ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ




 

Непрофессиональная историко-культурная справка

 

 

«… из всех искусств для нас важнейшим является кино». Это знаменитое высказывание В.И.Ленина, произнесённое им в феврале 1922 года и ставшее крылатым, за прошедшие почти сто лет не утратило своей актуальности. Мало того, это высказывание можно было применить для оценки роли кинематографа ещё раньше - практически с момента его зарождения в конце XIX века, когда братья Люмьер впервые продемонстрировали миру свою технологию кинопоказа. Уже тогда наиболее прозорливые люди поняли, что кино уготована особая судьба. Ведь мало какой другой жанр искусства может сравниться с ним по степени воздействия на сознание зрителя, а следовательно – по своей пропагандистской и воспитательной функции. И в начале XX века кинематограф начал своё победное шествие по планете.

 

В то время Саратов, как один из важнейших и крупнейших городов Российской империи (двенадцатое место по числу жителей по данным переписи 1897 г., больше, чем в Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Воронеже), не отставал от российских столиц (Москвы и Петербурга) по части внедрения различных технических новшеств и изобретений. И кинематограф, конечно же, был в их числе. Кинотеатры в нашем городе открывались повсеместно, подчас даже не в особо приспособленных для этого помещениях. А наиболее состоятельные и предприимчивые жители города открывали специализированные шикарные, украшенные зимними садами кинотеатры, оснащённые по последнему слову техники, которые посещала в основном богатая публика. Расположение этих «храмов киноискусства», как правило, было соответствующим - в центре города, неподалёку от респектабельных гостиниц, на самых престижных улицах, вблизи трамвайных путей или с возможностью легко нанять извозчика.

 

Место, на котором суждено было появиться кинотеатру «Победа», в начале XX в. вовсе не являлось привлекательным для строительства крупного учреждения кинопроката. Находившаяся здесь Митрофаньевская площадь с одноименным рынком представляла собой удручающее зрелище. Огромные массы людей – торговцев и покупателей, перемещающееся по широкому пространству вокруг церкви, пыльному летом и утопающему в грязи весной и осенью. Кругом грязь, антисанитария, толпы бездомных и попрошаек. Однако даже тут было устроено одно крупное развлекательное заведение, рассчитанное, правда, не на самую состоятельную публику, а делающее ставку на массовость посещения. Именно здесь братья Никитины (Дмитрий, Аким и Пётр) построили свой первый в России стационарный цирк. Причем, по некоторым сведениям, он стоял как раз на том самом месте, где впоследствии была выстроена «Победа».

 

 

С постройкой Крытого рынка ситуация на площади несколько улучшилась, появилось больше порядка. Однако наступившие годы гражданской войны свели на нет все планы по благоустройству этого места.

 

К теме реконструкции и облагораживания бывшей Митрофаньевской площади в городе стали возвращаться только в годы индустриализации в СССР, в 1930-е. В 1936 году площадь была переименована и носила имя Н.Г.Чернышевского. Появилось множество проектов по превращению этого городского пространства в одну из главных площадей Саратова. По задумке авторов площадь Чернышевского (нынешнюю площадь Кирова) предполагалось сделать символом устремлений человечества к светлому коммунистическому будущему. Олицетворением этих устремлений должны были стать величественные здания, объекты культуры и памятники в обрамлении газонов и клумб. Помимо чисто утилитарной цели наведения порядка, такие проекты несли в себе и важную идеологическую составляющую, основной задачей которой являлась демонстрация возможностей новой общественной формации. Возможно именно тогда, учитывая особую роль кино в воспитании будущих строителей коммунизма, и возникла идея строительства на площади Чернышевского большого кинотеатра.

 

 

 

В середине 1930-х годов стали появляться первые проекты подобных сооружений, одним из которых стал вариант трёхзального кинотеатра, выполненный архитектором Виктором Петровичем Калмыковым и, вероятно, доработанный архитектором Михаилом Ивановичем Рославлевым.


Калмыков Виктор Петрович (1908-1981), архитектор Управления кинофикации при Совете Народных Комиссаров РСФСР, главный специалист по проектированию и строительству кинотеатров в СССР. Из 60 кинотеатров, построенных с 1935 по 1940 годы в различных городах СССР, 50 осуществлено по его проектам


 

 

Вот что писала об этом проекте саратовская газета «Коммунист» 17 ноября 1936 г.:

«Большое красивое здание, украшенное мраморными плитами, с высокими прямоугольными колоннами у входа, будет воздвигнуто в Саратове на южном углу площади имени Чернышевского. На этом месте приступают к постройке большого трёхзального звукового кинотеатра.»

«…В вестибюль кино ведут несколько широких дверей. Через главный вход можно пройти в так называемый кассовый холл – часть вестибюля. Здесь посетитель сможет отдохнуть на мягком диване, купить в киоске газету, журнал.

В правой стороне первого этажа помещается небольшой зрительный зал на 250 мест. Это будет детское кино или театр кинохроники. Слева от входа и в центре расположено фойе. В помещающемся здесь красиво оформленном кафе зритель в ожидании начала сеанса может закусить или, заняв одно из мягких кресел в фойе, послушать концерт.

Широкая лестница отсюда ведёт на второй этаж кинотеатра, где находится обширная читальня и два кинозала на 475 мест каждое.»

«…Оформлению здания уделяется большое внимание. Будут использованы дорогие виды отделочных материалов: естественный и искусственный мрамор, дорогие породы деревьев, фигурный паркет и т. д. Отделкой потолков в фойе займутся лучшие лепные мастера города.»

«Три зрительных зала кинотеатра одновременно смогут вместить 1200 зрителей. Сеансы в кино будут начинаться в разное время, примерно через полчаса, что значительно сократит время ожидания. Строительство кино закончится в конце 1937 года.»

В 1937 году строительство кинотеатра (у которого, наверняка, должно было быть иное название) было начато, но из-за войны прервалось. В недостроенном здании разместилась сухарная фабрика, продукция которой поставлялась на фронт.

 

Достройка и реконструкция кинотеатра продолжились в 1950-х годах по проекту саратовского архитектора Эдуарда Максимовича Петрушко. Он сохранил основу концепции кинотеатра, предложенную в своё время Калмыковым и Рославлевым, насытив внешний и внутренний облик здания элементами, характерными для эпохи сталинского архитектурного неоклассицизма. Парадный вход кинотеатра украсили обелиски, увенчанные шарообразными светильниками, а за колоннами на внутренней стене над входом расположились горельефы на тему Великой Отечественной войны. На прилегающей к кинотеатру парковой зоне были разбиты цветники, газоны и клумбы, вдоль аллей установлены скамеечки, высажены декоративные кустарники.

 


 

Петрушко Эдуард Максимович (1920-1994), член Союза архитекторов СССР (1951). Основные работы Э. М. Петрушко в Саратове: жилой дом «Судоремзавода» на ул. Лермонтова (1949-1951), реконструкция и достройка кинотеатра «Победа» (1950-1953), бальнеологическая водолечебница «Серные воды» (1952-1954), планировка и застройка Набережной Космонавтов (1955-1958).


 

 

 

 

 

 

 

Открытие кинотеатра состоялось 29 сентября 1955 года – в год 10-летия Великой Победы над фашизмом, в связи с чем возрождённый кинотеатр и получил своё имя. Вот что писала на следующий день на своих страницах саратовская газета «Молодой сталинец»:

 


 

«Вчера в культурной жизни Саратова произошло радостное событие – на площади имени Н.Г.Чернышевского открылся новый трёхзальный кинотеатр «Победа». После долгого ожидания саратовцы получили прекрасный подарок.»

«Как в чудесный дворец входит зритель в кинотеатр – здесь созданы все условия для культурного отдыха. От билетных касс (их три) зритель проходит через вестибюль в нижнее фойе. В нём расположены эстрадный зал, буфет.»


«Отсюда вход в зелёный зрительный зал – зал хроникально-документальных фильмов. Два других зрительных зала: направо - красный и налево – синий, где демонстрируются художественные фильмы, расположены на втором этаже. Сюда из нижнего фойе ведёт широкая лестница. В трёх залах кинотеатра 1050 мест для одновременного просмотра фильмов. Зрители размещаются на полумягких откидных сиденьях. В театре нет боковых мест – с любого сиденья хорошая видимость экрана.

Залы оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией и имеют отличную акустику. Театр снабжён новейшей киноаппаратурой. Необычайно красива электроосветительная арматура, изготовленная по заказу саратовских строителей московскими метростроевцами.

- Всё сделано с большой любовью! – говорили первые зрители, побывавшие вчера в новом кинотеатре.[…] В красном и синем залах они посмотрели новый художественный фильм «Солдат Иван Бровкин», в зелёном – документальный фильм «Выставка Дрезденской картинной галереи».

Как мы видим, в проекте Петрушко оказалось на 150 зрительских мест меньше, чем в изначальном проекте Калмыкова-Рославлева (1200 мест). По всей видимости, это было связано с требованием повышения уровня комфорта в зрительных залах. Полумягкие откидные сиденья наверняка имели большую ширину, нежели жёсткие сиденья, что привело к сокращению количества мест в ряду. К сокращению количества рядов в свою очередь могло привести увеличение расстояний между ними.



Сразу после своего открытия «Победа» стала одним из наиболее популярных кинотеатров Саратова. Билеты на его киносеансы быстро раскупались, у центрального входа, особенно перед вечерними кинопоказами, выстраивались многолюдные очереди в кассы.

 

 

 

 

Внутренняя обстановка кинотеатра также благоприятно располагала посетителей к приятному отдыху после рабочего дня. В фойе по вечерам играл эстрадный оркестр, работал буфет, стены были украшены фотографиями известных артистов кино и кадрами из популярных кинофильмов той эпохи. В кинотеатре также проводились выставки из истории советского кино.

 

 


 

Кинотеатр был оснащён системой кондиционирования воздуха, что являлось большой редкостью.


 

Это был первый и единственный в Саратове (до середины 2000-х годов) многозальный кинотеатр, где с самого момента его открытия демонстрировались фильмы первым экраном. В 1950-60-е годы перед началом сеанса зрителям, как в театре перед началом спектакля, предлагалось приобрести программку к предстоящему кинопоказу.

 

 

 

Популярность кинотеатра «Победа» не снижалась от года к году, а наоборот росла. В 1970-80-е годы, помимо деятельности по прокату кинофильмов, кинотеатр работал и как место функционирования различных других культурных учреждений города. Именно здесь, в зелёном зале, с 1978-го по 1989-й год работал киноклуб «Диалог», основанный киноведом и сценаристом Нижневолжской студии кинохроники Натальей Каган и саратовским кинокритиком Владимиром Семенюком.

 


Семенюк Владимир Кузьмич (1950 – 2020), старший преподаватель кафедры общего литературоведения и журналистики СГУ, киновед, член Союза журналистов РФ, кинокритик, ведущий телепередач «Киноафиша», «2-я Садовая» (1991–1997). Является одним из создателей киноклубного движения - неформального объединения саратовской интеллигенции: участвовал в создании киноклубов «Десятая муза» (1970–1971), «Диалог» (1976–1996), с 1981 по 1993 руководил киноклубом «Восхождение».

 

 


 

Существование киноклубов при кинотеатрах, с которыми заключались договоры, в то время было нормальной практикой. «Очень хорошо, когда директор кинотеатра понимает, что нужно зрителю. Такой говорил: если вы будете организовывать постоянную публику, то мы по вашей просьбе будем показывать те фильмы, которые вы просите», – объяснял Владимир Кузьмич Семенюк. «Некоторые кинотеатры выставляли не очень приемлемые финансовые условия, но их удавалось обойти.»

Ходили обычно по абонементам. В «Диалоге» брали абонемент на полгода, с посещением два раза в неделю. Билеты к концу 70-х годов были достаточно дешевы – по 50 копеек. Организаторы никаких преждевременных анонсов не делали, потому как сами не знали, какой фильм будет показан через одну-две недели. Зато уже перед началом просмотра тщательно продумывали вступительное слово – рассказ об истории, режиссере, актерах фильма. После просмотра – обсуждение, ведь киноклубы были дискуссионными. Хотя не все фильмы вызывали дискуссию.

Что смотрели? Во-первых, фильмы классиков отечественного кино – Андрея Тарковского, Сергея Параджанова, Ларисы Шепитько, Марлена Хуциева. Зарубежных фильмов поступало мало: Федерико Феллини, Микеланжело Антониони – в ограниченном количестве. Другое интересное направление – фильмы «с полки». Всего с 65-го по 85-й год на полку в Госфильмофонде было отложено около трехсот документальных, мультипликационных, художественных фильмов. И некоторые из них становились известны благодаря киноклубам. Например, «Агония» Элема Климова попала «с полки» к саратовским кинолюбителям на пять лет раньше официального признания.

В 1990-е годы в синем зале кинотеатра «Победа» четыре года шли спектакли муниципального театра «Версия».

 

В начале 1990-х произошло резкое падение производства отечественного кино. Если раньше выходило на экраны до трехсот фильмов в год, отечественных и зарубежных, то в 90-е – от силы пятьдесят-шестьдесят. Но при этом закупается большое количество иностранных фильмов не самого высокого качества. А еще со второй половины 1980-х годов наступила «эра видеомагнитофонов». Появившиеся в городе, как грибы после дождя, многочисленные видеосалоны, нанесли болезненный удар по учреждениям кинопроката. Да и телевидение, в котором происходили революционные изменения, в это время становится серьезным конкурентом для кинотеатров и клубов Саратова, многие из которых свернули свою деятельность. Однако кинотеатр «Победа» и некоторые другие, хотя и частично, но продолжали функционировать, выживая в основном за счёт сдачи помещений в аренду коммерческим организациям и под приезжие выставки.

Восстановление деятельности кинотеатра «Победа» произошло в середине 2000-х годов на фоне общероссийского «ренессанса» киноиндустрии. В 2006 году был проведён капитальный ремонт здания, все три зала, оборудованные самым современным оборудованием (в том числе 3D и Dolby Surround), вновь заработали на полную мощность, а сам кинотеатр вернул себе большую популярность среди жителей города.

 

Однако новая угроза существованию традиционным учреждениям кинопроката в Саратове вскоре опять возникла в виде открывшихся в крупных торговых центрах многозальных сетевых кинотеатров. Расположенные в многолюдных местах рядом с популярными магазинами и заведениями общепита, имеющие по пять-семь небольших кинозалов, оснащённых системой кондиционирования, оборудованные современной техникой и обустроенные с максимальным удобством для зрителей, сетевые кинотеатры «оттянули» на себя большую часть кинолюбителей. И от этого удара остававшиеся ещё в Саратове традиционные кинотеатры уже не смогли оправиться. Бывшие в большинстве своём безопасными, но приспособленными исключительно для кинопросмотра сооружениями, имевшими один или два (как кинотеатр «Пионер») зрительных зала, они не могли соперничать по популярности с «молодыми конкурентами» из ТЦ и прекратили своё существование. Такая судьба постигла кинотеатры «Экран», «Комсомолец», «Родина», «Маяк», ставшие объектами торгового назначения. «Пионер» был перепрофилирован под культурно-развлекательный центр. Ждёт своей участи закрывшийся недавно в Ленинском районе замечательный кинотеатр «Саратов». И только гордо носящая своё имя «Победа» до недавнего времени продолжала работать, как кинотеатр, благодаря своей относительной «многозальности», а также за счёт сдачи в аренду значительной части своих площадей магазину бытовой химии «Рубль-бум».

 

В конце июня 2020 г. Саратов облетела тревожная новость о том, что единственный оставшийся в нашем городе действующий исторический кинотеатр «Победа» был выставлен собственниками на продажу в связи со сложной экономической ситуацией, якобы создавшейся в результате приостановки деятельности кинотеатра по причине распространения коронавирусной инфекции. Этот прекрасный, находящийся в отличном состоянии трёхзальный кинотеатр, памятник архитектуры регионального значения, творение архитекторов В.П.Калмыкова и Э.М.Петрушко, получивший своё гордое имя в 1955 году в честь Великой Победы над фашизмом, выставлен на торги, после которых новые собственники вероятнее всего сделают из него магазин или предприятие общепита. Восстанавливать в нём после завершения пандемии работу кинотеатра, имеющего коммерческую направленность, вряд ли кто-то будет. Так как прямо «за спиной» у «Победы» находится новый огромный торговый центр «Победа плаза» с суперсовременным многозальным кинотеатром «Оскар». И в этой связи единственной возможностью сохранения «Победы» в качестве учреждения кинопроката видится только выкуп кинотеатра у собственника на средства бюджета и перевод его в государственную (муниципальную или региональную) собственность с последующей организацией в нём общественного учреждения кинопроката - единственного муниципального кинотеатра в Саратове. Который бы стал базой для проведения массовой воспитательной работы среди населения и в первую очередь, среди детей и молодёжи, посредством демонстрации продукции отечественного и мирового кинематографа, направленной не на извлечение прибыли любой ценой, а на воспитание в людях хороших, добрых качеств. Таких, как любовь к своей стране и её истории, уважение к старшему поколению, сохранение семейных ценностей, доброе отношение к природе, и многое другое. Того, о чем много говорится с высоких трибун, но далеко не всегда для этого что-то делается. Так как кинотеатр имеет три больших зрительных зала, он вполне мог бы стать домом не только для общественного муниципального кинотеатра, но и для какого-нибудь из малых театров Саратова или музыкальных коллективов, мечтающих иметь постоянный выход на большую сцену. Тем более, что подобный пример у нас в городе имеется – это бывший кинотеатр «Темп» в Заводском районе, ставший родным домом для муниципального драматического театра «Версия». Ну а относительно небольшой зелёный зал кинотеатра, когда-то задуманный для демонстрации документальных фильмов, мог бы снова стать местом обитания киноклуба или творческой кино-мастерской.

 

Сейчас судьба предоставляет нам шанс изменить сложившуюся порочную тенденцию превращения учреждений культуры в объекты торговли и вернуть кинотеатру «Победа» его воспитательную функцию, заложенную ещё в 1930-е годы. Очень хочется надеяться, что у городской и областной власти найдётся достаточно мудрости, стремления и воли, чтобы сохранить последний действующий кинотеатр Саратова, носящий такое славное имя. Ведь допустить, чтобы кинотеатр с таким именем в год празднования страной 75-летия Великой Победы превратился в какой-нибудь магазин бытовой химии или сетевой супермаркет – это значит предать память предков. И наоборот – сохранение его в качестве муниципального специализированного учреждения культуры, основной задачей которого станет воспитание молодого поколения, будет оценено потомками по достоинству.

 

24 июля 2020 г.

 

Баркетов Павел Викторович,

житель Саратова с 1972 года,

ведущий инженер ООО «Газпром проектирование»,

руководитель сообщества «Пешка» (экскурсии по Саратову)»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: