Позитивные и негативные стороны рынка. Рынок и государство




 

Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что рыночный механизм наилучшим образом обеспечивает удовлетворение спроса. Он ориентирует производителей на создание необходимых обществу товаров, так как итоги деятельности компаний зависят от того, насколько произведенная продукция по своим потребительским свойствам и цене соответствует платежеспособному спросу. Фирмы, неправильно оценившие спрос, несут большие экономические потери.

Чтобы добиться успеха в условиях рыночной экономики, производители вынуждены обновлять ассортимент продукции, повышать ее качество, искать пути снижения издержек производства. Деятельность фирм, направленная на решение этих задач, стимулирует внедрение достижений НТП в производство.

Принуждая производителей выпускать пользующиеся спросом товары с наименьшими издержками, стихийно действующий рыночный механизм обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов общества.

Но процесс саморегуляции рыночной экономики наряду с позитивными имеет и негативные последствия. Рыночный механизм далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает основные экономические проблемы общества. Так, рынок:

1) не обеспечивает производство товаров коллективного пользования, получивших название общественных благ (оборона, охрана общественного порядка, государственные заповедники и др.);

2) не способен учесть все выгоды, связанные с производством и потреблением вещественных блат и услуг, которые могут приносить пользу не только индивидуальным потребителям, но и обществу в целом. Речь идет об услугах народного образования и здравоохранения, а также благах, создаваемых наукой и культурой. В цене на эти блага не отражается тот положительный внешний эффект, который присваивает общество. Поэтому точки зрения общественных интересов рынок производит данных благ недостаточно. В некоторых случаях качество этих товаров может не соответствовать потребностям прогрессивного развития общества. Например рынок музыкальной продукции заполнен миллионами дисков популярных групп, не отражающими даже сред него уровня развития поп-музыки. Не лучше обстоит ситуация на книжном рынке и рынке кинофильмов. Здесь также преобладает продукция однообразного характера, соответствующая массовым вкусам;

3) не создает рациональных подходов к природопользованию, охране окружающей среды. Ориентированное на получение наибольшей прибыли производство привело к экологическому кризису, поставило современное общество на грань выживания;

4) не может решить социальные проблемы, связанные с неравенством доходов различных групп общества. Он признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Рыночное распределение приносит высокие доходы лишь тем, кто преуспел в конкуренции;

5) проявляет полнейшее безразличие к нетрудоспособному населению, если у него нет в собственности земли или капитала;

6) не обеспечивает полной занятости населения, стабильного уровня цен, не предотвращает экономические кризисы;

7) не в состоянии осуществить в экономике серьезные структурные изменения, ориентированные на перспективу.

Все это делает необходимым вмешательство в экономику со стороны государства. В странах с развитой рыночной экономикой органы государственного управления пытаются предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Чтобы поддержать конкурентное состояние рынка, государство устанавливает «правила игры», разрабатывая законодательство, регулирующее отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Ему также приходится перераспределять ресурсы в те отрасли и сферы, развитие которых не обеспечивает рыночный механизм. Государство может взять на себя их субсидирование или в отдельных случаях — полное финансирование. Для предотвращения социальной напряженности, уменьшения неравенства в доходах различных групп населения оно осуществляет перераспределение доходов.

Государственное регулирование экономики может осуществляться различными методами: правовыми, административными, экономическими.

Правовое регулирование экономики состоит в разработке юридических законов, направленных на защиту прав собственников, предпринимателей, работников, потребителей и установление правовых норм функционирования рыночной инфраструктуры.

Административные средства воздействия на экономику основаны на системе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Наиболее широко они используются для контроля за деятельностью монополизированных структур и в борьбе с «теневой» экономикой.

Основными в рыночной экономике являются экономические методы регулирования. Они могут осуществляться как путем прямого вмешательства в экономику (разработка национальных или региональных программ экономического развития, государственные закупки), так и использованием различных инструментов косвенного воздействия (через бюджетно-налоговую, денежно-кредитную, валютную и таможенную политику).

Наряду с регулированием экономики государство выступает в роли самостоятельного субъекта хозяйствования. Как правило, ему принадлежат предприятия, создание которых требует огромных затрат или деятельность которых не обеспечивает высокой прибыли частному капиталу.

Проблема сочетания рыночного механизма с государственным регулированием является одной из сложнейших в экономической теории. Решить ее представители различных школ и направлений экономической мысли пытаются по-разному.

А. Смит — родоначальник классической политэкономии — выдвинул положение о «невидимой руке рынка», которая, по его мнению, приводит экономику в наиболее благоприятное состояние. «Невидимой рукой рынка» он считал рыночный механизм, основными элементами которого являются спрос, предложение и цена. На аналогичных позициях сегодня стоят неоклассики. В современных условиях трудно отрицать необходимость государственного вмешательства в экономику, однако представители данного направления считают, что оно должно быть минимальным.

Сторонники марксистского учения попытались на практике реализовать теоретическое положение К. Маркса о замене рыночных отношений «прозрачными» экономическими отношениями, основанными на централизованном управлении из единого народно-хозяйственного центра. Данная экономическая политика привела к огосударствлению экономики, оказалась неспособной обеспечить удовлетворение потребностей населения и высокую эффективность производства.

Представители кейнсианского направления поддерживают созданную Дж. Кейнсом концепцию эффективного государственного вмешательства в экономику с помощью инструментов косвенного регулирования.

Правительство любой страны строит свою экономическую политику на определенном сочетании рыночных и государственных рычагов регулирования экономики. Данное сочетание зависит от конкретных экономических условий. На него влияют национальные особенности и политические силы общества.

Так, в американской модели организации хозяйства приоритетная роль отводится рыночному механизму. Удельный вес государственного сектора в общем объеме производства в США гораздо меньше, чем в большинстве западноевропейских стран. Данная модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности. Для нее характерен высокий уровень социальной дифференциации населения. Социальным группам с низким уровнем доходов обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет различных пособий и льгот. Американская модель — это либерально-рыночная капиталистическая модель смешанной экономики.

Шведская модель регулируемой рыночной экономики отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства. Государство в Швеции перераспределяет около 70% ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Такая модель, в которой производство осуществляется частными предприятиями на конкурентной рыночной основе, а обеспечение высокого уровня жизни возложено на государство, получила название функциональной социализированной экономики.

Японская модель — это регулируемый корпоративный капитализм. Здесь благоприятные условия для накопления капитала сочетаются с активной деятельностью государства в области программирования экономического развития и экспансионистской внешней торговли. Для этой модели характерно отставание уровня жизни от роста производительности труда.

Германская модель — социально ориентированное рыночное хозяйство. Оно отличается активной хозяйственной деятельностью государства, направленной в первую очередь на решение социальных проблем. Важную роль в смягчении отрицательных последствий функционирования рыночного механизма играют банки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: