Трудовая терапия при психических заболеваниях




Вид заболевания Вариант трудотерапии
Галлюцинаторный синдром При активном включении больных в трудовые про­цессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывно­го сознательного контроля, мобилизованности внимания, разно­образной динамической интенсивной работы). Механизм лечеб­ного действия труда: подавление патологической доминанты со­зданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности пси­хики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту погло­щенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоро­вым содержанием.
Депрессивные состояния Положительный эффект при депрессиях от трудоте­рапии возможен при ее смешанных формах (не только эндоген­ной, но и социогенной), без выраженной двигательной затормо­женности. Таким больным важно отвлечься от тягостных пережи­ваний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть не тяжелым, не связанным с ответственностью, не коллективным, а индиви­дуальным (так как общение с другими людьми – тяжелая нагруз­ка для больного с депрессией), позволяющим оценивать продук­тивность и чередовать разные формы работы. Работа должна опи­раться на привычные навыки, важно показать больному его пол­ноценность, пригодность к осмысленной полезной деятельности. От инструктора по трудотерапии необходимы наблюдение и так­тичная помощь, но не опека.
Двигательная заторможенность Партнером по работе может быть лишь больной, не­значительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. В трудотерапии важно от­слеживать трудовые возможности больного в каждый момент вре­мени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении на­грузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостат­ков. Предлагается метод рабочих проб: инструктор некоторое вре­мя работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д. Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь боль­ного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность (там же, с. 79). Таким обра­зом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но зве­ном в системе реабилитационных мероприятий.

 

Общий вывод состоит в том, что если для каждого боль­ного, страдающего психическим заболеванием, подобрать инди­видуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существен­но улучшить состояние больного после медикаментозного лече­ния, снизить выраженность патологических симптомов, восста­новить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.

 

 

Вопросы для самопроверки:

ü На какие категории подразделяются инвалиды?

ü Какова динамика численности инвалидов и показателей их реабилитации в России?

ü В чем суть и цели понятия «реабилитация»?

ü Дайте характеристику видов реабилитации.

ü Дайте определение понятию «дезадаптация» и особенностей типов дезадаптации.

ü Назовите типичные нарушения работоспособности, вызванные выраженными акцентуациями характера.

ü Какой механизм лежит в основе восстановления нарушенных движений руки?

ü Перечислите уровни социально-трудовой реадаптации больных психическими расстройствами.

ü Каковы ценные признаки ручного труда, сформулированные С.Г. Геллерштейном?

ü В каких случаях трудотерапия имеет противопоказания?

ü За счет чего достигается положительный эффект трудотерапии при:

- галлюцинаторном синдроме;

- депрессивных состояниях;

- двигательной заторможенности?

 

Литература:

1. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
2. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
3. Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989,
4. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
   

 

 


[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 254

[2] Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, С. 428

[3] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 323-324

[4] ДЕЗАДАПТАЦИЯ – потеря, нарушение способности организма приспосабливаться к окружающей обстановке

 

[5] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 255

[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 262-264

[7] Проприорецептивные ощущения – ощущения, возникающие в мышцах и связках. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела

[8] Реадаптация – восста­новление больного после перенесенного болезненного периода (Носкова С. 264)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: