118. История первобытного общества. Эпоха классообразования. - М., 1988.
119. Кадыргали Жалаири. Шеж1релер жинагы. - Алматы, 1997.
120. КдзактЫшнкьгскашаэтимологиялыксшддп. -Алматы, 1966. 121.Кдзакдна-монголшасезд!к.-0лгий, 1997.
122. Казахи. Историко-этнографическое исследование.-Алматы, 1995.
123. Казахско-русские отношения в XVI-XVHI вв. - Алма-Ата, 1961.
124. Кайдаров А.Т. Тюркская этимология: проблемы и задачи//Проблемы этимологиитюркскихязыков.-Алма-Ата, 1990.
125. Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана/по этнографическим данным/. - М., 1976.
126. Кауфман А. А. К вопросу о происхождении русской земельной общины. - М., 1907.
127. Кашкари М. Турш тшшщ свзд1п: («Диуани лугат ит-тур!к»): 3 томдык, шыгармалар жинагы/ Казах, тише аударган, алгы сез! мен гылы-митусшжтершжазган? А. Егеубай. - Алматы, 1997.
128. Кер1мбаев Е. Атаулар сыры. - Алматы, 1984.
129. Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии.-М, 1964.
130. Книга Марко Поло. Серия: путешествия, открытия, приключения.-Алма-Ата, 1990.
131. Ковалевский М. Общинное землевладение: причины, ход и последствия его разложения. - Ч. 1. - М., 1879.
132. Кодар А. Мировоззрение кочевников в свете Степного знания // Культурные контексты Казахстана: история и современность. - Алматы, 1998. - С.56-65.
133. Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. «Юань чао би ши». -Т.1. -М.-Л., 1941.
134. Козы Корпеш - Баян сулу. Лиро-эпос жыры. - Алматы, 1985.
135. Короглы Х.Г. Взаимосвязи эпоса народов Средней Азии, Ирана и Азербайджана. - М., 1983.
136. Коротаев А. В. Некоторые экономические предпосылки классооб-разования и политогенеза //Архаическое общество: узловые проблемы социологии развития. Сб. статей. - М., 1991.
|
137. Корш Ф.Е. Древнейший народный стих турецких племен // ВОЙ-РАО, Вып. 1.- СПб., 1909.
138. Костенко Н.Н. Основы стратиграфии антропогена Казахстана. -Алма-Ата, 1963.
139. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством.-Алматы, 1993.
140. Кочекаев Б.А. Ногайско-русские отношения XV-XVII вв. - Алма-Ата, 1988.
141. Кэпейулы М.-Ж. Кдзак, шеж!реа. - Алматы, 1993.
142. Кепейулы М.-Ж. К,олжазбалары(автордынжеке к.оры).
143. Кепейулы М.-Ж. Тандамалы. Ею томдык. Ел аузынанжинаган аде-биет улгшер!: - Т. 1. - Алматы, 1992.
144. Красовский М. Область сибирских киргизов. - Ч. 1-3. - СПб., 1868.
145. Куббель Л.Е. Очерки потестарно-шлитической этнографии. - М., 1988.
146. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. - М., 1974.
147. Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? (Материальная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев). - М., 1994.
148. Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого Шелкового пути: контакты населения евразийских степей и Синьцзяня в эпоху бронзы //ВДИ. -1999, №1,-С. 163-176.
149. Кумеков Б.Е. Государство кимаков IX-XI в.в по арабским источникам. - Алма-Ата, 1972.
150. Курилович Е.О. О методах внутренней реконструкции //Новое в лингвистике. - Вып. IV. - М., 1965.
151. Кудайберддулы Шэкэр1м. Ту р!к кыргыз - кдзак л.эм хандар шеж1-peci. - Орынбор, 1911.
152. Кызласов Л.Р. Ранние монголы// Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века. История и культура Востока Азии. Т.З. - Новосибирск, 1975.
153. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. - М., 1984.
154. Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. - М., 1997.
155. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах ЮжнойСибири, Центральной Азии и Дальнего Востока.-М., 1961.
|
156. Леви-Строс Клод. Структурная антропология. /Пер. с франц. Под ред. и прим. В.В.Иванова.-М., 1983.
157. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд истепей.Ч.1-3.-СПб.,1832,
158. Ленин В.И. О государстве // ПСС. - Т.39.
159. Логутов Н.А. Очерк родового быта казаков и распределение основных казакских родов на территории бьшшей Семипалатинской губернии// ЗСООИК, Т. 1, Вып. XVIII. - Семипалатинск, 1929. - С.34-48.
160. Лувсан Данзан. Алтын шеж!ре. /Монгол тшшен ауд. А.Маукарау-лы.-Алматы, 1998.
161. Лукиан. Избранное. Пер. сдревнегреч., сост., предисл., коммент. И.Нахова и Ю.Шульца. - М., 1987.
162. Лэн-Пуль Стенли. Мусульманские династии.-СПб., 1899.
163. Макарова Л.А., Нурумов Т.Н. К проблеме коневодства в неолит-энеолите КазахстанаУ/Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций.-Алма-Ата, 1987.-С. 122-130.
164. МаловС.Е Памятники древнетюркской письменности.-М.-Л., 1951.
165. Маргулан А.Х. Из истории городов и строительного искусства древнего Казахстана.-Алма-Ата. 1950.
166. МаргуланЭ.Х. Ежелг! жыр - ацыздар. -Алматы, 1985.
167. Маргулан А.Х. Горное дело в Центральном Казахстане в древние и средние века // Поиски и раскопки в Казахстане. - Алма-Ата, 1972. - С.3-30.
168. Маргулан А.Х. Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала//Мир казаха. - Алматы, 1997. - С. 16-30.
169. Маретина С.А. Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии.-М., 1980.
170. Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и социальной организации.-М., 1976.
171. Марков Г.Е., Калиновская К.П. Скотоводы Азии и Африки. Про-
блемы исторической типологии и периодизации.// Вестник МГУ серия 8. (История). -1983, №5.
|
172. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Критика политической экономии./ Соч. - Т.46. - Ч. 1.
173. Марр Н.Я. Расселение языков и народов и вопрос о прародине турецких народов. Избранные работы. Т.4. - М.-Л., 1935,
174. Марр Н.Я. Основные вопросы истории язьжа. - М.-Л., 1937.
175. Масанов Н.Э. Кочевая цивилизация казахов - основы жизнедеятельности номадного общества. -Алматы-М., 1995.
176. Массой В.М. Экономика и социальный строй древних обществ в свете данных археологии.-Л., 1976.
177. Массой В.М. Формирование раннеклассового общества и вопросы типологии древних цивилизаций// Древний Восток и античный мир. М., 1980.-С.11-41.
178. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков /извлечения из персидских итюркскихсочинений/. Сост.С.К.Ибрагимов, Н.Н.Мин-гулов, К. А.Пищулина,В.П.Юдин.-Алма-Ата, 1969.
179. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков.-М.-Л., 1938.
180. Мейер Л. Киргизская степь Оренбургского ведомства. - СПб., 1865.
181. Мерперт Н.Я. Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского междуречья.-М., 1974.
182. Меи А..Мусульманский ренессанс.-М., 1966.
183. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т. 1. - М.-Л., 1937; Т.2. - М.-Л., 1941.
184. Мифологический словарь. Гл. ред. Е.М.Мелетинский. М., 1991.
185. Международные отношения в Центральной Азии XVII-XVIII вв. Документы и материалы. - Кн.1.-2. - М., 1989.
186. Монголдынк^пия ineHcipeci. Мощ-олшадан ауд. М.Султанияулы. Жалпы ред. Баскдрган Б.Букатулы. - влгий, 1979.
187. Морган Л.ГДревнее общество. -Л., 1934.
188. Мэллори Дж.П. Индоевропейские прародины//ВДИ, 1997,-С.31-60.
189. Наушабайулы Нуржан. Манзумат Казакия. - Казан, 1907.
190. Неру Джавахарлал. Взгляд на всемирную историю. Т.1-3.-М., 1981.
191. Новосельский А.А. Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века. - М.-Л., 1948.
192. Ольденбург С.Ф. Связи Запада с Востоком старинные //Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. - М., 1982.
193. Ольдерогге Д.А. Эпигамия. Избранные статьи. -М., 1983.
194.0 патриархально-феодальных отношениях у кочевых народов: к итогам обсуждения//Вопросы истории.-1956, №1.
195. Оразов А. Скотоводство у туркмен в XIX и XX вв. - Ашхабад, 1995.
196. Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. - Москва, 1967.
197. Пиотровский Б.Б. Формы хозяйства, способствующие образованию классов и становлению государства //Возникновение раннеклассового общества. Тезисы докладов.-М., 1973.
198. Плетнева С.А. Кочевники средневековья. Поиск исторических закономерностей. - М., 1982.
199. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1-2.-М., 1992.
200. Поплинский Ю.К. Опыт типологизации источников по древнейшей и древней истории Средней Африки // Африканский сборник: история, этнография. - М., 1983.
201. Потанин Г.Н. Ордынские параллели к поэмам Ломбардского цик-лаЮтнографическое обозрение, 1893,№3.
202. Потанин Г.Н. Греческий эпос и ордынский фольклор // Этнографическое обозрение, 1894,№2.
203. Проблемы современной тюркологии. Материалы II Всесоюзной тюркологической конференции. 27-29 сентября 1976 г. - Алма-Ата, 1980.
204. Проблемы этимологии тюркских языков. - Алма-Ата, 1990.
205. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Гильома Руб-рука. Серия: Путешествия. Открытия. Приключения. - Алматы, 1993.
206. Радлов В.В. Из Сибири: страницы дневника. /Пер. с нем. К.Д. Ци-виной и Б.Е.Чистовой. Прим, и послесл. С.И. Вайнштейна. - Москва. 1989.
207. Радлов В.В. К вопросу об уйгурах. - СПб., 1893.
208. Радлов В.В. Опыт словаря тюркских наречий Т.1. - СПб., 1893.
209. Рассадин В.В. Об этимологии некоторых бурятских шаманисти-ческих терминов //Банзаровские чтения. - Улан-Удэ, 1992. - С. 142-161.
210. РатцельФ. Народоведение.-СПб., 1896.
211. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. /Пер. с персидского Л.А. Хета-гурова и О.И.Смирновой. Ред. И прим. Проф-А. А.Семёнова. Ввод. Статья И.П.Петрушевского. Т.1.-КН.1-2.-М.-Л., 1946; Т.2.-М.-Л., 1952; Т.З.-М.-Л., 1960.
212. Ренфрю К. Разнообразие языков мира, распространение земледелия и индоевропейская проблема//УВДИ, 1998, № 3. - С. 114-12!.
213. Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы. - М.-Л., 1952.
214. Руденко С.И. К вопросу о формах скотоводческого хозяйства и о кочевниках// Материалы по этнографии ГО СССР. Вып.1.-1961.-С.2-15.
215. Румянцев П.П. Киргизский народ в прошлом и настоящем. Спб. -1910.
216. Русско-калмыцкий словарь. - М., 1964.
217. Русско-тувинский словарь. - М., 1980.
218. РустемовЛ.З. Казахско-русский толковый словарь арабско-иранс-ких заимствованных слов. -Алма-Ата, 1989.
219. Санчиров В.П. «Илэтхэл шасатир»- как источник по истории ой-ратов.-М,1990.
220. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / извлечения из арабских сочинений, собранные В.Г.Тизенгаузеном. - Т. I. - СПб., 1884.
221. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды. /Извлечения из персидских сочинений собранные В.Г.Тизенгаузеном и обработанные А.А.Ромаскевичем и С.Л.Волиным. - Т.II - М.-Л., 1941.
222. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы и гласные. - Т.1-3. - М., 1974.
223. Семенов Ю.И. Переход от первобытного отношения к классовому: пути и варианты развития // Этнографическое обозрение. -1993, №2.
224. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Обш. ред., сост. и предислов. А.Ю. Согомонов, пер. с англ. - М., 1992.
225. Старке К.Н. Первобытная семья, ее возникновение и развитие. / Пер. сфранц.-СПб., 1901.
226. Суждение Духа разума/Дадестан и меног-и храд. //Зороастрийские тексты. Изд. подг. О.М. Чумаковой. - М., 1997. - С.352/Памятники письменности Востока. С. 10-139/.
227. Сулейменов О. Эссе, публицистика. Стихи и поэмы. Аз и Я. - Алма-Ата, 1989.
228. Султанов Т.И. Кочевые племена Приаралья в XV-XVII вв. /Вопросы этнической и социальной истории/. - М., 1982.
229. Таскин B.C. Скотоводство у сюнну по китайским источникам // Вопросы истории и историографии Китая. - М., 1968.
230. Таскин B.C. Материалы по истории кочевых народов группы дун-ху.-М.,1984.
231. Тер-Мкртичян Л.Х. Армянские источники о Средней Азии V-VH вв.-М., 1979.
232. Тойнби А. Постижение истории /Пер. с англ. и сост. Огурцов А.П., Вступит, статья Умоловой В.И., закл. статья Рашковского Е.Б. - М., 1991.
233. Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья. Кие-тории ранних этнокультурных связей народов Арало-Каспийского региона. -М., 1984.
234. Толстов С.П. Основные вопросы древней истории Средней Азии / /ВДИ,1938,№1.-С.176-203.
235. Толстов С.П. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. - М., 1948.
236. Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. - М.-Л., 1948.
237. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX вв. -Алма-Ата, 1971.
238. Тынышпаев М. Материалы к истории киргиз-казахского народа. - Ташкент, 1925.
239. Тынышпаев М. История казахского народа. /Сост. и авторы пре-дисл. А.С.Такенов, Б.Байгалиев. - Алма-Ата, 1993.
240. Тэйлор Э. Первобытная культура. /Пер. с англ. Под ред. с пред, и прим. В.К. Никольского. - М., 1939.
241. Утемиш хаджи. Чингис-наме /Факсимиле, перевод, транскрипция, текстологические прим. В.П.Юдина, коммент. и указ. М.Х.Абусеитовой. -Алма-Ата, 1992.
242. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка /В 4-х томах. -М., 1986-1987.
243. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой орды. - М.. 1973.
244. Фрай Ричард. Наследие Ирана. -М., 1971.
245. Хазанов A.M. Социальная история скифов. Основные проблемы развития древних кочевников Евразийских степей. - М., 1975.
246. Хазанов A.M. Кочевники и внешний мир. /Изд. 3-е, доп. - Алматы. 2000.
247. Халид Курбангали. Тауарих хамса: /Бес тарих/. Ауд. Б.Тетенаев, А.Жоддасов.-Алматы, 1992.
248. Хейзинга И. Homo Ludens. Статьи по истории культуры/ Пер., сост. и вступит, статья Д.В.Сильвестрова. Коммент. ДЭ.Харитонова. - М., 1997.
249. Хорошхин А. Сборник статей, касающихся до Туркестанского края. -СПб., 1876.
250. Хрестоматия по истории древнего мира. /Под ред. В.В. Струве. -М., 1956.
251. Чайлд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. - М., 1956.
252. Чермак Л.К. Киргизское хозяйство в Степном крае//Район железной дороги Петропавловско-Спасский завод в экономическом отношении. -СП6..1912.-С.215-256.
253. Норманов М. Заметки о киргизах Павлодарского уезда //ЗЗСО-ИРГО. - Кн.ХХХИ. - Омск,1906. - С.1-30.
254. Чулошников А.П. Очерки истории казак-киргизского народа. - Оренбург, 1924.
255. «Шара туджи» монгольская летопись XVII века. /Сводный текст, пер. введение и примеч. Н.П.Шастиной. - М.-Л., 1957.
256. Шахматов В.Ф. Казахская пастбищно-кочевая община. Вопросы образования, эволюции и разложения. - Алма-Ата, 1964.
257. Шилов В.П. Очерки по истории древних племен Нижнего Поволжья.-Л., 1975.
258. Шилова Е.Н. Словарь тюркизмов в русском языке. - Алма-Ата, 1976.
259. Шнирельман В.А. Происхождение скотоводства/культурно-историческая проблема/. - М„ 1980.
260. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры. - М., 1975.
261. Этническая история и фольклор.-М., 1977.
262. Юдин В.П. Орды: Белая, Синяя, Серая, Золотая...//Казахстан, Средняя и Центральная Азия в XVI-XVTII вв. - Алма-Ата, 1983. - С. 106-164.
263. Ясперс К. Смысл и назначение истории. /Пер с нем./ /Мыслители ХХвУ-М., 1991.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕГОЛОШАДНЫЕ ПИОНЕРЫЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Введение к теме
«Только поэты могут объяснить значение слов, созданных древними языкотворцами», - писал О.Сулейменов в 60-е годы 1221. - С. 13/. Вероятно, так мог сказать человек, чрезвычайно обеспокоенный отсутствием истории казахов. История отмирала вместе с последними знатоками казахского шежире, традиционное историознание уходило в небытие, а нового национального и академического, как принято говорить, не было. Нет ее и сейчас, поскольку научная историография по-прежнему построена на книжном материале. Весь арсенал исторической науки Казахстана состоит из различных письменных документов /дневники, описания, донесения/, зачастую сомнительного характера, в большей части составленные людьми, поверхностно представляющими основной объект изучения и его сложную историю. К сожалению, наше источниковедение все многообразие письменных памятников относит к категории документов и мало озабочено несоответствием их реалиям прошлого.
Нам еще не поздно признать определяющую роль устных источников в воссоздании истории Великого степного пояса Евразии. При этом речь идет не о простом привлечении материалов исторического фольклора. Устная традиция историоз-нания, как и письменные источники, как совокупность конкретных фрагментов прошлого, как показатель ценностных оценок социокультурных феноменов, должна быть использована при изучении исторического прошлого. Запаздывания в признании устной традиции в качестве комплекса полноценных источников серьезно задерживает процесс формирования методов сбора информации и методики работы над устными текстами. На наш взгляд, наиболее важная часть этого направле-
ния заключается в актуализации историко-этимологических исследований, поскольку именно в языке в большей степени хранится беспристрастная информация по истории.
Большое значение в этимологических изысканиях имеет сравнительно-исторический метод, один из самых универсальных, обеспечивающий максимальное приближение при рекон-струкционных процедурах к «исконному архетипному состоянию языковых форм» /124. - С. 11/. По мнению А.Вамбери, этот метод особенно плодотворен в изучении тюркских языков, он писал: «удивительное построение словообразования в тюркских языках представляет в себе тем больше оснований привлекательную силу; историку культуры оно доставляет верный святоч, с помощью которого он может исследовать темное царство прошедшего тысячелетия назад и достигнуть верных заключений о самом раннем периоде существования немаловажной части человеческого рода» /67. - С.ЗЗ/.
Исследователи не раз отмечали чрезвычайное богатство тюркских языков цивилизационными понятиями. В эти понятия обычно вкладывают начало государственности и ее учреждения, общество с уважением к добродетели и с отвращением к пороку, культуру со свойством плодоносить на своей почве и т.д. Структура и семантика языка, если глубоко разобраться в них, позволяют увидеть как в зеркале сложнейшую структуру общества на историческом пути. Таким образом, не только исторические изменения в языке, но и специфика самого общества, носителя этих языков, должны стать предметом углубленных интерпретаций в сравнительно-историческом языкознании. «Этот язык образует, так сказать, написанную историю самого раннего общественного развития народа, и только в нем одном находилась эта история», - так верно, на наш взгляд, отмечал А.Вамбери, говоря о древности тюркского языка и заложенные еще в ту пору в нем разнородных функций.
Безусловно, исторический подход в этимологических исследованиях не может сам по себе являться самодостаточным и не гарантирует полную объективность выводов. Они долж-
ны быть подкреплены данными археологических, этнологических, исторических исследований, вкупе с этимологией отвечающие на те или иные вопросы. Только комплексный анализ позволяет приблизиться к правильному пониманию исторических реалий, будь это уклад жизни древних обществ, формы хозяйства или этногенез. В нашей исследовательской практике, к сожалению, такого удачного опыта совмещения истори-ко-лингвистических приемов исследования не так уж много.
На наш взгляд, настало время актуализации этимологических изысканий в контексте широких исторических картин и событий. Причем тюркская история, какой бы она не была древней, в той или иной степени находилась в соприкосновении с соседними цивилизациями и обществами. В этой связи в контексте исторических построений очень важно идти на поиски индоевропейских влияний в тюркском и тюркских влияний - в индоевропейском. Вероятно, эти контакты совершались в очень отдаленные времена, например, в эпоху индоевропейских миграций. Предварительный опыт такого анализа сопоставления нами проведен в этой работе, посвященной выяснению этимологического содержания мифо-антропонима «Алаша-хан». В более широком смысле наша цель заключается в выявлении исторических реалий, заключенных в древнейшем своде легенд и преданий казахов, связанных с Алаша-ханом. По поводу этих легенд предварительно, можно сказать следующее: во-первых, исторический свод преданий и мифов об Алаша-хане относится к категории наиболее распространенных на территории Казахстана. По выражению Ч.Ч. Валиханова, это «общее народное сказание, известное каждому киргизу /казаху-Ж.А.1 питающему хоть малую претензию на белобородство и старое ухо /Kepi куяак}».
Во-вторых, этот свод относится к категории коренных, народных. Признаком древности является простота, бесхитростность, язык и содержание. Ч.Ч.Валиханов, а после него известный краевед начала XX в. А.П. Чулошников, исходя из этих соображений, считали, что свод легенд об Алаша-хане действи-
тельно вьфажает древнейшие традиции казахского народа о своём далеком прошлом. «Они-то, по большей части упоминающие об одной и той же мифической личности Алача, первом казахском хане, и есть наиболее ранние и наиболее ценные для нас», - отмечал А.П.Чулошников, выделяя их как наиболее национальных и древних в отличие от легенд и преданий, связывающих казахский народ с арабами и т.д. Древними не могут быть легенды, вызванные «определенным стремлением найти объяснения собственному национальному имени «казах».
В-третьих, несмотря на широкое распространение этого свода легенд об Алаша-хане /почти во всех частях Казахстана/, у него общая основа, где стержень, остается одним и тем же, а иногда фактически совпадает в деталях. Некоторые отличия связаны с именами героев, которые существенно не играют никакой роли в повествованиях. Наиболее полный вариант записей легенд мы находим у известного шежирешы М.-Ж.Ко-пеева: «Кргрык, сан Кргрым, он сан урым, он сан ошшуыт, то-/ыз сан тортуыт, он сан ногаты бупшгенде, Ормамбет би тгенде, нотшыныцелг dip ала тайдан бултттг. «Ала тай- дай булдгрдг» деген сез содан калыпты. Сол замандарда Крн- дыгер, Крбан, Кргам дегендер болыпты. «Тугелсевдщтубгбгр, туп атасы Майкь! бин деген болыпты. Тогыз ханды кольишн пшкка отыргызган Kid deudi. К,ырык. ханньщб1р1 болтн Кызыл Арыстан деген Букарада турыпты. Осы кунгг 6ip взтде он бес азаншы азан айтату/ын мунараны сол Дшыл Арыстан жасаткцн екен decedi.
Бэйбгшесшен бала болматн. «К,ызыл аяк» деген 6lp елдг шауып, am квтте салып вкелген 6ip кызш аяк^салып, онан 6ip бала сауысканныцаласындай ала туады. Бейбше вешен ту-май, токилдан тутндыктан iiu тарльщкылып кундеп, «бул баланы балам деп сактама, квзт жошлт, карашы/ын батыр. Мынау вскенде журтынды ала тайдай кылып устайды, eniadi ала тайдай dyudipedi» - деген соцхан кьгрык jtcizimKe буйрык 6epinmi:
- Мына баланы, тапкам шешест Сырдариядан ер/ еттзт
коя бер(цдер. Олсе влет, влмесе вз бетгмен кацшп кун керст, - деп, экер аударады. - Зинхер кайтып бул журтты мына катынменбаладакбрмест, сендер де кврме^ер, - denmi. Булар Сыр суынан emin, Алатау, Каратаудъщ алабына кемп жан сактап кун Kepinmi.
Бала ее асын вз1 альт шерлщ болтн соц ешкшмен id жо%, вз бегтмен катып Kemedi.
Дт он ек1 жасында Майкы бидгц баласы Уйстге окупай ушырап, кез болыпты. Ошн 6ip ауыз да mil катпайды. ¥н-тун жок,калабертт1 Yucm уйтебартнсоц, Майкы биге cemenmi: «Eip ащштыцкшенкестде жас баланы кердш. Аи десе аузы бар, кун десе кез/ бар, квргеп Kid кызыгьт, 6ip касык сумен жутып ж1берерлт. Жалшз айыбы - mini жок,екен» - denmi. Майкы би да/ аксакекен. Омгр бойы арбамен журед1 екен. Ар-басын квитке жектгрмей, жаяу ктге тарткызады екен.
- Мет арбамен альт барыцдар, оны мен кврейт, - denmi. Бала MaUKbi 6udi квргеннен-ак, ушып тура келт:
- Ассалаумагалайкум, хан бгткентц казъггы, букара журттъщазыгы! - деп сшем берттг.
- Уашлейкумассалам, SM.ce аман бол, балам. Болайын деп туртн ул екенсщ, колына альт салушътъщжоктьнынан кем болып тур екенсщ. Кел балам, касьша мт, - деп арбасына мтггзт альт, уйте альт келт, терт квл ошак каздырып, ту бие сойдырып твменгг елдг шакырды. Ала бие сойдырып аймак: елд1шакырды. «Ердщерг, егеудщсыныгы» деп баласы Yucmdi бас кьтып, жуз ж1ггтт1 косып бердг.
- Каратаудан арман карай асындар, Улытау, Kiutimay деген таулар бар. Каракещгр, Жезд\кещ1р, Кудайбердг деген жер-лерге барып, ipгe meyin, салык. салыцдар. Акнайзанъщ ушы-мен, ак,б1чектгцкуштен ел болуды, журт болуды ойлацдар. Кундердщкунтде осы бала хан болады. Сендер карагиа бола-сыцдар. «Хан адал болса, карашасы табанды болса, кара жер-ден кеме журггзедг» деген, - деп батасын берт, журт Keminmi.
Актау, Ортаудан асып, Шу мен Сарысудан квктей emin, MaUKbi бидщайткан жерте келт, уйкьгны бузып жылкъг алды.
к уймет бузып кыз алды. Кеш елЫквш жвнекей алды, ереут елдг отыртн жертде шапты. Оз алдына мал малданът, жан жанданып ywii-баранды болды. Сатусыз дуние, к^алыцсыз катъш ала бастатн сон, ел болмаска немене. Булардьщмундай болтнын бая/ы Кызыл Арыстан хан ecmudi. Кртан, Кргам, Крндыгер, Кабан, Майкы билерге елиа жгбередг:
- Менщбаламды ж1ггт-желенберт жеткпирш жiбepгeнi ueci? Баламды взше жеп берет. Менен кцлтнын алсын, - деп.
- Сендер барып ишкырып келгцдер, — деп. Булар келген сон бурынгы келгендер: «Крит деген cendi айтпацдар, е/здерщде к&йтпацдар», - deudi. -Аты бесттнде кцртаятын,
Ж(гтн жиырма бестде картаятын,
Квк швпт1жултннан баска id жок,
Еркеггат болатын,
¥ртшысы жат болатын,
Тымакты такияш айырбаспшйтын,
Пышакты кцсыкка айырбастайтын,
Тары мен бидайдьщнанын жегенге,
Жауман кежетнсуын пакете кутыратын,
Беденетнбгр санын жегенге кутыратын,
Сарттыцжазболса тузын, кысболсаотыныменквшршш тасышннан баска кызы/ы жок,жерде не ак^тарыц крлды? -деген соц: -Рас ау, рас, - деп ишк^гра келгендер де кайтпай калып койыпты.
Кызыл Арыстан хан кайта-к.айта Kid жгберт болмашн соц, Коязмулы Алшынды бас кылып жуз тсшен тагы жгбе-pedi. Он уш аксакал косты. Есеп саны уш жуз он ушке жетсе дуние жуз1 жиылса да бетщшыдамайды деген. Ундемесе де, уйден шыкпаса да «Бабыр еябек» дегендей аксакал уйде жа-тып, жумыстыжайлапжатты.
«Тугел ce3dinmy6i6ip, туп атасы Майкы би» аталтн Kid осы болса керек. Булар ендг ел болтньшызды журт квзгне mycipeum деп, баягы ала баланы алашат салып, Улытаудьщ басына алашамен квтерт шытрып хан сайлапты. Ошн «Ала-шахан» деп am койды.
Бастапкьгбгрге келген жуз жггштщбастыгы- Yucm. Бул улы жуз Yuan деп аталды. Туп казыш - Салыкшы. Жауш шапканда булар шаппасын. Тас-туйм болып турсып denmi.
Ортада келген жгггттщ бастыгы Болот кожа. Буши «Орта жуз» деп am койыпты. Бул Орта жуз тоскауылшы орта буында журст. Ханньщбакташысы болсын denmi. Бул Орта жуз «А кукол» аталсын deudi.
CoHfbi келген жггштердщбастыгы - Алшын. Жаудан бетг кайтпайтын жаужурек, карсы алдында журт жан Kadipm б1лмейтт, булар кезеутш1 болып, ец алдында журт жаут шабатын болсын. Бутан «Kiuti жуз Алшын» деп am койды. Казактьщушжузаталтн жер1 осы»/142. -С. 12-17/.
Предание, записанное Ч.Ч.Валихановым, отличается от предыдущего некоторыми элементами, он писал: «Давно, очень давно был в Туране государь по имени Абдулла, а по другим сведениям - Абдул Азиз-хан. У этого государя был прокаженный сын названный потому Алача - пестрый. Отец его, исполняя древний обычай изгонять всех одержимых этой прилипчивой язвой, изгнал и сына своего. В то же время многие подданные, недовольные жестокостью Абдуллы и побуждаемые голодом, отправлялись в степи, лежащие на севере от р. Сыр в пески Каракум и Бурсук, и начали казачествовать. Храбрые и удалые батыры усилились до трех сотен и приобрели в скором времени известность, силу и богатство. Проходит несколько лет... среди двух сотен является мудрый старец Алач /иностранец, чуждый/ и говорит им речь до того сильную и убедительную, что казаки провозглашают его своим родоначальником и судьей, а по его совету приглашают прокаженного сына Абдуллы Алача и ставят его ханом. Таким образом, степные бродяги-казаки, сделавшиеся уже благоустроенным обществом и в некотором смысле нацией /если слово это можно применить к народности кочевой/, в ознаменование своей независимости, отдельности, в память именно своего Алача и отца-судьи Алача назвались Алач или по числу сотен - Уч Алач /три сотни/. Так народ Алач сделался народом Алача, а Алача его ханом»/65.-С.158/. ю*