Методические рекомендации по проведению занятий




Программа социально-психологического тренинга гендерной толерантности старшеклассников

 

Пояснительная записка

Цель тренинга – развитие гендерной толерантности старшеклассников и студентов. Задачами тренинга следующие: снижение негативного влияния гендерных стереотипов на личность старшеклассников; формирование рациональных представлений о гендерных стереотипах, адекватной самооценки; формирование позитивного отношения к себе и уверенности в себе; развитие мотивации стремления к успеху, стремления к самоактуализации и совершенствованию.

В основу содержательного аспекта тренинга была положена теория самоактуализации К. Роджерса.[1] В соответствии с данной теорией в ходе занятий осуществлялась работа по преодолению тревоги и нарушений психологической адаптации, возникающих в результате несоответствия между «реальным Я» и жизненным опытом («социальным окружением»), с одной стороны, и между «реальным Я» и идеальным образом («идеальным Я»), который сложился у человека о самом себе − с другой. Основу психического здоровья составляет соответствие «идеального Я» «реальному Я», поэтому в тренинг были включены упражнения, способствующие реализации потенциала личности, стремлению к самопознанию, уверенности в себе. В ходе проведения занятий использовались как психологические (игротерапия, психогимнастика, психокоррекционные упражнения), так и педагогические (мини-лекция, дискуссии, объяснение, беседа практические работы проблемно-поискового характера, наблюдение, демонстрация) методы работы.

Перед началом проведения тренинга рабочим группам была прочитана мини-лекция по теме «Гендерные стереотипы и их влияние на поведение человека» с целью формирования у молодежи представлений о массовых коммуникациях, рекламе, гендерных стереотипах и их взаимосвязи.

В целом с группами юношей и девушек (отдельно) рекомендуется проводить от 10 до 14 занятий 2 раза в неделю продолжительностью 1,5−2 часа. Занятия имели следующую структуру:

1) ритуал приветствия;

2) рефлексия предыдущего занятия;

3)разминка;

4) основная часть (2-3 упражнения);

5) рефлексия занятия;

6). ритуал прощания.

 

Тематический план

№ п/п Темы Кол.-во часов
  Стереотип женского образа  
  Мой «Я-образ»  
  Цена и возможности «идеального Я»  
  Стереотип мужского образа  
  Образ мужчины: реальный и идеальный  
  Идеальный мужчина  
  Полюби себя  
Итого:  

Ниже приведено несколько наиболее актуальных тренинговых занятий для групп девушек и юношей.

 

Методические рекомендации по проведению занятий

Занятие № 1

Тема: стереотип женского образа.

Цель: способствовать критическому переосмыслению девушками стереотипных представлений о женщине.

Задачи: познакомить участниц друг с другом; создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении; познакомить с установленными правилами работы в группе; способствовать формированию у девушек рациональных представлений о женском образе.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью рекламных роликов, иллюстрации реклам из журналов, доска, мел.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Расскажи о себе».

Руководитель тренинговой группы просит участниц представить себя (свободная презентация). Затем руководитель рассказывает о целях программы, кратко перечисляет темы, направления, содержание занятий. Акцент делается на таких задачах, как: возможность получения помощи в решении личных проблем, развитие уверенности в себе, преодоление ощущения физической непривлекательности, получения сведений по уходу за собой, совершенствованию и др. Ведущий задает девушкам вопрос: «О чем вы бы хотели поговорить на занятиях?» − и фиксирует ответы. Также сообщается, что на протяжении всех занятий будет действовать служба «Скорой психологической помощи». Все волнующие девушек проблемы или вопросы, могут быть отражены в письменной форме и помещены в специально отведенный в комнате встреч ящик. Послания могут носить открытый или анонимный характер. Каждому вопросу будет уделено внимание в ходе тренинга, группа постарается найти коллективное решение.

2. Разминка. Проводится беседа с целью актуализации знаний мини-лекции, прочитанной перед тренингом.

3. Основная часть:

а) упражнение «Цена стереотипа».

Участницам предлагается проанализировать стереотип: «идеальное женское тело». В ходе дискуссии руководитель демонстрирует журнальные и телевизионные рекламные ролики. Высказываемые по ходу обсуждения идеи заносятся в таблицу на доске. Цель данного упражнения: показать социальную и личностную неустойчивость, «узость» жизненного пространства для женщин (девушек) и подвести старшеклассниц к выводу о том, что неосознанное следование традиционным гендерным стереотипам ограничивает самореализацию и жизненное пространство индивида, ухудшает качество реальной жизни с одной стороны. С другой − разумное стремление к идеалу (уход за собой, самосовершенствование) обеспечивает успешное, активное включение в мир общения, сферы занятости и услуг. Целью упражнения является подведение участниц к пониманию так называемой золотой середины, которая заключается в уравновешивании потребности в независимости и принадлежности, в индивидуальности и социальной идентификации.

б) упражнение «Логичность».

Ведущий предлагает девушкам потренироваться в выявлении ложных умозаключений, которым часто следуют люди, не задумываясь над смыслом. Задание включает два связанных между собой категорические суждения и вывод-умозаключение. Умозаключения в одних случаях даны логично, в других − заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Ответы обосновываются. Например: А) «Девушки, постоянно придерживающиеся диеты, имеют проблемы со здоровьем, Лена «сидит на диете», следовательно, имеет проблемы со здоровьем». Задание: определить, верно ли умозаключение. Б) «Все цветы красивые. Береза не цветок, следовательно, береза не красивая». Задание: определить, верно ли умозаключение.

После рассмотрения данных примеров руководитель осуществляет перенос рассуждений на стереотипные представления о женском теле: «Общаться с неаккуратными, неухоженными людьми неприятно. Маша неопрятна. Следовательно, общение затруднено». Верен ли данный вывод? Далее на конкретных примерах (анализ просмотренных видеороликов) устанавливается логичность рекламы (2−3 примера).

в) упражнение «Критика стереотипа».

Руководитель просит участниц представить и описать:

− Общество, состоящее из абсолютно схожих людей.

− Общество, свободное от гендерных стереотипов.

г) упражнение «Расшатывание стереотипов».

Работа строится по принципу обсуждения по цепочке, когда каждая девушка высказывает аргументы «за» или «против» (это зависит не от личных убеждений, а от того, какая позиция досталась по очереди) следования тендерным стереотипам, касающихся женщин.

4. Рефлексия.

5. Ритуал прощания. «Рукопожатие цепочкой».

 

Занятие № 2

Тема: «мой “Я-образ”».

Цель: помочь в осознании девушками своего «реального и идеального Я».

Задачи: формировать представления о «Я-образе», «идеальном Я» и «реальном Я», социальном окружении, самоактуализации; повысить самооценку; выявить причины негативного отношения девушек к себе; сформировать рациональное, позитивное самовосприятие, самопринятие.

Оборудование: листы белой бумаги А4, цветные карандаши, ручки, схема «Я-образа», мяч.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение с мячом «Здравствуй».

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Разминка. Упражнение «Я и мое имя». Руководитель предлагает участницам тренинга охарактеризовать себя, используя все буквы своего имени.

4. Основная часть:

а) упражнение «Самопринятие».

Девушкам предлагается разделить лист бумаги пополам. В левую графу записать 5 своих достоинств, в правую − 5 недостатков. Затем предлагается найти позитив в собственных недостатках. Групповое обсуждение;

б) упражнение «Осознание себя в настоящем и будущем с помощью рисунка». Участницам предлагается нарисовать себя в настоящем, то есть отразить «реальное Я», и в будущем − «идеальное Я». На обратной стороне рисунка «Я в будущем» необходимо дать краткую характеристику образа, ожидаемых изменений и перечень средств для достижения задуманного. По окончанию выполнения задания рисунки обсуждаются в группе и прикрепляются в специально отведенное место на доске, где остаются до завершения тренинга;

в) упражнение «Отгадайте, кто это?» Ведущий характеризует каждую участницу, подчеркивая ее индивидуальность. Группа должна отгадать описываемую девушку.

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания: упражнение с мячом «Комплименты». Девушки передают друг другу мяч по кругу, высказывая комплименты, отражающие индивидуальность каждой.

 

Занятие № 3

Тема: цена и возможности «идеального Я.

Цель: формировать реалистичный образ «идеального Я».

Задачи: формировать позитивное отношение к себе, расширять представления о «реальном Я»; способствовать повышению самооценки; формировать рациональные представления о возможностях, средствах и
необходимости достижения «идеального Я»; формировать мотивацию к самоактуализации и совершенствованию.

Оборудование: журнальная реклама, рисунки «реального Я» и «идеального Я», магнитофон, кассета с записью релаксационных мелодий, авторучки, листы бумаги А4.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. «Привет, ты представляешь...».

По очереди каждая из участниц, обращаясь к соседке, с чувством радости от встречи произносит: «Здравствуй, (имя), ты представляешь...» и заканчивает фразу произвольно.

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Разминка. Обсуждение домашнего задания. Вопросы: Что изменилось? Какие меры предприняты? Заметно ли изменение окружающим? Самой себе? Сложно ли было изменяться? Какие чувства возникли после изменения?

4. Основная часть:

а) упражнение «Ассоциации». Руководитель просит девушек подобрать друг другу ассоциации с цветком, деревом, животным, украшением. Ассоциации обосновываются. Групповое обсуждение;

б) упражнение. Цена «идеального Я». Руководитель тренинга предлагает проанализировать свое «идеальное Я». Девушки работают со своими проективными рисунками (см. занятие № 2). Мысли, возникающие по ходу размышлений, отражаются в индивидуальных таблицах. Руководитель просит вносить изменения в рисунках простым карандашом. Упражнение обсуждается группой;

в) упражнение «Релаксация». Ведущий включает мелодию из серии «Магические звуки природы» для медитации и релаксации. Девушки представляют себя уверенными, идеальными, успешными. Сосредотачивают внимание на приятных чувствах, мыслях, ощущениях.

5. Рефлексия.

6. Ритуал прощания.

 

Занятие № 4

Тема: «стереотип мужского образа».

Цель: способствовать критическому переосмыслению юношами стереотипных представлений о мужчине.

Задачи: познакомить участников друг с другом; создать благоприятную эмоциональную атмосферу принятия и доверительности в общении; познакомить с установленными правилами работы в группе; способствовать формированию у юношей рациональных представлений о мужском образе.

Оборудование: телевизор, видеомагнитофон, кассета с записью рекламных роликов, иллюстрации реклам из журналов, доска, мел.

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Расскажи о себе».

Руководитель тренинговой группы просит участников представить себя. Затем руководитель рассказывает о целях программы, кратко перечисляет темы, направления, содержание занятий.

2. Разминка. Проводится беседа с целью актуализации знаний мини-лекции, прочитанной перед тренингом (см. главу 5).

3. Основная часть:

а) упражнение «Стереотип идеального мужчины в масс-медиа». Участникам предлагается рассказать об образе «идеального мужчины». Рисуется словесный портрет из внешних и внутренних качеств. В процессе обсуждения демонстрируются мужские журналы, а также небольшие фрагменты телепередач. При этом составляется таблица на доске:

Идеальный мужчина
Внешние качества Внутренние качества
   

Это упражнение направленно на выяснение схожести стереотипа «идеальный мужчина» у всех участников тренинга.

б) упражнение «Критика стереотипа» (см. выше).

4. Рефлексия занятия.

5. Ритуал прощания.

 

Занятие № 5

Тема: образ мужчины: реальный и идеальный.

Цель: способствовать осознанию юношами представлений о себе.

Задачи: формировать представления о своем образе; повысить самооценку; помочь выявить причины негативного отношения юношей к себе; формировать рациональное, позитивное самовосприятие и самопринятие.

Оборудование: нитки, бумага, карандаши цветные, ластик.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение с ниткой «Привет, (имя)».

2. Рефлексия предыдущего занятия.

3. Разминка. Упражнение «Мое имя». Каждый дает характеристику себя только положительными качествами, используя буквы своего имени.

4. Основная часть:

а) упражнение «Чемодан». «Собирается чемодан» для идеального мужчины. Каждый из участников говорит о том, чтобы он взял с собой из своих реальных качеств личности, что бы оставил и почему. Групповое обсуждение;

б) упражнение «Нарисуй…». Участники должны нарисовать идеального мужчину, а рядом себя. Обсуждение полученных результатов происходит после просмотра получившихся результатов;

в) упражнение «Портрет». Группа рисует коллективный портрет каждого участника, при этом описываются все внешние и внутренние качества с позитивной стороны.

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания.

 

Занятие № 6

Тема: идеальный мужчина.

Цель: формировать рациональное отношение к образу идеального мужчины.

Задачи: сформировать позитивное отношение к себе; формировать рациональные представления о возможности и необходимости стремления к образу идеального мужчины; формировать мотивацию к самоактуализации, самосовершенствованию.

Оборудование: доска, мел, персональные компьютеры.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Рукопожатие».

2. Рефлексия.

3. Разминка. Упражнение «Вольная борьба».

4. Основная часть:

а) упражнение «Кто я?». Группа загадывает сказочного героя (одного из участников). Участники отвечают на вопросы ведущего, а он должен угадать, кто был загадан под именем этого героя из участников тренинга;

б) упражнение «Начальник – сотрудник – подчиненный». Участники делятся на пары. Задача – обратиться к партнеру с просьбой, демонстрируя различные способы поведения: более уверенно, ставя себя выше; уступая собеседнику, как бы подчиняясь; с чувством собственного достоинства, но без вызова. Каждый участник проигрывает все варианты;

в) упражнение «Цена стереотипа». Составляется таблица: «Мужчина – добытчик». Групповое обсуждение.

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания.

 

Занятие № 7

Тема: полюби себя.

Цель: формирование позитивного отношение к себе.

Задачи: формирование позитивного самовосприятия; повышение самооценки; формирование мотивации к гармоничному развитию, самосовершенствованию.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Упражнение «Похвала по кругу».

2. Рефлексия прошлого занятия.

3. Разминка.

4. Основная часть:

а) упражнение «Сочини сказку». Руководитель выбирает тему из предложенных участниками и начинает сказку, затем все продолжают по цепочке;

б) упражнение «Представь, что ты…». Каждый участник представляет себя в образе своего кумира (идеального мужчины) и в течение 10 минут пытается вести себя, полностью соответствуя образу идеального мужчины;

в) упражнение «Ящик откровения».

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания. Упражнение «Комплименты по-мужски».

Домашнее задание: каждое утро с улыбкой здороваться со своим зеркальным отражением и говорить самому себе комплементы.

 

Занятие № 8

Тема: взаимодействие с социальным окружением.

Цель: формировать адекватного отношения к себе и своему окружению.

Задачи: формировать рациональные представления о влиянии социального окружения на человека; обучить механизмам психологической защиты от негативных воздействий социального окружения и способам приспособления к нему.

Оборудование: листы бумаги А4, авторучки.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия. Юноши приветствуют друг друга в различных образах («мачо», «супермен» и др.). Задача – не повторятся, быть оригинальным.

2. Рефлексия прошлого занятия

3. Разминка. Упражнение «Армрес-линг». Обсуждение домашнего задания.

4. Основная часть:

а) упражнение «Я и мое окружение». Для каждого участника создается определенное окружение. Например, группа дружно льстит или дает противоречивые советы. Задача – правильно и адекватно повести себя в этих ситуациях;

б) упражнение «Я в глазах окружающих». В течение 5 минут юноши на листочках записывают то, как, по их мнению, их видят окружающие. Листочки откладываются. Затем на каждого участника тренинга составляется характеристика всеми остальными участниками группы и представляется участнику. Каждый участник имеет возможность обсудить полученные результаты с группой;

в) упражнение «Грубый телефон». Доброволец встает в центр круга. Остальные участники произносят в его адрес резкие выражения. Задача добровольца – не обращать внимания, оставаться «внутренне» невозмутимым, равнодушным. Затем происходит обсуждение по вопросам: трудно ли было находится в центре? Какие приемы использовались для поддержания спокойствия? Какие чувства и мысли охватывали? и др.

5. Рефлексия занятия.

6. Ритуал прощания.


[1] Роджерс К. Становление личности. М., 2001. 137 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: