знать:
– методику организации и проведения обучения на предприятиях.
УЭ №18. Формы организации производственного обучения на предприятии.
Изучив данный учебный элемент, Вы будете
знать:
– формы производственного обучения на предприятии;
– как организовать процесс обучения на предприятии;
– особенности проведения инструктажей.
Учебно-воспитательные задачи производственного обучения на предприятиях
Закрепление, совершенствование и расширение полученных при обучении в учебных мастерских профессиональных знаний и умений.
Освоение приемов и способов выполнения производственных работ и функций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации в производственных условиях.
Развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий), осваиваемой учащимися.
Приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.
Формы организации процесса производственного обучения и производственной практики учащихся на
предприятиях
Формы организации обучения и практики | Преимущества | Недостатки |
Урочная – обучение на учебно-производственном участке предприятия | 1. Тесная взаимосвязь производственного и учебного процессов. 2. Мастер имеет возможность работать одновременно со всей группой. 3. Имеются возможности создать благоприятные материально-технические и бытовые условия для нормальной организации процесса обучения учащихся. 4. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты своей работы. | 1 Учащиеся оторваны от рабочего коллектива предприятия, его производственной и общественной жизни. 2. Учащимися недостаточно осваиваются производственная технология, темп и ритм производственного процесса, современное технологическое оборудование. 3. Снижена возможность освоения учащимися приемов и способов труда передовиков и новаторов производства. |
В составе ученических бригад | 1. Прочность формируемых у учащихся профессиональных умений и навыков. 2. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять разнообразные производственные работы различной сложности. 3. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты своей работы. 4. Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма | 1. Учащиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия. 2. Осложнена работа мастера, так как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного и производственного процессов. 3. Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированному рабочему, включенному в состав ученической бригады. |
В составе бригад квалифицированных рабочих | 1. Сравнительно легко организовать процесс производственного обучения учащихся. 2. Учащиеся полностью включены в производственную атмосферу предприятия, активно участвуют в общественной жизни рабочих коллективов. 3. Широкие возможности практического освоения учащимися современной техники и технологии, трудовых приемов и способов передовиков и новаторов производства. | 1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач. 2. Снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя. 3. Качество производственного обучения учащихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих –наставников. 4. Снижается производственная самостоятельность и ответственность учащихся за результаты работы. 5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности учащихся по цехам и участкам |
Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим | 1. Простота организации производственного обучения. 2. Учащиеся всегда находятся под наблюдением взрослого. 3. Возможность эффективно осваивать учащимися современную технику и технологию, передовые способы труда. | 1. Снижена руководящая роль мастера производственного обучения 2. Эффективность обучения учащихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника. |
Подготовка мастера к периоду производственного обучения учащихся и производственной практики на предприятии
Организационный период обучения учащихся на
предприятии
Основные этапы | Содержание |
Оформление приказа по предприятию | Распределение учащихся по подразделениям, закрепление инженерно-технических работников ответственных от предприятия за производственное обучение и практику учащихся, рабочих-наставников: определение порядка финансовых отношений с училищем и оплаты труда учащихся. |
Организация встреч-бесед руководителей участков (цехов) с учащимися | Рассказ от истории предприятия и его тради:циях, связях с училищем, ознакомление учащихся с музеем предприятия и выставкой продукции: обзорная экскурсия по основным цехам и участкам предприятия. |
Организация изучения с учащимися правил поведения и безопасности на предприятии. | Занятия по изучению учащимися правил, инструкций, памяток с последующим индивидуальным зачетом, оформляемым протоколом (проводит работник предприятия, ответственный за вопросы техники безопасности). |
Общее ознакомление учащихся с предприятием | Ознакомление со структурой, основными задачами и оснащением основных цехов и участков, где учащиеся будут проходить обучение и производственную практику, вспомогательными службами и бытовыми помещениями, ознакомление с продукцией цехов и участков. |
Распределение учащихся по рабочим местам | Ознакомление учащихся с рабочими местами, где они будут проходить обучение, рабочими – наставниками, графиком перемещения, правилами внутреннего распорядка в цехе (на участке) |
Требования к рабочим местам и объектам учебно-производственных работ при обучении учащихся в условиях производства и производственной практики
Особенности производственного обучения учащихся в
составе ученических бригад
Основные вопросы деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих цеха, участка
Практическая работа №13. Составление графика перемещения учащихся при производственном
обучении на предприятии
Выполнив эту работу Вы сможете:
– составить график перемещения учащихся по рабочим местам;
– составить график перемещения учащихся по видам работ.
Задание
1. Ознакомьтесь с основными методическими требованиями к составлению графиков перемещения учащихся.
График перемещения учащихся – это очень важный документ, определяющий организацию, содержание и последовательность процесса обучения в условиях производства. В зависимости от условий производства и обучения составляются графики перемещения по цехам и участкам, по рабочим местам, по бригадам квалифицированных рабочих, по видам работ. Каждый из них имеет свою специфику содержания и технику составления.
Графики перемещения составляются на основе программы производственного обучения. Основное их назначение в том, чтобы обеспечить возможность каждому учащемуся, перемещаясь по производственным подразделениям и рабочим местам (независимо от любых производственных условий), осваивать все характерные для профессии и уровня квалификации виды работ как по основной, так и по совмещенным профессиям, осваивать современную технику и технологию, научиться выполнять работы с соответствующей периоду обучения производительностью труда.
Для примера приведем график перемещения по цехам предприятия при изучении темы. «Выполнение производственных работ 2-3 разрядов» слесарями механосборочных работ (разметчиками, контролерами станочных и слесарных работ), на которую программой производственного обучения отведено 282 часа. Тема изучается в течение 17 недель в первом полугодии третьего курса (таблица).
Тема включает 3 самостоятельных раздела: «Выполнение сборочных работ» – 144 часа (на графике – цеха №1,2,3), «Выполнение производственных работ разметчика – 72 часа (на графике – «Разметка»), «Выполнение работ контролера» – 72 часа (на графике ОТК).
2. Из программы производственного обучения определите тему, изучение которой предусматривается на предприятии. Укажите количество часов на ее изучение.
3. Определите виды работ по теме и время на их выполнение.
4. Составьте график перемещения (см. образец).
График перемещения
При изучении темы «Выполнение производственных работ 2-3 разрядов». Профессия – слесарь механосборочных работ (разметчик, контролер станочных и слесарных работ).
Таблица
Ученические бригады | Недели | |||||||||||||||
Часов в неделю | ||||||||||||||||
1-я (6 чел) | Ознакомление с предприятием – 12 час | Разметка –72 час | ОТК – 72 час | Цех №1 48 час. | Цех №2 48 час | Цех №3 42 час. | Проверочные работы –12 час. | |||||||||
2 –я (6 чел) | ОТК – 72 час. | Разметка –72 час. | Цех №2 48 час | Цех №3 48 час | Цех №1 42 час | |||||||||||
3-я (6 чел) | Цех №1 48 час. | Цех №2 48 час | Цех №3 48 час | ОТК – 72 час | Разметка – 66 час. | |||||||||||
4-я (7 чел.) | Цех №2 48 час | Цех №3 48 час | Цех №1 48 час. | Разметка –72 час. | ОТК – 66 час. |
Практическая работа №14. Ознакомление с договором между учебным заведением и предприятием на производственное обучение и производственную практику учащихся
Выполнив эту работу, Вы будете:
иметь представление
– о содержании договора между училищем и предприятием.
Задание
1. Ознакомьтесь с типовым договором (приложение к работе)
2. Выпишите из договора
а) обязанности училища
б) обязанности предприятия
УЭ №19. Производственная практика учащихся.
Изучив данный учебный элемент, Вы будете
знать:
– как осуществлять руководство производственной практикой учащихся.
Учебно-воспитательные задачи в период производственной практики
Совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии – специализация.
Совершенствование скоростных умений и навыков для овладения производительностью труда квалифицированного рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации.
Расширение и углубление производственного опыта выполнения производственных работ.
Развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий), осваиваемой учащимися.
Приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.
Программа производственной практики
Содержание производственной практики самым тесным образом связано и зависит от организации и содержания производственной деятельности того предприятия, где она проводится. В этой связи в программе производственного обучения раскрывается только основная направленность практики в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Рабочая (детальная) программа производственной практики разрабатывается на местах – училищем совместно с предприятием, где она проводится. Это указано в программе производственного обучения. В разработке программы производственной практики принимают участие мастера производственного обучения по данной профессии, преподаватели спецпредмета (спецтехнологии), а также работники предприятия: инженеры отдела технического обучения, технологи (механики, электрики цехов), мастера участков.
Проект программы согласовывается с руководителями предприятия (главным инженером, начальником цеха, участка), где будет проводится производственная практика, рассматривается на заседании соответствующей методической комиссии в училище и утверждается директором училища.
Детальная программа производственной практики составляется по следующей типовой схеме:
1. Общие положения: фонд времени на практику, сроки проведения, нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ разной сложности, указания о режиме труда учащихся, организация руководства практикой.
2. Учебно-воспитательные задачи практики.
3. Характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, материал, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т.п.
4. Характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику: название и номера цехов и участков; оборудование, на котором учащиеся будут работать: высокопроизводительные инструменты, приспособления, приборы и др. прогрессивная оснастка рабочих мест и т.п.
5. Примерные виды (перечень) работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики – основной раздел программы.
6. Передовые приемы и методы труда новаторов производства, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики.
7. Краткие методические рекомендации мастеру: документы, регламентирующие практику.
Тест для самопроверки к УЭ №18
1. Из перечисленных выберите те задачи, которые ставятся при обучении на предприятии:
а) закрепление, совершенствование и расширение профессиональных знаний, умений и расширение профессиональных знаний, умений и навыков;
б) научить учащихся правильно выполнять основные трудовые приемы и операции;
в) развитие профессиональной самостоятельности.
2. Что влияет на выбор организационных форм обучения на предприятии?
а) специфика профессии;
б) сложившиеся взаимоотношения учебного заведения и предприятия;
в) заинтересованность предприятия.
3. Можно ли сказать, что при обучении учащихся на предприятии в состав бригад квалифицированных рабочих учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия?
4. При какой организационной формы обучения на предприятии снижается руководящая роль мастера производственного обучения?
а) при прочной;
б) в составе бригад квалифицированных рабочих;
в) индивидуальной.
5. Что включает в себя подготовительная работа мастера производственного обучения учащихся на предприятиях?
а) изучение производственного процесса;
б) определение рабочих мест;
в) определение последовательности обучения.
Литература
Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992. 99-117 с.
Контрольный блок к МБ №7
1. Из перечисленных выберите те задачи, которые ставятся при обучении на предприятии?
а) научить учащихся правильно выполнять основные приемы и операции;
б) закрепление, совершенствование и расширение профессиональных знаний, умений и навыков;
в) развитие профессиональной самостоятельности.
2. Выберите из перечисленных те задачи, которые характерны для периода производственной практики учащихся.
а) совершенствование скоростных умений и навыков по выполнению работ по специальности;
б) совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии –специализация;
в) развитие профессиональной самостоятельности.
3. Что включает в себя подготовительная работа мастера к производственному обучению учащихся на предприятии?
а) изучение производственного процесса;
б) определение рабочих мест;
в) определение последовательности обучения.
4. Что влияет на выбор организационных форм обучения на предприятии?
а) специфика профессии;
б) сложившиеся взаимоотношения учебного заведения и предприятия;
в) заинтересованность предприятия.
5. При какой организационной форме обучения на предприятии считается руководящая роль мастера производственного обучения?
а) при урочной;
б) в составе бригад квалифицированных рабочих;
в) индивидуальной.
6. Можно ли сказать, что при обучении учащихся на предприятии в составе бригад квалифицированных рабочих учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия?
7. Какой документ определяет организацию, содержание и последовательность процесса обучения в условиях производства?
а) договор о производственной практике учащихся;
б) график перемещения учащихся;
в) детальная программа производственной практики.
8. Каковы обязанности предприятия, предусмотренные договором о производственной практике учащихся?
а) предоставить для учащихся-практикантов оснащенные рабочие места;
б) осуществлять методическое руководство практикой учащихся;
в) обеспечить безопасные условия труда учащимся.
9. Как разрабатывается рабочая (детальная) программа производственной практики?
а) централизованно;
б) разрабатывается на местах училищем;
в) разрабатывается на местах училищем совместно с предприятием.
10. Каковы обязанности учащихся в период производственной практики?
а) соблюдать выполнение трудового распорядка дня, установленного на предприятии;
б) добиваться выполнения норм выработки рабочего;
в) выполнить выпускную квалификационную (пробную) работу.