Цели деятельности педагога | Познакомить учащихся с историей обувного дела, видами материалов, используемых для производства обуви, видами и назначением обуви, технологическим процессом производства обуви; учить определять размер обуви, анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые можно воспроизвести в классе, выполнять самостоятельно разметку деталей изделия, использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять модель летней обуви из бумаги; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать аккуратность, интерес к предмету |
Тип урока | Освоение нового материала |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные понятия и термины | Обувщик; обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви |
Образовательные ресурсы | · Интернет-ресурсы: https://www.allwomens.ru/3485-istoriya-sozdaniya-obuvi.html https://nika-obuv.ru/texnologicheskij-process-izgotovleniya-obuvi.html |
Наглядно-демонстрационный материал | · мультимедийная презентация по теме, образец изделия. · Видеоряд: https://www.obuvtech.ru/pict/machine/atom_09_sacp_line100_s125.gif https://www.obuvtech.ru/pict/machine/banf_01_p_78.jpg https://www.obuvtech.ru/pict/machine/neve_03_pr98n.jpg https://www.obuvtech.ru/pict/machine/pfaff_04_591.gif https://www.obuvtech.ru/pict/machine/ironfox_23_cd3000u.jpg https://more-textile.com/assets/img/leather-large10.jpg https://smito.ru/upload/normal/sankt-peterburg-provedenie_marketingovyh_issledovaniy_v_kitae_po_obuvi_poisk_proizvoditeley_i_tovarov_253186.jpeg |
Продолжение табл.
Оборудование | учебник, рабочая тетрадь; бумага, картон, ножницы, линейка, карандаш, клей | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные умения: познакомятся с историей обувного дела, видами материалов, используемых для производства обуви, видами и назначением обуви, технологическим процессом производства обуви; научатся определять размер обуви, выполнять самостоятельно разметку деталей изделия, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, изготовлять модель летней обуви из бумаги. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, используемых для ее изготовления; регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оцениватьработу по заданным критериям; коммуникативные – научатся слушать и слышать учителя и одноклассников, инициативно сотрудничать в поиске информации, делать выводы, участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодей- ствия на уроке | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль | |
I. Организационный | Эмоциональная, психо- | Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня мы начинаем работу над новым, очень интересным проектом. Мы будем делать модель детской обуви. | Слушают учителя | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельнос- | Устные ответы | |
Продолжение табл.
момент | логическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока | Вы сможете проявить свою фантазию, сделать такую обувь, о которой мечтали. На сафьяновых сапожках Золочёные застёжки, И задорный каблучок Отбивает – чок-чок-чок! Ох, сапожки хороши, Так и просят – попляши! Е. Стеквашова | ти; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | |||
II. Повторение изученного материала | Проверка домашнего задания | организует проверку домашнего задания, просмотр выполненных мягких игрушек, обсуждение их качества. – Из каких материалов изготовлены мягкие игрушки? | Участвуют в коллективной беседе | Фронтальная | Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание, вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Словесно-ил- люстративный рассказ | – История создания обуви очень интересна. Ведь в каждой исторической эпохе было различное представление о красоте и удобстве. Каждое государство, каждый народ имеет свои традиции и особенности. Поэтому и обувь столь разнообразна. Первая обувь была создана челове- | Смотрят презентацию, слушают учителя, одноклассни- | Фронтальная | Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. | Устные ответы |
Продолжение табл.
об истории обуви. Просмотр мультимедийной презентации или рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 55) | ком лишь как средство защиты от неблагоприятных условий среды. Произошло это во времена глобального изменения климата. Американский историк Эрик Тринакус из Вашингтонского частного университета пришел к выводу, что первая обувь появилась в Западной Европе 26–30 тысяч лет назад. Сделать эти выводы ученому помогло исследование скелетов людей, живших на этой территории во времена палеолита. По мнению ученых, первая обувь представляла собой что-то вроде портянок, изготовленных из медвежьих шкур. Эти портянки утеплялись изнутри сухой травой. В Древнем Египте обувь была уже показателем статуса владельца. Обувь позволялось носить только фараону и его приближенным. В те времена обувь представляла собой сандалии из пальмовых листьев или папируса. К ноге такие сандалии крепились при помощи кожаных ремешков. Знатные египтяне украшали эти ремешки драгоценными камнями и интересными рисунками. Цена таких сандалий была очень велика. Показывает слайды с изображением обуви разных эпох или предлагает рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 55) и сравнить эту обувь с современной | ков; делятся впечатлениями о просмотренных работах; ана- лизируют ин- формацию, отвечают на вопросы | Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме; логичес- кие – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви, материалах, ис- пользуемых для ее изготовления. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу урока |
Продолжение табл.
Работа с учебником (с. 56): материалы для изготовления обуви. Виды обуви | – Вы обратили, наверное, внимание на то, что для изготовления обуви использовали разные материалы. Какие? (Папирус, лыко, береста, дерево, кожа, ткань.) В наши дни разнообразие материалов увеличилось. Прочитайте об этом в учебнике (с. 56) и определите материал, из которого сделана обувь, изображенная на рисунке. организует обсуждение. – Чем же еще различается один вид обуви от другого? Правильно, по назначению. – Прочитайте о видах обуви в учебнике (с. 56) и ответьте на вопросы, заданные в учебнике | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации; участвуют в коллективной беседе; работают с учебником, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы | Фронтальная | Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске информации; участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Познавательные:общеучебные – умеют самостоятельно формулировать проблему, делать умозаключения и выводы; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах обуви. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы |
Продолжение табл.
Словесно-ил- люстративный рассказ с элементами беседы «Технологический процесс производства обуви», «Профессии людей, работающих на обувной фабрике». Работа с учебником (с. 57– 58) | – Как же организован процесс производства обуви? Конечно, раньше обувь делалась вручную. Основными инструментами мастера-обувщика в то время были молоток, шило, игла. Современное производство обуви полностью механизировано. Технологический процесс изготовления обуви имеет следующую общую схему. Материалы для верха и низа обуви подготавливаются на соответствующих складах основных материалов. Подобранные основные обувные материалы передаются в закройный цех – для раскроя на детали верха обуви и в вырубочный цех – для вырубки деталей низа. В вырубочном цехе производится также обработка деталей низа. Детали верха обуви обрабатывают преимущественно в сборочном цехе, где осуществляется сборка (пошив) заготовок, формование верха обуви, прикрепление подошвы и каблука к формованному верху и, наконец, отделка скрепленных деталей. Развитие обувной промышленности происходит благодаря оснащению производства новейшими многооперационными и автоматическими линиями. – Как вы думаете, как называются профессии людей, работающих на обувной фабрике? Давайте прочтем об этом в учебнике (с. 57). – В каждом ли городе есть крупные обувные фабрики? Прочтите об этом в учебнике (с. 58). предлагает учащимся отметить на карте России город, где расположены крупные обувные фабрики (рабочая тетрадь, с. 4–5) | Слушают учителя, рассматривают иллюстрации; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы | Фронтальная | Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Устные ответы |
Продолжение табл.
Рассказ «Размер обуви». Демон- страция приемов определения размера обуви | – Обувь так же, как и одежда, имеет размеры. Так удобнее и производителям, и покупателям. В разных странах размер обуви обозначается по-разному. Но в любом случае для его определения нужно измерить длину стопы. Чтобы всё вышло правильно, желательно доверить измерения другому человеку. Именно в положении «стоя» достигается максимальная длина стопы, к тому же вы избежите погрешностей, вызванных движением ноги. Желательно проделать измерение в конце дня, так как ноги к этому времени «растаптываются» и становятся больше. Итак, поставьте обе ноги (в носках) на лист бумаги, прижмите пальцы ног к полу, обведите стопы карандашом. Измерьте расстояние от самой выступающей точки пятки до наиболее выступающего пальца. Если длины правой и левой стоп отличаются, выберите наибольшую. Округлите полученную величину до 5 мм – это будет соответствовать номеру обуви. (Показывает приемы снятия мерки.) Затем по таблице можно определить размер обуви (учебник, с. 59) | Слушают учителя; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы снятия мерки | Фронтальная | Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации; осознанно читают тексты, рассматривают рисунки с целью освоения и использования информации. Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока | Устные ответы | |
Физкультминутка | Проводит физкультминутку | Выполняют упражнения | Фронтальная | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью | Выполнение упражнений | |
IV. Твор- ческая практи- | Организация рабоче- | Проверка организации рабочего места | Организуют свое рабочее место | Индивидуаль- | Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое прост- | Устные ответы |
Продолжение табл.
ческая деятельность | го места | ная | ранство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью | |||
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 59– 61) и рабочей тетрадью (с. 38– 39) | – Сегодня вы будете делать модель летней детской обуви из бумаги и картона. помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки, кроя, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 59–61), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 38–39) до пункта 6 | Анализируют готовое изделие, информацию; слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задание; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некото- | Фронтальная | Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции; осознанно читают тексты с целью освоения и ис- пользования информации | Устные ответы. Выполнение задания |
Продолжение табл.
рые приемы работы | ||||||
Практическая работа | – выполните эскиз оформления изделия и заготовку деталей. – Приступайте к выполнению модели летней детской обуви. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её | Выполняют задание | Индивидуаль- ная | Регулятивные: умеют контролировать свои действия по точному ориентированию в учебнике, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения | Выполнение модели детской летней обуви из бумаги и картона | |
V. Итоги урока. Рефлексия | Выставка и презентация работ учащихся | В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность, соответствует ли замыслу | Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают | Фронтальная | Личностны: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учи- | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Окончание табл.
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы | Организует беседу по вопросам: – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? – Как можно использовать получившееся у вас изделие? – Где будете использовать полученные умения? | отвечают на вопросы | Фронтальная | теля или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения | Устные ответы | |
Домашнее задание | Объясняет задание. – выполните задание-тест «Как изготавливают обувь» в рабочей тетради (с. 36–37). Принесите к следующему уроку: линейку, карандаш, нитки (можно «ирис»), палочки деревянные, клей | Слушают учителя | Индивидуаль- ная | Наблюдение |