Утверждение абсолютизма. Принятие императорского титула в 1721 г. Создание Сената, замена приказов коллегиями. Губернская реформа.




 

В первой четверти 18 в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

В 1708- 1710 гг. была проведена областная реформа органов власти на местах- областная реформа. Причиной ее был подъем классовой борьбы горожан и крестьян, на плечи которых легла вся тяжесть реформ. Вся страна была разделена на 8 губерний- Московская, Ингерманляндская, Киевская, Смоленская, Казанская, Азовская, Архангелогородская, Сибирская. Губернии делились на уезды. Во главе губернии стоял губернатор, а во главе уезда стоял комендант. Во главе Петербургской и Азовской губерний стояли генерал- губернаторы Меньшиков и Ф. Апраксин. Остальными управляли губернаторы, в руках которых находилась вся полнота административно- полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов. Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое существование, их обязанности перешли к губернской администрации.

В 1711 г. вместо Боярской думы был образован Правительствующий Сенат, состоявший из 9 человек, назначенных монархом. Трое являлись представителями знати (князья М. В. Долгорукий, Г. И. Волконский, П. А. Голицын), трое- бывшие члены Боярской думы и трое- из дворян. Решения Сената принимались коллегиально, на общем собрании и скреплялись подписями сенаторов. Сенат занимался вопросами комплектования армии, развитием торговли и промышленности, контролировал финансы. Он также являлся органом надзора за разветвленным бюрократическим аппаратом. Для этого были введены должности фискалов, которые доносили о всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Ими руководил обер- фискал, входивший в состав Сената. Доносы фискалов ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата- особое судебное присутствие из четырех судей и двух сенаторов. Петр поощрял фискалов, освободив их от податей, подсудности местным властям и даже ответственности за ложные наветы.

Хотя Сенат был руководящим контролирующим органов, но и за его деятельностью был установлен контроль. За работой Сената следил генерал- прокурор (П. И. Ягужинский) и обер- прокурор, которым подчинялись прокуроры во всех других учреждениях. Генерал- прокурор контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Сам генерал- прокурор и его помощник обер- прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчиненных ему прокуроров и фискалов, генерал- прокурор выступал как “око царево и стряпчий о делах государственных”. Новое положение о Сенате в 1722 г. зафиксировало его статус как высшего государственного учреждения империи. Сенат в руках Петра стал послушным орудием монарха по управлению страной.

В 1717- 1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Они отличались единообразными штатами и четким разграничением обязанностей. Важнейшими, “государственными” являлись коллегии, ведавшие иностранными, военными (армией и флотом отдельно) и судебными делами. Другая группа коллегий занималась финансами: доходами- Камер- коллегия, расходами- Штатс- контор- коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств- Равизион- коллегия. Торговлей и промышленностью руководили соответственно Коммерц- коллегия и Берг- мануфактур- коллегия, разделенная на два ведомства в 1722 г.

Коллегии не охватывали всех отраслей управления. По- прежнему дворцовое, ямское, строительное, медицинское дело и некоторые другие находились в ведении специальных приказов, палат и контор.

Поначалу каждая коллегия руководствовалась своим регламентом, но в 1720 был издан обширный “Генеральный регламент”, определивший их единообразное организационное устройство и порядок деятельности. Согласно этому документу присутствие каждой из коллегий состояло из президента, вице- президента, четырех- пяти советников и четырех асессоров, а также детально регламентированного штата чиновников.

Всю пирамиду государственной власти венчал император. Этот титул был пожалован Петру 1 Сенатом в 1721 г. после подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. Император обладал всей полнотой власти в государстве. Авторитарность правления абсолютного монарха характеризовалась нетерпением к инакомыслию, введением единообразования в систему государственных органов, стремлением регламентировать быт, нравы, всю общественную жизнь, развитие культуры.

Система государственного управления, созданная в первой четверти 18 в. сохранилась и после смерти Петра 1. Во второй четверти 18 в. в нее вносились лишь частичные изменения, не затрагивавшие главных принципов управления. Наиболее крупные изменения при преемниках Петра 1 были связаны с созданием Верховного Тайного совета в 1726 г. и реформой местного управления в 1727 г.


 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: