Игра детей дошкольного возраста




Игра. Нет ни одного определения этого явления жизни, которое устраивало бы всех исследователей и практиков. Таков феномен игры-деятельности и состояния, привлекательных в любом возрасте, имеющих огромное количество форм и видов, описанных в литературе и передающихся «по наследству» от поколения к поколению, но сохраняющих при этом загадку своей природы, своего назначения.

Игра – любимый объект многочисленных исследований. Сегодня, пожалуй, трудно найти педагога или психолога, в чьих работах так или иначе не затрагивалась бы проблема игровой деятельности, игровых состояний.

Вслед за Й. Хейзингом и Г.Л. Лэндретом мы будем рассматривать игру как свободную деятельность, имеющую незаинтересованный характер; удовлетворяющую идеалам коммуникации и общежития; опирающуюся на действия с определёнными образами. Игра внутренне свободна, сложна, не зависит от поощрения извне и приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у человека представлениями. Вслед за Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном будем полагать, что в игре впервые формируется и проявляется потребность человека воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности [12; 45].

Изменения в представлениях о человеке, педагогике и педагогических системах обогащают и наше представление об игре, заставляют изменить призму рассмотрения общих и частных вопросов, связанных с игрой, с её природой, функциями, возможностями, психологией, с методикой и технологией игровой деятельности. Закономерно в этой связи и обращение к месту и специфике игры в жизнедеятельности дошкольника.

Ребёнок – полноправный субъект любой гуманистической воспитательной системы. Отличаясь от прошлых времен по формам самовыражения, современные дети в существе своём остаются детьми, продолжая своей жизненной практикой доказывать истинность традиционных психолого-педагогических выкладок, – они продолжают играть, пренебрегая зачастую дарами цивилизации и технического прогресса или используя эти дары вовсе не по назначению.

В словарном фонде языка слово «игра» служит на протяжении ряда эпох для выражения самых различных представлений. Оно употребляется в житейском обиходе, в экономике и политике, в науке, искусстве и литературе. Например, известны выражения: «игра ребёнка», «игра цен», «игра сил», «игра природы», «игра актёра», «игра света и теней», «игра словами» и т.д.

В процессе воспитания словом игра определяется проявление жизнедеятельности человека в личностном и социальном планах.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая педагогика, которое считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – именно игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В период дошкольного детства игра выступает своеобразным свойственным только этому возрасту способом усвоения общественного опыта.

Вопросами разработки теории игры, выяснением её социальной природы, внутренней структуры и значения для развития ребёнка занимались Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, К. Гроос, К. Бюллер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, Г.В. Плеханов, Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, С.А. Козлова, Т.А. Куликова и др.

Мы полагаем, что, обобщая игровой опыт воспитательных систем, можно выделить три подхода.

– Игру используют формально (как элемент массовых воспитательных форм, как элемент или форму обучения, как стихийно определяемый набор традиционных игровых форм). В таком случае целенаправленное создание игрового пространства, распространение игровой культуры – трудно достижимая задача. При данном подходе неизбежно приносятся в жертву такие сущностные черты игры, как добровольность, спонтанность, свобода самовыражения.

– Игры используются в системе, с созданием игровых комплексов, сквозных игровых сюжетов. Достоинства данного подхода очевидны: длительное время в учреждении образования присутствует игровое настроение, активно применяется моделирование игровых форм и средств, активизируется творческий потенциал участников игры, закономерным и оправданным становится обращение к специальным занятиям по освоению игровых традиций, выстраивается игровая перспектива.

– Высший уровень проникновения игры в жизнедеятельность воспитательной системы, на наш взгляд, сопровождается следующим не столь частым явлением: педагоги и родители осмысливают (рефлексируют) и сознательно используют, а дошкольники интуитивно активизируют и совершенствуют естественные ролевые игры. В этом случае в практике деятельности, общения и отношений как внутри воспитательной системы, так и в её взаимодействиях с окружающей средой предусматривается многообразие и разнообразие вариантов, в основе которых – различные ролевые взаимодействия.

 

Игра – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность.

Что же такое игра? Однозначного и полного объяснения этого понятия нет. В философском энциклопедическом словаре термин «игра» означает широкий круг деятельности животных и человека, противопоставляемой обычно утилитарно-практической деятельности и характеризующейся переживанием, удовольствием от неё самой. Что касается последнего – переживания удоволь­ствия – ни у кого это утверждение возражений не вызывает.

Основной особенностью игры является то, что она представляет собой отражение детьми окружающей жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры.

Еще одна особенность игровой деятельности – её самодеятельный характер.Дети являются творцами игры, её создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают своё отношение к ним.

Особенностью детской игры является также сочетание и взаимосвязь образа, игрового действия и слова.В игре ребёнок живёт действиями и чувствами изображаемого героя. Иногда образ так захватывает ребёнка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Серёжа, я – капитан». Вместе с тем он охотно действует в соответствии с отражаемым в игре образом. «Товарищ капитан, ваш корабль скоро выйдет в море. Матросы должны быть сильными и здоровыми. Постройте их для физических упражнений», – говорит воспитатель. И капитан весело и авторитетно отдаёт команду: «На зарядку становись!»

Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребёнок один, он разговаривает с игрушкой, ведёт диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д. Слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ.

Речевое общениев процессе игры выполняет огромную роль. Дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры.

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности общества.

По мнению Г.В. Плеханова, игра – это деятельность, появившаяся в ответ на потребность общества, в котором живут дети и активными членами которого должны вскоре стать. Игра возникла позже утилитарного труда, обеспечивающего жизнь, но тут же стала необходимой труду [42].

Прежде всего, игра, поскольку речь идёт об играх человека и ребёнка, –это осмысленная деятельность, т. е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива.

Игра понимается как деятельность, возникающая на определённом этапе онтогенеза, как одна из основных, ведущих форм развития псиических функций. Это один из способов осознания ребёнком мира взрослых, это «арифметика социальных отношений» [58].

Игра – это импровизация. Ребёнок не готовит длительно свою роль, не продумывает её, замысел игры развивается спонтанно, непредсказуемо.

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к её достижению, общие интересы и переживания.

Дети сами выбирают игру, сами организуют её. Но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей. Разные подходы к детской игре отражены в работах П.Я. Гальперина, В.Л. Даниловой, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

Среди основных подходов можно выделить объяснение природы детской игры как формы общения (М.И. Лисина), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Д.Б. Эльконин), как проявление и условие умственного развития (Ж. Пиаже)

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счёте оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.

Сущность игрыпытался раскрыть Г.В. Плеханов. Выясняя вопрос об отношении труда к игре, он приходит к выводу, что игры детей предшествуют в их личной жизни будущим трудовым процессам, но носят характер подражания трудовым процессам общества. Таким образом, Г.В. Плеханов определил игру, как деятельность, производную от труда, как подражание производственно-техническим операциям [42].

Игра не появляется вместе с рождением ребёнка. Зачатки игровой деятельности наблюдаются тогда, когда ребёнок, не без влияния взрослых, берёт на себя ту или другую роль.

Значение игры состоит в том, что в процессе её вырабатываются и совершенствуются различные способности, в том числе способность психической регуляции своей деятельности. Тренировочный характер игровой деятельности несомненен. Чувство удовольствия, вызываемое игрой, – основной её стимулятор.

В сущности то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л.С. Выготского ведущей линией развития в дошкольном возрасте. По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребёнка и основа всего последующего его развития [12].

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника. Великий педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире; это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности [53].

Игра – наиболее доступный для ребёнка вид деятельности, в процессе которой он входит в окружающий мир, знакомится с ним. Она украшает, заполняет яркими событиями детскую жизнь, доставляет радость, способствует развитию всех сторон личности ребёнка и является жизненно необходимой для его здоровья и физического развития.

Таким образом, игра – это самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и сейчас», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Игра имеет большое значение для развития ребёнка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания с другими. Именно сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её объективного развивающего значения делает игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях дошкольного воспитания.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: