Достоевский, Село Степанчиково:
-- Что же ты плясал? какой танец? говори же!
-- Комаринского...
-- Комаринского! А кто этот комаринский? Что такое комаринский? Разве я могу понять что-нибудь из этого ответа? Ну же, дай нам понятие: кто такой твой комаринский?
-- Му-жик...
-- Мужик! только мужик? Удивляюсь! Значит, замечательный мужик! значит, это какой-нибудь знаменитый мужик, если о нем уже сочиняются поэмы и танцы? Ну, отвечай же!
Тянуть жилы была потребность Фомы. Он заигрывал с своей жертвой, как кошка с мышкой; но Фалалей молчит, хнычет и не понимает вопроса.
-- Отвечай же! -- настаивает Фома, -- тебя спрашивают: какой это мужик? Говори же!.. господский ли, казенный ли, вольный, обязанный, экономический? Много есть мужиков...
-- Э-ко-но-ми-ческий...
-- А, экономический! Слышите. Павел Семеныч? новый исторический факт: комаринский мужик -- экономический. Гм!.. Ну, что же сделал этот экономический мужик? за какие подвиги его так воспевают и... выплясывают?
Вопрос был щекотливый, а так как относился к Фалалею, то и опасный.
Начинаю со знака вопроса, поскольку очень сильно сомневаюсь и в выбранной теме: насколько она актуальна сейчас, насколько вообще она актуальна с тех пор как существует письменность и язык.
Знаю, что этот портал не слишком жесток к наивности авторов, поэтому хочу порассуждать об информационном обществе с чистого листа, приблизительно как человек из 5 века до нашей, то есть не внедряясь в весь пласт знаний уже существующих по данной теме.
Начну рассуждение в литературном жанре:
Сократ: что такое информация?
Человек из 21 века: это все, что существует нематериально.
Диоген: а разве существует информация?
Бодрийар: да, но только в качестве призраков-симулякров.
|
Этот фантастический диалог - вполне «фэйковая» шизофрения. Конечно, я идентифицирую себя с Человеком из 21 века, я современен. Но то, что я приписываю воображаемому голосу, на самом деле полностью противоречит моим убеждениям. Мне ближе Диоген 21 века, то есть, на языке века 19-20 – вульгарный материалист. Я не понимаю, как информация может быть нематериальной, как вообще может быть «информационное общество», если только не в форме воображаемого объекта? Общество информационное, можно еще и назвать другими прилагательными: медийное, постиндустриальное…а как его назвать по-русски?
Что такое информация на отечественном дискурсе?
Эти вопросы я оставляю открытыми, то есть не уверен пока как на них ответить правильно на 100 процентов.
Пойду самым прямым путем: проведу «соцопрос» в «воображаемом обществе», что думаю я сам, как продукт современного общества, услышав словосочетание «информационное общество»?
Мне сразу приходит на ум такой ответ: речь идет про общество насыщенное разного рода сплетнями, это полицейское общество, где на каждого хранится база данных, это мир в котором реален не сам человек, а его аватар. Обратите внимание, мне не удается перевести слово информация на русский язык. Может быть, это говорит о том, что в информационном обществе отсутствует национальная, культурная идентичность, а может быть и наоборот.
Это ведь всего лишь феноменология частного сознания, она здесь произведена с максимальной редукцией, это только введение.
Буду утверждать, что мы не живем в информационном обществе, поскольку само общество во-первых, находится в отчужденном, разрозненном состоянии, близком к войне всех против всех, во- вторых, человек в современном обществе аутист, маргинал и социопат по преимуществу, вся социальная активность является либо контркультурной, тем самы антисоциальной, либо симулятивной, показной.
|
Современный человек живет в подполье, для себя, в свое удовольствие, интересуется другими с позиции «чем они мне могут быть полезны».
Информировать о себе человек станет с целью самопиара, получать информацию о мире с целью удовлетворения низменных потребностей: так называемое информационное общество, люди сидящие на сайтах, хард информационного конгломерата обосновался на порносайтах, это самый излюбленный в современном обществе источник информации.
Может быть мы живем в порнографическом обществе или, например, в обществе голых тел? Может быть информация, которую мы получаем встречаясь в реале – фэйк, а подлинная информация про общество – порноиндустрия и оборот наркотиков?
Да, можно сейчас многое получить в интернет-доступе, да оцифровано очень много информации, но становиться ли само общество информационной?
Не является ли то, что постоянно преподносится как информация в высшем смысле дезинформацией?
Ведь «информационное» - это качество, которое выражает суть. Суть обыденной жизни заключается в том, что человек не узнает ничего о мире, об окружающих людях по-настоящему. Та информация, которая приходит выполняет роль антиинформации, она служит покровом для той информации, которая объективна. Значит, если суть современного социального устройства скрывать одну (истинную) информацию другой (ложной), значит мы живем в дизинформационном обществе. Не в обществе постинформационном, а именно в таком, которое еще никогда не строилось на том, чтобы быть прозрачным для своих агентов за счет открытых информационных ресурсов. Это не проблема «масонского заговора» или тоталитарного режима. Это чисто психоаналитическая проблема: человек в своей основной массе хочет незнать, желание знать является результатом насилия над индивидом со стороны институтов. Оно всегда существует как искусственный конструкт, а истинный девиз общества во веки веков:
|
не знаем и знать не хотим!
Точно так же, как существует 5% изученной материи, из которой состоит наша вселенная и 95% т.н. тёмной, неизведанной, существует целый океан информации, которой мы не владеем, особенно, как и веками ранее, это сильнее всего касается провинции. Уже несколько лет я провожу спонтанный «соцопрос» у студентов-психологов в Новгороде, знают ли они знаменитого психоаналитика Жака Лакана, говорят ли им о нем в институте?
Все время я наталкиваюсь на отрицательный ответ, студенты даже не слышали такой фамилии!!!
Что же, разве можно сказать, существует какое-то реальное информационное общество? Я не уверен, что основная масса обитателей социальных сетей помнит, что у них написано в статусах, какая любимая музыка, какому автору принадлежит их любимая цитата…тем более они не скажут, что слушают, смотрят, кого читают их виртуальные друзья.
Пока что я прихожу к выводу, пока что – значит с наивных позиций человека, который впервые задался вопросом, а что же такое информационное общество на самом деле? – что в реальности есть только общество невежд и аутистов. Да, я верю в информационное сообщество, в то, что на портале Область культуры живут авторы, читающие друг друга, изучающие мировую культуру и современность, но я сильно сомневаюсь в существовании информационного общества в глобальном смысле, сколько бы ни было к тому потенций, несмотря на возможность оставлять письма на сайте президента, найти электронную почту знаменитого актера.
Наша реальность – бурноразвивающийся капитализм, отчуждение между людьми только нарастает, человек человеку – аватар и никто не хочет никого и ничего знать в реале, кроме своего тела и своего бессознательного.
Внутри общества рвутся грубые материальные связи, информация о людях переходит на электронные носители; она не дематериализуется, но она перестает быть интересной, живой и она не дает сведений о том, что происходит с людьми на самом деле.