Еще в начале 20 века на территории Османской империи насчитывалось более 2 миллионов армянских жителей, 2,5 тысячи армянских церквей, более тысячи школ, домов, монастырей и библиотек. После 1915 года, большинство из них были вырезаны, депортированы или под страхом смерти обращены в ислам, а из тысячи церквей, одну часть превратили в мечети, а другую - сравняли с землей. В данной статье речь пойдет о 8 древних, экономически и культурно развитых городах Западной Армении, которые ныне входят в состав современной Турции.
АДАНА
Адана расположена на реке Сейхан, в 50 км от берега Средиземного моря. Город входил в состав Киликийского царства и имел стратегическое значение, вел значительную торговлю с городами Малой Азии и Сирии. К началу 20 века, население провинции Адана составляло 490 000 человек, 41.8 % из которых были армянами и лишь 15.9 % турками. Ранее здесь располагался центр Аданской епархии Армянской Апостольской церкви. Но решением турецких властей были уничтожены армянские школы, дома, сады, церкви и истреблено армянское население. На сегодня Адана является крупным промышленным центром, где развита текстильная, химическая и пищевая промышленность.
АНИ
На востоке современной Турции, находится основанная более 1600 лет назад на берегу реки Ахурян древняя столица армянского Анийского царства, город-призрак Ани. На возвышенности, образованной ущельем реки Ахурян и долиной Бостанлар, располагался город на пересечении нескольких торговых путей треугольной возвышенности. Главными его торговыми партнёрами были Византийская и Персидская империи, арабы, а также народы Центральной Азии и сегодняшней России. В свое время Ани был одним из самых больших городов в мире, сейчас это город-призрак. После нашествия турок-сельджуков, разрушений и землетрясений, от города «1001 церкви» осталась лишь пустота и руины.
|
БИТЛИС/ БАГЕШ
Древнеармянский город Битлис, упоминается в истории под другим названием - Себеос и Багеш. Некоторые историки считают, что местоположение города с точки зрения торговли и военной стратегии, во все времена способствовало его росту и процветанию. По долине реки Битлис проходила одна из крупнейших дорог, связывающая портовый город Трапезунд и крупные города центральной Армении с Месопотамией. Город раз был захвачен арабами (7 в.), византийцами (9 в.), курдами (10 в.), сельджуками (12 в.), и турками-османами (16 в.). Напомним, что основное население города составляло 400 тысяч жителей, из них больше половины - армяне, которые до начала 19 века оставались самой многочисленной этнической группой. Те, кому удалось избежать гибели в период геноцида, нашли прибежище в Восточной Армении.
ВАН
Территория современного города Ван была центральной частью древнего царства Урарту(Араратское царство). Она входила в состав Великой Армении, царства Васпуракан, Византийской империи, государства сельджуков, Османской империи. Армяне веками составляли в нем большинство населения, пока их не выселили или истребили в период 1915-1923 годах. В то время, старый город Ван был полностью разрушен, а новый с таким же названием находится недалеко от старых руин, который населен сейчас турками и курдами. На сегодняшний день, в городе Ван сохранились архитектурные следы древних цивилизаций: крепость Ван, поместье царей Урарту 9 века до н. э., Урартские замки Кеф и Аянис, которым по 2,5 тыс. лет. Туристов привлекает сюда также озеро Ван. Еще одной особенностью в Ване являются кошки с разноцветными глазами.
|
ДИАРБЕКЫР
Во времена государства Митанни, город носил название Амид, позже в эпоху Арташесидов - Тигранакерт. Город пережил многочисленные нападения, его захватывали ассирийцы, персы, римляне,византийцы, арабы, сельджуки, османы и курды. В начале 20 века было вырезано более 50 % населения; армян, ассирийцев, греков и болгар. В настоящее время город полностью занят курдами. В начале 30-х годов, Амид переименовали в Диарбакыр (в честь курдского племени Бекир) и сегодня он неофициально считается столицей турецкого Курдистана. Есть большая вероятность того, что кроме курдов в городе до сих пор проживают крипто-армяне, которые во избежании смерти, приняли ислам.
КАРС
Согласно истории, город Карс был основан в 4 веке и имел важное значение в государственной и общественной жизни средневековой Армении, центром провинции Вананд в Араратской области и считался крупным центром ремесла, через который шли пути международной торговли. В начале 10 века город являлся какое-то время был столицей Армении, пока армянский царь Ашот III не перевел новую столицу в город Ани. Так, в 10-11 веках Карс стал столицей армянского Ванандского или Карсского царства, которым правила армянская царская династия Багратидов. На сегодняшний день от Карса осталась армянская церковь, построенная царем Абасом из династии Багратидов (9 в.), которая в 1978 году была превращена крепость и мечеть Кумбет.
|
МУШ
Муш расположен к западу от озера Ван, на северных склонах Армянского Тавра, у основания невысоких гор Кордук и Циранакатар. Через город течет река Меграгет. В окрестном пейзаже выделяется гора Немрут - одна из красивейших гор Армянского нагорья и Мушской долины. Считается, что название Муш происходит от армянского слова «Мшуш», что означает туман или мгла. Согласно армянской легенде, богиня Астхик часто спускалась по вечерам с горы Гргур, чтобы искупаться в реке. Она была очень красива и сельчане часто следили за ней, разводя костры на холмах, чтобы взглянуть на нее. Узнав об этом, Астхик напустила непроницаемую мглу, чтобы скрыть свою наготу во время купания. С тех пор город и весь район покрыт густым туманом. Так подобное явление стали называть Мшуш, что со временем преобразовалась в Муш. Сейчас, помимо горы Немрут, город больше не обладает особыми достопримечательностями.
ЭРЗРУМ/КАРИН
Особенность древнего города Карин - его расположение на высокой равнине с древней крепостью, замком и башнями. С древних времен Карин славился на весь восток, как центр армянского ковроделия. При основании древнеармянского города, Карин имел множество названий: Феодосиополь (при правлении византийского царя Феодосия II), Ардзн-Рум (при захвате персов и арабов, 6 в.), и Эрзурум (с нашествием турков и монголов, 12 в.). Испанский историк, путешествуя по Самарканду, имя которого уже давно позабыли, написал в одной из своих работ, что в Карине его покорили необыкновенные церкви, которые принадлежали армянским христианам. В нынешнее время от армянского города остались руины, а в 1915-1923 годах все, что от церквей осталось османы разрушили, либо превратили в мечеть.