Специфические особенности дефекта при разных заболеваниях учитываются в психодиагностике, а также в реабилитационных мероприятиях. Причины многих форм психических заболеваний до сих пор окончательно не установлены, и поэтому лечение психопатологии ведется симптоматически. Среди разных форм терапии наряду с психотерапией применяется лечение целенаправленными видами занятости, включая ручной труд.
Проблема психологии трудотерапии психически больных – пограничная для психологии труда и клинической психологии. Психологическая теория и практика трудотерапии составляют раздел психологии труда, так как это направление, в котором изучается «труд как фактор развития и восстановления» (Геллерштейн С.Г. и др., 1965).
В отношении психически больных врачи и психологи выделяют несколько уровней социально-трудовой реадаптации [8]:
1) профессиональная реадаптация (возврат к прежней профессиональной деятельности, когда коллеги «дефект не замечают»);
2) производственная реадаптация (возврат к труду, но при снижении квалификации);
3) специализированно-производственная реадаптация (возврат на производство, но на трудовой пост, специально приспособленный для лиц с нервно-психическими дефектами в особых щадящих условиях);
4) лечебно-производственная реадаптация (доступна лишь работа во внебольничных лечебно-производственных мастерских, когда у больного сохраняются стойкий дефект работоспособности либо патология поведения);
5) внутрисемейная реадаптация (выполнение домашних обязанностей);
6) внутрибольничная реадаптация (при глубоких дефектах психики).
Задачи трудотерапии заключаются в том, чтобы больной достиг максимально высокого, доступного для него уровня реадаптации.
|
Опыт 30-х гг. XX в., когда в психиатрических клиниках вводилась терапия занятостью в самых простых формах (больным предложили клеить бумажные аптечные пакеты), оказался весьма эффективным. С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман (1964) приводят данные по Калининской психоневрологической больнице им. Литвинова, где число несчастных случаев с больными, побегов больных и других происшествий за год сократилось в 10 раз – с 14416 (1930 г.) до 1208 (1933 г.), при условии, что в 1930 г. – никто из больных не привлекался к труду, а к 1933 г. лишь 63 % больных были заняты трудом. Частота агрессивных действий в «рабочие» дни сократилась по сравнению с «нерабочими» днями в мужском отделении на 78 %, а в женском – на 49 %.
Ручной труд является разновидностью лечебно-восстановительного средства по отношению к психически больным.
Трудотерапия (по С.Г. Геллерштейну) – разновидность средств психологии воздействия, стимулятор роста, стимулятор трудовой активности больного на пути восстановления специфически человеческого образа жизни.
Геллерштейн видел суть ценных признаков ручного труда в следующем:
соответствие человеческим потребностям;
целевой характер деятельности;
мощное воздействие упражнения;
мобилизация активности, внимания и т.д.;
необходимость приложения усилия, напряжения;
широкие возможности компенсации;
преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их и дозировки;
включение в жизненно полезный ритм;
результативность, предпосылки организации обратной связи и совершенствования функций;
|
благодарное поле для отвлечения, переключения, смены установки;
рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.;
коллективный характер труда.
Трудотерапия, однако, может помогать или ухудшать состояние больного, это зависит от его состояния, используемой формы труда, дозировки трудовых занятий, формы организации труда и его содержания. Так, трудотерапия:
абсолютно противопоказана при острых болезненных состояниях, сопряженных с расстройством сознания; при кататоническом ступоре; при соматических тяжелых заболеваниях;
временно противопоказана во время активного медикаментозного лечения; при выраженных депрессиях и астенических состояниях;
относительно противопоказана для больных с явно отрицательной установкой на труд (при острой психопатологии).
Во всех этих случаях нужен индивидуальный подход к личности больного. Психологу необходимо учитывать каждый фактор отдельно и все вместе. Целесообразно построить классификацию видов труда, доступных в качестве трудотерапии с точки зрения представленности в каждом из них отмеченных выше полезных свойств труда. Это важно, так как позволяет проектировать формы трудотерапии осознанно (а не методом проб и ошибок), с учетом характера дефекта больного и «зоны ближайшего развития», по Л.С. Выготскому, доступной для него и актуальной. С.Г. Геллер-штейн предлагал психологу, проектирующему программу трудотерапии, выявить предварительно потенциальные возможности разных видов труда, провести их содержательный и структурно-функциональный анализ, чтобы сознательно использовать труд как лечебное средство, как это принято в любой другой области терапии. Другими словами, предлагалась специализированная модификация профессиографии. Геллерштейн писал: «Чем тоньше и глубже мы сумеем познать связи между конкретными формами трудовой активности и патологическим состоянием и особенностями личности больного, которого в лечебно-восстановительных целях мы приобщаем к труду, тем скорее мы приблизимся к научно обоснованному программированию рационально построенной трудовой терапии».
|
С.Г. Геллерштейн и И.Л. Цфасман придерживались двух основных принципов использования трудотерапии.
1. Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности.
2. Необходим индивидуальный учет выработки больных.
Вариант трудотерапии, применявшийся Геллерштейном и Цфасманом, был эмпирическим в своей основе, ориентированным на негативные симптомы, свойственные разным видам психических заболеваний, а также на подбор тех видов труда по содержанию и форме организации, которые предположительно могли купировать болезненные симптомы и содействовать развитию больного в намеченном, доступном для него прогрессивном направлении социально-трудовой реадаптации.
Примеры подбора видов труда при различных дефектах и стадиях болезни приведены в таблице 1.
Таблица 1