Обеспечение военной безопасности.




РЕФЕРАТ

Тема: «Военная безопасность России -составляющая часть проблемы социальной безопасности страны»

Дисциплина «Демографическая безопасность »

(в формате дистанционного обучения)

 

 

Коровин Е. В.

Специальность 44.03.01

«Безопасность жизнедеятельности»

Группа БЖ-1801z

 

 

Екатеринбург

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

1. Сущность военной безопасности и ее основныефункции……………....…5

2. Обеспечение военной безопасности………………………………..……....10

Вывод....................................................................................................................12

Список литературы……………………………………………………………..13

Введение

Человечество за всю свою длительную по человеческим меркам историю не смогло выстроить гармоничного, счастливого общества и на каждом витке своей эволюции оставляло кровавый след (Крестовые походы, страшные войныXX вв. и т.д.).

В XXI веке общество вступило в свою информационную стадию развития, далеко продвинувшись вперед в области разработки информационно-коммуникативных технологий и иных научных направлений, которые сделали жизнь современных людей более комфортной, мобильной, интенсивной и по ряду параметров интересней, но человечеству так и не удалось избавиться от «родового пятна» своей исторической эволюции, и вновь мы наблюдаем, как льется кровь невинных людей, погибают дети, сталкиваются с оружием в руках народы, разрываются исторические связи, накапливается ненависть и злость.Словно раковая опухоль разрастается болезнь XXI века - терроризм, угрожающий безопасности не конкретного государства, народа, а всему человечеству. «Громкими шагами заявляет о себе грядущее всеобщее «общество риска» и, если вовремя не остановить разрушительные усилия отдельных стран, народов, этносов, групп, индивидов, человеческая цивилизация может оказаться у порога завершения своего исторического существования». [1]

В данном контексте высокую актуальность приобретает проблема социальной безопасности общества в контексте такой ее важнейшей составляющей, как военно-политическая безопасность. Социальная безопасность», как фундаментальная интегрирующая категория, с помощью которой следует изучать проблемы безопасности личности, общества и государства, представляет собой способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономическая, политическая, демографическая, информационная, культурная и т.д.; элементов: социальные группы, организации, институты, отдельные индивиды) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества. [2]

Таким образом, опасность как способ существования социальной системы, исходя из логики представленного определения социальной безопасности, становится основанием для разрушения целостности, устойчивости и жизнеспособности общества. Интегральность категории социальной безопасности предполагает учет всего многообразия видов безопасности и угроз, формирующихся в различных сферах общественной жизни и подрывающих основы стабильного и безопасного функционирования общества.[3]

 

 


 

1. Сущность военной безопасности и ее основныефункции. [4]

Безопасность буквально понимается как отсутствие опасности иугроз. Применительно к обществу и государству - это, по сути,благоприятные, то есть мирные внешние и внутренние условия ихразвития. Безопасность может быть представлена как такое состояниемеждународных отношений и положение государства в их системе,которое позволяет ему адекватно отвечать на возникающие опасности иугрозы.

Такимобразом,пониманиесущности«безопасности»предполагает учет и анализ ее противоположности - «опасности».

Основная цель политики обеспечения безопасности:не допустить использование в решении международных проблемядерного оружия и других средств массового уничтожения;сделать жизнь людей более безопасной иблагоприятной;нейтрализовать,пресечьопасностииугрозыинтересамиценностям личности, общества, государства и мирового сообщества.

Социальная, общественная безопасность, в широком смысле,достаточносложное,многоструктурноеобразование,классифицирующееся по многим основаниям.По территориальным масштабам и объектам в структуре всеобщейбезопасностивыделяютследующиееевиды:международная,региональная и национальная.

Международнаябезопасностьпредставляетсобойтакоесостояниемеждународныхотношений,прикоторомобеспеченыблагоприятные мирные условия прогрессивного развития всех странмирового сообщества.

Региональнаябезопасностьрегиона, охватывающего группу стран, при котором обеспечивается ихстабильностьипрогрессивноепротиводействие угрозам.

Национальная безопасность представляет собой такое положениенации (государства) в системемеждународных отношений, котороепозволяет ему благодаря особенностям и уровню всестороннеговнутреннего развития обеспечить гарантированные благоприятныеусловия для развития личности, общества, государства испособностьреализовать свои национальные интересы на мировой арене.

Все эти виды безопасности тесно взаимосвязаны между собой.Обусловлено это тем, что в современных условиях невозможно какому-либо государству обеспечить свою собственную безопасность, если небудет достигнута безопасность всех.

Углубленное исследование сущности безопасности предполагаетвыделение ее основных видов (слагаемых). Кчислу таковых относятся:политическая,экономическая,социальная,информационная,экологическая, военная и другие. Все они составляют единую системуобеспечениябезопасностистран,регионовимеждународногосообщества в целом.

Особое место среди них принадлежит военной безопасности.Военнаябезопасностьпредставляетсобойтакоесостояниемежгосударственной и внутригосударственной военно-политическойобстановки,котораяпозволяетнейтрализовать,пресечьпопыткидеструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересамличности, обществу, государству, мировому сообществу, обеспечитьсуверенитет страны, ее стабильное и поступательное развитие.

Военная безопасность, понимаемая в широком смысле, такжепредставляет собой сложную систему исостоит из несколькихразновидностей.Международная военная безопасность - определенное состояниеотношений между государствами и народами, при котором их интересамне угрожают внешние военные опасности и угрозы, обеспечиваетсямирный и стабильный прогресс человечества, возможность народовсамостоятельновыбиратьпутьсвоегоразвития,своевременнаянейтрализация и прекращение военных конфликтов и локальных войн.

К основополагающим принципам международной военнойбезопасности, одобренными ООН, относятся:отказ от диктата, насилия в отношениях между государствами инародами;равенствоправиуважениеинтересовбезопасностивсехгосударств; не нанесение ущерба безопасности других стран;формирование отношений междугосударствами на основе балансаинтересов, сотрудничества и доверия;сбалансированное сокращение военных сил ивооружений, преждевсего, оружия массового уничтожения, при согласованном контроле надразоружением.

Основныминаправлениямиполитикипообеспечениюмеждународной военной безопасности являютсяследующие.

Во-первых,ограничениенасилиясовместнымидействиямимеждународных, региональных и национальныхсистем безопасности.

Во-вторых,созданиеипостоянноесовершенствованиемеханизмов международной коллективной безопасности, центральнымзвеном которой является Совет Безопасности ООН.

В-третьих,воплощениесогласованныхнормипринциповглобальной безопасности в договорных обязательствах государств исозданиеэффективныхсистемконтролязаихпунктуальнымвыполнением.

В-четвертых, ориентация мирового сообщества, региональных инациональных субъектов политики на приоритетное использование всегоарсенала политических, невоенных средств и методов защиты отвоенных опасностей и угроз (переговоров, соглашений, компромиссов,обращений в Международный суд, экономической блокады, разрывадипломатических отношений и др.).

Выяснениесущностивоеннойбезопасностипредполагаетопределение ее структуры. В соответствии с таким критерием какосновные субъекты обеспечения военной безопасности структурно онаможет бытьпредставлена тремя взаимосвязанными уровнями.

Первый- общественный.Наэтомуровнеформируютсяобщественныеотношения,общественноемнение,втомчисле,относительнонеобходимостиобеспечениявоеннойбезопасности.

Второй уровень - государственный. На нем происходит определениецелей и задач государственной военной политики, разрабатываютсяконцептуальные основы обеспечения военной безопасности, создаютсягосударственныеструктуры для решения этих задач и организовывается ихфункционирование.

Третий уровень - военный. На этом уровне происходит практическоерешение проблем обеспечения военнойбезопасности, выполнение военнойорганизацией конкретных военно-политических, учебно-боевых, а принеобходимости, и боевых задач.

Военная безопасность государства в отличие от иных видовбезопасности обладает специфическимиособенностями. Они определяютсяее характерными чертами и функциями.

К числу основных черт военной безопасности относятся:

- Военная безопасность связана с необходимостью реагированияна особый вид опасностей и угроз - военных.

- Военная безопасность определяется состоянием защищенностистраны от реальных и возможных военных опасностей и угроз.

- Военная безопасность прямо детерминирована способностьюобщества и государства устранить возникающие военные опасности и угрозы.

Основнымифункциямисистемывоеннойбезопасностигосударства являются следующие.

- Стимулирование активности всех социальных и политическихсил, интеграция их усилий по защите всеми средствами, в том числе ивоенными, национальных, региональных и глобальных интересов страны отпопыток враждебных сил нанести им ущерб военными средствами.

- Разработка и принятие мер по предотвращению и нейтрализациипотенциальныхиреальныхвоенныхугроздлядемократического,прогрессивного развития страны.

- СозданиеиподготовкаВооруженныхсил,способныхпротивостоять существующим и возможным опасностям иугрозам,определение правовых основ, принципов и способов использования этих силдля обеспечения национальной безопасности.

- Руководство и управление действиями силовых структур повооружённойзащитеинтересовличности,обществаисистемыгосударственной власти, территориальной целостности и национальнойнезависимости государства отвнешних и внутренних военных опасностей иугроз, противодействие вооруженным деструктивным акциямполитическихи криминальных групп.

- Обеспечение гарантий социально-политической стабильностиобщества, поддержание правопорядка и законности,гражданского мира встране.

- Совершенствование государственного сотрудничества в военнойобласти в целях создания эффективной системы коллективной обороны ипредставительства интересов государства на региональном и глобальномуровнях.

- Своевременноевыявлениевоенныхопасностейиугроз,прогнозирование их эволюции и возможных последствий для страны вближайшее время и отдалённом будущем, корректировка на основепрогностических данных содержаниявоенной политики; создание условийдля предотвращения или безболезненной для общества нейтрализациивозможных опасностей и угроз.

Функции военной безопасности не представляют собой нечтонеизменное. Они прямо определяютсяхарактером военно-политическойобстановки и зависят от появления новых проблем, требующих решениявоенными средствами.

Анализ системы военной безопасности позволяет сделать некоторыевыводы.

Во-первых,военнаябезопасностьявляетсясоставнойчастьюнациональной безопасности, которая осуществляется различными средствами(политическими, дипломатическими, административными, экономическими,духовно-идеологическими, информационными и другими), используемыми вкомплексе. Особую значимость военные средстваприобретают тогда, когдавсе иные не привели к ожидаемому результату.

Во-вторых, международная, региональная и военная безопасностьконкретного государства тесно взаимосвязаны друг с другом.

Обеспечение военной безопасности.

Ключевым инструментом обеспечения военной безопасности выступают военные ресурсы, военная сила, даже с учетом необязательности применениях этих ресурсов. Само наличие военных ресурсов, военной силы составляет уровень военной безопасности государства, но, с другой стороны, это можно расценивать и как уровень военной опасности общества, которое для обеспечения своей безопасности вынуждено наращивать военную мощь, хотя могло бы направлять ресурсы, выделяемые на развитие военной сферы, на развитие социальной сферы.

В мире, не научившемся выживать и развиваться в формате мирных отношений как базовой идеологии, не предполагающей скрытое или открытое наращивание военных ресурсов, гарантом военнополитической стабильности и безопасности выступает система военно-политических союзов, организаций, играющих роль политического сдерживания или регулирования военно-политических конфликтов, но события последних десятилетий, в том числе и украинские, демонстрируют кризис такой системы обеспечения военно-политической безопасности мирового сообщества, поскольку нарушаются основные принципы, некогда заложенные по окончании Второй мировой войны в систему обеспечения международной безопасности.

Системность этих нарушений и некритическое восприятие такой ситуации со стороны определяющей фон международных отношений коалиции государств становится основанием для актуализации проблемы военной безопасности во всех странах и, соответственно, поводом для наращивания военной силы, что само по себе следует расценивать как угрозу социальной безопасности как безопасности функционирования социальной системы, как на глобальном, т.е. цивилизационном уровне, так и локальном, региональном, когда речь идет об отдельных государствах и обществах, чьи национальные интересы подвергаются, прежде всего, внешним угрозам, хотя внутренние военнополитические риски порой могут стать более угрожающими для стабильности общества, обрекающего себя на самоуничтожение в результате применения военных ресурсов против своих же сограждан. Гражданская война на долгие и долгие века сохраняется в исторической памяти народа и не может быть оправдана никакими благими целями и идеями. В этой связи доминантной целью военно-политической безопасности, которая структурно подразделяется на внешнюю и внутреннюю, должно выступать недопущение появления и развития внутренних военных конфликтов.


 

Вывод

Итак, в завершение подчеркнем, что задача обеспечения безопасности становится ключевой во многих программных проектах развития государств, мирового сообщества, но очевидно, что для ее реализации необходима идеология безопасности, функциональное предназначение которой, по мнению ЮТ. Волкова, как раз и состоит в выведении на операциональный уровень политики безопасности, нахождении точек соприкосновения здравого смысла и сферы высшей политики. [5] Под безопасностью при этом понимается «качественное состояние общества, связанное с сохранением структур социального воспроизводства, социального порядка и нейтрализации дезинтегристских эффектов, связанных с хабитуализацией опасностей в массовом сознании и снижении критических пределов безопасности в деятельности государства». [6] И в этом определении заложены важнейшие аспекты идеологии безопасности, на уровне которой осознается важность общественной рефлексии опасностей и угроз, их восприятия индивидами, социальными группами и деятельностной составляющей, без которой безопасное общественное воспроизводство немыслимо.

Идеология безопасности должна стать ориентиром для всего мирового сообщества, чтобы выйти на иной уровень социокультурного развития, преодолев кризисные явления чувственной культурной системы, с который П.А. Сорокин связывал кризис европейского общества [7], распространение идеологии и практики насилия, жестокости, торжества потребления над созиданием, бездушия над духовностью, обосновывая необходимость перехода к идеациональной или идеалистической культурной суперсистеме как цивилизационной перспективе человечества на пути к качественному обновлению и выходу из глубочайшего духовного кризиса, который, как становится очевидным, поразил и российское общество. [8]


 

Список литературы:

1. Самыгин С.И. Глобальные вызовы современности и безопасность цивилизации третьего тысячелетия / СИ. Самыгин, А. В. Верещагина. European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 6. Том 2. URL: https://mii-info.ru/data/documents/EZhSN-2014-6-2.pdf С. 60-66.

2. Самьгин С.И. Семья и социальная безопасность России / С. И. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 2. С. 116.

3. Безопасность в системе социальной безопасности россии: социологический ракурс теоретической рефлексии А. В. Верещагина, С. И. Самыгин.

4. Военная политология: учебное пособие. МО РФ, ГУВР ВС РФ; под общ. ред. Н. И. Резника; (отв. ред. М. Ю. Зеленков) - М.: Красная звезда, 2006 - 112 с.

5. Волков ЮТ. Идеология безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2011. № 1. URL: https://www.-online-science.ru/m/products/philosophy_sciense/-gid57/pg0/

6. Там же.

7. Сорокин ПЛ. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. С. 786.

8. Самыгин СМ. Духовная безопасность России

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: