Изучив данный блок, Вы будете




знать:

– методику организации и проведения обучения на предприятиях.

УЭ №18. Формы организации производственного обучения на предприятии.

Изучив данный учебный элемент, Вы будете

знать:

– формы производственного обучения на предприятии;

– как организовать процесс обучения на предприятии;

– особенности проведения инструктажей.

 

Учебно-воспитательные задачи производственного обучения на предприятиях

 

Закрепление, совершенствование и расширение полученных при обучении в учебных мастерских профессиональных знаний и умений.

Освоение приемов и способов выполнения производственных работ и функций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации в производственных условиях.

Развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий), осваиваемой учащимися.

Приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.

 

Формы организации процесса производственного обучения и производственной практики учащихся на

предприятиях

 

Формы организации обучения и практики Преимущества Недостатки
Урочная – обучение на учебно-производственном участке предприятия 1. Тесная взаимосвязь производственного и учебного процессов. 2. Мастер имеет возможность работать одновременно со всей группой. 3. Имеются возможности создать благоприятные материально-технические и бытовые условия для нормальной организации процесса обучения учащихся. 4. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты своей работы. 1 Учащиеся оторваны от рабочего коллектива предприятия, его производственной и общественной жизни. 2. Учащимися недостаточно осваиваются производственная технология, темп и ритм производственного процесса, современное технологическое оборудование. 3. Снижена возможность освоения учащимися приемов и способов труда передовиков и новаторов производства.
В составе ученических бригад 1. Прочность формируемых у учащихся профессиональных умений и навыков. 2. Учащиеся имеют возможность самостоятельно выполнять разнообразные производственные работы различной сложности. 3. Высокий уровень ответственности учащихся за результаты своей работы. 4. Создаются благоприятные возможности для воспитания коллективизма 1. Учащиеся недостаточно связаны с рабочим коллективом предприятия. 2. Осложнена работа мастера, так как он не имеет возможности работать со всей группой, является одновременно руководителем и учебного и производственного процессов. 3. Обучающие функции в значительной степени доверяются квалифицированному рабочему, включенному в состав ученической бригады.
В составе бригад квалифицированных рабочих 1. Сравнительно легко организовать процесс производственного обучения учащихся. 2. Учащиеся полностью включены в производственную атмосферу предприятия, активно участвуют в общественной жизни рабочих коллективов. 3. Широкие возможности практического освоения учащимися современной техники и технологии, трудовых приемов и способов передовиков и новаторов производства. 1. Учебный процесс в значительной степени подчинен решению производственных задач. 2. Снижается руководящая роль мастера как учителя профессии и воспитателя. 3. Качество производственного обучения учащихся во многом зависит от добросовестности квалифицированных рабочих –наставников. 4. Снижается производственная самостоятельность и ответственность учащихся за результаты работы. 5. Осложняется работа мастера из-за значительной рассредоточенности учащихся по цехам и участкам
Индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим 1. Простота организации производственного обучения. 2. Учащиеся всегда находятся под наблюдением взрослого. 3. Возможность эффективно осваивать учащимися современную технику и технологию, передовые способы труда. 1. Снижена руководящая роль мастера производственного обучения 2. Эффективность обучения учащихся в значительной степени зависит от добросовестности и педагогического мастерства квалифицированного рабочего-наставника.

 

Подготовка мастера к периоду производственного обучения учащихся и производственной практики на предприятии

 

 


Организационный период обучения учащихся на

предприятии

 

Основные этапы Содержание
Оформление приказа по предприятию Распределение учащихся по подразделениям, закрепление инженерно-технических работников ответственных от предприятия за производственное обучение и практику учащихся, рабочих-наставников: определение порядка финансовых отношений с училищем и оплаты труда учащихся.
Организация встреч-бесед руководителей участков (цехов) с учащимися Рассказ от истории предприятия и его тради:циях, связях с училищем, ознакомление учащихся с музеем предприятия и выставкой продукции: обзорная экскурсия по основным цехам и участкам предприятия.
Организация изучения с учащимися правил поведения и безопасности на предприятии. Занятия по изучению учащимися правил, инструкций, памяток с последующим индивидуальным зачетом, оформляемым протоколом (проводит работник предприятия, ответственный за вопросы техники безопасности).
Общее ознакомление учащихся с предприятием Ознакомление со структурой, основными задачами и оснащением основных цехов и участков, где учащиеся будут проходить обучение и производственную практику, вспомогательными службами и бытовыми помещениями, ознакомление с продукцией цехов и участков.
Распределение учащихся по рабочим местам Ознакомление учащихся с рабочими местами, где они будут проходить обучение, рабочими – наставниками, графиком перемещения, правилами внутреннего распорядка в цехе (на участке)

 

Требования к рабочим местам и объектам учебно-производственных работ при обучении учащихся в условиях производства и производственной практики

 

 

     
 
 
   

 


Особенности производственного обучения учащихся в

составе ученических бригад

 

 


Основные вопросы деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих цеха, участка

       
   
 
 

 


Практическая работа №13. Составление графика перемещения учащихся при производственном

обучении на предприятии

 

Выполнив эту работу Вы сможете:

– составить график перемещения учащихся по рабочим местам;

– составить график перемещения учащихся по видам работ.

 

Задание

1. Ознакомьтесь с основными методическими требованиями к составлению графиков перемещения учащихся.

График перемещения учащихся – это очень важный документ, определяющий организацию, содержание и последовательность процесса обучения в условиях производства. В зависимости от условий производства и обучения составляются графики перемещения по цехам и участкам, по рабочим местам, по бригадам квалифицированных рабочих, по видам работ. Каждый из них имеет свою специфику содержания и технику составления.

Графики перемещения составляются на основе программы производственного обучения. Основное их назначение в том, чтобы обеспечить возможность каждому учащемуся, перемещаясь по производственным подразделениям и рабочим местам (независимо от любых производственных условий), осваивать все характерные для профессии и уровня квалификации виды работ как по основной, так и по совмещенным профессиям, осваивать современную технику и технологию, научиться выполнять работы с соответствующей периоду обучения производительностью труда.

Для примера приведем график перемещения по цехам предприятия при изучении темы. «Выполнение производственных работ 2-3 разрядов» слесарями механосборочных работ (разметчиками, контролерами станочных и слесарных работ), на которую программой производственного обучения отведено 282 часа. Тема изучается в течение 17 недель в первом полугодии третьего курса (таблица).

Тема включает 3 самостоятельных раздела: «Выполнение сборочных работ» – 144 часа (на графике – цеха №1,2,3), «Выполнение производственных работ разметчика – 72 часа (на графике – «Разметка»), «Выполнение работ контролера» – 72 часа (на графике ОТК).

2. Из программы производственного обучения определите тему, изучение которой предусматривается на предприятии. Укажите количество часов на ее изучение.

3. Определите виды работ по теме и время на их выполнение.

4. Составьте график перемещения (см. образец).

 

График перемещения

 

При изучении темы «Выполнение производственных работ 2-3 разрядов». Профессия – слесарь механосборочных работ (разметчик, контролер станочных и слесарных работ).

 

Таблица

Ученические бригады Недели
                                 
Часов в неделю
                                 
1-я (6 чел) Ознакомление с предприятием – 12 час Разметка –72 час ОТК – 72 час Цех №1 48 час. Цех №2 48 час Цех №3 42 час. Проверочные работы –12 час.
2 –я (6 чел) ОТК – 72 час. Разметка –72 час. Цех №2 48 час Цех №3 48 час Цех №1 42 час
3-я (6 чел) Цех №1 48 час. Цех №2 48 час Цех №3 48 час ОТК – 72 час Разметка – 66 час.
4-я (7 чел.) Цех №2 48 час Цех №3 48 час Цех №1 48 час. Разметка –72 час. ОТК – 66 час.

Практическая работа №14. Ознакомление с договором между учебным заведением и предприятием на производственное обучение и производственную практику учащихся

 

Выполнив эту работу, Вы будете:

иметь представление

– о содержании договора между училищем и предприятием.

 

Задание

1. Ознакомьтесь с типовым договором (приложение к работе)

2. Выпишите из договора

а) обязанности училища

б) обязанности предприятия

УЭ №19. Производственная практика учащихся.

Изучив данный учебный элемент, Вы будете

знать:

– как осуществлять руководство производственной практикой учащихся.

 

Учебно-воспитательные задачи в период производственной практики

 

Совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии – специализация.

Совершенствование скоростных умений и навыков для овладения производительностью труда квалифицированного рабочего соответствующей профессии и уровня квалификации.

Расширение и углубление производственного опыта выполнения производственных работ.

Развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело.

Освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий), осваиваемой учащимися.

Приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.

 

Программа производственной практики

 

Содержание производственной практики самым тесным образом связано и зависит от организации и содержания производственной деятельности того предприятия, где она проводится. В этой связи в программе производственного обучения раскрывается только основная направленность практики в соответствии с требованиями квалификационной характеристики. Рабочая (детальная) программа производственной практики разрабатывается на местах – училищем совместно с предприятием, где она проводится. Это указано в программе производственного обучения. В разработке программы производственной практики принимают участие мастера производственного обучения по данной профессии, преподаватели спецпредмета (спецтехнологии), а также работники предприятия: инженеры отдела технического обучения, технологи (механики, электрики цехов), мастера участков.

Проект программы согласовывается с руководителями предприятия (главным инженером, начальником цеха, участка), где будет проводится производственная практика, рассматривается на заседании соответствующей методической комиссии в училище и утверждается директором училища.

Детальная программа производственной практики составляется по следующей типовой схеме:

1. Общие положения: фонд времени на практику, сроки проведения, нормы времени, устанавливаемые для учащихся на выполнение работ разной сложности, указания о режиме труда учащихся, организация руководства практикой.

2. Учебно-воспитательные задачи практики.

3. Характер и содержание работ и функций, которые должны выполнять учащиеся в процессе практики: сложность, точность, материал, физиолого-гигиенические и организационные требования, основные параметры и т.п.

4. Характеристика рабочих мест, на которых учащиеся будут проходить практику: название и номера цехов и участков; оборудование, на котором учащиеся будут работать: высокопроизводительные инструменты, приспособления, приборы и др. прогрессивная оснастка рабочих мест и т.п.

5. Примерные виды (перечень) работ, функций, обязанностей, которые учащиеся должны выполнять в процессе практики – основной раздел программы.

6. Передовые приемы и методы труда новаторов производства, новая техника и технология, которые должны быть освоены учащимися в процессе практики.

7. Краткие методические рекомендации мастеру: документы, регламентирующие практику.

Тест для самопроверки к УЭ №18

 

1. Из перечисленных выберите те задачи, которые ставятся при обучении на предприятии:

а) закрепление, совершенствование и расширение профессиональных знаний, умений и расширение профессиональных знаний, умений и навыков;

б) научить учащихся правильно выполнять основные трудовые приемы и операции;

в) развитие профессиональной самостоятельности.

2. Что влияет на выбор организационных форм обучения на предприятии?

а) специфика профессии;

б) сложившиеся взаимоотношения учебного заведения и предприятия;

в) заинтересованность предприятия.

3. Можно ли сказать, что при обучении учащихся на предприятии в состав бригад квалифицированных рабочих учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия?

4. При какой организационной формы обучения на предприятии снижается руководящая роль мастера производственного обучения?

а) при прочной;

б) в составе бригад квалифицированных рабочих;

в) индивидуальной.

5. Что включает в себя подготовительная работа мастера производственного обучения учащихся на предприятиях?

а) изучение производственного процесса;

б) определение рабочих мест;

в) определение последовательности обучения.

 

Литература

 

Скакун В.А. Методика производственного обучения. – М., 1992. 99-117 с.

 

Контрольный блок к МБ №7

 

1. Из перечисленных выберите те задачи, которые ставятся при обучении на предприятии?

а) научить учащихся правильно выполнять основные приемы и операции;

б) закрепление, совершенствование и расширение профессиональных знаний, умений и навыков;

в) развитие профессиональной самостоятельности.

2. Выберите из перечисленных те задачи, которые характерны для периода производственной практики учащихся.

а) совершенствование скоростных умений и навыков по выполнению работ по специальности;

б) совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии –специализация;

в) развитие профессиональной самостоятельности.

3. Что включает в себя подготовительная работа мастера к производственному обучению учащихся на предприятии?

а) изучение производственного процесса;

б) определение рабочих мест;

в) определение последовательности обучения.

4. Что влияет на выбор организационных форм обучения на предприятии?

а) специфика профессии;

б) сложившиеся взаимоотношения учебного заведения и предприятия;

в) заинтересованность предприятия.

5. При какой организационной форме обучения на предприятии считается руководящая роль мастера производственного обучения?

а) при урочной;

б) в составе бригад квалифицированных рабочих;

в) индивидуальной.

6. Можно ли сказать, что при обучении учащихся на предприятии в составе бригад квалифицированных рабочих учащиеся полностью включены в «производственную атмосферу» предприятия?

7. Какой документ определяет организацию, содержание и последовательность процесса обучения в условиях производства?

а) договор о производственной практике учащихся;

б) график перемещения учащихся;

в) детальная программа производственной практики.

8. Каковы обязанности предприятия, предусмотренные договором о производственной практике учащихся?

а) предоставить для учащихся-практикантов оснащенные рабочие места;

б) осуществлять методическое руководство практикой учащихся;

в) обеспечить безопасные условия труда учащимся.

9. Как разрабатывается рабочая (детальная) программа производственной практики?

а) централизованно;

б) разрабатывается на местах училищем;

в) разрабатывается на местах училищем совместно с предприятием.

10. Каковы обязанности учащихся в период производственной практики?

а) соблюдать выполнение трудового распорядка дня, установленного на предприятии;

б) добиваться выполнения норм выработки рабочего;

в) выполнить выпускную квалификационную (пробную) работу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: