Церковь во имя святителя Николая Чудотворца




Жители нашего села,как и ещё 18 сёл Красной Рамени,являлись прихожанами храма во имя святителя и чудотворца Николая, расположенном в соседнем селе Заскочиха.

Заскочиха стало селом «по знамению Божьему»: на водоёме у песчаного бугра нашли икону Николая Чудотворца. На Руси существовал неписанный закон – нельзя выбрасывать или сжигать иконы. Их пускали по воде. Вот так и являлись они в разных селениях, получив название «явление икон».

В 1692 году уже стоял в Заскочихе двухпрестольный деревянный храм. Главное его посвящение – Николаю Чудотворцу. В трапезной – престол в честь Великомученицы Екатерины. Прихожане – жители 19 населённых пунктов Красной Рамени. С годами число приходских деревень уменьшилось: появились церкви в Линёве, Белкине, Межуйках.

В 1821 году жители Заскочихи начали возводить каменный храм. Строительство растянулось на 22 года. Появился третий престол в честь христианского праздника Преображения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

 

До 1917 года в Никольском приходе было пять учебных заведений: церковно-приходские школы в Комарове (1888) и Останкино (1889), земские в Заскочихе (1872), в Малом Сукине (1910) и в Зимёнках.

Выделялось Заскочихинская земская школа, в ней преподавали супруги Вейсовы. Алексей Александрович, имея звание учителя церковно-приходской школы, обладал хорошим музыкальным слухом, учил детей петь с голоса. Его воспитанники – участники церковного хора славились на всю Красную Рамень.

Мария Александровна обучала детей домоводству: девочки умели шить одежду, вышивать гладью и крестиком, вязать носки, чулки, варежки, туфли, чепчики и кружева.

В семье Рыжовых сохранился учебник школы по обучению церковно-славянской грамоте того времени (прил.2)

Стараниями попечителей храм всегда выглядел белоснежным красавцем. Казна состояла из добровольных пожертвований предпринимателей-тысячников Чупруновых (деревня Сукино) и Чадаевых (Останкино). Могилы нескольких поколений этих доброхотов размещались в церковной ограде. Некоторые сохранились до наших дней.

Своеобразными памятниками тысячникам служат конфискованные в 1920 -1930-е года и сохранившиеся до сих пор их родовые гнёзда – с любовью возведённые дома.

Трагичной оказалась судьба священно-служителей. Священника А.Н. Лузина и дьякона С.А. Борисова расстреляли, священника В.А. Беляков и дьякон И.А. Борисов были приговорены к десяти годам исправительно-трудовых лагерей.

В 1995 годы колокола Никольского храма первыми в Красной Рамени вновь стали созывать верующих на службу. Произошло это благодаря тщанию Н.Ф. Шильновой, В. Морозовой, других сельчан, при поддержке главы местного населения Борского района В.А. Иванова. Село Заскочиха, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Село Заскочиха, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Могила Н.Ф.Шильновой находится на прихрамовой территории).

Храм у большой дороги

12 ноября в нашем поселке Останкино городского округа Бор Нижегородской области был заложен храм-часовня в честь святителя Спиридона Тримифунтского. Чин освящения закладного камня в основание строительства совершил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

 

 

 

Житель Бора Илья Большов, которому принадлежит идея строительства церкви, родился и вырос в Останкине, в многодетной семье. Его родственники живут здесь и поныне. «Мой духовник однажды благословил написать икону святителя Спиридона Тримифунтского, – рассказал попечитель. – А я даже не знал, кто это такой! На мой вопрос батюшка тогда сказал: «Вот напишешь и узнаешь». Я заказал икону в мастерской при Александро-Невском кафедральном соборе Нижнего Новгорода, купил книгу, изучил житие, прочитал акафист, начал молиться святителю Спиридону и очень проникся светлой простотой его личности. Естественно, возникло желание поехать на Корфу, где покоятся мощи святого. И вот там-то я решил, что нужно обязательно построить у нас в Останкине часовню в его честь».

С этим предложением Илья Большов обратился к протоиерею Алексию Парфенову. Идея была поддержана. доведена до сведения митрополита Георгия, который благословил благое дело, но предложил возвести храм-часовню. 22 июля на месте будущей церкви в Останкино благочинный совершил молебен.

На сегодняшний день уже выполнена часть строительных работ: готов каркас, крыша, каркас купола, пропилены входы. Церковь будет деревянной, однопрестольной.Окончание строительства запланировано на будущий год.

В Останкино главу Нижегородской митрополии встретили по русской традиции хлебом-солью. Архипастырь обратился к собравшимся со святительским словом: «Наши предки знали, что в жизни человеческой нужно дать место Промыслу Божию, дать Ему место в своем сердце. И поэтому когда основывалось новое селение, в нем обязательно возводился Божий храм. Так собиралась и освящалась Святая Русь. Радостно, что и вы, жители богоспасаемого села Останкино, тоже озаботились этим. Пусть сия святыня – храм-часовня в честь святителя Спиридона Тримифунтского – поможет каждому из вас найти свой путь ко Господу».

Жители поселка с большой радостью приняли известие о строительстве храма-часовни. Многие из них интересовались сроками завершения строительства. По мнению останкинцев, церковь необходима еще и потому, что стройплощадка находится рядом с автотрассой, где довольно часто случаются аварии. Теперь же они надеются, что молитвами святого Спиридона ситуация изменится.


 

История школы

До 90х годов прошлого века, в таком крупном населённом пункте, как д. Останкино, школы не было. В то время самыми грамотными и образованными людьми в деревне были священнослужители: священники, дьячки, регенты, псаломщики из Заскочихинской и других церквей. К ним и направляли учиться родители своих детей. Так, например, отец Михаила Устиновича Софронова Устин Иванович Софронов, владевший кустарной маслобойкой, умел хорошо читать, грамотно писать, никогда не ошибался в расчётах при покупки сырья и при продаже готового масла. Своим сыновьям, их у него было четверо, рассказывал, что учился он две зимы у Заскочихинского дьячка. Отец Дмитрия Алексеевича Игнатьева Алексей Тихонович тоже владел маслобойкой. Он учился у псаломщика из Заскочихинской церкви. Сторожилы показывают: Первая школа в д. Останкино была построена и открыта в 90х годах прошлого столетия. (точную дату открытия школы установить не удалось.) Первая школа д. Останкино была трёхклассная церковно- приходская, находилась она посреди деревни, рядом с часовней, где проживает Л.С. Сухарев. Это был деревянный одноэтажный дом, покрытый железом, с шестью окнами выходящими на три стороны. В этом доме была одна большая классная комната с ученической доской и партами на 30 ученических мест. Одна комната в школе была занята под квартиру учителей. Старейший учитель д. Останкино Михаил Устинович Софронов (1893) учился в этой школе с 1901 г., закончил её с похвальной грамотой и наградой. Ему вручили евангелие. Михаил Устинович рассказывал, что его учительницей была строгая, грубоватая, средних лет женщина. Звали её Анфиса Петровна (фамилию её он не помнит). Но он хорошо запомнил стихотворение, которое они сложили про свою учительницу.

Анфиса Петровна ехала на дровнях.

Задела за пенёк, просидела весь денёк.

За это стихотворение получали от учительницы пощёчины, подзатыльники, часами стояли на коленях. Но больше всего боялись жаловаться родителям. В школе изучали арифметику, письмо, пение, закон божий.

Каждый учебный день начинался с молитвы. Закон божий в школе преподавал священник из Заскочихинской церкви отец Владимир, который два раза в неделю приходил на уроки. Отец Владимир часто таскал питомцев за волосы за леность и дурное поведение, особенно за неусердные поклоны господу богу на моленьях. Кроме учителя и священника в школе часто бывал и попечитель – выборное лицо из местных жителей.

Попечителем обычно выбирали местного богатого мужика. Длительное время попечителем Останкинской школы был А.И. Чадаев – купец второй гильдии – богатый торговец. В его обязанности входили материальные дела школы: ремонт, отопление, и как правило вмешивался в учебные вопросы школы контролируя работу учителя и поведение учеников в школе и на улице. Он так же решал вопросы приёма в школу и исключения и неё.

Михаил Устинович Софронов и бывшая учительница Останкинской школы Олимпиада Николаевна Сухарева (1930 – 1932 г.) рассказали о случае который произошёл в школе с одноклассником И.У. Софроновым и отцом О.Н. Сухаревой, Н.И. Греховым (1893 – 1974). На вопрос священника “ как величают нашего батюшку – царя?” Ученик грехов не задумываясь выпалил: Царь – косарь (косарь- тупой нож для соскабливания грязи с полов). Услышав такой ответ священник и попечитель пришли в ярость. Они схватили ученика за уши и через всю улицу повели к родителям, сказав им;“ Пусть ваш сын разобьёт ещё сапожки, тогда узнает, как величают нашего венценосца, но на следующий год после хорошего подарка священника. Н.И. Грехов всё же был принят в школу и окончил её с похвальной грамотой и евангелием.

Вскоре после революции 1905 г.заведовать Останкинской школой приехал учитель Константин Иванович Полянский, а на смену Анфисе Петровне была принята молодая учительница Антонина Ивановна (которая учила не в классе, а занималась в частном доме на втором этаже Артамоновых). А в школе со 2м и 3м классом занимался сам заведующий Константин Иванович, хорошо подготовленный, душевный и общительный человек. Примерно с 1908 г. рассказывают бывшие ученики школы Д.А. и Е.Ф. Игнатьевы, С.А. Бадин вместе с Константином Ивановичем приехала стала работать его жена Александра Степановна. Полянская – очень культурная душевная женщина. К ученикам она относилась, как родная мать к детям.

Учителя Константин Иванович и Александра Степановна Полянские очень любили поэтов Тютчева, Некрасова, Кольцова, часто читали их на уроках и требовал чтения их наизусть. Их бывшая учительница окончившая 3 кл. более 60 лет назад, ныне 75 летняя Ек. И. Игнатьева до сих пор хорошо помнит стихотворение Некрасова и Кольцова заученные ещё в школе. Она и сейчас рассказывает их не хуже своих внуков. После окончания 3х классов ученики держали экзамены. Они обычно проходили в течение одного дня по всем изученным предметам. Ученики писали диктовку – диктант, читали басни, рассказы, читали стихи, рассказывали молитвы церковные стихотворения, решали письменные задачи из задачника, отвечали по устному счёту, по закону божьему.

На экзаменах кроме своего учителя присутствовали: учители из другой школы, священник, попечитель, а иногда благочинный старший священник из епархии или Рожновской церкви. Хорошо учившимся в течение года и успешно выдержавшие экзамены за 3х летнюю школу в виде поощрения выдавались книги и похвальные листы, написанные золотыми буквами. Этот похвальный лист давал право на поступление без экзаменов в 4й класс и даже одно время на сокращение на один год срока действительной военной службы. Награждённые похвальным листом служили царю и отечеству вместо 3х лет два года. Выпускники Останкинтской 3х летней школы были немногочисленными: 10 – 15 человек.

Обычно заканчивали школу только мальчики, девочкам удавалось окончить 2-3 класса, их снимали с учёбы на работу: нянчить малышей или работать по дому и в поле, особенно девочек из бедных семей. Одноэтажная трёхклассная церковно-приходская школа в д. Останкино функционирования примерно до 1912 г., затем она пришла в ветхость, и потому было решено открыть в д. Останкино 4х классную школу (до этого 4й класс заканчивали в селе Кантаурове или в г. Семёнове). 4х классную школу было решено строить на пустыре за пределами деревни. В 1912 г. на месте, где сейчас находится склад торгового объединения, было построено 2х этажное деревянное здание Останкинской 4х классной церковно-приходской школы, старая 3х классная школа была сломана и использована на постройку второго этажа новой 4х классной школы. На верхнем этаже школы были квартиры учителей. На нижнем этаже школы были сделаны три классных комнаты с партами, примерно на 15-20 уч-ся каждая. Заведовал этой школой в первое время (зав) Константин Иванович Полянский, а затем он принял сан священника и уехал из д. Останкина. Следует заметить, что в то время положение священника было лучшим, чем положение учителя. Работать учителями в Останкинскую школу приехали москвичи, сёстры Татьяна Михайловна и Валентина Михайловна Будиловы. Их брат Павел Михайлович работал в то время секретарём Останкинского волисполкома. Проживали они в дер. Сукино в доме торговца (ныне Пионерское). В довореволюционное время женщин с образованием было мало. Ольга Фёдоровна Чадаева окончила Семёновскую гимназию, и затем экстерном сдала экзамены за курс педучилища. С 1923 по 1957 г. работала учителем в д. Останкино и дер. Межуйки. Одноклассница О. Ф. Чадаевой Е. Ф. Игнатьева рассказывала, что учёба Ольге давалась легко. Она хотела учиться дальше, но отец ей не разрешил, мотивируя тем, что работать писарем можно и без образования. Хорошим учителем, вспоминает бывшая ученица того времени Таисья Алексеевна Чадаева, с 1914 по 1924 г.г. был Василий Евлампьевич Федоровский. Впоследствии он длительное время работал учителем в д. Пумра. С 1917 по 1918 работал в Останкинской школе Николай Иванович Калмыков. Он требовал, чтобы учителей называли не по имени и отчеству, а просто по- военному «тов. Учитель», и считал название учителя по имени и отчеству вредной привычкой старого режима



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: