Формулировка проблемы
Проблема – это вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления.
Сформулировать проблему можно двумя способами:
Способы формулировки проблемы | Примеры |
1.В виде вопроса (проблема и есть вопрос, над которым рассуждает автор исходного текста и который требует разрешения). | Как найти пути взаимоотношения между людьми разных возрастных поколений и мировоззренческих позиции? Этой сложной проблеме посвящен текс писателя Ф.И.О. |
2.Сочетание слова проблема с именем существительным, употребленным в родительном падеже: проблема (чего?). | Автор данного текста затрагивает проблему отцов и детей. Автор данного текста привлекает внимание читателей к проблеме роли книги в жизни человека. В тексте писателя Ф.И.О. поднимается проблема одиночества. |
Речевые клише:
- В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…
- Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…
- Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.
Комментарий проблемы
Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
!!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Можно выделить два типа комментария:
1)Текстуальный – объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?
- какие поступки совершает герой и как это его это характеризует?
- какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему?
2) Концепционный – интерпретация пишущим проблемы исходного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу):
- как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме?
- к какой категории относится затронутая автором текста проблема? (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)
- насколько актуальна в наши дни эта проблема?
- почему эта проблема относится к разряду вечных?
- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?
- традиционна эта проблема или нова?
- если традиционна, то какие точки зрения существуют по ее поводу?
- если нова, то что стало причиной ее появления?
Речевые клише для введения текстуального комментария:
- Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф.И.О. рассказывает историю о… (повествует о…, приводит факты…).
- Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф.И.О. повествует о…. Особенно грустно (страшно), по мнению автора, что…
Речевые клише для введения концепционного комментария:
- Эта проблема актуальна сегодня, как никогда, и известный писатель не обошел ее вниманием…
- Действительно, проблема… очень серьезная и затрагивает каждого из нас. Этот вопрос довольно часто поднимается в сферах массовой информации. Например, мы узнаем из новостей о том, что…. Все это, к сожалению, является результатом безответственной деятельности человека, его равнодушия к …
- Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано…. Вот почему обозначенная выше проблема так часто обсуждается в средствах массовой информации. Участники дискуссии уверены в одном….
Позиция автора
Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет. Для того чтобы выявить позицию автора, нужно ответить на вопросы:
1)Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?
2)Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?
Речевые клише:
- Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …
- Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…
- Позиция Ф.И.О. относительно поднятой проблемы становится понятной лишь после осмысленного прочтения текста. Автор, рассказывая читателям эту историю, будто говорит: ….
Формулирование собственного мнения
Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)Нельзя не согласиться с автором в том, что …. В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ) ….
2)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…
3)Я с интересом прочитал текст писателя Ф.И.О.. Автор помог мне увидеть проблему … с новой стороны. Сразу вспомнился один случай из моей собственной жизни, который, как мне кажется, является дополнительным аргументом в пользу того, что…
4)Я согласен с автором данного текста и тоже считаю…. В доказательство справедливости своей точки зрения приведу следующие жизненные примеры…
5)Я разделяю точку зрения автора текста и также убежден, что…
6)Я считаю, что автор абсолютно прав, когда пишет…
К сожалению, в наше время часто..
Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:
1)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.
2)Я с большим интересом прочитал текст Ф.И.О., однако не все аргументы автора показались мне достаточно убедительными. Хочется выразить сомнение в том, что…
3)Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения по данной проблеме. Я сомневаюсь в том, что…