Вид заболевания | Вариант трудотерапии |
Галлюцинаторный синдром | При активном включении больных в трудовые процессы галлюцинаторные переживания ослабевают. Но это возможно при условии, что труд должен быть напряженным, активным и мало поддающимся автоматизации (т. е. требующим непрерывного сознательного контроля, мобилизованности внимания, разнообразной динамической интенсивной работы). Механизм лечебного действия труда: подавление патологической доминанты созданием новой доминанты – трудовой. Больные страдают не столько от самих галлюцинаций, сколько от поглощенности психики этими переживаниями. Активный труд уменьшает эту поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием. |
Депрессивные состояния | Положительный эффект при депрессиях от трудотерапии возможен при ее смешанных формах (не только эндогенной, но и социогенной), без выраженной двигательной заторможенности. Таким больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть не тяжелым, не связанным с ответственностью, не коллективным, а индивидуальным (так как общение с другими людьми – тяжелая нагрузка для больного с депрессией), позволяющим оценивать продуктивность и чередовать разные формы работы. Работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной полезной деятельности. От инструктора по трудотерапии необходимы наблюдение и тактичная помощь, но не опека. |
Двигательная заторможенность | Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. В трудотерапии важно отслеживать трудовые возможности больного в каждый момент времени, соблюдать постепенность, ступенчатость в увеличении нагрузки, избегать ситуации демонстрации больному его недостатков. Предлагается метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает вместе с больным на спаренной работе, выделяет свойственные больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и т.д. Для активизации речи больных инструктору по труду, врачу, медсестре рекомендуется активно вызывать ответную речь больного и организовывать труд так, чтобы речь была необходима, включать больного в культурные мероприятия, спорт, игры, стимулирующие речевую активность (там же, с. 79). Таким образом, трудотерапия должна быть не единственной универсальной формой восстановительно-реабилитационной активности, но звеном в системе реабилитационных мероприятий. |
|
Общий вывод состоит в том, что если для каждого больного, страдающего психическим заболеванием, подобрать индивидуально, терпеливо подходящий вид труда, можно существенно улучшить состояние больного после медикаментозного лечения, снизить выраженность патологических симптомов, восстановить в известной мере его активность, поддержать в личности больного ее человеческие, социальные качества.
Вопросы для самопроверки:
ü На какие категории подразделяются инвалиды?
ü Какова динамика численности инвалидов и показателей их реабилитации в России?
ü В чем суть и цели понятия «реабилитация»?
|
ü Дайте характеристику видов реабилитации.
ü Дайте определение понятию «дезадаптация» и особенностей типов дезадаптации.
ü Назовите типичные нарушения работоспособности, вызванные выраженными акцентуациями характера.
ü Какой механизм лежит в основе восстановления нарушенных движений руки?
ü Перечислите уровни социально-трудовой реадаптации больных психическими расстройствами.
ü Каковы ценные признаки ручного труда, сформулированные С.Г. Геллерштейном?
ü В каких случаях трудотерапия имеет противопоказания?
ü За счет чего достигается положительный эффект трудотерапии при:
- галлюцинаторном синдроме;
- депрессивных состояниях;
- двигательной заторможенности?
Литература:
1. | Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004 |
2. | Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003 |
3. | Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, |
4. | Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 |
[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 254
[2] Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1989, С. 428
[3] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 323-324
[4] ДЕЗАДАПТАЦИЯ – потеря, нарушение способности организма приспосабливаться к окружающей обстановке
[5] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 255
[6] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 262-264
[7] Проприорецептивные ощущения – ощущения, возникающие в мышцах и связках. С их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела
[8] Реадаптация – восстановление больного после перенесенного болезненного периода (Носкова С. 264)