Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей




 

Наименование С какой целью используетсяэта форма Формы проведения общения
Информацион­но-аналитиче­ские Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их пе­дагогической грамотности Проведение социологи­ческих срезов, опро­сов, «Почтовый ящик»
Досуговые Установление эмоцио­нального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психоло­гическими особенностями детей дошкольного возра­ста. Формирование у роди­телей практических навы­ков воспитания детей Семинары-практику­мы, педагогический брифинг, педагогиче­ская гостиная, прове­дение собраний, кон­сультаций в нетради­ционной форме, устные педагогические журналы, игры с пе­дагогическим содержа­нием, педагогическая библиотека для роди­телей
Наглядно-ин­формационные: информацион­но-ознакоми­тельные; ин­формационно-просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного уч­реждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родите­лей знаний о воспитании и развитии детей Информационные про­спекты для родителей, организация дней (не­дель) открытых две­рей, открытых про­смотров занятий и дру­гих видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-биб­лиотек

Рассмотрим каждую из предложенных групп подробнее.

Основной задачей информационно-аналитических форм организа­ции общения с родителями являются сбор, обработка и использо­вание данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на ана­литической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошколь­ного учреждения, повышение эффективности воспитательно-обра­зовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и деть­ми. К данной группе форм мы отнесли проведение педагогами до­школьных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Мас­леница», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагоги­ческого процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной ат­мосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предо­ставлять педагогическую информацию.

Родители на праздниках могут читать стихотворения, петь пес­ни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интерес­ные истории, например о птицах (как на празднике птиц в одном из дошкольных учреждений), а потом вместе с детьми строить скво­речники. В этом же дошкольном учреждении мамы и папы имели возможность проявить свои знания, эрудицию, смекалку в игре «Устами младенца». Эффективная форма общения, помогающая на­лаживанию доброжелательных неформальных отношений, — орга­низация педагогами разнообразных конкурсов. Досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содер­жанию мероприятия. Установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью общения.

Познавательные формы организации общения педагогов с семь­ей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Дан­ные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и роди­телей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные. Например, это может быть проведение родительских собраний по мотивам известных телевизионных игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и других. Нефор­мальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнооб­разных методов активизации родителей.

Практическими работниками применяется Устный педагогиче­ский журнал, созданный и апробированный практиками Санкт-Петербурга. Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каж­дая занимает от 5 до 10 мин, таким образом, общая продолжи­тельность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность имеет немаловажное значение, поскольку час­то родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке вре­мени, по нашему мнению, должен представлять значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактиче­скими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, вы­ставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагает­ся литература для ознакомления с проблемой, практические зада­ния, вопросы для обсуждения. Примерные темы Устных журналов, предлагаемые педагогами: «У порога школы», «Этика семейных отношений», «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие. Важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отве­чали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.

Ряд дошкольных учреждений практикует организацию клубов для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осо­знание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а ро­дителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсужде­ния обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин­формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов. Так, на собраниях клуба «Посиделки» од­ного из ДОУ Москвы по запросам родителей обсуждаются такие темы, как «Колыбельные для малышей», «Лечим простуду», про­водятся встречи с психологом, педиатром, астрологом.

Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а зна­чит, способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивают рефлексию. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.

Наглядно-информационные формы организации общения педаго­гов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условия­ми, содержанием и методами воспитания детей в условиях до­школьного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Отношение педагогов к традиционным методам наглядной про­паганды неоднозначно. Ряд воспитателей убеждены, что наглядные формы общения с родителями неэффективны в современных усло­виях. Они объясняют это тем, что родители не интересуются мате­риалами, размещенными на стендах, папках-передвижках. А педа­гоги часто стремятся подменить непосредственное общение с роди­телями информационными объявлениями, статьями из газет и журналов. По мнению других воспитателей, наглядные формы об­щения способны выполнять задачи ознакомления родителей с ме­тодами и приемами воспитания, оказывать им помощь в решении возникающих проблем. При этом педагогу необходимо выступать в качестве квалифицированного советника, который может подска­зать нужный материал, обсудить вместе с родителями возникшую трудность.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две под­группы. Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспита­нием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошколь­ного учреждения. Задачи другой группы — информационно-просвети­тельской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выде­лены нами в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познава­тельными формами.

Рассмотрим группу информационно-ознакомительных форм. В настоящее время широкое распространение приобретают «Дни открытых дверей». Данная форма сотрудничества использовалась и ранее. Однако сегодня можно говорить о данной форме обще­ния педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с из­менением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при усло­вии, что оно является открытой системой. «Дни открытых две­рей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педа­гогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют воз­можность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, по­общаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в иг­рах, занятиях и т.д.

Возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, способствует пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания. «Погружение» в жизнь дошкольного учрежде­ния способно в большей степени продемонстрировать родителям особенности воспитания и обучения детей в детском саду. Длитель­ное наблюдение ребенка в новой обстановке позволяет родителям иначе взглянуть на него и на воспитание в домашних условиях.

Основные блоки по работе с родителями

 

Блоки Основные задачи Формы
Педагогическое просвещение родителей Повышение педа­гогической грамот­ности родителей Лекции, семинары, прак­тические занятия, откры­тые занятия, конферен­ции, работа творческих групп по интересам, педа­гогические советы, роди­тельские собрания, кон­сультации и др.
Включение ро­дителей в дея­тельность ДОУ Создание условий для включения роди­телей в планирова­ние, организацию и контроль за дея­тельностью дошколь­ного учреждения Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, работа круж­ков, совместные меро­приятия и др.

Для реализации содержания этой работы в дошкольном уч­реждении используются коллективные и индивидуальные формы деятельности. Целесообразно сочетание коллективных и индивидуальных форм взаимодействия: беседу, задушевный разговор, консультации-размышления, выполнение индиви­дуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку и т.п. Эти формы могут стать эффективными толь­ко в том случае, если удалось найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровен­ность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыс­лями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка,

 

найти оптимальные способы решения проблем воспитания кон­кретной личности в дошкольном учреждении и дома. Психо­логическим условием такого успешного межличностного вза­имодействия является внимательность, проникновенность, не­торопливость.

Анализ практики работы педагогов и руководителей до­школьных учреждений выявил 2 вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия педагогов и родителей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: