалификацию соответствующего уровня, превращается в специалиста, способного самостоятельно и заинтересованно работать, получать удовлетворение от своего труда, стремиться к совершенствованию.
Принято различать адаптацию
Первичную (для лиц, не имеющих трудового опыта), связанную, как правило, с большими трудностями | Вторичную (для опытных работников), обычно протекающую быстрее и не требующую особой помощи со стороны руководителя |
Элементом первичной адаптации можно считать профессиональную ориентацию.
Вопрос подбора и взаимной адаптации работника и работодателя есть процесс реализации множества явных и скрытых тактических и стратегических «ходов» работодателя и субъекта – кандидата на работу, их рефлексии предшествующего опыта, прогноза поведения партнера ивзаимодействия с ним. Это всегда множество когнитивных, поведенческих иэмоциональных актов, складывающихся в более или менее адекватную систему межличностного взаимодействия.
В целом, однако, с развитием общества в процессе становления демократических институтов в государстве, с возрастанием интеллектуально емких технологий труда возможности и «шансы» кандидата на работу вразных организациях поступательно увеличиваются.
Существует несколько стратегий поведения кандидатов:
человек использует простые ишаблонные сценарии поведения – «игры, в которые играют люди» (по Э. Берну). «У каждого плута свой маневр» – так говорит народная мудрость о возможных вариациях поведения субъекта данного типа в его межличностных взаимодействиях, – грубовато по форме, но верно по существу;
тщательная заблаговременная подготовка, изучение кандидатом на вакансию всех объективно и субъективно значимых обстоятельств. Характерными примерами второй стратегии – использования «домашних заготовок» в поведении кандидата на работу перед решающей встречей в жизненно значимых для него ситуациях;
готовность и способность субъекта выделять особенности когнитивной «карты мира» партнера и поэтапно вместе с ним продвигаться к общей цели.
ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА [27] – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.
ДЕЛОВАЯ ОЦЕНКА ПЕРСОНАЛА [28] – целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотивации и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Для оценки профессионального потенциала, профессионально важных качеств, способностей работника используются разные методы:
Интервью |
Тесты достижений |
Тесты интеллекта |
Личностные тесты |
Ситуативные методы |
Суждения коллег |
Биографические методы |
Ассесмент-центр |
Рекомендательные письма |
Способствовать повышению эффективности психологической диагностики может применение комплексного подхода в его различных вариантах. Один из них – кадровый конкурс, предполагающий процедуру профессионального соревнования между несколькими кандидатами на должность. В отечественной практике эта технология успешно используется в научных и культурных учреждениях, в вузах. Другой технологией, приобретающей все больший вес, считают центры оценки (assessment center). Впервые использованная в 1980-х гг. психологами Американской телефонной и телеграфной компании (AT&T) многодневная и многоступенчатая процедура оценки кандидатов в дальнейшем получила широкое распространение. Аналог этого подхода, так называемое ситуативное тестирование использовалось в немецкой армии в 1920-х гг.; с 1940-х гг. – в Управлении стратегических служб США. Отборочные процедуры заключались в том, что кандидаты на должность или на служебное продвижение помещались в условия, имитирующие реальные профессиональные ситуации; это позволяло экспертам наблюдать за действиями кандидатов в условиях стресса.
Эффективность подхода во многом поддерживается техникой структурированного наблюдения, простейшим вариантом которой являются шкальные оценки – все критерии деятельности кандидата трансформируются в отдельные оценочные шкалы, которые в заключение исследования тем или иным способом интегрируются в итоговую оценку.
К числу наиболее популярных процедур оценки принадлежат:
индивидуальные профессиональные задания (планирование, организация, контроль и анализ, принятие решения);
групповые дискуссии (с фиксированными или свободным выбором ролей);
групповые задания (предполагающие кооперацию или соперничество);
ролевые игры; индивидуальные и групповые интервью и презентации; тесты способностей и достижений;
тесты интересов и личностные карты.
Типичными методиками являются следующие:
«Почтовая корзина»: по отрывкам из документов (корреспонденция в почтовой корзине) необходимо сделать письменное заключение о характере проблемы и предложить вариант ее решения;
«Презентация»: доклады на избранную тему или презентация себя как руководителя подразделения, презентация своей организации.
«Групповая дискуссия»: свободное обсуждение какой-либо профессиональной темы.
«Кейс-метод»: анализ сложных случаев из реальной практики.
Содержание цели и функции аттестации
АТТЕСТАЦИЯ [29] – кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня исполнения трудовой деятельности, а также качеств и потенциала личности предъявляемым требованиям.
УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ [30] (human recourses management) – планирование, организация и практическая работа с персоналом организации ипотенциальными кандидатами, предполагающая согласование актуальных и перспективных целей и интересов людей и организации и ориентированная на него.
Подбор, расстановка, ротация кадров, управление человеческими ресурсами в целом не есть произвол, волеизъявление или частное решение руководства. В действительности это всегда сложные процессы согласования множества аспектов совместной деятельности людей, согласование интересов работника иорганизации. Это всегда процессы интеграции множества систем: субъект труда – условия рабочего места – трудовые функции – служебные обязанности – индивидуальность партнеров – особенности первичного коллектива – стиль руководства – кадровая политика – корпоративная культура. Все эти функции органично взаимосвязаны в единой системе, которая в последние годы именуется кадровой политикой или системой управления человеческими ресурсами.
Аттестация– это юридически определенный порядок оценки специалистов, который проходит на предприятиях через установленный промежуток времени (Трудовой кодекс РФ предусматривает проведение аттестации каждые 5 лет, а по некоторым профессиям, связанным с опасными и особыми условиями труда – каждые 3 года).
Различают несколько видов процедуры: итоговая, промежуточная, аттестация по особым обстоятельствам, оценка деловых качеств.
Итоговая аттестация проводится при планируемом изменении качества деятельности сотрудника и оплаты его труда: перевод на другую работу, другую должность, направление на учебу, изменение трудового договора.
Промежуточная аттестация проводится через определенные установленные временные промежутки и направлена на оценку и стимулирование деятельности сотрудника.
Аттестация по особым обстоятельствам осуществляется экстренно в отношении отдельных работников (награждение, судебные разбирательства и пр.).
Оценка деловых качеств работника – часть возможных процедур аттестации и может проводиться для решения разных производственных и управленческих задач в соответствии с целями кадровой политики.
Аттестация, как и другие формы оценки работников, может происходить по-разному. Одной из наиболее простых моделей является использование руководителем формальных и неформальных критериев в течение аттестационного периода – выполнение работником индивидуальных планов и должностных инструкций, динамика становления его профессионализма. Эта модель предполагает активную обратную связь и поддержку работника со стороны руководителя. Ее недостаток – возможная субъективность оценок эксперта.
Более сложные модели, например привлечение группы экспертов, занимающих разные иерархические позиции, тоже не снимают проблему субъективных искажений. Личностная пристрастность экспертов сохраняется; при таком методе латентное влияние имеют неформальные отношения оцениваемого и экспертов; оценки экспертов, занимающих разные позиции в служебной иерархии, слабо согласуются.
Общая стратегия аттестации может быть следующей:
1-й шаг – разработка процедуры аттестации:
определение целей;
выработка «прозрачных» критериев и условий аттестации.
2-й шаг – информирование аттестуемых, описание процедуры аттестации.
3-й шаг – проведение аттестации:
компьютерная диагностика;
собеседование;
оценка прямых руководителей;
заключение экспертов.
4-й шаг – определение результатов аттестации. Аттестация эффективна при соблюдении следующих условий:
а) оценивается служебная деятельность, а не личностные черты;
б) оценивается планируемая деятельность (при отсутствии плановых заданий оценка труда работника становится весьма проблематичной);
в) проводится прямая оценка деятельности сотрудника руководством и обмен мнениями – организация обратной связи во взаимодействиях руководителей и исполнителей;
г) систематичность оценки труда сотрудников.
Изменение философии взаимоотношений организации и человека в последние полвека привели к принципиальному изменению характера деятельности прежних отделов кадров. В функции кадровых служб современных предприятий, работающих по новым технологиям, входит:
планирование трудовых ресурсов – определение потребности в кадрах в зависимости от стратегии развития производства;
создание резерва персонала, подбор в кандидаты, определение групп резерва;
отбор персонала из групп резерва;
оформление трудовых контрактов;
оценка трудовой деятельности каждого работника;
перевод, повышение, понижение, увольнение в зависимости от результатов труда;
профориентация и адаптация – введение новых работников в коллектив, их включение в процесс производства;
определение заработной платы и льгот в целях привлечения, сохранения и закрепления кадров;
обучение кадров;
подготовка руководящих кадров;
управление дисциплиной.
В полном объеме функции управления персоналом реализуются в содержательно разных направлениях деятельности:
1) анализ содержания функциональных обязанностей каждого работника;
2) планирование потребности в персонале;
3) подбор, создание базы данных, отбор персонала;
4) найм и увольнение;
5) ориентация, адаптация и обучение новых работников;
6) управление оплатой и стимулирование труда;
7) оценка деятельности работника;
8) управление коммуникациями в организации;
переподготовка, развитие и планирование карьеры работников;
10) управление безопасностью труда
Среднее по численности предприятие требует создание группы специалистов по кадрам (2-5 чел.).
Стихийное развитие организации нередко сдерживается из-за потери контроля над деятельностью ее персонала в силу неадекватности прежних управленческих структур. Крупные производственные или коммерческие структуры становятся перед острой необходимостью создания разветвленной службы управления персоналом по различным направлениям деятельности в области человеческих ресурсов, возглавляемой директором по персоналу или заместителем генерального директора.
Структура кадровой службы может существенно различаться в зависимости от масштаба предприятия, характера его деятельности, корпоративной культуры. Для малых предприятий типично совмещение ряда функций одним работником или же совмещение должности кадровика с другими (секретарь, юрист, бухгалтер). В крупных организациях в компетенцию отдела кадров традиционно включают следующие направления работы:
планирование;
отбор и найм;
увольнение;
личные дела;
базы данных;
учет рабочего времени;
резерв кадров;
воинский учет;
дисциплина;
служебные инструкции, трудовое законодательство и т. п.;
учебные заведения;
миграционная служба.
В компетенцию отдела обучения и развития входят следующие направления работы:
1) планирование и организация работы с персоналом;
2) адаптация;
3) внутрифирменная подготовка;
4) аттестация;
развитие персонала;
6) планирование карьеры;
7) психологическая и социальная поддержка.
В компетенцию отдела оплаты и стимулирования работников обычно входят:
1) штатное расписание;
2) структура зарплаты;
3) медицинское страхование;
4) социальное страхование;
5) пенсионное обеспечение;
6) условия командирования;
7) возврат личных затрат;
8) ссуды;
9) условия оплаты и премирования;
10) рабочие правила;
11) охрана труда;
12) аттестация рабочих мест.
В компетенцию отдела коммуникаций включают следующие функции:
1) внутренние связи;
2) информационно-справочное обеспечение;
3) международные связи;
4) переводы;
5) профессиональные клубы и ассоциации;
6) организация праздников;
7) сфера досуга, спорт и т. п.
На крупных современных предприятиях основными функциями директора по персоналу, как правило, являются:
1) философия и политика компании по работе с персоналом;
2) организация и функциональная структура организации;
3) статистическая отчетность по кадрам;
4) трудовое законодательство;
5) связи с профессиональными объединениями, клубами;
6) связи с правительственными и муниципальными профильными организациями.