Формулирование собственного мнения




Формулировка проблемы

Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.

Сформулировать проблему можно двумя способами:

Способы формулировки проблемы Примеры
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения). Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О.
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека. В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества.

Речевые клише:

- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

- Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

- Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

Комментарий проблемы

Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Можно выделить два типа комментария:

1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?

- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?

2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):

- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?

- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна эта проблема или нова?

- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?

- если нова, то что стало причиной ее появления?

Речевые клише для введения текстуального комментария:

- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).

- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о…. Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…

Речевые клише для введения концепционного комментария:

- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…

- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что…. Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …

- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано…. Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном….

Позиция автора

Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:

1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Речевые клише:

- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: ….

Формулирование собственного мнения

Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….

2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О.. Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…

4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…

5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…

6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…

К сожалению, в наше время часто..

Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…

3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: