(лекция)
До сих пор термин и предмет СФ является объектом дискусий среди философов. Это обусловлено ее содержанием и генезисом. С одной стороны, СФ - особая часть, отрасль, фундаментальный раздел философского знания, с другой, она тесно связана с общей социологией. Различие в - уровне обобщения: выводы теоретической социологии ориентированы на изучение эмпирической реальности (отсюда эмпирическая социология).
СФ тесно связана и с философией истории. Соотношение это оценивалось по - разному, их предметы или отождествлялись или разъединялись.
Объект СФ - социальная реальность, социальное, социум.
Предмет СФ – поиск и изучение предельной социальной ральности (социума), сущности, природы и качественного своеобразия общества, принципов, законов и способов его генезиса, функционирования и развития, жизненных целей, идеалов, а также, постижение смысла, судеб и перспектив его исторического развития.
Основные категории СФ: социальное, социум, природное, общество,
формация, цивилизация, личность.
Социальное: (от лат.: socialis – общий, общественный) – исходная, всеобщая,
абстрактная характеристика таких системных качеств как история,
общество, человек. Означает всё относящееся к межчеловеческому,
совместной жизни людей, различным формами общения и т.д.
Формы социального: (микро - и макроструктуры) индивид,
группа, народ, классы, род и т. д.
Социум: (от лат: socium -общий, совместный)- некая социальная качественная
определенность, большая устойчивая общность.
Социальное и социум выступают элементами пар:
- социальное - природное,
- социальное – индивидуальное,
- социальное - духовное.
Природное: (от греч.: phisis – возникшее) характеризует совокупность всех вещей не затронутых дечтельностью человека. Под природой понимают также сущность всех вещей. Человек и социум часть природы. Природа сопоставима с духом, культурой.
|
Общество: в философском понимании, это системное образование, совместная жизнедеятельность, взаимодейстивие людей. Носителями социального – люди и продукты их деятельности.
В истории философии под обществом часто понимали совокупноть человеческих индивидов.
Так, Платон в «Государстве» учение об обществе разработал в тесной связи с его теорией идей.Платон строит модель исправленного и улучшенного человеческого общества. Во главе идеального государства стоят философы, созерцатели чистых и вечных идей. Их защищают воины. Свободные земледельцы и ремесленники доставляют все жизненные ресурсы. Философы и воины не имеют никакой частной собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность - привилегия крестьян и мастеровых. Она мешает работать только тем, кто предан высоким размышлениям. В платоновском государстве нет замкнутой семьи, отягощенной бытом. Дети воспитываются на общественны счет, их общий родитель - само государство. Ему люди преданы с малых лет. Из города изгнаны песни. Допускается только бодрая, воинственная музыка, укрепляющая, а не расслабляющая душу. Воспитание направлено на укрепление ума и прекрасного тела. Основа счастливого общества – почтительный страх перед богами и законами. Допускается переход из сословия земледельцев и ремеслеников в сословие философов, если будут природные данные. В государстве невозможно вносить никаких изменений в общественную жизнь.
|
Ученик Платона, Аристотель рассматривал общество как государство, совокупность человеческих индивидов, объединяющихся для удовлетворения «социальных инстинктов ».
В Средние века, Августин, рассматривает общество, то есть «град земной», в свете «града Божьего». «Град земной» - государственность основана на любви к себе, доведенная до презрения к Богу, «Град Божий» - духовная общность, основана на любви к Богу, доведенная до презрения к себе. И так далее. (Подробнее - в курсе «Социология»).
Сегодня, с позиции философии, общество рассматривается как сложное системное образование, содержащее различные уровни организации:
1) Общество как вид самой широкой общности. Иногда, отождествляется с понятием «человечество», или наличием больших территориальных общностей (российское, европейское и т.д.) Рассматривается как ряд групп, существующих совместно, иерархически подчиненных какой-либо одной группе - национальной, церковной:
(национальное общество, христианское общество, мусульманское)
2) Общество как общность, связанная системой отношений. Прежде всего, это марксистское понимание общества.
3) Общество как совокупность институтов и учреждений, обеспечивающих организацию населения, способствующих развитию и преемственности культуры, регулирующие соотношение социальной напряженности и равновесия.
4) Общество как определенное состояние родового бытия человека, противостоящее индивидуальному бытию или дополняющего его.
|
5) Общество как совокупность групп и общностей не подчиненным государственным организациям, связанных друг с другом, объединенных по языку, обычаям, традициям, менталитету, системам ценностей и др.
Философия истории:
Развитие и функционирование общества проявляется в истории.
Философия истории выделяется в самостоятельную отрасль философского знания только в XVIII веке. Термин «философия истории» был введен Вольтером (Франсуа - Мари Аруэ), а в трудах И.Гердера философия истории оформилась в особое направление. К этой проблеме обращались философы: Гегель, Маркс, Тойнби, Шпенглер, Ясперс, Вебер, О.Конт, Н. Я. Данилевский, П. Сорокин.
Предмет философии истории - проблемы внутренней логики и
закономерности исторического процесса. (Вырабатываются
общие принципы синтеза разрозненного исторического
процесса).
Задача философии истории - не изложение исторических событий, а
истолкование исторического процесса в целом.(Г.Гегель
«Лекции по философии истории»).
Среди современных взглядов на вопрос о смысле истории наиболее завершенной является коцепция немецкого мыслителя Карла Ясперса (1883-1969).
По Ясперсу, мировая история - единый путь всего человечества. Единство истории он рассматривает через понятия « осевое время» и «осевая эпоха».
Взрыв философской мысли XIX века сравним с VI веком до н.э., называя его «осевым временем», т.о. обозначая время между восточными мифами и рациональной философией античного мира. По Ясперсу «осевая эпоха»- это начало истории. Он датирует «осевую эпоху» между VIII и II веком до н.э. Все учения «осевого времени», существующие поныне, отличаются стремлением человека к переосмыслению традиций. Ось мировой остории следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть. В те далекие времена сложился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Смысл и цель истории - в духовном единстве народов. Человечество продолжает жить и в наши дни под воздействием «осевой эпохи».
Модели исторического процесса:
Сегодня взаимосвязь социального и исторического можно проследить при анализе моделей исторического процесса. Модели характеризуют процесс истории как некой целостности. Вместе с тем, существуют модели отдельных свойств исторического процесса (политических, хозяйственных и др. процессов).
Существуют две модели исторического процесса и их различные модификации и комбинации, отражающие многогранность, противоречивость исторического процесса:
1) Линейная модель характеризует прогрессивное развитие, рассматривает историю в едистве поступательного всемирно – исторического развития,
2) Циклическая модель характеризует дискретность в историческом процессе, его ритм и фазы.
Линейная модель (линейная) представлена в философии Гегеля, который рассматривал историю как проявление духа, его связи с прродой в познании свободы. Отсюда просматриваются «начало» и «конец» истории. Эта модель нашла свое отражение в марксистской теории общественно – экономических формаций (категория формация). Типология форм общества идет по восходящей линии (философия Маркса).
Циклическая модель предусматривает повторяемость, преемственность, волны, социальное развитие здесь может быть сопряжено с природными, космическими ритмами (категория цивилизация). Проблема циклов исследуется в различных философских школах: Дж. Вико, Н.Я. Данилевский,
О. Шпенглер, А.Тойнби, Н.А.Бердяев, П.Сорокин и т.д.
Линейная модель:
Для социальной философии, как науки об обществе, принципиально важно выделить объективные критерии, и притом, относящегося к сущности исторического процесса.
Линейная модель была представлена в философии Гегеля. Он рассматривал историю как проявление духа, его связи с природой в познании свободы. Отсюда просматриваются «начало» и «конец» истории
К. Маркс провел научное членение исторического процесса.
В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций, ступеней этой истории, ее поступательного развития. Он обосновал исторически преходящий характер каждой из общественно - экономических формаций какцелостной системы, как стадии общественной эволюции.
Общественно - экономическая формация – это исторический тип общества, определяемый способом производства материальных благ,характеризующийся определенной ступенью развития ПС(производительных сил) общества и соответствующим этой ступени историческим типом ПО(производственных отношений).
В «Немецкой идеологии» Маркс выделял ступени всемирно исторического процесса. По Марксу:
а) пятичленная схема: первобытная, рабовладельческая, феодальная,
капиталистическая, коммунистическая.
В «Критике политической экономии»
б ) шестичленная схема: Здесь Маркс выделяет азиатский способ производства, особенности раннеклассового общества в странах Востока.
(пять ступеней + азиатский)
в) четырехчленная схема: Маркс объединяет рабовладельческий и феодальный способ производства, считая примерно одинаковую степень развития ПС и ПО. (первобытнообщинная, рабовлад+феодальная,
капиталистическая, коммунистическая)
г) трехчленная схема: исходит из связи работника со средствами
производства (подробнее в курсе политологии)
д) двухчленная схема: 1) предыстория
2) истинная, собственно история человечества.
Циклическая модель:
Функционирование крупных социальных систем рассматривали философы и называли их по - разному.
- Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885) в работе «Россия и Европа»
выделял культурно – исторические типы;
- Шпенглер Освальд (1880-1936) в работе «Закат Еыропы» называл их
Высокими культурами;
- Тойнби Арнольд Джозеф (1889 -1975) в работе «Исследование истории»
цивилизациями;
- Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – великими культурами;
- Сорокин Питирим Александрович (1889-1968) выделял крупные
культурные системы и суперсистемы, и др.
Циклическая модель исторического процесса характеризуется категорией
«цивилизация». Термин «цивилизация» известен со времен Античности, вошло же в научное обращение в XVIII веке. Однозначной его трактовки не существует. Чаще интерпретируется как синоним «культуры».
В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле – только материальную культуру.
«Цивилизация » - определенная ступень развития общества, а под «культурой » понимается качественная сторона жазни.
В истории философии существует три подхода к пониманию цивилизации:
1) Унитарный - на определенном этапе взаимодействия локальных
цивилизаций возникает феномен всемирной истории и
начинается процесс экуменической цивилизации
(экуменизм-от греч.: обитаемый мир, Вселенная – идеология
всехристианского единства).
2)Стадиальный – это устная, письменная, книжная, экранная, космогенная,
техногенная, анторопогеная цивилизации.
3)Техногенный – делится на доиндустриальную(аграрная),индустриальную
(промышленную), постиндустриальную (информационую)
цивилизации.
Некоторые философы считают, что предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация, которая будет включать в себя всю совокупность общечеловеческих достижений.
Техногенная цивилизация: выражает суть общест, в развитии которых решающую роль играет постоянный поиск и пременение новых тезнологий, причем не только производственных, но и технологий социального управления и социальных коммуникаций. Традиционые культуры никогда не ставили целью преобразования мира, обеспечение власти чловека над природой. В техногенных цивилизациях такое понимание доминтрует, распространяясь не только на природные, но и на социальные объекты, которые становятся предметами социальных технологий.
(Содержание циклическихконцепций развития общества – на ПЗ)