Организации словарной работа на уроках русского языка и литературного чтения
Цели проведения словарной работы:
1) усвоение учащимися новых слов, их значений, произношения и правописания;
2) активизация словаря, т.е. включение их в число постоянно используемых учеником слов;
3) обогащение словарного запаса учащихся.
Методические этапы организации словарной работы:
I. Предъявление нового слова.
Учебная задача: раскрыть значение слова.
Приемы: 1) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;
2) прослушивание текста-описания и определение предмета, о котором идет речь;
3) рассматривание соответствующего предмета или его изображения (рисунка, муляжа и т.д.);
4) перечисление признаков предмета или предъявление слов-синонимов.
II. Работа над слуховым образом слова
Учебные задачи: предупредить ошибки в произношении слова; формировать умение определять «ошибкоопасное» место в слове до начала письма.
Приемы: 1) хоровое произношение слова вслед за учителем;
2) решение орфографической задачи до начала письма – найти «ошибкоопасное» место в слове.
III. Запись слова с «окошком»
Учебные задачи: формировать умение обнаруживать орфограмму в слове, формировать умение определять нужную букву через разные способы проверки.
Приемы: 1) использование «сигнала опасности» при записи слова: пропуск буквы («окошко», или «дырка»), точка, подчеркивание и др.;
2) определение нужной буквы через а) подбор проверочного слова, б) обращение к этимологии слова; в) обращение к словарю;
3) орфографическое чтение слова, т.е. побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как оно написано;
4) запись слова под орфографическую самодиктовку.
|
IV. Работа над зрительным образом слова
Учебная задача: создать условия для усвоения учащимися орфографического облика слова.
Приемы: 1) запись слова на доске с выделением цветным мелком орфограммы;
2) предъявление карточки со словом и выделенной в нем орфограммой;
3) обращение к методическому аппарату учебника (словарные слова вынесены на поля);
4) выполнение рисунков на «трудных» буквах с опорой на смысл слова (мнемонический прием).
![]() | ![]() | ![]() |
V. Тренировочные упражнения
Учебная задача: выработать навыки использования слова в устной и письменной речи учащихся.
1) подбор к изучаемому слову однокоренных слов;
2) разбор слова по составу;
3) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов;
4) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений;
5) составление и разгадывание кроссвордов;
6) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы;
7) включение словарных слов в творческие и другие диктанты;
8) письмо по памяти (отрывки включают словарные слова);
9) различные виды работы с орфографическим словарем (отыскивание слов, проверка написания и др.);
Фрагмент урока во 2-м классе. организация словарной работы над словом береза
I. Предъявление нового слова.
Учитель. Отгадайте загадку:
В белом сарафане Встала на поляне. | Летели синицы, Сели на косицы. |
Учитель. Назовите признаки, по которым вы определили, о каком предмете идет речь.
(Дети указывают на то, что «белый сарафан» – это белый ствол березы, «косицы» - это ветви, на которых сидят птицы).