Первые месяцы нахождения ребенка в школе связаны с трудностями адаптации. Через них проходят практически все, даже хорошо подготовленные к школе дети. Эти трудности вызываются в первую очередь накоплением усталости, обусловленной режимными моментами, соблюдением школьных правил, сложностью обучения. Все это создает проблемы, тем более что у детей способность к произвольному поведению очень слаба. Избежать этих трудностей можно только путем поддержания постоянного интереса к школе, насыщения занятий положительными эмоциями. Наибольшие трудности адаптации возникают у одаренных детей и у детей с задержкой психического развития. К ним нужен особый, индивидуальный подход.
Как сделать для детей дошкольного возраста привлекательным и содержательным образ школьника? Важно не только знать о школе и иметь знания об окружающем. Необходима целостная система отношений, построенная на сотрудничестве учителя с детьми, ребенка со сверстниками, тогда и со знаниями все будет в порядке. Навыкам сотрудничества надо учиться и детям, и взрослым. По мнению ученых Г.А. Цукерман, Н.К. Поливановой, учебное сотрудничество:
– несимметрично, т.е. ребенок не имитирует взрослого;
– основано на познавательной активности ребенка, указывающего взрослому ближайшую учебную цель их совместных усилий;
– предполагает обращение ученика к учителю не с жалобой на свои трудности, а с конкретным запросом новых знаний.
С поступлением в школу у детей-дошкольников осуществляется перестройка всей сферы взаимоотношений, прежде всего с родителями. Теперь ребенок оценивается с точки зрения его школьных успехов или неудач. Другими словами, родительская любовь иногда становится зависимой от школьных дел ребенка. Если все в порядке, его любят, если не в порядке – ругают. Изменяются и взаимоотношения с другими людьми. Ребенка спрашивают о школе, оценивают его с позиции успеха – неуспеха в школьном обучении. Это способствует затуханию познавательной потребности; формированию узкого представления о самом себе как о человеке, т.е. происходит полное отождествление себя с ролью школьника. Отсюда и особенности формирования самооценки, причем в зависимости от результата обучения.
Для того чтобы сформировать личностный, социальный, интеллектуальный и другие компоненты готовности, обеспечить успешность адаптации к школьным условиям, важно создать преемственный механизм взаимодействия ДОУ и школы.
При создании такого механизма ведущим становится принцип преемственности, который направляет педагогов на обогащение содержания, форм, методов обучения и воспитания и аккумулирует позитивные результаты на всех этапах работы с детьми. Преемственность предопределяет характер связей между этапами образовательного процесса в ДОУ и школе, позволяет предвидеть логику дальнейшего развития этого процесса. При переходе от одного возрастного этапа к другому усложняются потребности ребенка, характер его активности, новые функции выполняют разные виды деятельности. Вместе с тем продвижение ребенка происходит на основе имеющегося “багажа” (состояния здоровья, уровня физического, психического, личностного, интеллектуального, социального развития и т.п.), что делает особенно важным установление преемственных связей ДОУ и школы.
Преемственность в работе образовательных учреждений имеет сложную структуру. В ней В.И. Логинова выделяет несколько направлений:
– преемственность между целями, содержанием, формами, методами, средствами обучения и воспитания на дошкольном и школьном этапах;
– преемственность между направлениями деятельности ДОУ и школы (образовательное, воспитательное, развивающее);
– преемственность в педагогических требованиях и условиях воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников;
– преемственность в деятельности специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда, педагогов дополнительного образования и др.) и учителей начальной школы;
– преемственное взаимодействие в подготовке и адаптации к школе с родителями воспитанников.
Преемственность в педагогической работе ДОУ и школы создает условия для реализации единого образовательного пространства, снимает целый ряд психологических трудностей адаптации детей к школьному обучению, обеспечивает естественное вхождение детей в новую ситуацию. Направленность педагогического процесса в ДОУ и школе на разностороннее развитие личности ребенка является стержнем в установлении преемственности.
Одним из важных организационно-педагогических условий обеспечения преемственности в работе ДОУ и школы является установление делового сотрудничества, обеспечивающего единство при подготовке детей к школе.
Аспекты преемственности в системе “детский сад – начальная школа”
Информационно-просветительский аспект – аспект педагогического просвещения. Предполагает взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; изучение содержания образовательных программ; изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества – совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе, методов диагностики готовности к школе.
Методический аспект предполагает взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе, установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным учебным предметам. Формы сотрудничества – взаимопосещение, анализ, обсуждение занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, участие в семинарах-практикумах по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, методические совещания по выработке конкретных рекомендаций в обеспечении преемственности содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания.
Практический аспект выражается, с одной стороны, в предварительном знакомстве учителей в ДОУ со своими будущими учениками, с другой стороны – в курировании воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Это позволяет учителю заранее узнать своих воспитанников – особенности их характера, поведения, деятельности – для того, чтобы учитывать их в организации педагогического процесса в первом классе. Воспитатели, посещая детей в школе, могут видеть процесс адаптации, успехи и негативные моменты в обучении и воспитании. Это позволяет им выделить достоинства и недостатки процесса подготовки детей к школе, произвести коррекцию своей педагогической деятельности. Формы сотрудничества – взаимопосещения.
По итогам системной взаимосвязанной педагогической работы и результатам адаптации проводятся педагогические совещания специалистов дошкольных учреждений и учителей, итогом которых являются практические рекомендации по совершенствованию процесса подготовки к школе; по обеспечению преемственности в системе “детский сад – начальная школа” и по созданию психолого-педагогических, организационных, методических и других условий преемственности в подготовке к школе.
В аспекте преемственности в системе “детский сад – начальная школа” и подготовки детей к школе существует целый ряд проблем. Решение этих проблем и противоречий становится движущей силой развития теории и практики формирования школьной готовности дошкольников в семье и ДОУ. Проблемы можно условно разделить на две группы: постоянно актуальные проблемы на любом этапе развития образования, решение которых необходимо осуществлять на всех этапах педагогической работы; проблемы ситуативного характера, требующие своего решения в конкретной временной ситуации. Обозначим некоторые из проблем первой группы.
- Проблемы определения оптимального возрастного этапа для перехода к школьному обучению.
- Проблемы обеспечения успешной адаптации (биологической, социальной) детей к школе.
- Проблемы повышения качества общей и специальной подготовки к школе в семье и ДОУ.
- Проблемы подготовки детей, не посещающих ДОУ, к школьному обучению в условиях альтернативных детскому саду учреждений образования (центры, группы кратковременного пребывания, воскресные школы).
- Проблемы обеспечения преемственности подготовки детей в системе “детский сад – школа”.
- Проблемы обеспечения комплексной диагностики всех видов готовности детей к школе (периодичность, полнота, разносторонность).
- Проблемы педагогических кадров в осуществлении общей и специальной подготовки к школе; в реализации преемственности в работе воспитателей и учителей начальной школы; во взаимодействии с семьей в этом аспекте работы с детьми.
- Проблемы подготовки детей к школе, обусловленные индивидуальностью детей (“леворукие” дети, дети с отклонениями в развитии, одаренные дети, шестилетки, с особенностями физического и психического развития).
- Проблемы, обусловленные отсутствием или недостаточной сформированностью какого-либо из компонентов готовности детей к школьному обучению.
- Проблемы, связанные с необходимостью ориентации родителей и педагогов в многообразии теоретических и методических материалов по подготовке дошкольников к обучению в школе; в разнообразии позиций, раскрывающих сущность школьной готовности как результата процесса подготовки.
Этот комплекс проблем может быть продолжен. В каждой из обозначенных проблем можно выделить ряд частных. Этот перечень может быть пополнен частными проблемами подготовки, оправданными конкретными внутренними и внешними условиями педагогического процесса, особенностями семейных условий и другими факторами.