Обеспечения качества – процесс разработки и внедрение комплексных мероприятий (согласно управленческим решениям) необходимых, для уверенности в том, что требования по качествам будут выполнены на всех этапах жизненного цикла.
Что бы эффективно управлять качеством, необходимо четко представить себе, от чего зависит качество продукции. Ранее не условились понимать качества, как совокупность свойств и характеристик продукции. Эти свойства и характеристики формируются, при создании продукции и зависимости от требований потребителей или заказчиков могут быть самыми разными, как по уровню, так и по сочетанию. В связи с этим обеспечение качества продукции и есть формирование необходимых свойств и характеристик продукции при ее создании. Практикам хорошо известно, что всегда, когда на предприятии обсуждаются проблемы, связанные с ОК продукции приводится самые разнообразные факторы. Тут и качество проектирования и уровень технологий и качество покупаемого сырья и материалов, заработная плата и квалификация персонала, условия труда и т.д. и если попытаться выяснить и попытаться выяснить факторы ОК, то окажется, что практически вся производственная деятельность и то, что ее обеспечивает прямо или косвенно, больше или в меньшей степени влияют на формирования качества. Однако, обобщая все факторы, можно сказать, что для обеспечения качества требуется: 1. Материальная база, включающая в себя необходимые материальные ресурсы, оборудование, инфраструктуру, обеспечивающая применение передовых технологий, для организации современного производства. 2. Квалифицированный и заинтересованный персонал. 3. Эффективное управление организации в целом и управление качеством в частности.
|
Факторы, влияющие на качество, подразделяют на сл качества:
1. Формирующие качества – относится качество технологических процессов, а так же качества исходного сырья, материалов, комплектующих изделий.
2. Обеспечивающие сохранность качества – относится соответствующая упаковка, хранение, рациональная доставка. Профилактика и уход техническая облуживание во время эксплуатация.
3. Стимулирующие факторы – улучшение работы, отдыха, мед обслуживания, предоставление льгот и другие.
4. Внешние факторы – требования потребителей или заказчиков, конкуренция на рынке, госты, стандарты, нормативная документация, имидж предприятия среди покупателей, научно технический прогресс, политическая и экономическая ситуация в регионе и стране.
5. Внутренние факторы – от внутреннее деятельности организации, можно поделить на сл группы: экономические; организационные; технические; соц психологические.
6. Функциональные – затрагивающие задачи одной из функции управления качества и не требующие структурных изменений системных качеств.
7. Системные – затрагивающие задачи нескольких функций УК и требующие значительных изменений в системе правления.
Процесс УК.
УК продукций, как часть управления предприятием протекает по двум направлениям:
1. Общественно организационное административное управление качеством. (Высшее звено)
2. Оперативное и непосредственное УК (Средним и низшим звеном)
Процесс УК начинается и заканчивается
Взаимодействием с внешней средой. Исходя из анализа внешних факторов, в том числе и требование заказчиков и потребителей и своих внутренних возможностей высшее руководство предприятия определяет цели, задачи и принимает общие управленческие решения в области качества. В первую очередь разрабатывают политику и планы предприятия по качества. Далее организуют работу по качеству. (Создание системы управления качества) и обеспечиваются необходимые ресурсы. Организуется подготовка, обучение и мотивация персонала, а так же осуществляется руководство средним и низшим звеном управления. Реализация многих перечисленных направлений и их взаимодействий решается созданием системы управления качеством. Система УК - способ организации эффективного взаимодействия управляющих и выполняющих подразделений и конкретных лиц, участвующих в создании изготовлении и использовании, и в сервестном управлении продукции, с целью придания ей свойств, обеспечивающих, удовлетворение потребителей при минимальном расходовании всех видов ресурсов и средств.
|
Создание системы УК, образует единый непрерывных процесс управления продукции в масштабе всего предприятия. Ключевой задачей менеджмента компании, является обеспечение и функционировании и последующая сертификация систем УК, обеспечивающий стабильное, устойчивое качество изготавлемовой продукции, в течении определенного периода времени.
Руководители среднего звена, получив предписании от высшего руководства, совместное с руководителями низшего звена, осуществляют управление этапами жизненного цикла продукции. Они разрабатывают стратегию и тактику, планируют работу, принимают оперативные решения по качеству продукции, процессы ее разработки и создания и осуществляют контроль качества продукции. Произведенную продукцию отправляют заказчику или на рынок. Полученные, по результатам контроля, внутренняя инфо о КП, для объективной оценки сравнивают с внешней инфо, поступающей от заказчиков, потребителей. После этого разрабатываются необходимые мероприятия и принимаются решения. Как правило эти решении, предусматривает принятием мер, направленных на дальнейшее улучшение качества продукции или производственного процесса. В зависимости от важности подготовленных мероприятий, решения могут приниматься не только руководителями но и высшим руководством. В частности, может предусматриваться корректировка ране принятых планов, изменение организации работ по качеству или систем УК, улучшение подготовки и повышение мотивации пересанала, выбор более квалифицированных поставщиков товаров, закупка нового оборудования. Заключительным этапом, в цикле УК является внедрение мероприятий в производственный процесс. После реализации этих мероприятий и получение положительных результатов контроля КП эта продукция может поставляться конкретному заказчику или на рынок. Таким образом цикл УК заканчивается выполнением той же функции с которой начинался, а именно с взаимодействия с внешней средой. А сам процесс УК продукции непрерывно продолжается по спирали качества.
|
Функции УК.
УК продукции осуществляется путем управления процессами, формирующими качество продукции. Это возможно при реализации в организации основных управленческих функций.
- Взаимодействие с внешней средой. Процесс (цикл) УК начинается и заканчивается с взаимодействием с внешней средой. Для учета влияние внешних факторов, среды, на качество продукции необходимо организовать на предприятии выполнение следующих работ: изучение рынка; активный поиск и взаимодействие потребителями и заказчиками; сбор и анализ инфо о НТП и о достижениях конкурентов, отслеживание действующего законодательства ГОСТ ИСО; контроль над выполнением требований заказчиков и потребителей, при разработке использований и сервестном обслуживании продукции; планирование модернизации о обновления продукции, с целью ее постоянного совершенствования; выбор квалифицированных поставщиком материалов, и комплектующих изделий; качеству.
- Формирование политики и планирование качества. Обычно стремятся повысить качество, при кризисе стабильно, но не ухудшение. Обязательным элементом документации системы качества (сертификат) приказ о политики и целях организации в области качества, подписанный высшим руководством. Политика в области качества – это общие ориенты направления и намерения деятельности организации, официально сформулированные высшим руководством. Политика в обл качества разрабатывается с учетом внешних факторов и экономического, внутреннего состояния организации. Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и путей их достижения. Оно определяет необходимые процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества. Планирование качества осуществляется путем разработки планов. План качества – документ, определяющий какие процессы и соответствующие ресурсы кем и когда должны применяться для обеспечения выпуска качественно продукции.
- Организация работ по качеству. (Создание системы менеджмента К) при создании системы УК высшее руководство назначает своего представителя, который является ответственный за систему менеджмента качества и формирует службу качества, а так же распределяет ответственности и полномочия по созданию и функционированию систем менеджмента качества (снк) среди всех звеньев управления. Заканчивается сертификацией системы управлением качества на основе ИСО 90000. Получение сертификата от авторитетного, независимого органа, дает заказчикам дополнительную уверенность, возможности предприятия стабильно обеспечить выпуск продукции требуемого уровня.
- Обучение и мотивация персонала. В программу обучения высшего руководства и среднего управленческого звена целесообразно включать следующие вопросы: возникновение научной школы УК и эволюции УК, принципы обеспечения УК, организация работ по качеству, международные стандарты ИСО 9000, отечественные стандарты, функции УК и их распределения по подразделениям предприятия. Этапы сертификации продукции и системы качества. Персонал службы качества (низшее звено) работает в сл подразделениях: отдел управления качеством, отдел тех контроля – контролем качества продукции на ранних этапах; метрологический отдел; отдел стандартизации. Работники отдела УК должны иметь достаточные теоретические знания в области качества, знать действующую в организации систему качества, знать выпускаемую продукцию, порядок ее проектирования и технологию изготовления. Им должны быть известны основные вопросы стандартизации метрологического обеспечения производства, применяемые им методы контроля продукции, а так же правовые вопросы в области качества. По результатам обучения должна проводиться оценка знаний и умений работников для их аттестации. Мотивация персонала - побуждение работников к активной деятельности, по обеспечению требуемого качества продукции, за счет предоставления им возможностей для реализации личных целей. Мотивация работников предусматривает: Выплачивая премию, повышая заработную плату, оплата отдыха, учебы, свободный график работы, распространение акций среди работников, присвоение званий работников, защита от ухудшения материального положения, соц контракты. Присвоение почетный званий, продвижение по службе.
- Контроль качества. Под контролем качества понимается проверка соответствия количественных и качественных характеристик продукции или процесса установленным техническим требованиям. Основной задачей тех контроля на предприятии является своевременное получение полной и достоверной инфо о качестве продукции, состояния оборудования, технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушению требований стандартов и тех. условий. Объектами технического контроля на предприятии являются поступающие на предприятие материалы, сырье, полуфабрикаты. Готовая продукция, средства производства (оборудование, инструменты, приспособления) технологические процессы и режимы обработки. Контроль качества на предприятии осуществляют изготовители продукции (рабочие) и работники отдела тех.контроля. (ОТК). Продукция предприятия может быть реализована только после ее приема отделом тех. контроля.
- Информация о качестве. Назначение этой функции информационное обеспечение соответствующих подразделений для анализа и разработки необходимых мероприятий по получению качественной продукции. Инфо о качестве бывает внутренней и внешней. Внутренняя инфо получает по результатам контроля производственных процессов и показывает какое качество продукции достигается при ее создании на предприятии. Внешняя инфо поступает от заказчиков или потребителей и показывает их степень удовлетворенности данной продукции. Сравнение внутренней и внешней инфо дает возможность объективно оценить ситуацию с качеством продукции и разрабатывать соответствующие меры по улучшению качества продукции, в частности, и по улучшению организации работ по качеству в целом.
- Разработка мероприятии по улучшению качества. С целью постоянного улучшения качества продукции по результатам анализа инфо о качестве производится разработка соответствующих мероприятий. Разработка мероприятий начинается с доведения инфо по качеству до соответствующих подразделений, который анализирует ее, разрабатывает необходимые мероприятия, согласовывают их с другими подразделениями и представляют на утверждение на руководство. Оформляются мероприятия в виде приказов, распоряжений, планов и графиков работ.
- Реализация мероприятий. Одним из важнейших критерий успешной деятельности предприятия является способность реализовывать принятые решения. Реализация мероприятий – это заключительная функция цикла УК. Осуществляется после принятия решений, который в виде приказов, распоряжений, планов мероприятий и графиков работ направляются всем исполнителям, а так же отдел УК для реализации координации работ и контроля над их выполнением. В процессе реализаций мероприятий в них могут вносится изменения, коррективы. От некоторых мероприятий иногда приходится отказаться или переносить сроки их выполнения отдел управлением качества в таких случаях оформляет необходимые изменения. По результатам выполненных работ составляется акты и протоколы, которые за тем утверждаются руководителями предприятия. После реализации мероприятий. Процесс УК продолжается, но уже на более высоком уровне. В нем осуществляется контроль качества, анализируется полученная информация, оценивается эффективность принятых мер. Разрабатываются новые мероприятия и т.д., продвигаясь по спирали качества.
Методы УК. Представляют собой способы и приемы осуществления управленческой деятельности необходимые для достижение целей в области качества.
Процессы УК используют 4 группы методов:
- Организационные. Осуществляется по средствам создания обязательных для исполнения директив, приказов и др предписаний, направленных на обеспечение необходимого уровня качества продукции и на повышение эффективности деятельности организации. В группу методов входят: стабилизирующие (документы основополагающего характера: политика по качеству, руководство по качеству, должностные инструкцией); распорядительные – документы необходимые для решение конкретных проблем и выполнение конкретных процессов. (распоряжение, указания, приказы). Применение организационных методов предполагают создание документов различного статуса, к ним предъявляют следующие требования: краткость, конкретность, простота и точность формулировок, исключая двусмысленное толкование и неоднозначность; логическая последовательность; четкость изложения инфо, убедительность о обоснованность аргументации и др.
-
Экономические методы
| |||||||||||
| |||||
| |||||
- Инженерно – технические. Все инженерно технические методы предусматривают выполнение и управление технологическими процессами и процессами контроля качества продукции. Те методы необходимые для управления контроля качества продукции. Уровень технологии позволяют осуществить следующими способами: ручные, механизированные (предполагаем, что управление остается полностью за человеком, но часть физической работы выполняет техническое оборудование), автоматизированные (физ работа техническими средствами полностью, и часть управление тоже передаем тех средствам; если во время процессов происходит сбой то человек вмешивается и если не вмешается то ничего не возобновится. Участи человека, предусматривает выполнение только одного цикла) и автоматические. (подразумевают выполнение циклов автоматического режима в течении двух рабочих смен. Эти процессы непрерывны. Тех устройство самостоятельно выбирает способ выхода из этой ситуации. Более универсальный метод, но его не всегда выгодно использовать; зависит от характера управляемого объекта.) наиболее эффективным является автоматический метод т.к. здесь при отклонении процессов от заданных параметров соответствующие, корректирующие и управляющие действия применяются автоматически с помощью технических средств без участия человека.
- Социально – психологические. Эти методы предусматривают воздействие на социально психологические процессы, протекающие в трудовых коллективах, необходимых для достижения цели в области качества. Включают методы воспитательного характера и методы психологического воздействия. Применения метода воспитательного характера нацелено: 1. Нацелено на воспитание дисциплины инициативы и творческой активности. 2. На воспитание особого отношения к высококачественному труду. 3. Воспитание патриотического отношения к организации и др.
Использование психологических методов связанно с решение следующих задач: 1. Разрешение конфликтных ситуаций. 2. Обеспечение психологической совместимости работников. 3. Создание положительного психологического климата в коллективе и др.
Управление качеством на основе стандартов.
ИСО серий 9000. ИСО организация учрежденная, в 1947 году и объединяет представителей из 140 стран на долю которых приходится 95% мирового промышленного производства. Основанная задача ИСО – развитие сотрудничества и международный обмен интеллектуальной, научной, технической и экономической сферах деятельности. Результатам деятельности ИСО является разработка и публикация согласованных междунар стандартов, с целью облегчения международного обмена товара и услугами. Главные орган ген ассамблея в 4 года раз) каждая страна решает самостоятельно участвовать или нет. Работу между работой ассамблеей осущ совет. Реальная разработка стандартов в тех комитетах 224 комитета, которые разрабатывают. Каждая страна самостоятельно решает насколько принимать эти стандарты. Стандарты принимать не обязательно, но по сколько влияние имеет большое, то выполняют. Наша стана принимает активное участие в деятельности ИСО. Одним из руководителей до распада СССР были представители нашего союза.
Разработка проектов международных стандартов происходит в тех комитетах. Настоящее время в рамках комитета действует 224 тех комитета. Наша страна принимает активное участие в работе ряда тех комитетов а РФ является действительным членом этой организации, каждое гос – во самостоятельно решает в какой степени международные стандарты ИСО будет использоваться в национальных экономиках. Использование стандартов ИСО в российской практики осуществляется принятие национального стандарта ГОСТА без какого либо изменения международного изменения или вместе с текстом междунар. стандартов принимают дополнительные требования, отражающие национальные особенности РФ.
В 1987 году усиленный специально созданного в рамках ИСО тех комитета (№176) под названием: Управление качеством и обеспечением качества были подловленные и приняты первые междунар стандарты в области управления качеством. Они имеют общее название стандарты ИСО серии 9000 т.к. им в этих стандартах отведении девятитысячные номера. Первая версия стандартов ИСО серий 9000 (87) была разработан на основе британских национальных стандартов и включила в себя моделей системы обеспечения качества, для разных этапов жизненного цикла продукции, а так же словарь терминов и определений в 1994 году между орган по стандарт ИСО было выпущено второе издание стандартов ИСО серий 9000 «94», в которых были учтены результаты практического применения первых стандартов. Третье издание ИСО 9000 было выпущено в 2000 году и действует до настоящего времени. ИСО 9000 1- 2008притерпело маленькое изменение.
Семейство стандартов ИСО 9000: 2000 включает сл стандарты: 1. ИСО 9000: 2000. Системы менеджмента качества основные положения и словарь 2. ИСО 9000 1:2000 Системы менеджмента качества требования системы. 3. ИСО 9000 4: 2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
ИСО 19000 11:2002 для сертификации. Стандарт по аудиту качества. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества. В нашей стране стандарты 9000 1 и 9000 4 были приняты в качестве национальных в 2001 году, а стандарт 19000 11 в 2003 году. Гост Р ИСО 9000 2001. < =Русскоязычная версия стандартов.