Кузьмина Н.К., воспитатель, МБДОУ «Звездочка» г. Абакан




Развитие творческой активности дошкольников с ТНР средствами дизайна.

Орешкова А.С. воспитатель, МБДОУ «Звездочка» г. Абакан

Кузьмина Н.К., воспитатель, МБДОУ «Звездочка» г. Абакан

 

Мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Дети посещают нашу группу с логопедическими заключениями: Общее недоразвитие речи 1, 2, 3-его уровней. Большинство детей имеют легкую и среднюю степень дизартрии.

Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения, а также общемоторная сфера. У детей с ТНР общемоторная сфера характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями.

В работе с детьми с речевыми нарушениями развитие творческих способностей - обходной путь для формирования адаптивных способностей, т.к. творчество позволяет активизировать познавательную, эмоциональную и поведенческую составляющие личностного развития дошкольника. Развитие творческой активности у детей с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменениям всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности можно реализовать посредством дизайна.

В условиях динамично изменяющейся современной культуры роль детского дизайна в воспитании подрастающего поколения возрастает, приобретая все более разнообразные формы. На современном этапе важно добиться гармоничного сосуществования эстетики и функциональности дизайн - деятельности дошкольников. Необходимо понять, что важен замысел детского творчества, а не столько его схожесть с образцом воспитателя. Возникает необходимость сделать акцент на развитии креативности, формировании эстетического вкуса, и разрушить эти самые эстетические традиции современных детских садов.

Деятельность так называемого «детского экспериментирования» или использование нетрадиционных способов изодеятельности и «детского проектирования» («детского дизайна»), являясь, по сути, формой поисковой (ориентировочной) деятельности, не тождественны. Если детское экспериментирование имеет общий поисково-ориентировочный характер и проявляется универсально, то деятельность проектирования решает конкретную задачу дизайн - программы ребёнка с конкретным её результатом.
В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:
• Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);
• Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);
• Предметы для познавательно - экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).
• Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).
• Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);
• Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);
• Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);
• Украшения для помещения;
• Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;
• Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).
Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.
Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн – деятельности.
Мы поняли, что для реализации замыслов необходима длительная предварительная работа. Так родилась исходная цель дальнейшей деятельности.

Цель: создание условий для раскрытия творческого потенциала дошкольников и развития их дизайнерской деятельности.

Задачи поставлены исходя из условий развития детского дизайна как одного из видов творческой деятельности.

Условия Задачи
1. Воображение и восприятие – основные психические процессы, влияющие на развитие творческой деятельности. Развивать воображение и восприятие.
2. Эстетически грамотная среда. Организовать развивающую предметно-пространственную эстетически оформленную среду
3. Детская заинтересованность и способность заниматься дизайн - деятельностью. Формировать познавательный интерес через включение детей в разные виды деятельности.
4. Оформление и использование детских работ в быту, играх, интерьере. Знакомить с элементами детского дизайна, способствовать развитию умения создавать коллективные и индивидуальные продукты детского дизайна на основе приёма сотворчества.
5. Родители – помощники в становлении творческой личности ребёнка. Формировать партнёрские взаимоотношения с родителями и вовлекать их в совместную творческую деятельность.
6. Раннее начало. Максимально использовать возможности сензитивного периода.
7. Творческая личность педагога. Повышение профессионального мастерства и развитие творческого потенциала педагога (акмеологическая компетентность).

 

Работа, проводимая нами по формированию творческих способностей детей средствами детского дизайна, строилась в трех направлениях: с детьми и родителями.

Для успешной работы с детьми в группе были созданы благоприятные условия для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах творческой деятельности.

В уголке изобразительного творчества сосредоточен весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый материал. Наполнение уголка велась вместе с детьми. Некоторые материалы были размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи: развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.

Нами была разработана кружковая работа, в дальнейшем преобразованная в программу «Маленький дизайнер» для детей от 5 до 7 лет, целью, которой является развитие творческих способностей детей средствами художественно – конструктивного дизайна.

Программа рассчитана на три этапа обучения.

1-й этап – аппликативно – графический (для детей 5–6 лет)

На этом этапе, дети создавали свои произведения на плоскости (рисунки, мозаики, фризы, панно, силуэты и т.д.) В процессе обучения они знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и нетрадиционными технологиями изображения (тычкование, монотипия, диотипия, пластилинография, кляксография, набрызг, рисование штампами, трафаретами и др.)

Сочетание традиционных и нетрадиционных художественных материалов, таких как: песок, манная крупа, цветная пряжа, макароны, сосновые иголки, яичная скорлупа, акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры – блопены, масляные и флуоресцентные карандаши удовлетворяют любопытство детей, помогают им преодолевать такие качества, как «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым», вызывают положительные эмоции.

Все эти нетрадиционные техники помогают детям развивать цветовосприятие, мелкую моторику кисти руки, тактильные ощущения, творческое воображение, умение создавать необычные образы.

2-й этап – объёмный дизайн (для детей 6-7 лет).

Включает изготовление игрушек – сувениров, детской бижутерии, бумажную пластику, украшение одежды, создание образцов убранства помещений.

Одно из любимейших занятий детей – экопластика. Это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняет её исходные признаки. Дети создают забавные игрушки, картины и портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок, букеты в медицинских пробирках.

Очень увлекает детей салфеточная техника – декупаж. С её помощью небольшой лоскуток ткани может превратиться в красивый платочек или салфетку. Для изготовления используются трёхслойные или двухслойные салфетки. Вырезая по контуру рисунок и снимая верхний слой, изображение наклеивается на ткань, покрывается лаком, при высыхании проглаживается утюгом. Такая техника создаёт эффект росписи, ей можно декорировать одежду, обувь, аксессуары.

Также нравится детям изготовление картин из солёного теста. Из него можно создавать как объёмные, так и плоскостные картины. Тесто можно заменить более прочным, цветным пластичным материалом «Пластика», который долго сохраняет свою стойкость.

На этом этапе у детей развивается умение более эмоционально откликаться на красоту природы, видеть необычное в одежде, интерьере помещений, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность.

3-й этап – пространственный дизайн (для детей 6 – 7 лет).

Включает аранжировки кукольного и игрового интерьера, декораций кукольных спектаклей, оформление группы к празднику при помощи бумагопластики, техники оригами, декорирования верёвками, шнурами и др. Дети в 5 – 7 лет могут представить, к примеру, свою композицию декоративного оформления группы к празднику. Например: после ознакомления детей с темой и поэтапным характером работы педагог предлагает им придумать нарядное убранство группы к празднику. Педагог готовит листы бумаги для рисунков – эскизов оформления, соответствующих формату окон, дверей, шкафов и стены. Удачные рисунки-проекты оформления отбирает педагог, привлекая к этому и детей. В процессе работы дети используют бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, то есть учатся творить.

Хочется отметить, что на всех трёх этапах дети с удовольствием любят мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Параллельно велась работа по стимулированию сотворчества детей и родителей в дизайн – деятельности в рамках творческой мастерской «Создаём красоту». В задачи, которой входит знакомство с разнообразным материалом, который используют в своей работе настоящие художники – дизайнеры, обучение некоторым элементам декора, знакомство с различными техниками выполнения декоративных композиций. Также проводились индивидуальные и групповые консультации по изготовлению поделок к конкурсам, выставкам. Совместно с родителями был оформлен уголок творческого развития в группе.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное, и, перевоплощаясь в маленьких дизайнеров, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Для педагога, так и для ребёнка не важно – ровный получился шарик из пластилина или не очень, симметричный узор на ковре или не совсем. Это дело времени. Важно – какие эмоции получил ребёнок в процессе деятельности, какие усилия приложил для этого, каким мотивом руководствовался. И самое главное – будет ли это творчество сопровождением всех сфер его жизни. Это и есть качественный результат – не цифра и диаграмма, а счастливый человек!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: