Современный расчет подшипников проводят в двух вариантах:
1) расчет на ресурс (долговечность);
2) расчет на статическую грузоподъемность.
Выбор подшипников по долговечности (ресурсу) проводится по динамической грузоподъемности C. Такой расчет выполняют при частоте вращения колец подшипника . Если частота вращения колец в расчет принимают .
Динамическая грузоподъемность C – это постоянная нагрузка, которую подшипник может выдержать в течение 1 млн. оборотов без проявления признаков усталости не менее 90% из определенного числа подшипников, подвергающихся испытаниях.
Между долговечностью подшипника L и динамической грузоподъемностью Cr существует эмпирическая зависимость
,
где L – долговечность подшипника в млн. оборотов;
a1 – коэффициент надежности;
a23 – коэффициент, учитывающий условие эксплуатации и качество материала,
Cr – динамическая грузоподъемность подшипника;
FE – эквивалентная нагрузка действующая на подшипник;
p – показатель степени, который равен для p =3 для шариковых подшипников, p =10/3 для роликовых подшипников.
Долговечность подшипника в часах
.
Условие выбора подшипника
Эквивалентная динамическая нагрузка FE для радиальных и радиально-упорных подшипников есть такая постоянная радиальная нагрузка Fr, которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним кольцом и с неподвижным наружным кольцом обеспечивает такую же долговечность, которую подшипник имеет при действительных условиях нагружения и вращения
,
где X, Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузки;
V – коэффициент вращения, зависящий от того какое кольцо подшипника вращается, V =1 – если вращается внутреннее кольцо, V =1,2 – если вращается наружное кольцо;
Fr – радиальная нагрузка, действующая на подшипник;
Fa – радиальная нагрузка, действующая на подшипник;
KБ – коэффициент безопасности;
KТ – температурный коэффициент.
Проверка подшипников по статической грузоподъемности.
Такая проверка осуществляется при частотах вращения колец .
Условие проверки
,
где F0 – эквивалентная статическая нагрузка;
C 0 – статическая грузоподъемность подшипника.
Под статической грузоподъемностью понимают такую статическую нагрузку, которой соответствует общая деформация тел качения в наиболее нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения.
Материалы
Тела качения и кольца изготавливают из прочных шарикоподшипниковых и хромистых сталей ШХ9 и ШХ15 и др. с термообработкой – цементация с последующим шлифованием. Твердость тел качения и колец HRC61-66.
Смазывание
Смазка уменьшает трение и шум, отводит тепло, защищает подшипник от коррозии, заполняет зазоры в уплотнениях, обеспечивая герметизация подшипникового узла. Для смазки подшипников применяются жидкие, пластичные (консистентные) и твердые материалы.
Жидкие смазочные материалы имеют следующие в преимущества перед пластичными смазками:
лучше проникают к поверхности трения и поэтому обеспечивают более надежное смазывание.