В задачу данного раздела входит краткое описание той части лексики с IV-III тыс. до н.э., которая связана с понятием «Алаша-хан» в индоевропейских языках /русский/, т.е. является общим достоянием и отражает некоторые общие основы социокультурной жизни древних индоевропейцев и алтайских народов. В основе их лежит мощное полифункциональное понятие «алаша». Скудность фактов данного раздела отражает современный характер и состояние научной темы, и отсутствие теоретического контекста. В будущем эта тема должна быть расширена и осмыслена на более солидной теоретической основе.
1. Этнонимы - производные от «алаша»:
а) «аллеман» - название одного из крупных германских союзов племен /см. Иордан/.
б) «алан» - один из средневековых ираноязычных этносов западной части Великой степи, предки современных осетин и т.д.
2. Социально-хозяйственные термины:
а) по В.В.Радлову - «лошадь» на русском и древнеславянс-ком языках от «алаша» - мерин в тюркском языке. В ряде язы-
ков маленькая, низкорослая лошадь и т.д. /208. - С. 136/. «Начало слова лошадь есть «лошя», уменьшительное от турецкого «алаша» - низкий, мелкая порода лошадей, казан, мерин» /137. - С.43/. «Русское слово лошадь, вероятно, произошло из комбинации «алаша-ат» - /мерин-лошадь/, причем первое «а» татарского оригинала отпало..,»/258. - С.223/. «Алаша» в значении лошадь известно в финно-угорских и монгольских языках /208.-С. 137/.
б) «лачуга» - на русском и других славянских языках означает летний домик из досок и лубков /Будагов/. В этом же значении существует и на иранском языке. И.А.Вуллерс писал: «Это тюркское слово заимствовано персидским языком и поныне передается с начальным [а], хотя пишущие по-арабски дают форму «лачук». В этом же значении /палатка, шатер/ встречается «алашык», в «Сокровенном сказании», предполагается, что оно заимствовано от «алажу».
3. Алаша в древних топонимических названиях. Алакчин -это название встречается у Абульгазы. Он рассказывает, что город Алакчин находится на берегу реки Айкара-Муран: «При устье реки, на берегу моря, стоит большой город; селений около него много, стада и табуны пасущегося скота многочисленны. Кони там крупные; у них жеребенок по первому году так велик, как у нас двухгодовалый /культы тайдай -Ж. А./, кони все пестрые, другой масти они не бывают. Этот город они называют Алакчин. Близ него есть серебряные рудники: у тамошних жителей котлы, чашки, блюда делаются все из серебра; отсюда произошла пословица узбеков: «У него пестрый конь и дом с золотым очагом» /ала атты, алтын ошакщы-Ж.А./.
По Абульгазы, Айкара-Муран - очень большая река и впадает в океан. Среди исследователей нет общего мнения по этому вопросу. Одни отождествляли Айкара-муран с Енисеем /Абульгазы/, а другие с р. Аргун /Страленберг/. Само название города - Алакчин - также означает пестрый или пегий и, вероятно, связано с мастью лошади. Каких-либо явных доказательств, подтверждающих нахождение города Алакчин в ука-
занных местах, пока не обнаружено. Вероятно, основным источником информации Абульгазы служили исторические предания узбеков, но, как он сам признается, узбеки не могли назвать то место в мире, где жил этот народ. Следовательно, уже в XVII в. страна Алаш /страна пеголошадных/ среди узбеков Средней Азии фактический потеряла реальные ориентиры. Г.Миллер в ходе сибирских экспедиций /середина XVIII в./ пытался найти описанные в «Шеж1ре» Абульгазы /по устным преданиям узбеков/ и начертанные у Страленберга на карте реки, горы, рудники Алакчин: «в бытность мою на Аргуни, я много раз об этом распрашивал местных жителей», - отмечает исследователь/183.-Т.1.-С. 177/.
Однако, тщательные поиски не дали никаких результатов, «изобильные, густо населенные и богатые скотом местности города Алакчин никак не могли находиться в устье Енисея» /183. -Т.1. -С.176/. В окрестностях р. Аргун подтверждений также не нашлось.
Таким образом, Г.Миллер был вынужден отнести историю Алакчин к категории сказочных сюжетов: «Описание богатств Алакцина весьма похоже на сказку, а рассказ о пегих лошадях настолько противоречит природе, что уже по одному этому надо было бы считать Алакцин единственным местом в мире, где происходят такие чудеса». В этой связи следует упомянуть, что среди киргизских родов есть небольшое подразделение племени саруу-алакчын. Этому подразделению «приписывается казахское происхождение», - как пишет С.М.Абрамзон /4. -С.67/. Вероятно, «алачин» в той или иной степени связан с казахским «алшын», общим названием племен Младшего жуза.
В дополнение к вышеизложенному, в восточно-славянских языках слова производные от «алаша» встречаются в иных сочетаниях. В.И.Даль отмечал у рязанцев «алашить» в значении - «шуметь, горланить». Вполне вероятно, что в данном контексте скрыто «алаш» - боевой клич.
Исторические примеры индоевропейско-тюркских совпадений
- • • • '- $
Сравнительно-историческое языкознание к настоящему времени ещё не выработало основополагающих принципов изучения индоевропейского и алтайского языков. Разработанные материалы на индоевропейском языке были автоматически перенесены на изучение тюркской, а затем и финно-угорской языковых групп. Тем не менее, общий прогресс в лингвистической теории и возникновение разнообразных методов изучения языков находят отражение в сравнительно-историческом языкознании в виде различных теорий /ностратическая и
Др./.
Наша задача заключается в изложении некоторых совпадений в обеих языковых системах, замеченных нами по работе с мифо-антропонимом- Алаша-хан. Компаративисты, работающие на стыке индоевропеистики и алтаистики, вооруженные новыми научными методами сравнения языков, в будущем смогут ответить на них. Вероятно, попытка реконструкции древних истоков этих языков возможна не только лингвистическими методами, но и при вспоможении историко-этнографичес-кого материала. Система языка требует, чтобы явления, возникшие в одно время и обусловленные той же причиной, рассматривались в тесной связи. В этой связи синхронический анализ некоторых понятий, связанных с Алаша, не прибегая ни к сравнению, ни к лингвистической географии, позволяет установить взаимосвязь между индоевропейским и алтайским праязыками, а то и иерархию /хронологическую/ между ними. Для примера мы предлагаем анализ казахского «шшша-ат» и его эквивалентов, в значениях «пестрая, разноцветная, пегая лошадь». Вероятно, вся богатая палитра слов берет свое начало от глагола «ал» /бери, возьми/, от этого «опт» /вперед/, «алакан» /ладонь/, «алашак» /долг/ и т.д. В дальнейшей эволюции продолжение этой основы мы видим в понятиях - «алаш» /в смысле отдельный человек, этнос/, «аламан» /наездник, разбойник/,
это же слово можно трактовать, как «вперед идущий, войско /отряд/, убийца, охотник» и т. д.
Наиболее популярное производное от «ал» - это лошадь /алаша/. На наш взгляд, в древности это понятие распространялось несколько шире — на всю живность. Так, в одном из тюркских диалектов «алаша» - животное, приученное к вьючному седлу, или же овца, кормящая любого ягненка. Одновременно, «алаша» может означать спину. В основном «алаша» низкорослая лошадь /иногда в значении слабый, хилый, худой, чубарый и т. д./.
Переходим к рассмотрению индоевропейских эквивалентов этого понятия. Э.Бенвенист в словаре индоевропейских социальных терминов особо выделяет: реки, что означает - скот или, в более узком смысле - овца. Одновременно в этом значении или в его производных обнаруживается значение «богатство», однако компаративисты полагают, что последнее /богатство/ результат семантического расширения слова, означавшего первоначально то, что было основным богатством, т.е. скот /42. - С.51/. В экономической лексике индоевропейских народов, занимавшихся скотоводством, термин «peku» представлен в трех больших диалектных ареалах: индо-иранском, италийском и германском. Итак, можно утверждать, что термин и его производные, первоначально зародились в индоевропейских прародинах и характеризуют хозяйственную специализацию, которая заключалась в скотоводстве. Э.Бенвенист, заявляя о необходимости пересмотра традиционной концепции /он считает, что «peku» означал - личное имущество/, соглашается с тем, что такое имущество в действительности заключался в скоте.
В самом деле, у скотоводов слово «peku» могло осмысливаться многократно шире. Обратившись к казахским материалам, можно провести прямые аналогии между «peku» и «мал», последнее у казахов первоначально, обозначая лошадь, вышло за пределы класса животных, стало вообще обозначать скот и богатство. Так, в поэзии жырау XVIII в. мы находим яркие об-
разцы такого отождествления:
Арудан аскан жар бар ма,
Жылкыдан аскан мал бар ма,
Euemtjcymi сары бал -
Кртыздан аскан дам бар ма?
Желгде культ жусаса,
Кермеде тулпар бусаса,
Свнгкелер уйкыныц,
Жыякы колдан тайтн сон,
к/ызыяа кетер култтц.
К,ыздьщкврк1 кулпыда,
Ж1г1ттщкврк1 жыякыда! /16.-С.109/
Ерге дэулет 6imnece,
Шулдгрлеген кызыл пилден не пайда;
Мал арат туспесе,
Кур айтканнан не пайда;
Байдан кайыр кеткен сои.
Мал да кетер, не пайда. /16.-С. 146/.
В лексическом процессе общий термин, означающий скот /peku/ на индоевропейском праязыке оказывается прилежным к специфической реалии. «Peku» означавший скот /лошадей/, одновременно обозначает богатство, имущество. Переход «движимое богатство -скот» является типичным для скотоводов.
В связи с общим направлением нашей темы интересно заметить, что в одном из молодых индоевропейских языков - греческом - «peku» отсутствует. Общеиндоевропейский термин был заменен в греческом новым образованием «probasus» /эквивалент probat/. Далее Э.Бенвенист пишет: «Имеется новый термин, греческого образования, который существует и в современном языке, /to alogon/, получивший специальное значение «лошадь» уже в папирусах в самом начале нашей эры. Необходимо считать эту форму «to alogon» сингулятивным от «to alogo» - «животное», «неразумные» - о животных самых при-
вычных, самых полезных, т.е. о лошадях /42. - С.46/. Вероятно, в этой связи следует изучить и другие термины в той или иной степени связанные с животными, так и их имущественным характером /«анимал» - животное, «толанта» - единица денег, сумма денег/.
В то же время именно в греческой мифологии мы встречаем это слово в другой ипостаси - в образе крылатого коня. Пегас, как плод связи Горгоны Медузы с Посейдоном, появился из капель крови Медузы, когда ее убил Персей. В греческих мифах Пегас вознесся на Олимп и доставляет там громы и молнии Зевсу/184. - С.482/.
Легенды о крылатых конях фигурируют и в казахской степной мифологии. Следует уделить внимание названию гор Бе-газы в Центральном Казахстане. Здесь расположены «гигантские сооружения. Возведенные из огромных глыб гранита с башнями» /165. - С.69/. Эти циклопические сооружения, относящиеся к эпохе бронзы, когда на территории Великой степи складываются крупнейшие объединения степных племен, породили среди казахов различные легенды. Ряд этих легенд приписывает строительство некрополей силачам /мык/, великанам /алып/, а в ряде из них говорится о героине Бегазы, совершающей подвиги на своем крылатом коне. Старики указывают место, где находился конь этой героини. Само название живописных гор Бегазы еще не интерпретировано. Впрочем, А.Х.Мар-гулан, проведя раскопки этих царских курганов, внес предположение, что оно произошло от соединения двух слов: «бшк», «аз» /названия племен/, в переводе получалось «высота племени аз», что на наш взгляд, маловероятно.
Несмотря на сильную пространственную натянутость, нам кажется, что в основе «пегас», «бегазы» имеется одна основа, с одним значением и предназначением, и следует искать это сходство в эпохе индоевропейских миграций. Предки греков как позднейшие мигранты с Великой степи унесли с собой в Европу сложившиеся уже к этому времени образцы мифов о крылатых конях Бегазы. В территориальном плане Бегазинские горы
Приложение
то, что все языковые семьи, содержащие те или иные материалы об «алаша» - пегий /алтайская, индоевропейская и т.д./, участвовали в создании ностратической макросемьи /112/.
Тот небольшой, сравнительно-исторический языковой материал позволяет нам гипотетически помещать соответственно индоевропейские и алтайские прародины в пределах довольно ограниченной территории Великой степи. Одним словом, я бы хотел сказать, что границы первоначального действия слов, берущих начало от «алаша» охватывают ареалы раннего коневодства. В первую очередь, это степная территория Казахстана, Восточно-Европейская равнина, Передний Кавказ и Северное Причерноморье. Вероятно, носители ностратического праязыка обитали в пределах довольно обширной территории /включая и Ближний Восток/, но индоевропейцы и алтайцы до дисперсной фазы /до VI-V тыс. до н.э./, жили где-то рядом в серединной части Евразийской степной зоны.
Таким образом, дальнейшее продвижение в этом направлении предполагает концентрацию внимания ученых на непосредственных связях между экономическими и демографическими процессами в древности /VI-V тыс. до н.э./ и языковыми. Каковы основания для принятия таких больших хронологических глубин?
Время в традиционных обществах Великой степи, на наш взгляд, имеет два измерения: время мифологическое и время историческое. Первое есть явление фундаментальное, поскольку оно время предков. Оно сакрально, но не только потому, что в нем жили предки, но и потому, что это образ жизни, это неизменные ценности, являющиеся образцом для современников. Поэтому, одним из основных принципов изложения истории является цикличность, допускающая повторение некоторых черт выдающихся предков /правителей, героев/, актуализацию наиболее важных с точки зрения современности фактов. История излагается в форме повествования о жизни и деятельности выдающихся личностей, одним словом, это персонифицированное повествование о прошлом.
Историческое время - в самом деле, время настоящее. Оно
осмысливается как быстротекущее и малосодержательное явление и процесс. На обыденном уровне это совокупность событий, которые происходят в данный момент или недавно произошли. Вероятно, нижняя грань исторического времени не распространяется далее семи колен предков. В то же время, как историческое время, так и мифологическое - во власти легенд и преданий. Реальные события культурной жизни или социально-политические события миф проецирует в эпическую матрицу, вводит в легендарное время, т.е. делает сакральным, фундаментальным и т.д. В эпических памятниках казахов мифическое время преобразуется в славную героическую эпоху, эпоху единства этноса, могучего государства, великих предводителей. В эпических традициях составляется и генеалогическая история, повествующая о великих прародителях, о тотемных предках, о различных сверхъестественных явлениях.
Таким образом, время в нашем понимании, т.е. линейное, состоящее из стадиальных хронологических серий с идеей необратимости, фактически подчинено циклическому восприятию жизненных явлений, доминирующим в традиционном сознании. К аналогичным выводам приходят специалисты, изучавшие феномен средневековой культуры. Например, А.Я.Гуревич писал: «Время и пространство первобытного человека могут показаться современному сознанию неупорядоченными. Временная ориентация в первобытной общине распространяется лишь на непосредственное будущее, недавнее прошлое и на текущую деятельность, на явления прямого окружения человека, за этими пределами события воспринимаются им более расплывчато и слабо координированы во времени» /87. -С.28/.
В этой ситуации нам остается один путь интерпретации: комплексный, с основным упором на лингвистические и археологические материалы.
Переходим к наиболее важной части нашей работы, определению хронологических и пространственных границ первоначального функционирования этого понятия. Малоизучен-ностъ памятников мезолита и неолита не позволяет нам вплотную подойти к проблеме истоков производящего коневодства.
Однако интересные находки, сделанные в недавнем прошлом в северных степях Казахстана, относящиеся к энеолитической эпохе, в корне меняют ситуацию. Мы имеем ввиду поселение Ботай и ряд памятников раннего коневодства в северных степях Казахстана. Сразу же можем заявить, что мы не отказываемся от искушения связать формирование культа Алаша с ранней коневодческой культурой Великих степей. Однако, возникает необходимость создания общей модели, которая бы охватывала два ареала распространения культа Алаша и позволяла объяснить, почему в обеих из них /индоевропейской и алтайской/ совпадают многие детали коневодческого хозяйства.
Одним словом, формирование культа Алаша происходило в Великих степях Евразии в эпоху энеолита, около 4500-3000 лет до н.э. Эта гипотеза хорошо согласуется с широко распространенным мнением о том, что ранние индоевропейцы были подвижными скотоводами. Восточная граница предполагаемого расселения индоевропейских скотоводческих племен проходит, вероятно, по Центральному Казахстану. Данная локализация прародины индоевропейцев устраивает всех тех, кто считает, что наиболее тесные внешние связи у индоевропейского праязыка обнаруживаются урало-алтайским и северокавказским языковыми семьями. Можно предположить, что зоны расселения индоевропейских племен в основном охватывали лесостепные территории и степи причерноморско-прикаспийского ареала, включая Северный Казахстан. Вероятно, в степях Центрального Казахстана существовали обширные маргинальные комплексы культуры, которые могут рассматриваться как зоны взаимодействия двух указанных языковых групп. Однако, такие параллели как «Бегазы - Пегас», свидетельствуют о наличии определенной чересполосицы в расселении индоевропей-ско-алтайских племен. Это объясняется, возможно, подвижным образом жизни носителей этих праязыков. Именно эта последняя черта определяет специфику социальной организации, относящейся к разряду раннего государства.
Наличие сильной социальной организации, основывающей-
ся на мобильной экономической стратегии стало сопутствующим фактором последующих крупномасштабных переселений индоевропейских племен. Археологические материалы убедительно свидетельствуют о притоке населения из степных областей на запад еще в III тыс. до н.э. В движениях на запад и север, участвовали кельтские, германские, балтийские, и, наконец, славянские и греческие группы. Именно в последних группах наиболее отчетливо сохранились в лексическом фонде коневодческие термины характерные для Великой степи. Вероятно, они и являются теми маргинальными образованиями изначально контактирующими с алтайским племенем. Вместе с ними на Запад попали лошадь, колесный транспорт, архитектура курганных сооружений, медь и т.д. Это доказывается и таким фактом. Самое раннее появление лошади в Греции относится к эпохе бронзы, т.е. Ш-П тыс. до н.э. Таким образом, временная глубина поздних индоевропейских миграций, например, дорийцев /предков греков/ не такая уж далекая эпоха, хотя в науке не редко начало истории индоевропейцев в Европе отодвигают на неолит, т.е.7000-6500 г.г. до н.э. Анализ культурной лексики дает широкие границы датировок индоевропейского праязыка, но «наиболее поздние общеиндоевропейские термины позволяют отнести расхождение различных диалектных групп к 4000-3000 г.г. до н.э.», - отмечал Дж.Мэллори /188. -С.83/.
Одновременно локализация индоевропейской прародины в причерноморско-прикаспийских ареалах убедительно объясняет всю логику движения на юг индоиранских племен. Расселение в исторические области индоарийцев и иранцев, продолжавшееся в течение целых тысячелетий, позволяет связывать начало движения с центрально-казахстанскими степями, а также городскими центрами юга. Эта модель, вероятно, несколько упрощает реальную картину, но, тем не менее, дает единственно логичное объяснение. В данной дихотомии, видимо, и следует искать ключи к поискам индоевропейской прародины и образа жизни.
В данном ключе видимо следует рассматривать и авестийские сюжеты о взаимоотношениях ариев и туров. В них мы видим племён всадников, почитающих одних и тех же богов, выращивающих одних и тех же животных, обитающих на огромных степных просторах у моря Ворукаша, у высокой Хары. Богиня реки воды /земли/ Ардви в Авестийских циклах несется на колеснице:
Вот Ардви в колеснице,
Узду, держа, стремится;
Везут её четыре
Одной породы, белых
Высоких жеребца /8. - С.128/
В сюжете этого стихотворения посвященной Ардви /Ард-ви-Сура/ богине земли-воды, кроется самая обыкновенная картина обыденной жизни ранних коневодов. Вероятно, еще в эпоху неолита в степной Евразии сложились те природные условия, которые способствовали быстрому увеличению поголовья лошадей, а затем и успешной доместикации их. Ландшафтные особенности степных просторов Казахстана, где удачно сочетались островки реликтовых лесов и рощ на севере с полупустынным и пустынным территориями на юге составляли своеобразную экосистему раннего коневодства. Именно эта территория носит у казахов название «Казылык-мал ttrndiei», т.е. «Крзылык- как пупок /начало/ скота». Отсюда берет начало коневодство Евразийского континента. Так, в эпоху раннего энеолита вдоль меридиональной оси, где наиболее четко выражена зональность ландшафтов, уже сложилось коневодство. В эпоху развитого энеолита в северных лесостепных районах Казахстана сложились местные центры коневодства. Один из видных исследователей В.Ф.Зайберт верно подмечает динамичное расширение в позднем неолите-энеолите в Евразийском континенте зоны обитания ранних скотоводов /коневодов/, которая охватывает территорию до десятка тысяч квадратных километров/108.-С. 168/.
На сегодняшний день благодаря археологическим исследр-
ваниям известно несколько таких экологических ниш. Самое примечательное состоит в том, что присутствие лошади в изученных археологами центрах идет по линии убывания с востока на запад. Так, если в Ботайском поселении кости лошади составляют 99,9 процентов всех найденных костей, то на энео-литическом поселении Дереивка на Днепре оно составляет 60 процентов, а в занимающем промежуточное положение между Ботаем и Дереивки поселении Репин Хутор на Дону - 80 процентов. Все эти примеры однозначно свидетельствуют и указывают на исходный коневодческий центр находящийся в степях Казахстана, факт существования которого не вызывает сомнения. Одним словом, факт признания возникновения коневодства в Великой степи объясняет всю логику расширения границ ареала доместицированных лошадей в более западном, а также возможно и в других направлениях.
Природная среда позднего неолита -энеолита способствовала развитию особенно коневодства, как начало продуктивной экономики вообще. Но в то же время, она не препятствовала развитию остальных форм хозяйства: охоты, рыболовства, земледелия и ранней металлургии. В самом же развитии коневодства четко выделяются несколько вариантов. В первом случае, отдельные группы степных и пустынных племен обитали на степных и пустынных просторах Казахстана и в меридиа-нальных направлениях. В этой среде и зародились самые древние легенды и предания из цикла «Алаша-хана». Географические и топонимические ориентиры в легендах четко указывают на существование четких маршрутов по линии юг-север: «Kftpa таудан арман карай асыцдар. Улытау, Kiutimay, деген таулар бар. KftpaKeipip, Жездшенг1р, К,удайберд1 деген жерлерге ба-рьт, ipeemeyin, салъщсальщдар». С таким напутствием Май-кы-би отправляет в степь молодого царственного изгнанника, Алаша-хана. В сопровождение ему он определяет сто джигитов во главе со своим старшим сыном Уйсыном. Путь их лежит через горы Актау, Ортау, реки Чу и Сарысу: «А ктау, Ор-таудан асып, Шу мен Сарысудан квктей emin, Май^ы бидщ
ашпкцн жергне келдг». Впоследствии, когда сформировалось степное общество из трех сотен наездников, они подняли пегого мальчика на апаша /домотканном ковре из полос/ и объявили своим правителем. Как повествует легенда, это выдающееся событие произошло в горах Улутау, являющихся и в самом деле географическим центром Великой степной равнины.
В отличие от указанной группы, в Урало-Иртышском междуречье сложилось многоотраслевое хозяйство с преобладанием коневодства. Оно дополнялось охотой, рыболовством, домашними промыслами. В данных экологических нишах, как указывает В.Ф.Зайберт, «табуны лошадей обитали в радиусе 150-200 км... движение табунов было радиально-круговым или ограниченно-радиальным» /108. - С.170/.
Ботайское поселение и обнаруженные там материалы, говорят в пользу оседлости населения этих регионов. Это объясняется наличием разнообразной кормовой базы, большим количеством водных источников, естественными укрытиями /леса, рощи/.
Легенды и предания из цикла «Алаша-хан» позволяют реконструировать образ жизни древних коневодов, хотя это дело сложное и мало разработанное в методическом плане. В принципе, на наш взгляд, некоторые этнографические параллели возможны, если применять с учетом локальных особенностей поздненеолитического-энеолитического обществ. В той или иной степени в будущем для анализа общественных организации, а также мировоззрения необходимо применять осторожные ретроспекции. Вероятно, самый продуктивный путь в этом направлении - развитие палеоэтнографии.
Энеолитическая эпоха - время формирования социально-политических институтов. Во главе ранних общин мы видим авторитетных патриархов - хозяев стада, семьи, правомочных распоряжаться жизнью своих сыновей и младших родственников. В легенде называются имена родоначальников Крнды-гер, Кргам, Кртан, а авторитетнейший среди них Майкы-би-вообще в казахских легендах отнесен к зачинателю речи чело-
веческой «тугел свздщтубг 6ip - туп атасы Май%ы би». О нем в легенде говорится с высоким пафосом, он человек, который посадил на трон девять /число сакральное/ ханов. Одним словом, Алаша оказался в общественной среде, которую ныне модно называть этнопотестарной. Вероятно, мы можем предположить существование в ту эпоху крупных соплеменностей с определенной общностью языка, культуры и т.д. Многие вопросы, связанные с определением дальнейшей судьбы царственного пегого изгнанника Алаша, решаются в совете вождей, что свидетельствует об эгалитарном характере взаимоотношений. Так, каждая группа вновь прибывающих сотен джигитов оставалась в степи, благодаря уговорам со стороны раннеприбыв-ших: «булар келген соцбурын/ы келгендер: кайт - деген ceadi айтпацдар, евдергцде кайтпацдар deudi».
Получив известия о своем сыне, отец Алаша-хана посылает своих людей к совету племени, и именно этот совет принимает решение об отказе в выдаче: «...баягы Кызыл Арыстан хан естидг. К.отан, Кртм; Крндыгер, К,обан, Майкы билерге елиа Jici6epedi.
- Мешцбаламды ж1г1т-желец, берт желгктгрт жгбергет нес1?Баламды &зте экеп берет. Менен кщштнын алсын, - деп. Сонан сод булар Кртанупы Болатты жуз жгггтшен ж1бе-pedi».
В целом, многие детали этого цикла иллюстрируют процесс развития институтов военной демократии у алашских общин. В ходе освоения новых территорий, три сотни, следовавшие вместе с Алаша в Центрально-Казахстанские степи, проходят путь от военной демократии к политической структуре государства. В тексте легенд постоянно присутствует военно-агрессивный характер ранних коневодческих обществ и на это делается значительный акцент: «Уйк^ты бузып жыякьг алды, к уймет бузып к&гз алды. Квш елдг кап жвнекей алды, ереугл eiidi отыртн жертде шапты» - говорится о подвигах первых трех сотен джигитов.
Сама организация этнической структуры новообразования
- триальность - носит военно-походный характер. Как одна из необходимых гарантий нормального функционирования социально-политического организма, она рассматривается нами как структура военной организации. Так, говоря о формировании Старшего жуза, ему предназначается роль резерва и тыла: «Жауга шапк&нда б улар шаппасын, mac туйш болып турсын». Средний жуз берёт на себя также ответственную функцию. Они должны находиться в центре и охранять хана «Орта жуз то-скауылшы - орта буъшда журст, ханнъщбакташысы болсын». Впереди должны находиться самые отважные воины из младшей сотни под предводительством Алтына: «ецалдында журт жауяя 6ipiniui шабатын болсын».
Таким образом, к эпохе позднего неолита-энеолита мы относим начало формирования социально-политических ценностей евразийских степных народов, ранних индоевропейцев и алтайских народов. Если этнополитическая организация их отражает структуру военной организации, то социальная организация отражает космический порядок. Внутри неё мы видим, три основные иерархически соподчиненные группы - военную аристократию, жрецов и рядовых воинов.
Сочетание вышеуказанных структур в одном организме порождает сильную систему, способную вести ассимиляцию чужеродных групп и консолидацию, а также готовую к успешным миграциям.
Одновременно, племенной строй свидетельствует об определенной рыхлости структуры и противоречий политической системы. Вероятно, объединительные мотивы были еще слабы и культ сакрального правителя, культ единого пантеона богов только складывался. Это четко находит отражение в сложном понятии «алаш», т.е. в самом понятии находит выражение взаимная вражда и неприятие соседних племен.
Тем не менее, в материальной культуре уже сформировались основные стандарты и формы. Лошадь стала символом богатства и благополучия, постепенно символ обретает культовый характер. А такие понятия как «алашык», «алаша» символизирует первоначальный быт коневодов.
Таким образом, существование культа Алаша хана у казахов является прямым следствием /историческим отражением/ далеких этнополитических процессов эпохи позднего неолита-энеолита. Первоначально в хаотическом мире Евразийской степи появились небольшие общины охотников, успешно проводившие первые опыты по доместикации лошади.
Позднее степные обшины, разрастаясь, превратились в крупные коневодческие племена. В эту эпоху в Великой степи заметны две крупные этноязыковые группы - индоевропейцы и алтайцы. Возможно, авестийские сюжеты о борьбе ариев и туров являются отражением этой эпохи. Тогда и сформировалось самоназвание коневодческих племен - «алаш». Племена «алаша» - стопроцентные коневоды они обитают в стране Арка - Крзылык, западнее их по мере убывания роли коня культ «Алаша» сходит на нет. Тем не менее, именно они сохранили и через них до сегодняшнего дня дошли образы крылатого коня «Бегазы - Пегас». Вероятно, многие индоевропейские племена, обитавшие в Центральном Казахстане, по мере движения на Запад сохранили старые ценности, связанные с коневодством, а наиболее поздние мигранты на запад - германцы, греки и славяне /элитные группы/ сохранили этот культ больше чем другие индоевропейцы.
На исконной территории культ Алаш - Алаша сохраняется фактически без изменений, об этом говорят сведения казахского шежире и средневековых авторов об «Алашмыцы», о народе «Алаш», «Уш Алаш», «Алтыалаш», и, наконец, об Ала-ша-хане, как о перворедке тюрков и монгол, о «калантаре Алаш-бахадур»ит.д.
Мощная идеология государственности, зародившаяся еще в Ш-П тыс. до н.э., продолжала жить и во времена гуннов, тюрков, огузов, карлуков, кипчаков. На нее наслаивались кое-какие элементы, новые имена, но суть оставалась прежней. Зарождалась и генерировалась эта идея на степных просторах Арка.
В XV-XVI вв. в период образования Казахского ханства культ Алаша-хана оживает и начинает служить новому государству
степных племен как национальная идея. Именно в этот период строится мавзолей в честь первого степного хана. Возможно, этот мавзолей построен именно там, где раньше находилась древняя святыня или жертвенник в честь Алаша-хана. На отрогах гор Улытау, среди безбрежных степей, в окружении древнейших памятников возвышается бесценная святыня тюрко-монгольских народов. К этой святыне имеют прямое отношение бесчисленное количество народов Евразийского континента.
В начале XX в., в самом разгаре национально-освободительного движения казахов снова возрождается культ Алаша-хана, «первого хана казахов». Национальная идея казахов ведет молодую интеллигенцию к беспримерным подвигам, самоотверженному труду и высокому творчеству во имя величия нации. Благодаря нему казахи восстановили национальную государственность, боролись и защищали его, умирали за него как «враги народа» в годы тоталитарного советского режима, но отстояли свое. В этом важность этого грандиозного стержневого понятия для казахской истории и вообще для истории Великой степи.
Содержание
Предисловие..........................................................................................3
Введение.................................................................................................6
Глава I.