Постановка цели и задач.




Организационный момент.

Актуализация знаний в форме фронтального опроса.

Блиц – опрос.

А) В какой удивительной стране мы побывали на прошлом уроке?

Б) Где находится эта страна? (Показать на карте).

В) Какие моря омывают Индию? (Показать на карте).

Г) Сколько главных рек протекает по территории Индии? (Показать на карте).

Д) Почему эта страна называется Индия, а не Гандия?

Е) Где находятся самые высокие горы в мире? Как они называются? (Показать на карте).

Ж) Из какой детской книги мы можем узнать о животных, обитающих в джунглях?

З) Священное животное для древних индийцев?

И) Какие современные государства находятся на территории Древней Индии?

Л) В каких богов верили древние индийцы?

М) Как называется эта древняя религия, появившаяся в Индии в 4 тыс. до н.э.?(Индуизм).

Изучение новой темы.

Яркое пятно: Индийские касты

- Сегодня урок у нас будет необычный. Представьте себе, что мы с вами находимся на восточном базаре. Я – богатый купец. И у меня есть давняя мечта. Когда-то давно я узнал об удивительной и богатой стране – Индии. И с тех пор мечтаю наладить с ней торговлю. Но вот беда – я практически ничего о ней не знаю. Я бродил грустный по базару. И вот, - удача! Передо мной группа самых настоящих индийцев. Я решил воспользоваться моментом, и расспросить их обо всем, что меня интересует.

- Вы, индийцы, что можете рассказать о своей стране?

- Но есть такая проблема. Вот у нас на Ближнем Востоке все четко и понятно: есть правители, есть купцы, есть рабы, земледельцы и прочие, каждый знает точно свое место и, чем ему заниматься. Так уж устроен человек, что ему свойственно делить общество на группы или слои. Но не просто так, а по определенным признакам: профессия, богатство, знатность происхождения и т.д. Тем неменее в моей стране добрый хозяин может освободить своего раба, а земледелец может стать воином.

- Уважаемые индийцы, а как у вас обстоят с этим дела?

- Затрудняетесь с ответом, но это не беда. В книжной лавке я приобрел одну книгу. В ней рассказывается и об Индии. И вот, что я из нее узнал. Оказывается, в Индии тоже существует деление общества. И, на мой взгляд, оно очень строгое, если не сказать – жестокое.

- Может быть, уже кто-нибудь знает что-то об этом?

- А хотите узнать?

- В Индии существовали группы, они назывались касты.

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр (земледельцы)? А кто в касте кшатриев (воины)? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Не знаете, что такое каста? Размышляете, какая каста ниже, а какая выше, какая лучше, а какая хуже? А хотите узнать? Вам действительно сегодня повезло, ведь именно этот вопрос и будет главным на нашем уроке.

- Запись в тетради числа и темы урока.

Вы уже знаете, что Индия это необычная, удивительная страна. А индийцы были бы не индийцами, если бы не связали появление этих групп – каст с какой-нибудь древней и захватывающей легендой.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

- Запись в тетради определения «касты».

- Что же обозначает данное слово?

Постановка цели и задач.

- Давайте обратимся к источнику и узнаем более точно его определение.

· Касты – это замкнутые группы людей, с определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Переход из касты в касту был запрещен.

· Замкнутые – никто не мог войти, и никто не мог выйти.

· Наследственные – принадлежность к касте передавалась по наследству.

Древний индиец считал, что каждый человек с рождения принадлежит к какой-то касте. (Это слово португальское, а в Индии касты называют «джати», что означает «рождение»).

- Запись в тетради определения «касты».

Учитель:

Индийцы верят, что касты произошли из разных частей тела главного бога Брахмы.

Из своих губ бог Брахма создал самую высшую касту жрецов – брахманов. Они носили белую одежду.

Из своих сильных рук Брахма создал касту воинов и правителей – кшатриев. Ее представители носили одежду красного цвета.

Те люди, которые трудились, пахали землю, разводили скот, вышли из бедер бога Брахмы и составили касту земледельцев – вайшьев. Они носили желтую одежду.

А из пыльных ступней ног бога появились слуги – шудры. Они же занимались и ремеслом, что считалось у древних индийцев недостойным занятием. Одежда у них была черного цвета.

Вот так бог Брахма разделил людей, и значит, перейти из одной касты в другую было невозможно, сын крестьянина никогда не мог стать воином.

Выбирать себе занятия тоже нельзя, их уже давно определил и выбрал для каждого бог.

А можно ли было заключать браки между представителями разных каст?

И вообще, у разных каст все было разное: одежда, еда, дома, занятия.

Как вы думаете, чем занимались, и как жили представители этих каст?

- А хотелось бы вам узнать, какова была роль каждой касты в жизни индийского общества, какую функцию выполняла каждая каста?

- Попробуем из этого сформулировать цель урока.

Цель: выяснить роль каждой касты в жизни индийского общества.

- Какие задачи поставим перед собой для достижения нашей цели?

Задачи:

1.Узнать из различных источников о жизни индийских каст.

2.Выделить особенности жизни каждой индийской касты.

3. Применить полученные знания при выполнении тестовых заданий.

Индийские касты.

Высказывают мнение.

Рисунок: (человек со стрелками – из каких частей какие касты произошли)

Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:

Кто из вас,(если бы жил в Древней Индии), хотел бы родиться заново в касте шудр? А кто в касте кшатриев? А кто-то, может быть, вообще хочет стать неприкасаемым?

Давайте же узнаем, что имели представители разных каст, чем они занимались и эти сведения занесем в таблицу.

Название касты Что имели Чем занимались Права
1. Жрецы (брахманы)      
2.Знатные воины (кшатрии)      
3.Земледельцы (вайшьи)      
4. Слуги (шудры)      

-Что же мы узнали о положении каждой касты? / Выступление с использованием заполненной таблицы./

- Чье положение было самым тяжелым? /Слуг/

Но, оказывается, были люди, чье положение было еще хуже! Хотите узнать, чье?

Чтение п. 21 – Неприкасаемые.

В наши дни деление людей на касты отменено законом, но власть религиозных обычаев над людьми велика. И в наши дни в современных индийских деревнях после некоторых людей кружки не моют, а выкидывают, либо даже не выходят на улицу, если видят их. Как вы считаете, к кому такое отношение сегодня? / Неприкасаемым/. В Древней Индии их еще называли париями. И сегодня это слово используют, когда говорят о людях, которых не принимают, не пускают в какую-либо группу людей, общество, их называют отверженными.

- Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей?

- Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? / Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!/.

И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

Вернёмся к проблеме. Вновь задать вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: