Особенности стиля модерн.




Лекция 1.5.2

Стили и костюмы IX века

Зарождение «высокой моды».

Второе рококо» в женском костюме. Изменение костюма в 70-80 гг. XIX века.

Особенности стиля модерн.

Костюм стиля модерн.

Зарождение «высокой моды».

Бурное развитие массового производства готовой одежды во второй половине XIX века привело к некоторым последствиям.

Чарльз Фредерик Ворт (1825-1895 гг.), который приехал в Париж из Англии в 1845 году несколько позже создал «Синдикат французской высокой моды» («от кутюр»), который существует до сих пор.

По существу, кутюрье – создателями высокой моды – можно было бы назвать всех портных и модисток, которые одевали королей, королев и придворных на протяжении многих веков – их творения отличали высокое мастерство изготовления и художественная ценность.

Ч.-Ф. Ворт изобрел профессию манекенщицы: его жена Мария была первой топ-моделью, т.к. демонстрировала новые модели в высшем обществе. Ворт нанимал девушек-манекенщиц («дублёров»), фигуры которых были идентичны фигурам его знатных клиенток, которые не имели времени и возможности часто приезжать в Париж и часами стоять на примерках.

Этот кутюрье в 1850-1860-х гг. опять ввёл в моду кринолины, а когда они вышли из моды, тут же вместо них придумал турнюр. Дом Ч.-Ф. Ворта сохранил позицию законодателя моды вплоть до конца XIX века.

В России в это время работали лучшие в Европе мастера-портные по пошиву военных парадных мундиров. В конце XIX века модели русских портных ничем не уступали парижским. Одеваться, например, у Н,П,Ламановой было не менее престижно, чем у французских кутюрье, т.к. она выполняла наряды для императриц и придворных.

Продолжала развиваться и массовая мода. В 1852 году в Париже был открыт первый универмаг по продаже готовой одежды.

 

Второе рококо» в женском костюме. Изменение костюма в 70-80 гг. XIX века.

Во второй половине XIX века в европейском костюме наблюдались различные кратковременные стили в одежде:

¾ стиль 50-60гг. «второе рококо»;

¾ стиль 70-80гг. «платье с турнюрами»;

¾ стиль конца XIX века «модерн».

В 50-60 гг. мода опять предложила формы типичные для стиля рококо. Основной чертой были платья с юбками, форму которым придавали кринолины. Кринолины изготавливали из стальных лент.

В 1856 году одежда «хорошо одетой» женщины состояла из следующих частей:

самый нижний слой – длинные панталоны с кружевной отделкой;

поверх них – фланелевая юбка, затем нижняя юбка шириной в 3-5 локтей, стеганая юбка до колен, льняная юбка с фижмами,

поверх одна накрахмаленная юбка с воланами и две марлевые юбки;

и поверх всего этого – платье с кринолином.

Очень скоро эту огромную массу ткани заменил полукилограммовый стальной каркас – большое утешение для женщин и источник больших доходов для его изобретателей. Несколько позже был изобретён, так называемый, магический кринолин, напоминавший своей конструкцией зонт.

Ширину платьев подчеркивали еще и воланами. На платье уходило довольно много ткани (около 50м) и собрать её в одно изделие было делом не лёгким, но с появлением швейных машин работа несколько упростилась.

В начале 70-х гг. стали модными платья с турнюром. Турнюр – приспособление с подушечкой из конского волоса или стальным каркасом, поддерживающее юбку сзади. По талии платье было туго затянуто, внизу часто заканчивалось длинным шлейфом. Вечерние платья шили с глубоким декольте и без рукавов. Повседневное платье были закрытыми с длинными узкими рукавами. Поскольку спереди и по бокам юбка стала уже, то женщины носили верхнюю одежду типа жакета. Шляпки и прически оставались вычурными.

 

Особенности стиля модерн.

В конце XIX – начале XX в. в искусстве Европы и США сложился новый стиль – модерн, что означает “новейший”, “современный”. В это время наблюдается мощный технический подъем, бурное развитие массового производства, развивается транспорт.

В архитектуре в этот период использовались новейшее технико-конструктивные средства и своеобразная свободная планировка, строились здания с подчеркнуто индивидуализированным обликом и асимметричной композицией. Все элементы подчинялись единому орнаментальному ритму и общему замыслу.

Наиболее яркими представителями стиля модерн в изобразительном искусстве являются такие выдающиеся художники, как французские живописцы П.Гоген и М.Дени, бельгийский скульптор Ж.Минне, русские живописцы М.А.Бакст, Н.К.Рерих, А.ЯГоловин, С.В.Малютин.

Мода конца XIX столетия полна новых тенденций, а также повторений моды времен минувших. В 1889 г. III-я французская республика отмечает столетний юбилей, в честь которого сооружается Эйфелева Башня. Возможно, именно этот юбилей напомнил моде о бурных годах конца XVIII в. Снова поднимается волна стиля ампир, снова модны кружева (1892-1893 гг.). как в архитектуре, так и в моде побеждают функциональные элементы, т.к. сказывается проникающий в это время в сферу моды стиль модерн.

Реформаторское движение за возрождение, как когда-то раньше отвергает корсет, ратуя за плавные ниспадающие линии. Но если в начале века притягательна мода греческой и римской античности, то в конце его увлекаются культурой Китая и Японии.

В моде стиля модерн господствуют действительно великие модные салоны: сыновья Ворта Жан Филипп и Гастон, английская фирма Редферн, Жан Дусе, Пакен, сестры Калло и др. Каждый из этих солонов имел свой стиль.

 

Костюм стиля модерн.

В женской одежде стиля модерн конца XIX века господствуют два противоречивых направления: одно подчинено спорту и развитию транспорта, другое – модным салонам. С одной стороны преобладает функциональность, с другой –декорация. Требования консервативной моды была стилизованная женщина-цветок, женщина салонов, театров, это женщина, еще стянутая корсетом. С другой стороны начинается настоящее движение против корсетов, противники которой говорили о его вредности, и стремились запретить его ношение.

Стиль модерн в женском костюме проявляется в вычурных формах, отразивших чувственное понимание красоты, в платьях были узкий лиф с тонкой талией, юбки слегка расширенные или клеш, рукава чаще узкие, но с присборенным пышным окатам и укороченной линии плеча. Воротники в основном закрытые. Появились шляпы с высокой тулией и маленькими полями, но в моде оставались и экстравагантные шляпы с широкими полями. Часто шляпы служили как бы завершением пышной прически.

Наиболее интересен силуэт стиля модерн в профиль. Он с помощью корсета напоминал S-образную форму. Линия груди и талии спереди слегка занижались, образовывался небольшой напуск, сзади талии немного завышалась, сразу от нее к корсету прикреплялся мягкий валик турнюра. В начале XX века силуэту стремились придать черты бабочки, цветка, павлина. Эффект достигался четким разделением фигуры на две части под углом друг к другу. Для создания силуэта использовались дорогие текучие ткани, которые орнаментовались вьющимися экзотическими растениями, формой раковин, цветков. Цветовая гамма строилась на умеренных, приглушенных тонах: глубокий гранатовый, темно-зеленый, табачный, бронзовый, нежно-голубой и розовый. Изогнутая линия S-образного силуэта подчеркивалась асимметричным расположением отделки и драпировки на юбке и лифе. Декоративное решение костюма осуществлялось путем сопоставления различных фактур материалов (бархат, атлас, шифон, дорогой мех), а также изысканным сочетанием цветов (серого с розовым, желтый с зеленым). Усложнился покрой платья, их украшали кружевами, вышивкой крупным рисунком шелковыми нитками, драгоценными камнями. Костюм дополняли шляпы больших размеров, украшенные цветами, бантами, перьями, которые крепились на пышных прическах.

В борьбе за новый стиль, как и всегда, впереди были Франция и Англия, к ним присоединились США, Бельгия и, наконец, Вена и Прага.

На моду 90-х годов XIX века большое влияние оказали как дамы из высшего общества, так и женщины полусвета, актрисы и балерины.

Черные платья, “ниспадающие с плеч безнадежными печальными складками” (как характеризует моду конца столетия ее современная женщина, чешская актриса Гана Квапилова), сменились блестящими сверкающими красками. Около 1900 года пестрые краски Востока совершенно овладевают Парижем.

Мужская мода на протяжении XIX века и начала XX века утвердилась формами и конструкцией и не переживала особых изменений. Обновление мужской моды не выходило за рамки изменений ширины лацканов и брюк, длины пиджаков и пальто. Утвердилась форма английского классического мужского костюма.

Обувь стала объектом внимания художников и конструкторов, получила разнообразие решений и явилась признаком социального различия владельцев. Так, аристократическая обувь, узкая в ступне, остроносая на фигурном каблуке. В зависимости от назначения носили туфли кожаные и атласные, замшевые и шелковые, ботинки на шнурках, крючках и пуговицах. Основной обувью мужчин были сапоги, а так же штиблеты, полусапоги. Что касается перчаток, женщины носили летом митенки - перчатки из тюля и кружева – белые, черные, кремовые.

В стиле модерн в конце XIX – начале XX века работала известная русская художник-модельер Надежда Петровна Ламанова. Её изделия представляли собой настоящие произведения искусства и не уступали ни в красоте, ни в изысканности парижским туалетам от знаменитых Кутюрье. По приглашению К.С.Станиславского Н.П.Ламанова с 1901 года работала в Московском Художественном театре. Ежегодные поездки в Париж давали возможность знакомиться с новейшими направлениями моды, которые разрабатывал первый модельер Франции Поль Пуаре. В моделях этого периода Н.П.Ламанова явно подчеркивала черты модерна – типичный S-образный силуэт и присутствие асимметрии в крое. Очень изыскано и необычна была цветовая гамма её платьев – сложные и дивные лимонно- или оливково-желтые оттенки, бежево-розовые или серебристо-белые сочетания. Часто поверх основной плотной ткани (атлас, бархат, муар) делался верхний просвечивающийся чехол из тончайшего тюля, придающий наряду сложный колористический нюанс. По тюлю шла искуснейшая тончайшая вышивка щёлком, бисером. Блёстками, тесьмой.

В 1913 году в моде стиля модерн появилось множество новых интересных решений благодаря идеям молодого художника Поля Пуаре, предложившего в это время новые туалеты – платья в виде туники и пеплос.

Начало XX века было заполнено нововведениями в моде, изобретениями портных, художников и фирм готового платья. Империалистическая война 1914 года ввергла в бедствие почти всю Европу. Женщины заменили у станков заводов ушедших на фронт мужей и отцов. Мужские профессии вынудили женщин спрятать в чепчики длинные волосы, сузить широкие рукава и юбки. Создавались туалеты из кусков ткани соединенных прямыми швами. Рукава, лиф, юбки представляли собой прямые полотнища, собранные в сборки, складки или свободно спадающие.

Первая мировая война не принесла особых перемен в моде. И только в Германии появилась новая мода “военных кринолинов” из легких материалов, типично женская. Но в большинстве своем преобладает линия практичная, “мужеподобная”, которая подходила всем женщинам занятым в мужских профессиях.

 

 

Вопросы для проверки усвоения

1. Когда сложился стиль «модерн»?

2. Что означает «модерн»?

3.Чем характеризуется стиль «модерн»?

4. Какие художники-модельеры и деятели изобразительного искусства работали в эпоху «модерна»?

5. Каковы основные черты женского и мужского стиля модерн?

6. Какие факторы оказали влияние на развитие костюма первой половины 20 века?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: