Уроки 16–17. Деревообрабатывающее производство




Цели деятельности педагога Познакомить учащихся со значением древесины для производства и жизни человека, свойствами древесины, правилами безопасной работы со столярным ножом, видами пиломатериалов и способами их производства; учить объяснять новые понятия, используя текст учебника, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять анализ готового изделия и его изготовлять; развивать приемы безопасной работы с ножом, умение самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к предмету
Тип урока Освоение нового материала
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
Основные понятия и термины Столяр, древесина, пиломатериалы, текстура, нож-косяк
Образовательные ресурсы · https://www.wood.ru/ru/loa692.html
Наглядно-демонстрационный материал мультимедийная презентация по теме, образцы древесины разных пород, инструменты, образец изделия
Оборудование учебник, рабочая тетрадь; линейка, карандаш, нитки (можно «ирис»), палочки деревянные, клей
Планируемые образовательные результаты Предметные умения: познакомятся со значением древесины для производства и жизни человека, свойствами древесины; узнают виды пиломатериалов и способы их производства; научатся объяснять новые понятия, используя текст учебника, составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, выполнять анализ готового изделия и его изготовлять. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся анализировать план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия, извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное речевое высказывание; регулятивные – научатся вы-

Продолжение табл.

  полнять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; вносить необходимые дополнения и коррективы; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодей- ствия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
             
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усво- ению изучае- Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Когда мы говорим о России, сразу представляем бескрайние леса. Да, древесина всегда была важнейшим строительным и поделочным материалом. Поэтому деревообрабатывающее производство – очень важная отрасль промышленности России. Нам предстоит познакомиться с этим производством и сделать проект «Лесенка-опора для растений» Слушают учителя Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы
               

Продолжение табл.

             
  мого материала. Сообщение темы урока          
II. Изучение нового материала Беседа «Значение древесины в современной жизни». Просмотр мульти- медийной презентации. Работа с учебником (с. 62) – Когда-то человечество в принципе не могло обойтись без использования древесины: она была одновременно и главным (или одним из главных) строительным материалом, и главным источником тепла. Что же еще делали и делают из древесины? Показывает слайды или предлагает посмотреть иллюстрации, прочитать текст в учебнике (с. 62). – Однако, несмотря на то, что люди изобретают новые материалы, полностью от использования древесины человечество отказаться не может, да и вряд ли к этому будет стремиться в сколько-нибудь обозримом будущем. Почему? Древесина и большинство других ресурсов леса – возобновимы (разумеется, лишь при правильном обращении с лесами), продукты их переработки легко и без остатка разлагаются в природной среде, как правило, совершенно безопасны для здоровья человека и обладают многими другими достоинствами Смотрят презентацию, слушают учителя, одноклассников; работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: имеют положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Работа с учебником (с. 63): «Виды пиломатериалов» – Древесина служит исходным сырьём для выработки более двадцати тысяч продуктов и изделий. Как же лес превращается в дома, мебель и другие предметы? Прочитайте о технологическом процессе обработки древесины в учебнике (с. 63) Слушают учителя; работают с учебником, рассматривают ил- люстрации; анализируют информацию, делают выводы Фронтальная Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью. Коммуникативные: умеют слушать учителя и од- ноклассников, сотрудничать в поиске информации. Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу Устные ответы. Выполнение задания
Беседа «Свойства древесины». Рассматривание образцов разных пород древесины – Рассмотрите образцы разных пород деревьев. Чем они различаются по внешнему виду? (По цвету, блеску.) Обратите внимание, что на поверхности древесины мы можем разглядеть естественный рисунок. На каждом образце он разный. Это еще одно свойство древесины, называемое текстурой. Цвет и текстура многих пород настолько характерны, что могут служить одним из признаков при их распознавании. Одинаковый ли запах имеют образцы? Значит, разные породы можно различить по запаху. Запах зависит от содержания в древесине смол и дубильных веществ. Свежесрубленное дерево имеет более Рассматривают образцы; слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации; участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Устные ответы

Продолжение табл.

             
    сильный запах, а по мере высыхания дерева и испарения влаги и эфирных смол запах ослабевает. Твердость также одно из основных свойств, учитываемых при подборе материала для изготовления какого-либо изделия. Обратите внимание, что на одном образце мы можем легким нажатием на карандаш оставить на древесине ямку, а на другом для этого нужно приложить большее усилие. Какое дерево имеет большую твердость?     Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; умеют наблюдать  
Игра «Отыщи дерево» предлагает учащимся с завязанными глазами по запаху определить образец древесины хвойных пород Участвуют в игре Индивидуаль- ная Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. Познавательные: умеют делать выводы на основе полученной информации Устные ответы
Беседа «Инструменты столяра». Работа с учеб- – Одной из самых распространенных профессий людей, работающих на деревообрабатывающих предприятиях, является профессия столяра. Знаете ли вы, чем он занимается? Рассмотрите рисунки инструментов и приспособлений, с которыми работает столяр, в учебнике (с. 65) и расскажите, какой вид работы ими выполняется Участвуют в коллективной беседе; работают с учебником, анализируют информацию, Фронтальная Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях; умеют строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы Устные ответы

Продолжение табл.

             
  ником (с. 65)   отвечают на вопросы   на вопросы  
Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Выполнение упражнений
III. Твор- ческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверка организации рабочего места Организуют свое рабочее место Индивидуаль- ная Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Устные ответы
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учеб- – Прочитайте в учебнике, какое изделие предлагает выполнить Ваня, какова последовательность изготовления изделий из древесины (учебник, с. 65–66). помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способы разметки, сборки изделия и его оформления. Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя, отвечают на вопро- Фронтальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий Устные ответы. Выполнение задания

Продолжение табл.

             
  ником (с. 65– 68) и рабочей тетрадью (с. 42– 44) – Во время работы вам придется использовать нож-косяк – очень опасный инструмент. Прочитайте в учебнике (с. 66) правила безопасной работы с ним. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 67–68), затем предлагает выполнить задание в рабочей тетради (с. 41–44) до пункта 6 сы; работают с учебником и рабочей тетрадью; проговаривают последовательность работы; наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы   учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия  
Практическая работа – Выполните технический рисунок в рабочей тетради. изготовьте лесенку-опору для растений. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. просит учащихся завершить работу над заданием в рабочей тетради – подготовить и провести презентацию работы по вопросам и оценить её Выполняют задание Индивидуаль- ная Регулятивные: сравнивают результат деятельности с эталоном; вносят необходимые дополнения и коррективы. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке Изготовление лесенки-опоры для растений

Окончание табл.

             
IV. Итоги урока. Рефлексия Выставка и презентация работ учащихся В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. Рассматривают выполненные работы, представляют презентацию, оценивают Фронтальная Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы Организует беседу по вопросам: –Что нового вы узнали на уроке? – Какую новую технологию освоили на уроке при изготовлении изделия? – Какие инструменты вы использовали в работе? – Все ли вам удалось в этом задании? – Что не удалось? Почему? Слушают учителя, отвечают на вопросы Фронтальная Устные ответы
Домашнее задание Объясняет задание. – Выполните задание «Последовательность операций по изготовлению изделий из древесины» (рабочая тетрадь, с. 45). Принесите: обертки от конфет и шоколада (к уроку 18), печенье, сгущённое молоко, масло сливочное, какао, разделочную доску, миску, столовую и чайную ложки (к уроку 19) Слушают учителя Индивидуаль- ная Наблюдение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: