Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей




Введение

 

Сердечно-сосудистая система — система органов, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме человека. Благодаря циркуляции крови кислород, а также питательные вещества доставляются органам и тканям тела, а углекислый газ, другие продукты метаболизма и отходы жизнедеятельности выводятся.

Организм детей и подростков отличается от организма взрослых не только размерами, но и особенностями строения и функционального состояния органов и систем. Процесс физического развития детей протекает неравномерно: периоды усиленного роста сменяются его замедлением, изменяются энергетические и обменные процессы. Для каждого возраста характерны свои особенности анатомического строения тела и состояния сосудистой системы.

 

 


 

Кардиогенез

 

Сердце как орган начинает функционировать в конце 2-го месяца внутриутробного периода, когда устанавливается плацентарное кровообращение. Однако ритмичные сокращения сформированной сердечной трубки отмечаются уже у 23-дневного эмбриона. Закладка сердца происходит из элементов мезодермы и соответствует 3-й неделе внутриутробной жизни. Когда эмбрион достигает 1,0—1,5 мм в длину, что соответствует 17— 19-му дню его развития, сердце представляет собой клеточную пластинку, в которой отчетливо видны три зародышевых слоя. В последующие два дня (длина эмбриона 2 мм) кардиогенез завершается образованием подковообразного зачатка сердца и сосудистого сплетения. Когда эмбрион достигает длины 2,5 мм (22-й день развития), формируется единая эндокардиальная трубка.

К 4-й неделе внутриутробного развития (длина эмбриона 3 — 4 мм) формируется межжелудочковая перегородка, что практически приводит к делению сердечной трубки на правый и левый желудочки, намечаются границы атриовентрикулярного канала, выделяется левое предсердие, формируются сердечный конус и клапан правого синуса. На 27 —29-й день развития эмбриона конструируются первичная перегородка, клапан левого синуса, ствол легочной вены. В последующие дни (28 —32-й день внутриутробного развития) выравниваются полости правого предсердия и правого желудочка, формируется вторичное отверстие, а затем на 33 —34-й день развивается вторичная перегородка. При длине эмбриона 12—14 мм (34 —36-й день развития) атриовентрикулярные отверстия разделяются на правое и левое, закрывается первичное отверстие.

На 38-м дне внутриутробного развития полностью сформированы и изолированы левый и правый желудочки, определяются зачатки коронарных артерий и образуется овальное отверстие. К 40-му дню внутриутробного развития формируются задние створки митрального и трехстворчатого клапанов.

Проводящая система сердца обнаруживается у эмбриона 5 — 6 мм длиной (28 — 30-й день развития). Синусовый узел формируется из клеток, расположенных на правой стороне венечной пазухи, специализированный характер которых выявляется по высокому содержанию холинэстеразной активности. Среди них можно с самого начала выделить две группы клеток. Р-клетки — наиболее представительные и составляющие основу синусового узла. Они связаны только между собой и частично с переходными клетками, которые и образуют вторую группу (Т-клетки). Р-клетки отличаются скудным содержанием миофибрилл и митохондрий. Они обладают высокой пейсмекерной активностью, т. е. большой частотой импульсации, однако название получили не благодаря этим качествам, а из-за своей бледности (pale), обнаруживаемой при электронном микроскопировании. К 6 —8-й неделе развития эмбриона синусовый узел имеет черты такового у взрослых.

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей

 

Наиболее важными функциями сердечнососудистой системы являются:

1) поддержание постоянства внутренней среды организма;

2) доставка кислорода и питательных веществ во все органы и ткани;

3) выведение из организма продуктов обмена веществ.

У детей происходит непрерывный рост и функциональное совершенствование сердечнососудистой системы. Особенно энергично растет и совершенствуется сердце у детей с 2 до 6 лет, а также — в период полового созревания.

Сердце новорожденного имеет уплощенную конусообразную, овальную или шарообразную форму изза недостаточного раз вития желудочков и сравнительно больших размеров предсердий. Только к 10—14 годам сердце приобретает такую же форму, что и у взрослого человека.

В связи с высоким стоянием диафрагмы сердце новорожденного расположено горизонтально. Косое положение сердце принимает к первому году жизни.

Масса сердца новорожденного составляет 0,8% от общей массы тела, она относительно больше, чем у взрослого человека. Правый и левый желудочки одинаковы по толщине, их стенки равны 5 мм. Сравнительно большие размеры имеют предсердие и магистральные сосуды. К концу первого года вес сердца удваивается, к 3 годам — утраивается. В дошкольном и младшем школьном возрасте рост сердца замедляется и снова нарастает в период полового созревания. К 17 годам масса сердца увеличивается в 10 раз.

Неравномерно растут и отделы сердца. Левый желудочек значительно увеличивает свой объем, уже к 4 месяцам он по весу вдвое превышает правый. Толщина стенок желудочков у ново рожденного составляет 5,5 мм, в дальнейшем толщина левого желудочка увеличивается до 12 мм, правого — до 6—7 мм.

Объем сердца при рождении составляет около 22 см3, за пер вый год он увеличивается на 20 см3, в последующем — ежегодно на 6—10 см3. Одновременно увеличивается диаметр клапанных отверстий.

У детей сердце расположено выше, чем у взрослых. Объем сердца у детей больше относительно объема грудной клетки, чем у взрослых. У новорожденного верхушка сердца образована обоими желудочками, к 6 месяцам — только левым. Проекция сердца к 1,5 года из IV межреберья опускается в V межреберье.

В детском возрасте происходит качественная перестройка сердечной мышцы. У детей раннего возраста мышца сердца не дифференцированна и состоит из тонких, плохо разделенных миофибрилл, которые содержат большое количество овальных ядер. Поперечная исчерченность отсутствует. Соединительная ткань начинает развиваться. Эластических элементов очень ма ло, в раннем детском возрасте мышечные волокна близко прилегают друг к другу. С ростом ребенка мышечные волокна утолщаются, появляется грубая соединительная ткань. Форма ядер становится палочкообразной, появляется поперечная исчерченность мышц, к 2—3летнему возрасту гистологическая дифференциация миокарда завершается. Совершенствуются и другие отделы сердца.

По мере роста ребенка происходит совершенствование про водящей системы сердца. В раннем детском возрасте она массив на, ее волокна контурированы нечетко. У детей более старшего возраста происходит перемодулирование проводящей системы сердца, поэтому у детей часто встречаются нарушения ритма сердца.

Работа сердца осуществляется за счет поверхностных и глубоких сплетений, образованных волокнами блуждающего нерва и шейных симпатических узлов, контактирующих с ганглиями синусового и предсердножелудочкового узлов в стенках правого предсердия. Ветви блуждающего нерва заканчивают свое развитие к 3—4 годам. До этого возраста сердечная деятельность регулируется симпатической системой. Это объясняет физиологическое учащение сердечного ритма у детей первых 3 лет жизни. Под влиянием блуждающего нерва урежается сердечный ритм и появляется аритмия типа дыхательной, удлиняются интервалы между сердечными сокращениями. Функции миокарда у детей, такие как автоматизм, проводимость, сократимость, осуществляются так же, как у взрослых.

Эти функции сердечнососудистая система может обеспечить только в тесном взаимодействии с органами дыхания, пищеваре ния и мочевыделения. Совершенствование работы органов кровообращения происходит неравномерно на протяжении всего периода детства.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: