Великая Хартия Вольностей




История государства и права зарубежных стран

МОДУЛЬ 2 - Государство и право средневековой Европы

 

КЕЙС-СТАДИ

предназначен по теме:

«Великая Хартия Вольностей»

 

Специальность «5В030100– Юриспруденция»

 

Академическая степень бакалавра

Форма обучения- дневное

 

Курс 1

 

Астана, 2012

КЕЙС-СТАДИ составлен на основании типовой рабочей учебной программы по «Истории государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений.

 

КЕЙС-СТАДИ подготовлен к.и.н., доцента кафедры теории и истории государства и права Нурмагамбетовой С.Б.

 

 

КЕЙС-СТАДИ обсужден на заседании кафедры теории и истории государства и права.

 

Протокол от № _____ от«____» ___________20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.ю.н., доцент

Наурызбай А.Ж. «___» ____________20__г.

 

 

Рекомендовано УМС

 

Протокол № ___«___»____________20__ г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙС-СТАДИ Стр.
  Структурные разделы кейс-стади  
  Цель кейс-стади по заданной теме  
  Вопросы для разрешения кей-стади по теме «Великая Хартия Вольностей»  
  Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов    
  Казусы-ситуации  
5.1 Иллюстративный материал  
5.2 Список использованной литературы  
5.3 Методические рекомендации по выполнению заданий кейс-стади для студентов  
  Ответы по разрешению кей-стади по теме «Великая Хартия Вольностей»  
     
     
     

 

Структурные разделы кейс-стади

 

Цель кейс-стади по заданной теме

Необходимым элементом освоения богатого исторического и теоретического наследия является систематическая работа с пра­вовыми документами, нормативными актами и другими источ­никами права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций.

Вопросы для разрешения кейс-стади по теме:

«Великая Хартия Вольностей»

 

Настоящий кейс-стади предназначен для студентов, изучающих ис­торию государства и права феодальной Англии и призван помочь приобрести практические навыки работы с нормативным мате­риалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.

В качестве практических заданий кейс-стади предлагает сде­лать анализ ряда положений Великой Хартии Вольностей. Основная цель этой работы — научить понимать смысл Великой Хартии Вольностей, направленность их норм, возможность практического применения.

Великая Хартия Вольностей

(1 час)

Великая Хартия Вольностей (Magna Carta Libertatum) 1215 года принадлежит к числу правовых памятников, сыграв­ших огромную роль в английской политической и правовой ис­тории. Она появилась в пору расцвета феодализма в качестве документа, выражающего в своем содержании преимущественно требования класса феодалов — духовных и светских. Однако в начале XVII века Великая Хартия Вольностей приобрела бо­лее широкое значение — английские политические деятели, бо­ровшиеся против произвола королевской власти, придали это­му документу, излагающему права и вольности высших сосло­вий английского феодального общества, значение конституци­онного установления, то есть юридического акта, закрепляю­щего права и вольности всего населения Англии. В частности, ссылки на Великую Хартию Вольностей как на правовой доку­мент, в котором объявлены и узаконены гарантии личной сво­боды всех подданных короля, были включены в текст "Петиции о праве", представленной королю Карлу I английским пар­ламентом 2 июня 1628 года1.

Специалист по истории средневекового западноевропей­ского общества и государства профессор Н. Кареев писал о Вели­кой Хартии Вольностей как о " фундаменте, на котором было построено все здание английской политической свободы" 2. Подоб­ная характеристика указанной хартии часто встречается в тру­дах, посвященных политической истории средневековой Англии.

В курсе истории государства и права зарубежных стран Великая Хартия Вольностей должна рассматриваться в каче­стве правового памятника конкретной исторической эпохи. Целью историко-правового исследования Великой Хартии Вольно­стей является не обнаружение в ее содержании неких абстрак­тных политических принципов, но объяснение данного докумен­та, определение его юридической природы, выявление перво­начального смысла его статей и того значения, которое прида­вали статьям Хартии ее составители. В соответствии с этим на семинарском занятии, посвященном Великой Хартии Вольно­стей, рекомендуется рассмотреть следующие вопросы:

1. История создания Великой Хартии Вольностей. Юридиче­ская природа этого документа.

2. Статьи, закрепляющие права и вольности основных соци­альных групп.

3. Принципы королевского правосудия, закрепленные Вели­кой Хартией Вольностей.

Рассмотрение истории создания Великой Хартии Вольностей позволяет не только правиль­но определить классовую сущность этого документа, но и создает предпосылки для установления его юридической природы.

На основании содержания преамбулы к Хартии и большин­ства ее статей (в особенности ст. 1) можно сделать вывод, что перед нами акт, изданный по инициативе короля Иоанна. "Знай­те, — восклицает Его Величество, — что Мы, по Божьему вну­шению и для спасения души Нашей и всех предшественников и наследников Наших, в честь Бога и для возвышения Святой Церкви и для улучшения королевства Нашего, по совету досто­почтенных отцов Наших Стефана Кентербэрийского архиепис­копа... во-первых, дали пред Богом свое согласие..., чтобы анг­лийская церковь была свободна... Пожаловали Мы также всем свободным людям королевства Нашего за Нас и за наследни­ков Наших на вечные времена все нижеописанные вольности..."

Таким образом, английский король Иоанн представляет Ве­ликую Хартию Вольностей в качестве юридического акта, ис­ходящего исключительно от его королевской персоны, якобы озаренной Божественным внушением. Любопытно, что в "Пе­тиции о праве" 1628 года указанная Хартия именуется " стату­том, называемым "Великая Хартия Вольностей Англии", и ста­вится в один ряд со статутами королей Эдуарда I и Эдуарда HI Насколько отражают подлинную юридическую природу данного документа подобные воззрения на него?

Изучение обстоятельств, в которых был создан рассматри­ваемый правовой памятник, позволяет обнаружить настоящие предпосылки его появления. Одним из важнейших источников сведений по истории создания Великой Хартии Вольностей яв­ляется "Хроника Матвея Парижского". Отрывок из нее приво­дится в книге "Средневековье в его памятниках" (М., 1913. С. 216— 218). Описание событий, случившихся в Англии в 1215 году и при­ведших к появлению Великой Хартии Вольностей, дается в книге Д. М. Петрушевского "Очерки из истории английского государ­ства и общества в Средние века" (М., 1937. С. 121—145) и Шток-мар В. В. "История Англии в Средние века" (издание 2-е, допол­ненное: СПб., 2000. С. 63—66), а также в ряде других изданий.

При рассмотрении указанных событий необходимо выявить причины возникновения в Англии в начале XIII века острого конфликта между баронами, духовенством и горожанами, с од­ной стороны, и королем Иоанном, с другой стороны. Данный конфликт усложнялся позицией главы римско-католической церкви папы Иннокентия III. В 1205—1213 годах папа выступал против Иоанна (вплоть до того, что отлучил его от церкви). Летом 1213 года английский король пошел на уступки папскому пре­столу в ряде важных вопросов, и папа Иннокентий III стал под­держивать его. При анализе взаимоотношений английского ко­роля и главы римско-католической церкви следует обратить особое внимание на весьма любопытную в политическом и юри­дическом отношениях сделку, заключенную между ними в ок­тябре 1213 года. Согласно условиям этой сделки король Иоанн передавал папе Иннокентию III все земли Английского коро­левства и в свою очередь в тот же момент получал их обратно, но уже на правах держателя лена. Таким образом, в момент подписания Великой Хартии Вольностей английский король яв­лялся вассалом главы католической церкви. Какие юридические последствия имел этот факт, как отразился он на судьбе ука­занного документа?

История появления Великой Хартии Вольностей убедитель­но показывает, что подписание ее королем Иоанном было серь­езной уступкой с его стороны требованиям выступивших против него социальных сил. Данная Хартия была составлена на осно­ве статей, поданных королю Иоанну баронами. Текст указанных баронских статей сохранился под примечательным названи­ем - - "Ista sunt Capitula que Barones petunt et dominus Rex concedit (Это — статьи, которые бароны предъявляют и на ко­торые господин король дает согласие)". Все эти статьи (их было 49) вошли с небольшими изменениями в окончательный вари­ант Хартии. В исторических хрониках сохранилось также сви­детельство о первой реакции короля Иоанна на статьи, предъяв­ленные ему баронами. Согласно ему король, прослушав содер­жание баронских статей, язвительно и злобно расхохотался и затем заявил: " Как это бароны удовольствовались такими неза­конными требованиями? Что бы им уж потребовать все коро­левство! Притязания их бессмысленны и ложны и не опирают­ся ни на какое право".

О том, что принятие Великой Хартии Вольностей было се­рьезной уступкой короля своим противникам свидетельствует и сам ее текст. В статьях 61 и 63 рассматриваемого правового памятника говорится нечто, прямо противоречащее вышеупомя­нутым высказываниям короля Иоанна о добровольном дарова­нии им вольностей свободным людям своего королевства. Как раскрывается подлинная юридическая природа Хартии в ука­занных статьях?

Среди социальных групп английского общества, активно выступивших в начале XIII века против короля, безусловно, до­минировали светские феодалы — бароны. Данное обстоятель­ство существенно отразилось на юридической природе Вели­кой Хартии Вольностей. Каким образом?

Как известно, хартии, напоминающие Великую Хартию Вольностей, издавали и другие английские короли — предшест­венники Иоанна. Так, в Хартии Вольностей короля Генриха I, составленной в 1100 году, говорилось: "Знайте, что я по Божьему милосердию и с общего согласия баронов королевства Англии коронован в короли этого королевства. И так как королевство было утеснено несправедливыми взиманиями, то я из почтения к Богу и из любви, которую к вам всем имею, святую божью церковь прежде всего делаю свободной; так что не буду прода­вать, ни отдавать на откуп и после смерти архиепископа или епископа или аббата не буду ничего брать из домена церкви или с людей ее в то время, пока не вступил еще в нее преемник (умер­шего)". Великая Хартия Вольностей 1215 года возникла, таким образом, не на пустом месте — она базировалась на прочной по­литической и правовой традиции. Вместе с тем она стала во мно­гом новым явлением в политической и правовой истории Анг­лии. В чем заключается традиционность Великой Хартии Воль­ностей? В чем выражается ее новизна, отличие от предшеству­ющих хартий английских королей? Насколько соответствует реальности вышеупомянутая оценка королем Иоанном требовании баронов как незаконных и не опирающихся ни на какое право?

Второй вопрос.

Великая Хартия Вольностей была принята королем Иоанном под давлением широкого социального движения, в состав которого входили бароны, духовенство, рыцари, горожане, представители сельских жителей. При рассмотрении текста Хартии на семинарском занятии следует прежде всего определить, какие ее статьи выражают интересы каждого из названных слоев английского средневеково­го общества. Какие статьи в Хартии прямо выражают интере­сы королевской власти?

Значительная часть статей изучаемого правового памятника посвящена регулированию феодальных отношений (см., на­пример, ст. 2—8, 16, 32, 60 и др.). Есть в нем статьи, регулирую­щие торговлю (см., например, ст. 35, 41 и др.). Ряд статей при­зван оградить население Англии от произвола со стороны ко­ролевской власти, королевских должностных лиц (см., напри­мер, ст. 9, 20, 28, 30, 31, 38, 39, 52 и др.). Причем от этого произ­вола защищаются даже низшие слои общества — вилланы (см. ст. 20). По подсчету В. В. Штокмар, " основная масса статей (30) защищает интересы духовных и светских феодалов, 7 статей отражают интересы рыцарей и свободной верхушки держате­лей и лишь 3 — интересы горожан1".

В статье 1 Великой Хартии Вольностей провозглашается незыблемость прав и вольностей английской церкви. Любопыт­но, что в проекте этого документа, представленном королю ба­ронами, статья о правах и вольностях церкви отсутствовала.

Большинство указанных статей содержалось в хартиях, из­дававшихся другими королями Англии — предшественниками короля Иоанна.

Особое значение имеют статьи 12 и 14 Великой Хартии Вольностей. Подобных статей не было в предыдущих хартиях английских королей. И это не случайно. Указанные статьи ог­раничивают королевскую власть в той сфере, в которой она не знала ограничений со времен Вильгельма I (Завоевателя). В чем заключается суть ограничений, налагаемых на действия англий­ского короля статьями 12 и 14 рассматриваемого документа?

При анализе содержания статьи 14 Хартии следует обра­тить внимание на установленное здесь различие в статусе чле­нов общего совета королевства: одни из них призываются на заседание совета по личному вызову короля, другие — по вы­зову через посредство королевских шерифов и бейлифов.

Среди статей рассматриваемого документа, закрепляющих права и вольности различных слоев английского общества, осо­бое место занимает статья 61. В ней говорится о гарантиях со­блюдения положений Хартии королем. В чем заключаются дан­ные гарантии? Какими полномочиями обладает совет 25 баро­нов? Какой смысл имеет учреждение такого органа?

При анализе указанной статьи следует обратить внимание на то, что она предоставляет баронам и всему населению Англии ("общине всей земли") право открытого вооруженного выс­тупления против короля в случаях, когда им нарушаются про­возглашенные Хартией права и вольности. Правда, Хартия га­рантирует при таком выступлении неприкосновенность лично­сти короля, королевы и их детей.

Как известно, среди исследователей Великой Хартии Воль­ностей отсутствует единство в общей оценке данного докумен­та. И это не случайно. Хартия призвана была выразить интере­сы всех групп английского средневекового общества, боровшихся с произволом королевской власти, но эти группы, сходясь в своем стремлении ограничить королевскую власть, расходились во многих других своих интересах. Именно поэтому в тексте Ве­ликой Хартии Вольностей нашли свое отражение различные тенденции общественного развития, проявлявшиеся в Англии в начале XIII века. Обсуждая данный вопрос на семинарском за­нятии, следует принять во внимание те события и процессы, которые происходили в английском обществе после принятия указанной Хартии — на протяжении всего XIII века. В свете этих событий и процессов многие положения Великой Хартии Вольностей становятся более понятными.

Третий вопрос.

Принципы королевского правосудия закре­пляются в статьях 17-22, 24, 34, 36, 38, 39, 40, 45, 52, 54, 55, 56, 57 Великой Хартии Вольностей. Тема пра­восудия, таким образом, одна из стержневых тем данного документа. По словам Д. М. Петрушевского, " делу правосудия Великая Хартия отводит весьма видное место, не забывая при этом даже самых низших слоев английского общества. Можно даже сказать, что центр тяжести ее принципиального значения здесь именно и лежит, и самые знаменитые ее параграфы, стяжавшие Великой Хартии неувядаемую славу (§ 39 и 40), относятся как раз к судебному делу"1.

Большинство статей Хартии имеет своей целью ограниченность произвола королевской власти в области правосудия. Так, смыслом статьи 17 заключается в том, что Суд Общих Тяжб может теперь собираться и рассматривать дела без участия короля.

Согласно статье 34 "приказ, называемый Praecipe, впредь не должен выдаваться кому бы то ни было о каком-либо держании, вследствие чего свободный человек (liber homo) мог бы потерять свою курию". Смысл содержания процитированной статьи можно понять лишь при условии, если будет точно определено значение термина "курия (curia)" - сеньориальный суд (сеньориаль­ная курия). Термин же "приказ (breve)" обозначает выдавае­мое королем предписание о рассмотрении дела в королевском суде. Следовательно, анализируемая статья запрещает королю передавать иски по поводу держания земельного надела, рас­сматривавшиеся по тогдашней традиции в местных сеньори­альных судах, в суды центральные, королевские.

Термин "курия" проливает свет и на значение термина "сво­бодный человек". Очевидно, что под ним подразумеваются в дан­ной статье не все свободные люди английского королевства, а лишь феодалы — именно они имели "курию".

Особое значение не только среди статей Великой Хартии Вольностей, провозглашающих принципы правосудия, но во всем тексте этого правового памятника имеет статья 39.

Какой принцип королевского правосудия закрепляет дан­ная статья?

Оригинальный текст указанной статьи, изложенный как и весь текст Хартии на латыни, выглядит следующим образом:

Magna Carta. Cap. 39: "Nullus liber homo capiatur, vel imprisonetur, aut disseisiatur, aut utlagetur, aut exuletur, aut aliquo modo destruatur, nee super eum ibimus, nee super eum mittemus, nisi per legale judicium parium suorum vel per legem terre".

Великая Хартия Вольностей. Статья 39: "Ни один сво­бодный человек не будет задержан, или заточен в тюрьму, или лишен владения своим земельным наделом, или поставлен вне закона, или выслан [за пределы страны], или каким-либо обра­зом лишен своего положения [в обществе]; сверх того, мы не выступим против него, не нашлем на него [войско], разве толь­ко по законному приговору его пэров или по закону страны".

(Перевод В. А. Томсинова.)

Смысл процитированной статьи вполне понятен — соглас­но ей каждому "свободному человеку" Английского королевства предоставляются гарантии против произвольного заточения под стражу, незаконной конфискации принадлежащей ему недви­жимости, лишения правовой защиты, изгнания за пределы стра­ны, лишения социального статуса и т. д. Непонятным остается в статье 39 лишь одно: кто здесь подразумевается под "свобод­ным человеком" — все свободные люди королевства или толь­ко феодалы?

Сам по себе текст анализируемой статьи не дает основа­ний для однозначного ответа на этот вопрос. Суду пэров под­лежали, как известно, только представители высших сословий средневекового общества. Поэтому слова "по приговору равных его (per legale judicium parium suorum)" относятся, безусловно, только к феодалам. Однако за указанными словами в статье 39 идут другие слова - - "или по законам страны (vel per legem terre)", которые могут относиться не только к баронам, но и к любым вообще свободным людям Английского королевства. Союз "или (vel)" является одновременно и соединительным, и разде­лительным союзом. От того, в каком качестве данный союз вы­ступает в последней фразе статьи 39, зависит смысл употреб­ляемого в начале указанной статьи термина "свободный чело­век". Если этот союз является здесь соединительным, под "сво­бодным человеком" в статье 39 Хартии может подразумевать­ся только представитель высшего сословия. Если данный союз оказывается в рассматриваемом случае разъединительным, тер­мин "свободный человек" обозначает любого свободного поддан­ного английского короля. Но возможно ли уверенно сказать, в каком из двух качеств выступает в последней фразе статьи 39 Хартии союз "или"? Нет, невозможно!

Таким образом, с помощью чисто грамматического толко­вания содержания статьи 39 нельзя установить подлинный смысл термина "свободный человек".

Именно неопределенность этого термина позволила авто­рам "Петиции о праве" 1628 года ссылаться на Великую Хар­тию Вольностей как на юридический акт, предоставивший га­рантии от произвольного заключения в тюрьму всем поддан­ным английского короля.

Но если грамматический способ толкования не дает возмож­ности определить, представителей каких общественных групп защищает статья 39 Хартии, то можно ли достичь данной цели применением других способов толкования правовых норм?

Какие аргументы можно привести в пользу того, что под термином "свободный человек (liber homo)" в статье 39 Вели­кой Хартии Вольностей 1215 года подразумевается только пред­ставитель высших слоев тогдашнего английского общества?

Очевидно, что "свободный человек", о котором идет речь в данной статье, -- это, как правило, индивид, обладающий не­движимым имуществом и некоторым влиянием в обществе. В частности, как вытекает из текста самой статьи (причем как из его латинского оригинала, так и из любого варианта перевода на русский язык), этого "свободного человека" можно лишить земельного владения и социального статуса. Чтобы подчинить его, королю необходимо на него нападать, посылать на него кого то (вероятнее всего, с войском), изгонять откуда-то (скорей вес го — из страны). Если "свободный человек" в данном случае -барон, то применение королем для его подчинения всех подоб­ных мер вполне объяснимо. Если же под "свободным челове­ком" мыслится в статье 39 помимо феодала также и простой подданный — горожанин или сельский житель — не принадле­жащий к высшему сословию, то в таком случае зачем приме­нять к нему указанные меры.

Но самое главное даже не в этом, а в том, что, беря под свою защиту всех вообще свободных людей страны, король бес­церемонно вторгался бы в сферу власти местных феодалов. Его Величество тем самым серьезно бы ограничивал власть баронов на местах. Могли ли бароны позволить Иоанну Беззе­мельному -- королю, которого они, образно говоря, поставили на колени, брать под свою королевскую защиту всех простых свободных людей всего своего королевства?

Любопытно, что положения, вошедшие в статью 39 Вели­кой Хартии Вольностей 1215 года, были предложены именно баронами. В перечне "баронских статей", предъявленных коро­лю Иоанну, они составляют статью 29. Взамен термина "свобод­ный человек (liber homo)" здесь используется термин "личность свободного человека (corpus liberi hominis)", да в предпоследней фразе вместо "сверх того, Мы не выступим на него, не нашлем, сверх того, на него [войско] говорится: "или [пусть] тот король, сверх того, не насылает на него [войско] (пес Rex eat vel mittat super eum)". В остальном же наблюдается почти полное совпадение текста ста­тьи 39 Великой Хартии Вольностей с текстом статьи 29, пред­ложенной баронами.

Термин "свободный человек" используется и в статье 34 Хартии, но там он совершенно недвусмысленно обозначает ин­дивида, имеющего в своем распоряжении сеньоральную курию, то есть представителя высшего сословия. Следовательно, упот­ребление термина "свободный человек" в узком смысле, то есть для обозначения не любого свободного подданного английского короля, но лишь представителя высшего сословия английского общества, было вполне допустимым для составителей текста рассматриваемого правового памятника.

Какие аргументы можно привести в пользу того, что тер­мин "свободный человек" подразумевает в статье 39 Великой Хартии Вольностей не только барона, но всякого вообще свободного подданного английского короля?

Первый из таких аргументов можно обнаружить в обстоя­тельствах принятия указанной Хартии. Баронам удалось одер­жать победу в конфликте с королем Иоанном и принудить его Величество к подписанию документа, закрепляющего за ними довольно широкий круг прав и вольностей, только благодаря поддержке их движения различными слоями тогдашнего англий­ского общества. Могли ли бароны в таком случае игнорировать интересы своих союзников в борьбе с королем и закрепить га­рантии неприкосновенности личности, изложенные в статье 39 Хартии, только за представителями своего сословия?

Второй аргумент в пользу самого широкого толкования тер­мина "свободный человек", употребляемого в статье 39 Вели­кой Хартии Вольностей 1215 года, заключается в том, что прин­цип равенства всех людей перед законом, независимо от их со­словной принадлежности, был совсем не чужд правосознанию высших сословий английского общества того времени. Но осо­бую ценность данный принцип представлял для королевской власти в Англии — он был одним из сильнейших средств борь­бы с сепаратизмом феодальных сеньоров. Утверждение в сфе­ре правосудия принципа законности и равенства всех перед за­коном было одним из важнейших элементов политики англий­ских королей, начиная с Генриха П.

Статья 60 Великой Хартии Вольностей 1215 года зафиксиро­вала принцип равенства всех перед законом, правда, в доволь­но своеобразной формулировке. Согласно ей все бароны — под­данные английского короля обязаны соблюдать в отношении к своим вассалам все те обычаи и вольности, которые его вели­чество признал надлежащим к соблюдению в своем королев­стве относительно своих вассалов. Отсюда можно сделать весь­ма интересный вывод относительно смысла статьи 39 Хартии, а именно: даже если изложенные в данной статье гарантии от произвольного заточения в тюрьму, незаконных конфискаций имущества и других посягательств на личность король предос­тавляет только баронам, то есть только представитель высшего сословия подразумевается под термином "свободный человек", то эти гарантии все равно распространяются на всех свобод­ных людей английского королевства. Бароны обязаны, в соот­ветствии со статьей 60 Хартии, обеспечить соблюдение в отно­шении подвластных себе людей те правовые нормы, которые король обязался соблюдать по отношению к баронам.

Приводя этот аргумент, следует обратить внимание на ста­тьи 1 и 2 Ордонанса о судьях, изданного в 1346 году англий­ским королем Эдуардом III. В статье 1 указанного Ордонанс; говорится: "Мы приказываем, чтобы Наши судьи отныне обеспе­чивали осуществление закона и прав всем Нашим подданными, в равной мере богатым и бедным, независимо от личности" В статье 2 это положение подтверждается: "То же самое Мм постановили в отношении баронов Казначейства. И Мы открыт потребовали от них в Нашем присутствии, чтобы они в соответствии с разумом осуществляли право в отношении всех На­ших подданных, как больших, так и малых"1 (курсив мой. — В. Т.).

Какие еще аргументы можно привести в пользу, с одной стороны, узкого и, с другой стороны, широкого толкования термина "свободный человек" в статье 39 Великой Хартии Воль­ностей 1215 года?

Какие принципы королевского правосудия закрепляют ста­тьи 40 и 45 рассматриваемого правового памятника?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: