Вопрос 2. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ РАЗВИТИЕ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ




Основные (базовые) показатели (показатели первого порядка):

а) показатели и характеристики, определяющие структуру рынка, условия и возможности его функционирования:

1) показатели и характеристики продуктовой структуры рынка:

- перечень товаров, отдельных товарных групп, в т.ч. по продукции для жизнеобеспечения населения, отрасли, сырью, топливу, взаимозаменяемой и взаимосвязанной (технологией, сбытом) продукции и др., рынки которых рассматриваются как самостоятельные товарные рынки;

- группа товаров «рыночной новизны»;

- группа товаров, лидирующих на рынке;

- группа товаров, используемых в больших количествах для государственных нужд;

- группа товаров предприятий-монополистов;

- группа видов продукции, производство которой пользуется государственной поддержкой;

- группа видов продукции с высокой конкурентоспособностью;

- товарная номенклатура продукции, завозимой из-за рубежа и вывозимой за рубеж в больших количествах в привязке к конкретным странам (дальнее и ближнее зарубежье, страны Центральной и Восточной Европы, страны Европейского союза, страны Организации экономического содействия и развития, страны Европейской Ассоциации свободной торговли и т.д.);

- перечень видов продукции, запрещенной (ограниченной) к вывозу и ввозу;

- наименование незаменяемой продукции;

- наименование очень дорогой продукции;

- перечень вторичных ресурсов;

- наименование продукции, по которой осуществляется сравнительный анализ рынков в мировой экономике;

- перечень принятых единиц измерения товаров;

2) показатели качества и конкурентоспособности отечественной продукции:

- функциональные характеристики продукции;

- жизненный цикл товара;

- показатели технического уровня и качества продукции;

- параметры конкурентоспособности продукции;

- групповой показатель конкурентоспособности продукции (по техническим, экономическим, организационным параметрам);

- интегральный показатель уровня конкурентоспособности (по баллам);

3) показатели, характеризующие продуктовые границы рынка:

- показатели производства и продаж по товарным группам, отдельным видам продукции, входящим в товарные группы;

4) показатели, характеризующие конкурентную среду на рынке:

- численность поставщиков продукции, действующих на товарном рынке;

- численность организаций рыночной инфраструктуры (по видам деятельности), действующих на товарном рынке;

5) показатели, характеризующие «открытость» рынка:

- объем импорта продукции;

- объем ввоза на региональный рынок продукции других регионов;

6) показатели, характеризующие географические границы (экономическое пространство) рынка:

- территория (радиус) обслуживания поставщиками продукции организациями, оказывающими другие услуги;

7) показатели оснащения товарного рынка, условий и возможностей его функционирования:

- производственные мощности предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);

- основные фонды предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);

- складские площади и объемы предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций и по видам складских помещений);

- транспортные средства предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций и видам транспорта);

- количество оптовых организаций, имеющих маркетинговые службы, информационные системы, службы сертификации продукции, службы послепродажного обслуживания и др.;

- количество предприятий и организаций инфраструктуры, работающих по передовым технологиям (по видам предприятий и организаций);

- численность занятых на предприятиях и в организациях инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);

- профессиональный уровень работающих (по видам предприятий и организаций);

- средняя заработная плата работников (по видам предприятий и организаций);

б) показатели, характеризующие функционирование товарного рынка:

1) внутренний рынок:

1.1)показатели, характеризующие возможную потребность в продукции на внутреннем рынке:

- совокупная потребность в продукции, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;

- совокупная потребность в отечественной продукции по регионам, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;

- потребность региона в продукции, произведённой в этом регионе;

- потребность в импортной продукции;

1.2)показатели, характеризующие платежеспособный спрос на продукцию на внутреннем рынке:

- совокупный спрос на продукцию, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;

- совокупный спрос на продукцию по регионам, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;

- спрос хозяйствующих субъектов по отраслям экономики промышленности;

- спрос хозяйствующих субъектов - постоянных потребителей;

- спрос хозяйствующих субъектов - перспективных потребителей;

- спрос хозяйствующих субъектов по общественно значимым сферам хозяйственной деятельности;

- спрос оптовых организаций;

- спрос региона на продукцию, произведенную в этом регионе;

- спрос на импортную продукцию;

- спрос по предлагаемым источникам финансирования;

1.3)показатели, характеризующие ресурсный потенциал внутреннего рынка (товарное предложение):

- ресурсный потенциал рынка;

- производство продукции, в т.ч. по регионам;

- производство продукции по отраслям промышленности сельского хозяйства;

- производство продукции по производителям разных форм собственности;

- производство продукции по крупным, средним, мелким производителям;

- производство продукции, предназначенной на экспорт, сбыт на внутреннем рынке;

- производство продукции высокотехнологичными фирмами;

- резерв мощностей по производству продукции;

- запасы продукции, в т.ч. по регионам;

- запасы продукции у производителей, в т.ч. нереализованной из-за отсутствия спроса (по основным причинам);

- запасы продукции у оптовых организаций, в т.ч. нереализованной из-за отсутствия спроса (по основным причинам);

- запасы продукции у потребителей;

- товары, находящиеся в пути;

1.4)показатели, характеризующие объем продаж (емкость внутреннего рынка):

- общий объем продаж, в т.ч. хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам, государству, инвестиционному сектору;

- общий объем продаж по регионам, в т.ч. хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам, государству;

- объем продаж хозяйствующим субъектам по отраслям экономики, промышленности;

- объем продаж хозяйствующим субъектам – постоянным потребителям;

- объем продаж хозяйствующим субъектам по общественно значимым сферам хозяйственной деятельности;

- объем продаж оптовым организациям;

- объем продаж в регионе продукции, произведенной в этом регионе;

- объем продаж по источникам финансирования, в т.ч. по обменным операциям;

- объем продаж по прямым каналам (производитель-потребитель), в т.ч. на внутреннем рынке, на внешнем рынке;

- объем продаж по косвенным каналам (производитель – оптовая организация – потребитель), в т.ч. на внутреннем рынке, на внешнем рынке;

- объем продаж оптовыми организациями;

- теневой оборот товаров;

1.5)показатели, характеризующие межрегиональный обмен на внутреннем рынке:

- объем продаж (вывоз) продукции данного региона в другие регионы;

- объем продаж (ввоз) продукции в регион из других регионов;

2) внешний рынок:

- импорт продукции, в т.ч. из стран дальнего и ближнего зарубежья (по странам);

- импорт продукции по государственным контрактам;

- импорт товаров, осуществляемый по инициативе населения (неорганизованный ввоз);

- экспорт продукции, в т.ч. в страны дальнего и ближнего зарубежья (по странам);

- экспорт продукции по государственным контрактам;

- экспорт продукции, осуществляемый по инициативе населения (неорганизованный вывоз);

- объем бартерных сделок;

3) ценовые параметры рынка:

- средняя цена производства;

- средняя цена продаж (производителей, оптовой организации);

- средняя цена приобретения;

- структура цены продаж (производителей, оптовой организации);

- структура цены приобретения;

- мировая цена;

- биржевая цена;

- цена на экспортную продукцию (ФОБ);

- цена на импортную продукцию (СИФ);

- страховые тарифы;

- транспортные тарифы;

- таможенные тарифы;

- средние цены за услуги, оказываемые организациями рыночной инфраструктуры;

- валютные курсы;

в) итоговые (обобщающие) характеристики товарного рынка:

1) тип рынка, степень устойчивости;

2) проблемы, тенденции и перспективы развития;

3) эффективность рыночной деятельности;

4) место товарного рынка в формировании результативных показателей экономики;

5) государственная поддержка товарного рынка.

Производные показатели (показатели второго порядка):

а) динамика изменения основных показателей товарных рынков;

б) темпы изменения показателей;

в) удельные веса составляющих основные базовые показатели;

г) соотношения показателей функционирования взаимосвязанных товарных рынков;

д) соотношения соответствующих показателей функционирования товарных рынков, рынков труда, капитала;

соотношения показателей функционирования отечественных товарных рынков с соответствующими

ЛИТЕРАТУРА

1. Анхолт С. Брендинг – дорога к мировому рынку – М., 2004.(филиал РНТБ)

2. Багиев Г.Л. Международный маркетинг: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.- 450 с.

3. Базел Р.Д., Кокс Д.Ф. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. - М.: Финстатинформ, 2000 - 96 с.

4. Богданова Е.Л. Информационный маркетинг. – СПб.: Альфа, 2002.- 563 с.

5. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. – М., 2005.(филиал РНТБ)

6. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – М., 2006

7. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг: Европейские перспективы: Пер. с фр. - СпБ.: Наука,1996.-602 с.

8. Мошин Ю. Н. Анализ конъюнктуры потребительского рынка.-М.,2004.(филиал РНТБ)

9. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию торных рынков.- М., 2001.(филиал РНТБ)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: