Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя главное место занимает группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы, спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину. Действует и такой психологический феномен, как заражение, и высказанная соседом мысль способна непроизвольно вызвать собственную аналогичную или близкую к высказанной или, наоборот, вовсе противоположную.
Во время таких занятий от преподавателя требуется гораздо больше активности и творчества, чем тогда, когда оно проходит в форме пересказа вычитанных в книгах или давно известных истин. Формы участия преподавателя в дискуссии могут быть самыми разнообразными, но ни в коем случае не навязыванием своего мнения. Лучше всего это делать путем тонко рассчитанного управления ходом дискуссий, через постановку проблемных вопросов, требующих продуктивного мышления, творческого поиска истины.
К методам интерактивного обучения могут быть отнесены:
1) эвристическая беседа.
2) метод дискуссии.
3) «мозговая атака».
4) метод «круглого стола».
5) метод «деловой игры».
6) конкурсы практических работ с их обсуждением и др.
Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле.
|
Суть метода деловой игры как метода обучения заключается в учебном моделировании ситуаций той деятельности, которой предстоит обучить учащихся, чтобы на моделях, а не на реальных объектах учить будущих специалистов выполнять соответствующие профессиональные функции. Например, при преподавании психологии в педагогическом вузе можно разыгрывать ситуации: «урок», «работа с отстающими», «разбор ошибок» и т. д.. Такая деловая игра заранее планируется (составление сценария, распределение ролей, выбор ситуаций и т. д.) и проводится на практическом занятии.
«Деловая игра», поставив студента в ситуацию реальных действий в роли конкретного действующего лица (учителя, завуча, директора, методиста и пр.) заставляет его мыслить конкретно и предметно, с ясно осознаваемой целью достичь реально ощутимого результата. Это обстоятельство обостряет внимание обучаемого, делает целеустремленнее мышление, а значит, способствует лучшему усвоению.
Выводы относительно идей информационных продуктов.
В ходе исследования мы решили разработать Межуниверситетский сайт по играм.
Мы хотим разработать сайт, в котором будет предоставляться информация об играх, которые проходят в вузах Санкт-Петербурга (деловые игры, бизнес игры, CTF игры и т.д.) Эти игры направлены на развитие профессиональных навыков у студентов.
Уникальность данного сайта в том, что:
· В нем можно будет найти игру по вашему профилю (вкусу), узнать описание и в чем её суть.
|
· Узнать информацию о прошедших играх, а именно о заданиях, о командах, об идеях, которые они предоставляли, о результатах и т.д.
· Узнать информацию о предстоящих играх, а именно расписание, задания, место проведения и т.д.
· Поучаствовать в голосовании.
· Обсуждать прошедшие игры.
· Оставлять отзывы и пожелания.
· Можно будет попробовать симуляторы игр. (в разработке)
Информацию об играх будут предоставлять организаторы игр, проходящие в вузах. А размещать – некая организация.
Чем будет интересно для вуза:
· Продвижение университета
· Привлечение абитуриентов, партнеров.
· Возможность поддерживания коммуникаций с различными группами лиц.
На сайте будет возможно размещать рекламу – это привлечёт спонсоров.
Заключение
Для проверки перспективности продукта на данном этапе исследования нами была проведена серия экспертных опросов, а также, серия глубинных опросов для выявления потребности в предлагаемом информационном сервере среди преподавателей и студентов. Из полученных результатов можно сделать вывод о том, что:
1. Бизнес – игры пользуются спросом.
2. Информации о них недостаточно.
3. Создание сайта облегчило бы работу преподавателям и студентам.
4. Имеются дальнейшие перспективы развития сайта.
Приложения:
Приложение 1.
Рабочие документы:
Глубинник.
1) Что вы знаете о бизнес-играх?
2) Заинтересованы ли вы в участии различных профессиональных играх, с целью получения профессиональных навыков?
Участвовал ли вы сами в играх в том или ином качестве (в каком)? Почему участвовал / не участвовал? Мешало ли участию в игре то, что информацию получал слишком поздно / не полную / не достоверную?
3) Где вы видели информацию, а предстоящих играх?
4) Из каких источников вам было бы удобно получать информацию об играх?
5) Какой тип информации хотите видеть на сайте?
· Какое содержание должно быть на сайте?
· О чем хотите, что бы был сайт?
6) Удобно ли было бы вам, если вся информация об играх была размещена на одном сайте?
7) как часто вы бы использовали данный сайт?
8) Видите ли вы развитие бизнес-играх, если да, то какие??
9) нужно размещать информацию не только об играх, но и о близких по смыслу мероприятиях - кейс-турнира
|
Вопросы для экспертного интервью:
1)Как вы считаете, достаточно ли тех информационных каналов, которые доступны Вам сейчас, для решения задач информирования о проводимых бизнес-играх (например, для широкого извещения, оповещения участников, привлечения спонсоров, партнеров и публики)?
2) Достаточно ли информации о проводимых бизнес-играх для студентов, и в полной ли мере доступна им такая информация?
3) Считаете ли Вы необходимым создание сайта, где аккумулировалась и размещалась бы информация об играх, проводимых в разных университетах или других образовательных организациях?
4) Если да, то какая информация, на Ваш взгляд, должна быть размещена на таком сайте? Нужна ли информация не только о расписании игр, но и более подробная - об условиях, ролях участников, системах оценивания игроков? Какая еще информация была бы полезной?
5) Необходима ли информация об уже проведенных играх - видео игры, разбор игры?
6) Имеет ли смысл на таком сайте размещать игровые симуляторы, тренажеры бизнес-игр, которые позволяли бы играть он-лайн или готовиться к офф-лайн играм?
7) Как Вы полагаете, имеет ли смысл на таком сайте размещать информацию не только непосредственно об играх, но и о кейс-турнирах, дебатах, других активных формах обучения? О каких именно и какую информацию?
8) Какими функциями должен обладать такой сайт? Например, регистрация на игры, голосование за команды и прочее? Какие рубрики Вы предложили бы для такого сайта? Если пофантазировать и рассматривать некий идеальный вариант сайта, то что хотели бы Вы видеть на сайте о деловых играх и прочих активных методах обучения? Каким должен быть этот идеальный сайт?
9) Должен ли этот сайт охватывать самые разные сферы игр - управленческие, экономические, инженерные, педагогические и другие?
10) Стали бы вы рекомендовать своим студентам, коллегам, партнерам такой сайт?
11) Как Вы считаете, чем такой сайт был бы полезен студентам? А преподавателям? В целом, университетам? Интересен был бы такой сайт каким-либо партнерам вузов, работодателям?
12) Как Вы считаете, будет ли полезным такой сайт для дистанционного образования? Для самообразования? Для формирования дополнительных профессиональных компетенций? Для формирования связей между университетами? Для формирования связей университетов и партнеров?
13) Сделал бы такой сайт Вашу работу по организации деловых игр более удобной, эффективной? За счет чего?
14) Считаете ли Вы уместной рекламную информацию на таком сайте, не связанную непосредственно с играми или активными методами обучения, но направленную на студенческую целевую аудиторию? А на другую целевую аудиторию, имеющую отношение к университетам - может быть абитуриентов, выпускников? Каким рекламодателям был бы интересен такой сайт?
15) Стали бы вы на таком сайте размещать информацию о тех играх, которые вы проводите / организуете? Если бы такое размещение было платным для вуза, то, как Вы полагаете, стал бы Ваш вуз участвовать в таком проекте и оплачивать размещение информации о проводимых играх?
16) Какие другие способы монетизации / коммерциализации данного проекта Вы видите?
17) Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития такого сайта?
Приложение 2
Бюджет исследования.
Любое маркетинговое исследование – исключительно индивидуальный проект. Цены на маркетинговые исследования зависят от множества переменных, включая специфику целей и задач, масштаб исследования, состав применяемых методик, географический охват, требования к точности и формы отчетности.
Выявление проблем и формулирование целей исследования,
Отбор источников информации,
Сбор информации,
Анализ собранной информации,
Представление полученных результатов.
Создание сайта
Размещение сайта в интернете
Продвижение
Разработка дизайна
Сроки, выделяемы на продвижение сайта.
Приложение 3.
План – график исследования.
Этапы исследования | 10–17 марта | 16–22 марта | 23–27марта | 28 марта | 29 марта |
Постановка задачи исследования | ХХХ | ||||
Разработка плана исследования | ХХХ | ||||
Разработка рабочих документов исследования (опросников, форм фиксации информации) | ХХХ | ||||
Сбор вторичной информации | ХХХ | ХХХ | |||
Сбор первичной информации | ХХХ | ||||
Систематизация и обработка информации | ХХХ | XXX | |||
Анализ информации и подготовка отчета | XXX | ||||
Презентация и защита отчета | XXX |
Приложение 4
Перечень экспертов:
1)Соловьева Дина Витальевна.
Город: Санкт-Петербург
Университет: СПБГЭУ
Факультет: менеджмента
к. э. н., доцент
2) Салкуцан Сергей Владимирович.
Город: Санкт-Петербург
Университет: Политехнический
Стаж работы 25 лет
3) Юшкова Людмила Валерьевна.
Город: Красноярск
Университет: ВПО Сибирский федеральный университет.
Факультет: торгово-экономический институт, факультет экономики и управления
Стаж работы: 19 лет
Опыт работы по организации: 11 лет
Опрос экспертов.
В контексте нашего маркетингового исследования и нашей задачи, нам необходимо, проверить наши гипотезы.
Требования к экспертам:
Уровень компетентности эксперта в области организации/проведения бизнес – игр.
Эксперты отвечали как на открытые, так и на зарытые вопросы.
Результаты экспертного опроса:
По итогам опросов мы сделали выводы, что:
1. Бизнес – игры пользуются спросом.
2. Информации о них недостаточно.
3. Создание сайта облегчило бы работу преподавателям.
4. Имеются дальнейшие перспективы развития сайта.
5. Преподаватели пользовались бы им и рекомендовали своим студентам/коллегам.
Приложение 5
Глубинный опрос:
№ отвечающего | Что Вы знаете о бизнес-играх? |
Бизнес-игра - это стратегическая игра, в которой можно разработать стратегию своего бизнеса, заниматься производством, оценить свои возможности на рынке | |
Игры, направленные на создание модели предприятия с целью получения выгоды | |
Бизнес-игра - смоделированный бизнес-процесс, достаточно абстрактный, в котором участники должны решить кейс либо прийти к правильному решению/заработать больше всех очков, следуя регламенту бизнес-игры | |
Моделирование ситуации на рынке и создание команд-компаний | |
Бизнес игры раскрывают в человеке управленческие способности, способности правильно распределять бюджет, помогают анализировать свои действия и учиться на своих финансовых ошибках в режиме игры | |
Ничего | |
Бизнес-игры это игры, в которых перед участниками ставятся различные проблемы, ситуации в бизнесе, которые нужно решить | |
Бизнес-игры - игры, в которых проигрываются реальные жизненные ситуации, очень полезны для приобретения профессионального опыта |
№ отвечающего | Заинтересованы ли вы в участии различных профессиональных играх с целью получения профессиональных навыков? Участвовали ли вы сами в играх в том или ином качестве (в каком)? Мешало ли участию в игре то, что информацию получал слишком поздно / не полную / не достоверную? |
Участвовала, потому что это интересно, способствует развитию, приобретаешь знания и навыки. Не мешало. | |
Да, заинтересована. Участвовала в МЭКОМе. Было интересно углубить свои знания. Не мешало, т.к. информация исчерпывающая и вовремя | |
Участвовал, раз пятый в данный момент играем с командой в Challenge cup урал от Unilever. Участвовал, т.к. это очень интересно и позволяет "размять мозги". Может быть, еще можно научиться каким-то коммуникативным навыкам или разрушить для себя стереотип о том, что бизнес - это что-то заоблачное. Сложно сказать о получении каких-то профессиональных навыков, хотя, это тоже имеет место быть | |
Заинтересован, не участвовал так как не получал информацию | |
Да, заинтересована. Участвовала, как игрок. Участвовала, так сказать, "за компанию". Участию в игре ничего не мешало, единственное, что осознание приходит после анализирования. | |
Не участвовал | |
Частично заинтересована (по своей специальности). Участвовала в учебной бизнес-игре. Информация достоверна | |
Да, конечно, это интересно. Участвовала неоднократно в качестве участника. Достоверная информация хороша вовремя |
№ отвечающего | Где Вы видели информацию о предстоящих играх? |
На сайте университета | |
На специальных сайтах | |
В основном узнаю от друзей, но часто всплывает информация во Вконтакте | |
ВКонтакте | |
Информацию о предстоящих играх узнаю от знакомых | |
Не видел | |
Объявления в университете | |
Соц. сети, стенды в Универе, пресса |
№ отвечающего | Из каких источников вам было бы удобно получать информацию об играх? |
От организаторов | |
В электронном виде на почту | |
Самое удобное для меня - объявление в университете либо Вконтакте | |
Интернет-источники | |
Удобно было бы получить рассылку на электронную почту | |
Интернет | |
Интернет, если можно рассылка по почте | |
Соц. сети |
№ отвечающего | Удобно ли было бы Вам, если вся информация об играх была размещена на одном сайте? |
Удобно | |
Да, удобно | |
Нет. Зачем сайт, если есть социальные сети? Сайт нужно найти, а еще заходить на него. Слишком долго и непрактично | |
Удобно | |
Да | |
Удобно | |
Да | |
Да |
№ отвечающего | Какой тип информации хотите видеть на сайте? |
Может быть там обязательно должна быть теория, относящаяся к игре. Также рейтинги участников, информация о турнирах | |
На сайте должны быть разные статьи, а также различные интересные факты и ситуация на рынках на сегодняшний день | |
Самая важная информация для меня: нужна ли команда, когда начало бизнес-игры | |
Расписание игр, описание правил, фотоотчеты с проведенных мероприятий, полезные контакты, описание и расписание близких по смыслу мероприятий | |
Информация на таком сайте должна вызывать желание играть. Должны быть описаны плюсы и минусы, суть самой игры, и то, что я получу после | |
Графическая, познавательная | |
Что такое бизнес-игры, цель игр, кто где когда проводит, кто организует, вознаграждение, условия или требования к участникам, направления по которым проводятся игры (специальность) | |
На сайте было бы здорово видеть разбитую информацию по тематикам мероприятия. Сайт о бизнес-активностях в городе, в которых могли бы поучаствовать студенты |
№ отвечающего | Как часто вы бы использовали данный сайт? |
Во время игр в основном | |
Несколько раз в неделю | |
Редко | |
Раз в два дня | |
Сайтом бы пользовалась в свободное время | |
Ни разу | |
Периодически (пару раз в неделю) | |
Пару раз в неделю, по потребности |
№ отвечающего | Видите ли Вы развитие в бизнес-играх, если да, то какое? |
- | |
Да, различные семинары, турниры и многое другое | |
Развитие будет. Считаю, что бизнес-игры должны быть одним из общеобразовательных предметов в университетах для всех, даже технарей. Каждый может захотеть открыть свой магазин | |
- | |
Развития не отслеживала, т.к. до настоящего момента глубоко не интересовалась этой темой | |
Затрудняюсь ответить | |
Это "полевой" тренинг. Т.е. участник имеет возможность реализовать свои знания о бизнесе на практике, где сможет оценить свои сильные и слабые стороны, а так же понять где могут допускаться ошибки и как их избежать | |
Да. Это практика, опыт. И чем раньше он приобретется, тем полезнее будет для игрока. |
№ отвечающего | Нужно ли размещать информацию не только об играх, но и о близких по смыслу мероприятиях - кейс-турнирах? |
Нужно | |
Да, было бы интересно | |
Стоит | |
Нужно | |
Да | |
Как считаете нужным | |
Да. Чем больше информации, тем привлекательнее | |
Да, естественно |
Результаты глубинного опроса:
По итогам опроса мы видим, что:
1. Бизнес-игры достаточно известны, люди заинтересованы в их участии.
2. Информация о бизнес-играх предоставлена в очень разбросанном виде, прослеживается удобство использования единого сайта.
3. Необходим широкий спектр информации на сайте, начиная с самой организации той или иной бизнес-игры, заканчивая реальными новостями на разных рынках в настоящем времени.
4. Считается, что бизнес-игры должны развиваться в будущем и даже стать обязательной дисциплиной в ВУЗах.