Первые месяцы и годы - это тот период жизни, когда ребенок наиболее сильно чувствует привязанность к матери. Эта привязанность начинается с момента рождения, когда мать и ребенок составляют единство, хотя их уже двое. Ребенок, хотя он теперь уже живет не в утробе, всё еще полностью зависит от матери. «Я любим, потому что я - ребенок своей матери. Я любим, потому что я беспомощен. Я любим, потому что я прекрасен, чудесен. Я любим, потому что мать нуждается во мне. Это можно выразить в более общей форме: Я любим за то, что я есть.
Это переживание любимости матерью - пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым - материнская любовь безусловна. Мать любит новорожденного младенца, потому что это ее дитя, потому что с появлением этого ребенка решилось нечто важное, удовлетворились какие-то ожидания. Все, что от меня требуется, это быть - быть ее ребенком. Материнская любовь - это блаженство, это покой, её не нужно добиваться, её не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Её не только не нужно заслуживать - её ещё и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же её нет, это все равно как если бы всё прекрасное ушло из жизни - и я ничего не могу сделать, чтобы эту любовь создать.
Однако день за днём маленький человек становится всё более независимым: он учится ходить, говорить, самостоятельно открывать мир; связь с матерью несколько утрачивает свое жизненное значение и вместо неё всё более и более важной становится связь с отцом.
Темперамент, характер и нравственность создают ткань для любовного чувства (Ю. Б. Рюриков, 2002). Темперамент передается по наследству и включает в себя ряд характеристик:
|
1. Общая психическая активность включает двигательную активность: темп, ритм, скорость, интенсивность, пластичность, выносливость и другие (В. М. Русалов, 1985).
2. Эмоциональность человека - богатство и разнообразие аффектов и настроений человека: впечатлительность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, лабильность, доминирование одного из ведущих настроений радости, гнева, страха или печали (В.Д. Небылицын, 1985). В характеристиках эмоциональности отражаются, прежде всего, свойства психики, обобщенные под влиянием природных особенностей человека (факторы гармональной и телесной сферы, свойства нервной, лимбической системы и так далее). Эти свойства психики в обобщенной форме выражают отношение человека к себе, другим людям, предметному миру [цит. по 136].
У флегматика не бывает романтического полыхания страсти, такого как у холерика, зато его любовь длиннее и надежнее. Любовь меланхолика содержит тонкость полутонов. Любовь сангвиника яркая и жизнерадостная.
У интровертов сильнее психологические слои любви, у экстравертов — физические. У бивертов они уравновешенны. Но многое зависит от духовного уровня (Ю. Б. Рюриков, 2002).
Темперамент проявляется в сфере взаимоотношений родителя и ребенка, окрашивая различные поведенческие акты родителя, в том числе и проявление родительской любви, создавая тот или иной стиль взаимоотношений. Склад любовных чувств зависит от склада нравственности, от я-центризма, альтруизма или эгоаль-труизма человека (Ю. Б. Рюриков, 2002), [цит. по 136].
|
Экстраверсия коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и удовлетворенностью. Если экстраверсию условно поделить на компоненты — общительность и импульсивность, то можно прийти к выводу о том, что компонентом, определяющим счастье человека, является общительность. Люди, предрасположенные к экстраверсии, в течении жизни чаще вовлекаются
в благоприятные ситуации и события в сфере взаимоотношений (М. Аргайл, 2002), [цит. по 123].
Таким образом, родитель, обладающий данным качеством (экстраверсия), может более легко продемонстрировать свою любовь по отношению к ребенку, чем родитель, не обладающий данным качеством.
Объективность. Важным качеством для развития способности любить является объективность, как главное условие преодоления нарциссизма и развития способности видеть людей и вещи такими, какие они есть. Важно уметь отделять эту объективную картину от той, которая складывается под влиянием собственных страхов и желаний [174].
Вера в человека также способствует развитию родительской любви. Верить в другого, значит быть уверенным в его надежности и неизменности его главных установок, сути его личности и любви (Э.Фромм, 2002), [174].
Плодотворность личности во многих сферах жизни. Способность любить требует энергии, высокой жизнеспособности, которые могут возникать в результате плодотворной и активной ориентации личности во многих других сферах жизни. Если человек не является плодотворной личностью в других сферах, он не будет плодотворным в любви [174].
Таким образом, сводить целостное человеческое существо к абстракции тела, значит игнорировать в человеке то, чем он отличается от животного. Поведение животного полностью определяется инстинктами, поэтому в животном мире нет ни целомудрия, ни разврата. Явление любви принадлежит достижениям человека, так как его жизнь регулируется нормами морали. Человек - существо социальное, духовное. Тело — предпосылка человеческого бытия, а не само бытие. Тело является инструментом духа. Посредством тех или иных телесных проявлений человек реализует свою моральную и духовную сущность. Кроме того, каждый человек имеет присущие только ему индивидуальные психологические особенности.