Классификация жанров музыки письменной традиции




Тема 4. Становление и развитие жанров музыки письменной традиции

1. Классификация жанров музыки письменной традиции

2. Театральные жанры

3. Жанры симфонической музыки

4. Жанры камерной музыки

5. Жанры хоровой музыки

 

Классификация жанров музыки письменной традиции

Слово жанр произошло от латинского genus – род и от

французского genre – вид, манера. Жанр – это вид художественного творчества, связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом. На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали колыбельные песни, хороводные, свадебные и др. Это – первичные жанры, связанные с бытом людей и имеющие прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.

 

2. Театральные жанры

ОПЕРА (итал. opera, букв. - труд, дело, сочинение) – музыкально

драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. термин "Опера" появился в сер. 17 в. Импульсом к созданию Оперы послужила ренессансная идея воскрешения древне-греческой трагедии, выдвинутая группой учёных-гуманистов, писателей и музыкантов. В ходе исторической эволюции были выработаны разнообразные оперные формы: сольная ария, ариозо, каватина, различные виды вокальноог ансамбля (дуэт, терцет, квартет и т. д., хоры, а также увертюра и самостоятельные эпизоды жанрового или описательного характера.

Виднейшие представители:17 век – Италия - Клаудио Монтеверди, Франция - Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо.Нач. 18 века – опера-серия (серьезная опера на мифологические и историко-героические сюжеты) - в творчестве неаполитанской оперной школы. 18 век - Германия - К. В. Глюк (Орфей и Эвридика), опера насыщается более глубоким и правдивым содержанием, Глюк считается реформатором оперного жанра.

Одновременно формируется новый жанр комической оперы, более близкой к жизни, берущей сюжеты из обыденной действительности. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера - в Англии, опера-буффа - в Италии, опера-комик - во Франции, зингшпиль- в Германии и Австрии; Вершиной развития Оперы в 18 в. явилось творчество В.А. Моцарта, который обобщил достижения разных национальных школ, освоил и переосмыслил различные оперные жанры, поднял их на новую высоту («Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта» и др.)

Существенному обновлению подвергается Опера в эпоху романтизма: уничтожаются жёсткие границы между различными её жанрами, обогащаются средства музыкально-драматической выразительности, в частности за счёт усиления самостоятельной роли оркестра. Романтизм способствовал окончательному оформлению национальных школ в оперном творчестве.

Италальянский оперный романтизм - Джакомо Россини. ("Севильский цирюльник"), Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди («Риголетто», «Аида», «Травиата»).

Во Франции идеи романтизма получили наиболее яркое выражение в жанре так называемой большой оперы, в которой трагические судьбы героев, обуреваемых сильными страстями, показаны на фоне острых исторических конфликтов.

Для немецкой романтической Оперы 20-30-х гг. 19 в. характерны народность образов, соединение легендарной или сказочной фантастики с сочной обрисовкой быта. Р. Вагнер, развив и углубив романтическую концепцию Оперы, пришёл к созданию на основе народной мифологии грандиозной философской картины мира (оперная тетралогия "Кольцо нибелунга"). Он глубоко реформировал структуру Оперы, добившись органического синтеза составляющих её элементов, непрерывности действия при господствующей роли симфонического оркестра («Тристан и Изольда», «Валькирия», «Золото Рейна»).

Явлением мирового значения стала в 19 в. русская Опера, первым классиком которой по праву признаётся М. И. Глинка («Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»). М. П. Мусоргский («Хованщина», «Борис Годунов»), П. И. Чайковский («Пиковая дама», «Евгений Онегин»), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «Сказка о царе Салтане»). При многообразии творческой индивидуальностей общей основой их творчества являются народность и реализм. Особенно широкого развития достигают в русской Опере народно-хоровые сцены, становящиеся важным элементом музыкальной драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вокального и инструментального начала. Вслед за русской выдвигаются другие национальные оперные школы, в т. ч. польская (С. Монюшко) и чешская (Б. Сметана, А. Дворжак).

Во 2-й пол. 19 в. в оперном творчестве повсеместно усиливаются реалистическии тенденции. Они заметно проступают во французской лирической опере (Ш. Гуно, Ж. Массне), одной из вершин оперного реализма становится "Кармен" Ж. Бизе. Правдой характеров и драматиеских страстей отличаются поздние оперы Верди.

На рубеже 19 и 20 вв. в Опере господствующее положение приобретает веризм (Пьетро Масканьи – Сельская честь, Руджеро Леонкавалло - Паяцы, отчасти Дж. Пуччини – Тоска, Мадам Баттерфляй, Богема) с его вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Развитие Оперы на протяжении 20 в. проходило сложными путями. Значительно изменяются её образно-выразительный строй и драматургическая структура под воздействием новых художественных течений - импрессионизма (К. Дебюсси), экспрессионизма (некоторые произв. Р. Штрауса. А. Шёнберг, А. Берг), неоклассицизма (Ф. Бузони, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит). Возникают новые виды Оперы - джазовая (Дж. Гершвин), во 2-й пол. 20 в. - рок-опера (Эндрю Ллойд Уэббер). Значительны достижения Оперы в СССР, лучшие её образцы - оперы С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича - получили мировое признание.

Вопреки возникшим в 20 в. теориям "отмирания" оперного жанра, Опера занимает важное место в современной культуре.

ОПЕРЕТТА (итал. operetta, уменьшит. от opera, букв. - малая опера) - один из видов музыкального театра, сочетающий вокальную и инструментальную музыку, танец, балет, элементы эстрадного искусства. Основу музыкальной драматургии Оперетты обычно составляют куплетная песня и танец. Как правило, кульминация каждой сцены связана с популярным в данное время и в данной стране танцем, нередко определяющим собой всю музыкальную атмосферу спектакля. Хотя в Оперетте используются типичные для оперы формы (ария, дуэт, ансамбль, хор), они обычно более просты и выдержаны в песенно-танцевальном характере. Истоки Оперы восходят к традиции музыкально-комедийных спектаклей, eе предшественники - комическая опера, оперные пародии, французский водевиль, австрийский и немецкий зингшпиль. Как самостоятельный жанр Оперетта сложилась в 1850-е гг. во Франции (Ж. Оффенбах, ("Орфей в аду"). В 1860-е гг. появилась австрийская (венская), в 1870-е гг.- английская, в 1880-е гг. - американская.

Новый подъем – в австрийской так называемой новой Оперетте, в которую Франц Легар («Веселая вдова») и особенно Имре Кальман («Сильва», «Принцессса цирка» ввели венгерские мелодии.

Начало советской Оперетте положено в сер. 1920-х гг. (И. О. Дунаевский).

МЮЗИКЛ (англ. musical, сокр. от musical comedy - муз. комедия) - музыкально-сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства эстрадной и бытовой музыки, хореографические, драматические и оперного искусств. В отличие от оперетты может быть не только комедией, но и драмой. Мюзикл оформился как жанр в 1920-30-х гг. в США. Расцвет жанра наступает в 1940-60-х гг.: "Оклахома" Роджерса (1943), "Целуй меня, Кэт" Портера (1948), "Моя прекрасная леди" Лоу (1956), "Вестсайдская история" Бернстайна (1957), "Скрипач на крыше" Бока (1964), "Хэлло, Долли!" Хермена (1964), "Человек из Ламанчи" М. Ли (1965) и др. С конца 1960-х гг. наступает кризис жанра, связанный, в частности, с развитием поп-музыки и рок-оперы ("Волосы" Макдермота, 1967). С конца 60-ых распространяется и за пределы США, составляя конкуренцию европ. оперетте.

БАЛЕТ (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo - танцую) - вид сценического искусства, содержание которого выражается в муз.-хореографич. образах. Термин "Балет" возник в Италия в кон. 16 в. для обозначения танцевального эпизода в опере, передающего определённое настроение или объединённого единым действием. Выделение Балета в самостоятельный вид искусства произошло позднее. В первых французских балетах ("Комедийный балет королевы", 1581, и др.) музыкальную основу составляли бытовавшие тогда народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Балетная музыка занимала значительное место в творчестве крупнейших композиторов 17-18 вв. - Ж. Б. Люлли, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя, Ж. Ф. Рамо. Реформа балетного театра, связанная с деятельностью балетмейстера Ж. Ж. Новера, утвердила активную роль музыки как "программы, определяющей движения и действия танцовщика".

В кон. 18-нач. 19 вв. наряду со становлением симфонических и оперных жанров происходило развитие музыки Балета ("Творения Прометея" Бетховена (1801), "Жизель" (1841), "Корсар" (1856) А.Адана и др.)

В 19 в. стабилизировалась структура Балета. Качественно новый этап в развитии балетного искусства ознаменовало творчество П. И. Чайковского, который внёс глубокое образное содержание, принципы симфонического развития и конфликтной драматургии ("Лебединое озеро" (1877), "Спящая красавица" (1890), "Щелкунчик" (1892)) способствовали значительному обогащению танцевальной лексики и драматургии. Большое значение для развития балетной музыки имели балеты И. Ф. Стравинского - "Жар-птица" (1910), "Петрушка" (1911), "Весна священная" (1913), созданные для "Русских сезонов" и связанные с новаторскими поисками М. М. Фокина.

Западно-европейский Балет развивался преимущественно в русле одноактных спектаклей, на принципах сквозного развития музыкальной ткани и преломления различных музыкальных стилей, характерных для 1-й пол. 20 в.С нач. 20 в., наряду с развитием большого балетного спектакля, утверждается практика хореографической интерпретации. Этапными для развития Балета явились произведения С. С. Прокофьева, определившие дальнейшее утверждение в балетной музыке принципов симфонизации и конфликтной драматургии: "Ромео и Джульетта" (1938) - одна из вершин мирового муз. искусства, "Золушка" (1945). Выдающимся достижением балетной музыки стал. Б. "Спартак" Хачатуряна (1956), его также "Гаянэ" (1942). Среди Балетов. кон. 50-х-нач. 80-х гг.: "Сотворение мира" Петрова (оба-1971), "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974). Новаторские поиски характерны для балетов Р. К. Щедрина - "Конёк-Горбунок" (1960), "Кармен-сюита".

3. Жанры хоровой музыки

ХОРОВАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения хором. Один из наиболее демократичных видов искусства. Различают Xоровую музыку народную и профессиональную, светскую и культовую. В муыкальном фольклоре хоровое пение бытует в виде народной песни, жанровые подразделения которой национально специфичны. Ее различают также по исполнительскому составу.

Источники указывают на богатые традиции народно-обрядовой и профессионально-культовой музыки в древних государствах Вавилона, Индии, Египта, Др. Греции, позднее - Византии. Разделение христианства на католичество и православие, обособившее культурные регионы Восточной и Западной Европы, сказалось на эволюции как культовой, так и светской хоровой музыки. Для культовой музыки Зап. Европы решающим этапом стало упорядочение принципов церковного пения в 4 - 6 вв. (григорианского пения).

МЕССА (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католической церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. Текст обычно поётся (Missa solemms, или cantata, высокая, торжественная), но в некоторых случаях читается (Missa bassa, или lecta, - низкая). Одна из разновидностей мессы – реквием (Моцарт).

В дальнейшем месса претерпела эволюцию, общую для всех церковных жанров; в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. месса испытала влияние эстетики романтизма.

МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово; лат. motetus, также motellus, mutetus, motecta и др.; англ. motet; итал. motetto; нем. Motette) - род вокальной или вокально-инструментальной музыки. Появился в 12 веке. Важнейшее отличие - многотекстовость (со временем - многоязычная).

СТРАСТИ (пассионы)- жанр известен с 4 века как месса, исполняемая на страстной неделе. В 17 веке в жанр включались арии, вокальные ансамбли, инструментальное сопровождение. Вершина такого жанра – в немецкой музыке 18 века (Гендель, Бах - Страсти по Иоанну, Страсти по Матфею). В это время появилась и страстная оратория - она заменяла в Вене оперные спектакли на страстной неделе. В творчестве Бетховена (Христос на Масленичной горе), Листа, в 20 веке- К.Пендерецкий – Старсти по Луке.

МАДРИГАЛ [франц. madrigal; итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale (лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке] - светский муыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки - в итальянском народном творчестве (пастушеская песня). С 14 в. известен как вид песенной лирики. Мадригалы в 14 в. создавались для 2-3 голосов (иногда с участием инструментом) с ведущим верхним голосом.

ШАНСОН – франузская многоголосная песня 15-16 века, обобщившая национальные песенные традиции - один из значительных жанров европейской музыки этого периода.

В 17-18 веках под воздействием оперы сформировались жанры кантаты и оратории (Италия, Германия).

КАНТАТА (итал. cantata, от cantare - петь: франц. cantate; нем. Kantate) - один из жанров вокальной музыки, произведение, исполняемое певцами-солистами и (или) хором в сопровождении инструментов, в большинстве случаев многочастное. Первонач. термин относимый к вокальной музыке, противопоставлялся термину "sonata" (т. е. инструментальной музыке). В 17 в. сольная Кантата получила распространение в Риме; В отличие от итальянской кантаты, преимущественно светской, немецкая развивалась как церковная. Среди текстовых источников – Библия. По образному богатству и разнообразию композиционных решений кантаты Баха - вершинные достижения жанра. Ко времени В. А. Моцарта и Л. Бетховена этот жанр стал восприниматься как анахронизм. В России первые Кантаты были созданы в 18 в. В 19 в. к этому жанру обращались П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, однако она не играла первостепенной роли в их творчестве. К жанру обращались также С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин.

ОРАТОРИЯ (итал. oratorio, от позднелат. oratorium - молельня, лат. oro - говорю, молю) - крупное музыкальное сочинение для певцов-солистов, хора и оркестра, имеющее драматический сюжет и предназначенное для концертного исполнения. Зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. В отличие от оперы, большее значение имеет не само действие, а рассказ о нём. По сравнению с кантатой Оратория крупнее по масштабу, отличается более развитым сюжетом. Появилась В 1-й пол. 17 в. Основные источники сюжетов - Библия, житийная литература. Преобладают героические и мистически-отрешённые, аскетические образы. К высшим достижениям принадлежат оратории Генделя ("Саул", "Израиль в Египте", "Мессия", "Самсон" и др.), отличающиеся широтой образного и смыслового содержания, богатством композиционных и жанровых решений. Они оказали заметное воздействие на произведения Гайдна (его оратории "Сотворение мира" и "Времена года" также являются вершинами в развитии жанра). В 19 в. отходит на второй план: в ней утрачиваются героика и монументальность, преобладает лирический образный строй ("Легенда о святой Елизавете", "Христос" Листа, оратории Ф. Мендельсона, Р. Шумана). Жанр О. возрождается в творчестве композиторов 20 в. Характерно сближение с др. жанрами: оперой ("Царь Эдип" Стравинского, "Царь Давид" Онеггер"), античной драмой (Э, Элгар, К. Орф), мистерией ("Жанна д'Арк на костре" Онеггера). Исторически сложившаяся традиция православного пения a cappella и хоровой характер русского музыкального фольклора обусловили исключительное значение в русской культуре.

КАНТ (от лат. cantus - пение, песня) - род бытовой многоголосной песни, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв.; первоначально создавались на религиозные тексты (псальмы). Они стали излюбленной формой музицирования средних слоев городского населения. Период расцвета - сер. 18 в., однако развитие его продолжалось и позже. Некоторые в изменённом виде вошли в устную народную традицию.

Хоровой концерт относится к высшим достижениям доклассического периода (произведения Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя).

Хоровое творчество М. И. Глинки открыло новую страницу в русской музыке, послужив истоком развития хоровой музыки русских композиторов-классиков. Велико значение хоров в русской опере (А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский). Интенсивно развивался жанр кантаты (А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, П. И. Чайковский, М. М. Ипполитов-Иванов). Циклы литургии и всенощной создали М. А. Балакирев, Э. Ф. Направник, П. И. Чайковский, А. Д. Кастальский, С. В. Рахманинов, П. Г. Чесноков. значит. этапом в развитии явилось творчество С. И. Танеева (кантаты, хор. циклы, оперные хоры).

ПЕСНЯ. В годы первой рус. революции 1905 - 07, а также Октябрьской революции 1917 огромное значение приобрёл жанр революционной песни. В 20-х гг. начал формироваться жанр советской массовой хоровой песни (хоры А. А. Давиденко, В. А. Белого, Б. С. Шехтера, М. В. Коваля и др. композиторов - членов "Яроколла", Н. А. Рославца, Дм. Я. Покрасса, позднее - Д. Д. Шостаковича, И. О. Дунаевского). Кантатно-ораториальные жанры становятся типичными для советской хоровой музыки с 30-х гг. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин). В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 военная и патриотическая песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. С 1950-х гг. обогатили Г. В. Свиридов ("Патетич. оратория", кантаты на сл. Н. А. Некрасова, С. А. Есенина и др. поэтов, "Курские песни", "Пушкинский венок" и др.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: