I. Предъявление нового слова.




Организации словарной работа на уроках русского языка и литературного чтения

Цели проведения словарной работы:

1) усвоение учащимися новых слов, их значений, произношения и правописания;

2) активизация словаря, т.е. включение их в число постоянно используемых учеником слов;

3) обогащение словарного запаса учащихся.

Методические этапы организации словарной работы:

I. Предъявление нового слова.

Учебная задача: раскрыть значение слова.

Приемы: 1) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

2) прослушивание текста-описания и определение предмета, о котором идет речь;

3) рассматривание соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.);

4) перечисление признаков предмета или предъявление слов-синонимов.

 

II. Работа над слуховым образом слова

Учебные задачи: предупредить ошибки в произношении слова; формировать умение определять «ошибкоопасное» место в слове до начала письма.

Приемы: 1) хоровое произношение слова вслед за учителем;

2) решение орфографической задачи до начала письма – найти «ошибкоопасное» место в слове.

 

III. Запись слова с «окошком»

Учебные задачи: формировать умение обнаруживать орфограмму в слове, формировать умение определять нужную букву через разные способы проверки.

Приемы: 1) использование «сигнала опасности» при записи слова: пропуск буквы («окошко», или «дырка»), точка, подчеркивание и др.;

2) определение нужной буквы через а) подбор проверочного слова, б) обращение к этимологии слова; в) обращение к словарю;

3) орфографическое чтение слова, т.е. побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано;

4) запись слова под орфографическую самодиктовку.

 

IV. Работа над зрительным образом слова

Учебная задача: создать условия для усвоения учащимися орфографического облика слова.

Приемы: 1) запись слова на доске с выделением цветным мелком орфограммы;

2) предъявление карточки со словом и выделенной в нем орфограммой;

3) обращение к методическому аппарату учебника (словарные слова вынесены на поля);

4) выполнение рисунков на «трудных» буквах с опорой на смысл слова (мнемонический прием).

 

V. Тренировочные упражнения

Учебная задача: выработать навыки использования слова в устной и письменной речи учащихся.

1) подбор к изучаемому слову однокоренных слов;

2) разбор слова по составу;

3) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;

4) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений;

5) составление и разгадывание кроссвордов;

6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы;

7) включение словарных слов в творческие и другие диктанты;

8) письмо по памяти (отрывки включают словарные слова);

9) различные виды работы с орфографическим словарем (отыскивание слов, проверка написания и др.);

 

Фрагмент урока во 2-м классе. организация словарной работы над словом береза

I. Предъявление нового слова.

Учитель. Отгадайте загадку:

В белом сарафане Встала на поляне. Летели синицы, Сели на косицы.

 

Учитель. Назовите признаки, по которым вы определили, о каком предмете идет речь.

(Дети указывают на то, что «белый сарафан» – это белый ствол березы, «косицы» - это ветви, на которых сидят птицы).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: