Прокомментируйте фрагмент из IV песни «Ада». Пользуясь комментариями и справочной литературой, выясните, кем были те, о ком идет речь во фрагменте. В какой части Ада и почему они находятся? Наказаны ли они и если да, то в чем состоит наказание?
Там были люди с важностью чела,
С неторопливым и спокойным взглядом;
Их речь звучна и медленна была.
Мы поднялись на холм, который рядом,
В открытом месте, светел, величав,
Господствовал над этим свежим садом.
На зеленеющей финифти трав
Предстали взорам доблестные тени,
И я ликую сердцем, их видав.
Я зрел Электру в сонме поколений,
Меж коих были Гектор, и Эней,
И хищноокий Цезарь, друг сражений.
Пентесилея и Камилла с ней
Сидели возле, и с отцом - Лавина;
Брут, первый консул, был в кругу теней;
Дочь Цезаря, супруга Коллатина,
И Гракхов мать, и та, чей муж Катон;
Поодаль я заметил Саладина.
Потом, взглянув на невысокий склон,
Я увидал: учитель тех, кто знает,
Семьей мудролюбивойокружен.
К нему Сократ всех ближе восседает
И с ним Платон; весь сонм всеведца чтит;
Здесь тот, кто мир случайным полагает,
Философ знаменитый Демокрит;
Здесь Диоген, Фалес с Анаксагором,
Зенон, и Эмпедокл, и Гераклит;
Диоскорид, прославленный разбором
Целебных качеств; Сенека, Орфей,
Лин, Туллий; дальше представали взорам
Там - геометр Эвклид, там - Птолемей,
Там - Гиппократ, Гален и Авиценна,
Аверроис, толковник новых дней.
Я всех назвать не в силах поименно;
Мне нужно быстро молвить обо всем,
И часто речь моя несовершенна.
Различает ли Данте между историческими лицами, героями мифологии и литературными персонажами? Имеют ли для него значение различия политических или философских взглядов его героев?
|
Вспомните других персонажей, представляющих в «Комедии» античный мир (Вергилий, Улисс и др.). Какова в поэме роль образов античной мифологии? Сформулируйте основные различия отношения к античности в Средние века и в эпоху Ренессанса. Определите, ренессансным или средневековымбыло отношение Данте к античности.
Авторы и читатели книг в «Божественной Комедии» Данте.
Какое место в «Комедии» занимают литературные вопросы? Опираясь на текст поэмы, комментарии и научную и учебную литературу, составьте список литераторов, упоминаемых Данте. Что в большейтепени определяет их посмертную судьбу, их жизненные деяния или литературные достоинства их произведений? Прокомментируйте фрагмент из пятой песни «Ада». Порассуждайте о том, как в поэме Данте книга становится жизнью, а жизнь – книгой.
И мне она: "Тот страждет высшей мукой,
Кто радостные помнит времена
В несчастии; твой вождь тому порукой.
Но если знать до первого зерна
Злосчастную любовь ты полон жажды,
Слова и слезы расточу сполна.
В досужий час читали мы однажды
О Ланчелоте сладостный рассказ;
Одни мы были, был беспечен каждый.
Над книгой взоры встретились не раз,
И мы бледнели с тайным содроганьем;
Но дальше повесть победила нас.
Чуть мы прочли о том, как он лобзаньем
Прильнул к улыбке дорогого рта,
Тот, с кем навек я скована терзаньем,
Поцеловал, дрожа, мои уста.
И книга стала нашимГалеотом!
Никто из нас не дочитал листа".
Дух говорил, томимый страшным гнетом,
|
Другой рыдал, и мука их сердец
Мое чело покрыла смертным потом;
И я упал, как падает мертвец.
Основная литература:
Хлодовский Р. И. Данте и Вергилий // Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1984.
Ауэрбах Э. Данте — поэт земного мира. М., 2004.
Ауэрбах Э. Фарината и Кавальканте //Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М., 1976.
Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. М., 1971.
Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
Косиков Г.К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. М., 2001.
Дополнительная литература:
Елина Н. Г. Данте М., 1965.
История всемирной литературы: В 9 т. М., 1984. Т. 2; М., 1985. Т. 3.
История зарубежной литературы: Средние века. Возрождение: Учеб./ М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. М., 1978 (и др. издания).
Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: 2001.
Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебн. пособие для студентов высш. учеб.заведений. — М., Издательский центр «Академия», 2003. — 512 с.; 2-е изд., испр. — 2005; 3-е изд., испр. — М.: Академия, 2006; 4-е изд. — 2008; 5-е изд. — 2008; 6-е изд. — 2009.
Санктис Ф. де. История итальянской литературы: В 2 т. М., 1963. Т. 1. С. 131 — 535. Т. 2. С. 5 — 420.
Теория литературы: Учеб.пособие: в 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 2:Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.