ПОДШИПНИКИ
Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей.
По виду трения различают:
1) подшипники скольжения, у которых по поверхности скольжения опорный участок вала скользит по поверхности подшипника;
2) подшипники качения, у которых трение скольжения заменяют трением качения посредством установки шариков либо роликов между опорными поверхностями подшипника и вала.
ПОДШИПНИКИ КАЧЕНИЯ
Подшипник качения состоит из таких основных элементов: 1– наружное кольцо; 2 – внутреннее кольцо; 3 – тело качения (шарик либо ролик); 4 – сепаратор. |
Сепаратор не воспринимает нагрузок, а только разделяет тела качения от набегания друг на друга.
В технике наибольшее распространение получили подшипники качения.
Преимущества подшипников качения перед подшипниками скольжения:
1) более удобны в эксплуатации, требуют гораздо меньше смазки, более надежны.
2) значительно меньшие требования по уходу;
3) большая несущая способность на единицу ширины;
4) значительно меньший расход цветных металлов;
Недостатки подшипников качения:
1) отсутствие разъемных конструкций;
2) ограниченная быстроходность;
3) низкая работоспособность при ударных и вибрационных нагрузках и агрессивных средах (например, в воде);
Обозначение подшипников качения
Характеристики основных типов качения
![]() | Является самым распространенным подшипником в машиностроении. Он дешев, работает с меньшими потерями на трение и при большей угловой скорости, чем подшипники других конструкций. Допускает перекосы валов до 1/4°=15¢. Предназначен для радиальной нагрузки, но может воспринимать и осевую нагрузку. Условие, при котором данный подшипник может воспринимать осевую нагрузку
![]() |
![]() | Воспринимает радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку. Может работать при значительных перекосах внутреннего кольца относительно наружного. Допускаемые перекосы составляют до 2,5°. |
![]() | Воспринимает только радиальную нагрузку. Не допускает перекосов валов. Имеет большую, чем шарикоподшипник динамическую грузоподъемность. Используется для коротких жестких валов. |
![]() | Воспринимает радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку. Может работать при значительных перекосах внутреннего кольца относительно наружного. Допускаемые перекосы составляют до 2,5. Среди всех типов подшипников имеет наибольшую грузоподъемность. |
![]() | Воспринимает только радиальную нагрузку. Имеет небольшие радиальные размеры и большую грузоподъемность, чем роликовый радиальный подшипник. |
![]() | Предназначен для комбинированных нагрузок (радиальных и осевых). Используется при условии
![]() |
![]() | Используется для восприятия для значительных радиальных и осевых нагрузок. Обладает большой грузоподъемностью. Удобно регулируется. Не допускает перекоса колец, поэтому требуют жестких валов и точного монтажа. |
Основные причины потери работоспособности подшипников качения
Можно отметить следующие основные причины потери работоспособности подшипников качения:
1) усталостное выкрашивание – наблюдается у подшипников после длительного времени их работы;
2) износ – происходит при недостаточной защите от абразивных частиц;
3) разрушение сепараторов;
4) раскалывание колец качения – связано с ударными вибрационными нагрузками, неправильным монтажом, вызывающим перекосы валов;
5) остаточные деформации на беговых дорожках в виде лунок и вмятин.
При правильном монтаже, качественных уплотнениях (отсутствие износа) основным видом разрушения подшипников качения является усталостное выкрашивание.