Жанры симфонической музыки




СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром.

СИМФОНИЯ (от греч. - созвучие, благозвучное сочетание тонов; итал. sinfonia; англ. symphony; франц. symphonic; нем. Symphonic) - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в сер. 18 в. Термин, возникший в Др. Греции, обозначал в Зап. Европе до появления жанра симфонии разнообразные вокально-инструментальные композиции. С 17 в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал. В эпоху романтизма - Ф. Шуберт, Г. Берлиоз, Ф. Лист, Ф. Мендельсон, Р. Шуман, И. Брамс.

Расцвет русской симфонии приходится на 2-ю пол. 19 в. и связан прежде всего с творчеством А. П. Бородина и П. И. Чайковского. К выдающимся образцам принадлежат Симфонии - С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, и особенно Д. Д. Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной "летописью" эпохи.

СИМФОНИЕТТА - появились в 19 в. (итал. sinfonietta, уменьшит. от sinfonia) - жанр симфонической музыки, отличающийся от симфонии меньшим масштабом цикла и оркестровым составом (малый симфонический или камерный оркестр). Для С. характерна светлая, нередко народно-жанровая образность.

СИМФОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА (нем. symphonische Dichtung, sinfonische Poem, Tondichtung; франц. роете symphonique; итал. роста sinfoniса) - жанр симфонической музыки, созданный Ф. Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. Свойственно свободное развитие материала. После Листа в этом жанре работали К. Сен-Сане, С. Франк, Б. Сметана, А. Дворжак; в 20 в. - Р. Штраус, Я. Сибелиус, Ф. Дилиус, М. Регер, А. Шёнберг, Б. Барток, О. Респиги и др. Большую популярность жанр симфонической поэмы приобрёл в творчестве русских и советских композиторов (М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, А. И. Хачатурян, К. Караев, Г. Г. Галынин, О. В. Тактакишвили и др.). Влиянию подверглись в своём развитии и др. жанры - симфония, концерт, соната.

СИМФОНИЧЕСКАЯ КАРТИНА - жанр симфонической музыки. Обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы часто связаны с пейзажем или жанрово-бытовыми, сказочно-фантастическими и батальными сценами. Тематизм нередко обладает яркой характеристичностью и чертами изобразительности (напр., "Баба-Яга", "Волшебное озеро" и "Кикимора" Лядова). Наибольшее распространение получила в русской и советской музыке: у А. Г. Рубинштейна ("Иван Грозный" и др.), М. П. Мусоргского ("Ночь на Лысой горе"), Н. А. Римского-Корсакова ("Садко"), А. П. Бородина ("В Средней Азии"), А. К. Глазунова ("Кремль", "Весна"), А. К. Лядова, Встречаются как относительно самостоятельные оркестровые фрагменты в операх или балетах ("Полтавский бой" в опере "Мазепа", "Три чуда" в опере "Сказка о царе Салтане", "Сеча при Керженце" в опере "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" и др.). С. В. Рахманинов создал жанр фортепианной картины ("Этюды-картины").

СИМФОНИЧЕСКАЯ ФАНТАЗИЯ (нем. symphonische Fantasie; франц. fantasie simphonique; англ. symphonic fantasia) - жанр симф. музыки, отличающийся (как и любая муз. фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее к.-л. программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем. В русской музыке приобрела более широкое распространение (соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др.), чем в западно-европейской ("Дочь Севера" Сибелиуса).

КОНЦЕРТ (нем. Konzert, итал. concerto, букв.- согласие, от лат. concerto - состязаюсь) - 1) произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнит. состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально-инструментального состава. 3-частную структуру К. (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил А. Вивальди. Структура окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы (концерты Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена).Обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные К.). В 19 в. появились одночастные (Ф. Лист) и 4-частные (И. Брамс) Концерты. В 20 в. к жанру К. обращались крупнейшие композиторы - М. Равель, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн и др. Получил распространение для оркестра.

СЮИТА (франц. suite, букв. - ряд, последовательность) - 1) циклическое инструментальное произведение из нескольких самостоятельных пьес, для которого характерны свобода в количестве, порядке и способе объединения частей, наличие жанрово-бытовой основы или программного замысла. Термин возник в 16 в. во Франции и проник в др. страны в 17-18 вв., но до 2-й пол. 19 в. большого распространения не получил. Ныне термин является родовым жанровым понятием, имеющим исторически различное содержание. Старинной сюитой 17-18 вв. называли циклы лютневых, а позднее клавирных и оркестровых танцевальных пьес, которые контрастировали по темпу, метру, ритмическому рисунку и объединялись общей тональностью, реже - интонационным родством. В творчестве Ж. Б. Люлли, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, распространены чаще называвшиеся увертюрами, для композиторов Ж. Шамбоньер, Ж. А. д'Англебер, Л. К. Дакен, Ж. Ф. Дандриё, Л. и Ф. Куперены, Ж. Ф. Рамо представляют собой собрания жанрово-пейзажных музыкальных зарисовок (до 20 пьес и более в С.). Й. Гайдном и В. А. Моцартом созданы высокохудожественные образцы этих жанров, зачастую приближающиеся к симфонии ("Хафнер-серенада" Моцарта). Распространение получили, составленные из переложений пьес др. композитора (одна из первых - "Моцартиана" Чайковского) или из нар. песен и танцев (или их обработок) и навеянные нац. мотивами (А. Дворжак - "Чешская С."; К. Дебюсси - "Бергамасская С."; Я. Сибелиус - "Карелия"; Б. Барток - "Танцевальная С." и 2 орк. С.; Д. Мийо - "Провансальская" и "Французская" С.;). Прочно утвердилась С. в виде ряда пьес и фрагментов из музыки к драм. спектаклям (Э. Григ-"Пер Гюнт"; Ж. Бизе - "Арлезианка"), реже из опер (Римский-Корсаков - "Сказка о царе Салтане"), особенно часто - балетов (балетные сюиты Чайковского, Прокофьева, Стравинского), в 20 в. - к кинофильмам (сюиты Прокофьева, Шостаковича; "Время, вперёд!" Свиридова). Нередко сюита обозначается более общим и нейтральным термином "цикл", напр. сюитные черты свойственны мн. фп. циклам Р. Шумана ("Венский карнавал", "Лесные сцены"), позднее - Грига, Дебюсси, Равеля, Прокофьева. С др. стороны, некоторые сюиты близки к др. жанрам - вок. циклу (Шостакович - вок. сюиты "6 стихотворений Марины Цветаевой", "Сонеты Микеланджело Буонарроти") или кантате (Прокофьев - вок.-симф. С. "Зимний костёр"),

2) Музыкально-хореографическая композиция из нескольких, как правило, характерных танцев, которая представляет собой целостный фрагмент или картину балета (дивертисмент).

 

Жанры камерной музыки

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (от ср.-век. лат. camera - комната; итал. musica de camera; франц. musique de chambre; англ. chamber music; нем. Kammermusik) - вид музыкального искусства, предназначенный для исполнения в небольших помещениях или для домашнего музицирования. Для нее характерны специфические инструментальные составы (от одного исполнителя-солиста до нескольких, объединяемых в ансамбле) и особенности музыкального изложения: детализация мелодических, интонационных, ритмических и динамических выразительных средств. Она обладает большими возможностями передачи эмоций и самых тонких градаций душевных состояний человека. Хотя истоки Камерной музыки восходят к эпохе средневековья, термин утвердился в 16-17 вв. В этот период под Камерной музыкой, в отличие от церковной и театральной, подразумевалась светская музыка, предназначенная для исполнения в домашних условиях или при дворах монархов. К сер. 18 в. это всё яснее выступает различие камерной и музыки концертной (оркестровой и хоровой).

Особым жанром являются КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МИНИАТЮРЫ. В 19- 20 вв. они нередко объединяются в циклы. В их числе: "песни без слов" Мендельсона, пьесы Р. Шумана, вальсы, ноктюрны, прелюдии и этюды Ф. Шопена, сочинения малой формы А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, "Мимолётности" и "Сарказмы" С. С. Прокофьева, прелюдии Д. Д. Шостаковича, "Маргиналии" Я. Ряэтса, скр. пьесы типа "Мелодии" и "Скерцо" П. И. Чайковского, прелюдии Цинцадзе и др.

С кон. 18 в. и особенно в 19 в. видное место в искусстве заняла ВОКАЛЬНАЯ КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (в жанрах песни и романса). Исключительное внимание ей уделяли композиторы-романтики. Они ввели жанр вокальной миниатюры, а также вокально-песенные циклы, объединённые одной идеей ("Зимний путь" Ф. Шуберта, "Любовь и жизнь женщины" Р. Шумана и др.). Широкое развитие жанры песни и романса получили в России (с 18 в.); художественных высот М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, И. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов.

СОНАТА (итал. sonata, от sonare - звучать) - один из основных жанров инструментальной музыки. В 16 в. утвердилось понятие Сонаты как сочинения, предназначенного для инструментального исполнения, в отличие от кантаты - для вокального исполнения. Соната формировалась в течение 18 в. Стиль классич. венской Сонат - в творчестве Й. Гайдна, В. А. Моцарта, М. Клементи С. представляет собой 3-частный сонатно-симф. цикл и предполагает не более двух исполнителей.

ТРИО (итал. trio, от лат. tres, tria - три) - 1) ансамбль исполнителей из трёх человек; см. также Терцет. 2) Музыкальное произв. для трёх инструментов или певческих голосов. Выдающиеся образцы фортепианного трио создали Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, Д. Д. Шостакович.

КВАРТЕТ (итал. quartette, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuоr; нем. Quartett; англ. quartet) - 1) ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). В камерно-инструментальной музыке могут быть однородными (4 смычковых, 4 дерев. духовых, 4 медных духовых и т. д.) или смешанными. Распространение получил струнные (смычковые) (2 скрипки, альт, виолончель.).

ПРЕЛЮДИЯ, прелюд (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo - играю предварительно, делаю вступление), - небольшая инструментальная пьеса. Первоначально импровизационного характера, вступление к основной пьесе (обычно фуге) 2-частного цикла (П. и фуги Д. Букстехуде, "ХТК" И. С. Баха) или к многочастному цикличному произведению. В 16-18 вв. складывается жанр как самостоятельной пьесы, по характеру и типу изложения близкой фантазии. В 19 в. становится одним из наиболее распространённых жанров малых форм в творчестве композиторов-романтиков (циклы прелюдий Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.). В творчестве композиторов 20 в. трактуется многопланово: может выполнять вступительную функцию (Д. Д. Шостакович, Р. К. Щедрин), являться самостоятельной пьесой (у С. В. Рахманинова, Шостаковича) или развёрнутой композицией (Prelude op. 44 Шёнберга, "Прелюды" для орк. Дебюсси).

ЭТЮД (от франц. etude - букв. учение, изучение) - инструктивная музыкальная пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технических навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано прежде всего с расцветом в 19 в. виртуозного исполнительства на фортепиано. Позднее появляются для скрипки (Р. Крейцера, П. Роде), для виолончели (Д. Поппера) и др. инструментов. У композиторов-романтиков (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс н. др.) становится художественно значительным произведением, трактованным либо как яркая концертная пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем в творчестве русских (А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского), советских (С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, Д. Д. Кабалевского и др.) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока, К. Шимановского и др.) развивая определенный исполнительский навык, сохраняет значение художественного сочинения.

ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) - наиболее распространённый жанр вокальной музыки, а также общее обозначение поэтического произведения, предназначенного для пения или распевной речитации. Жанровая классификация может производиться по разным признакам: словесного и музыкального содержания (революционные, патриотические, лирические, сатирические, маршевые, танцевальные и т. д.), социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые и др.), фактуры и исполнительского состава (одно- и многоголосные, сольные и хоровые, с инструментальным сопровождением и без него). Музыкальная форма связана со структурой и содержанием поэтического текста. Самая распространённая - куплетная форма.Авторская песня – созданная композитором (не фольклор). Среди крупнейших композиторов: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, Г. Малер, Р. Штраус (Австрия и Германия); Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж; Массне, Г. Форе (Франция); Л. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (Россия).

Вместе с тем к нач. 20 в. понятие авторской Песни приобрело двоякий смысл: Песня (романс) - "высокий" жанр серьёзной музыки, сочиняемой композитором прежде всего для профессионального исполнения, и Песня "популярная" (в т. ч. эстрадная и массовая), нередко создаваемая без письменной фиксации самими исполнителями (во Франции - шансонье, в США, Великобритании и др. странах - рок-музыкантами, в СССР - т. н. бардами.

РОМАНС (испан. romance) - камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. Термин возник в Испании и первоначально обозначал стихотворение на испанском ("романском") языке, рассчитанное на музыкальное исполнение. Отличается от песни большей детализацией мелодии и её связью со словами, выразительной ролью инструментального сопровождения. Романсы подразделяются на жанровые разновидности: балладу, элегию, баркаролу и др. В 19 в. Р. становится одним из ведущих жанров, отражая характерную для эпохи романтизма тенденцию - воспроизведение внутреннего мира человека во всех психология, нюансах (творчество Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа и др.) На протяжении 19 в. формируются национальные школы в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. Л. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов), во Франции (Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), в Чехии (Б. Сметана, А. Дворжак), в Польше (М. Карлович, К. Шимановский), в Норвегии (X. Хьерульф, Э. Григ) и др. В 20 в. по-новому ставится проблема синтеза музыки и поэзии: возникают стихотворения с музыкой (С. И. Танеев, Рахманинов, Н. К. Метнер, С. С. Прокофьев, К. Дебюсси), в качестве текста широко используется свободный стих и даже проза; применяются новые приёмы декламации (А. Шёнберг); в Романс проникают народные музыкально-речевые жанры (И. Ф. Стравинский). Творческое развитие традиции Романса получили у советских композиторов (Прокофьев, Шостакович, Н. Я. Мясковский, АН. А. Александров, Ю. А. Шапорин, Свиридов).

ВОКАЛИЗ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучный, певучий) - 1) исполняющееся на гласном звуке упражнение для развития вокальной техники, специально сочинённое или импровизируемое певцом. 2) Концертное произведение, чаще для сопрано с инструментальным сопровождением. Отсутствие слов и кантиленность, иногда виртуозность ("Вокализ в форме хабанеры" Равеля) позволяют ярко показать красоту и выработанность голоса ("Вокализ" Рахманинова). В 20 в. В. сближается с инструментальными жанрами (5 мелодий для голоса или скрипки с фортепиано Прокофьева; этюд Шимановского), в т. ч. крупными (соната-Вокализ, сюита-Вокализ Метнера; концерт для голоса с оркестром Глиэра).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: