Москва 2022
Оглавление
Легальность государственной власти. Определение. 3
Проявления легальности государственной власти. 4
Функции легальности государственной власти. 5
Определение легитимности государственной власти. 6
Типы легитимности по Максу Веберу. 7
Соотношение и взаимосвязь легальности и легитимности государственной власти. 8
Заключение. 10
Использованная литература. 12
Легальность государственной власти. Определение.
Государственная власть – это легальная власть. Она основана на праве. Для раскрытия термина «легальность» воспользуемся следующим определением: легальность государственной власти – это принцип осуществления государственной власти, выражающийся в законности ее избрания и функционирования.
Макс Вебер писал, что легальность – это соблюдение неких процедурных правил, касающихся формирования и исполнения собственных решений со стороны государства как структуры неличностной власти.
Легальность обеспечивается процессом легализации, то есть юридического провозглашения правомерности ее возникновения, организации и деятельности.
В современной литературе указывается, что легальность обладает юридическими функциями и по своей сути является правовым процессом. С учетом этого важного свойства можно отметить, что легальность – состояние политико-правовых отношений, которые характеризуются строгим их соответствием писаным законом общества.
Проявления легальности государственной власти.
Законность государственной власти может проявляться в нескольких аспектах.
Во-первых, законным должно быть происхождение государственной власти. Такие способы, как, например, захват государственной власти, незаконны, ведь она должна вручаться органам в соответствии с процедурами, предусмотренными конституцией государства.
Во-вторых, законной должна быть организация государственной власти. В современном мире предполагается, что государственная власть должна осуществляться при участии народа (например, путем выборов государственных органов).
В-третьих, законными должны быть сфера полномочий государственной власти, отношения, которые она вправе и может регулировать. Вмешательство государственной власти в частную жизнь граждан противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности.
В-четвертых, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти.
Функции легальности государственной власти.
Исследование легальности приводит к вопросу о ее функциях. Функции в юридической литературе определяются как основные направления воздействия субъекта на объект.
Во-первых, непосредственно узаконение (формализация) отношений, складывающихся в государственно-правовой сфере.
Во-вторых, наделение элементов институциональной системы государственной власти компетенцией и полномочиями.
В-третьих, установление границ деятельности институтов государственной власти, а также пределов существования государственно-правовых отношений.
В-четвертых, легальность формирует модель правового поведения участников государственно-властных взаимодействий, ориентируясь на которую граждане ведут себя тем или иным образом.
Определение легитимности государственной власти.
Легальная власть в определенный момент может стать нелегитимной в глазах населения. Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (хорошая или плохая, справедливая или несправедливая, честная или нечестная). Легитимность государственной власти – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
Легитимность есть следствие легитимации - процесса приведения деятельности государственной власти в соответствие с системой ожиданий общества, которые во многом определяются его особенностями и состоянием.
Суть легитимации состоит в придании государственной власти ценности, осознании ценности государственной власти.
В основе легитимации лежит вера людей в то, что их блага зависят от сохранения и поддержания данного порядка в обществе убеждение в том, что такой порядок выражает их интересы.
Типы легитимности по Максу Веберу.
Немецкий политолог Макс Вебер выделил три типа легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.
Традиционная легитимнось представляет собой господство на основе традиционного авторитета, коренящееся в уважении обычаев, вере в то, что власть «выражает дух народа», соответствует обычаям и традициям, принятым в обществе. Традиции имеют огромное значение для укрепления власти монарха в мусульманских странах Персидского залива (Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн и др. в Непале, Бутане, Брунее). Они определяют вопросы престолонаследия структуру органов государства.
Харизматическая легитимность - это господство, основанное на вере в личные дарования вождя (реже - узкой правящей группировки), в исключительную миссию вождя. Харизма, как правило, индивидуальна. Она создаст особый образ. В современных условиях харизматическая власть встречается гораздо реже, чем в прошлом, но она распространена в социалистических странах, будучи связанной с определенной идеологией (Мао Цзе Дун, Ким Ир Сен, Хо Ши Мин и др.)
Рациональная легитимность государственной власти основана на рациональной оценке связана с формированием убежденности в разумности существующего порядка, законов, привил, принятых в демократическом обществе для управления им. Этот вид легитимации относится к числу основных в современных условиях демократического правового государства.