Основные (базовые) показатели (показатели первого порядка):
а) показатели и характеристики, определяющие структуру рынка, условия и возможности его функционирования:
1) показатели и характеристики продуктовой структуры рынка:
- перечень товаров, отдельных товарных групп, в т.ч. по продукции для жизнеобеспечения населения, отрасли, сырью, топливу, взаимозаменяемой и взаимосвязанной (технологией, сбытом) продукции и др., рынки которых рассматриваются как самостоятельные товарные рынки;
- группа товаров «рыночной новизны»;
- группа товаров, лидирующих на рынке;
- группа товаров, используемых в больших количествах для государственных нужд;
- группа товаров предприятий-монополистов;
- группа видов продукции, производство которой пользуется государственной поддержкой;
- группа видов продукции с высокой конкурентоспособностью;
- товарная номенклатура продукции, завозимой из-за рубежа и вывозимой за рубеж в больших количествах в привязке к конкретным странам (дальнее и ближнее зарубежье, страны Центральной и Восточной Европы, страны Европейского союза, страны Организации экономического содействия и развития, страны Европейской Ассоциации свободной торговли и т.д.);
- перечень видов продукции, запрещенной (ограниченной) к вывозу и ввозу;
- наименование незаменяемой продукции;
- наименование очень дорогой продукции;
- перечень вторичных ресурсов;
- наименование продукции, по которой осуществляется сравнительный анализ рынков в мировой экономике;
- перечень принятых единиц измерения товаров;
2) показатели качества и конкурентоспособности отечественной продукции:
- функциональные характеристики продукции;
|
- жизненный цикл товара;
- показатели технического уровня и качества продукции;
- параметры конкурентоспособности продукции;
- групповой показатель конкурентоспособности продукции (по техническим, экономическим, организационным параметрам);
- интегральный показатель уровня конкурентоспособности (по баллам);
3) показатели, характеризующие продуктовые границы рынка:
- показатели производства и продаж по товарным группам, отдельным видам продукции, входящим в товарные группы;
4) показатели, характеризующие конкурентную среду на рынке:
- численность поставщиков продукции, действующих на товарном рынке;
- численность организаций рыночной инфраструктуры (по видам деятельности), действующих на товарном рынке;
5) показатели, характеризующие «открытость» рынка:
- объем импорта продукции;
- объем ввоза на региональный рынок продукции других регионов;
6) показатели, характеризующие географические границы (экономическое пространство) рынка:
- территория (радиус) обслуживания поставщиками продукции организациями, оказывающими другие услуги;
7) показатели оснащения товарного рынка, условий и возможностей его функционирования:
- производственные мощности предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);
- основные фонды предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);
- складские площади и объемы предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций и по видам складских помещений);
- транспортные средства предприятий и организаций инфраструктуры (по видам предприятий и организаций и видам транспорта);
|
- количество оптовых организаций, имеющих маркетинговые службы, информационные системы, службы сертификации продукции, службы послепродажного обслуживания и др.;
- количество предприятий и организаций инфраструктуры, работающих по передовым технологиям (по видам предприятий и организаций);
- численность занятых на предприятиях и в организациях инфраструктуры (по видам предприятий и организаций);
- профессиональный уровень работающих (по видам предприятий и организаций);
- средняя заработная плата работников (по видам предприятий и организаций);
б) показатели, характеризующие функционирование товарного рынка:
1) внутренний рынок:
1.1)показатели, характеризующие возможную потребность в продукции на внутреннем рынке:
- совокупная потребность в продукции, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;
- совокупная потребность в отечественной продукции по регионам, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;
- потребность региона в продукции, произведённой в этом регионе;
- потребность в импортной продукции;
1.2)показатели, характеризующие платежеспособный спрос на продукцию на внутреннем рынке:
- совокупный спрос на продукцию, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;
- совокупный спрос на продукцию по регионам, в т.ч. хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств, государства, инвестиционного сектора;
- спрос хозяйствующих субъектов по отраслям экономики промышленности;
|
- спрос хозяйствующих субъектов - постоянных потребителей;
- спрос хозяйствующих субъектов - перспективных потребителей;
- спрос хозяйствующих субъектов по общественно значимым сферам хозяйственной деятельности;
- спрос оптовых организаций;
- спрос региона на продукцию, произведенную в этом регионе;
- спрос на импортную продукцию;
- спрос по предлагаемым источникам финансирования;
1.3)показатели, характеризующие ресурсный потенциал внутреннего рынка (товарное предложение):
- ресурсный потенциал рынка;
- производство продукции, в т.ч. по регионам;
- производство продукции по отраслям промышленности сельского хозяйства;
- производство продукции по производителям разных форм собственности;
- производство продукции по крупным, средним, мелким производителям;
- производство продукции, предназначенной на экспорт, сбыт на внутреннем рынке;
- производство продукции высокотехнологичными фирмами;
- резерв мощностей по производству продукции;
- запасы продукции, в т.ч. по регионам;
- запасы продукции у производителей, в т.ч. нереализованной из-за отсутствия спроса (по основным причинам);
- запасы продукции у оптовых организаций, в т.ч. нереализованной из-за отсутствия спроса (по основным причинам);
- запасы продукции у потребителей;
- товары, находящиеся в пути;
1.4)показатели, характеризующие объем продаж (емкость внутреннего рынка):
- общий объем продаж, в т.ч. хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам, государству, инвестиционному сектору;
- общий объем продаж по регионам, в т.ч. хозяйствующим субъектам, домашним хозяйствам, государству;
- объем продаж хозяйствующим субъектам по отраслям экономики, промышленности;
- объем продаж хозяйствующим субъектам – постоянным потребителям;
- объем продаж хозяйствующим субъектам по общественно значимым сферам хозяйственной деятельности;
- объем продаж оптовым организациям;
- объем продаж в регионе продукции, произведенной в этом регионе;
- объем продаж по источникам финансирования, в т.ч. по обменным операциям;
- объем продаж по прямым каналам (производитель-потребитель), в т.ч. на внутреннем рынке, на внешнем рынке;
- объем продаж по косвенным каналам (производитель – оптовая организация – потребитель), в т.ч. на внутреннем рынке, на внешнем рынке;
- объем продаж оптовыми организациями;
- теневой оборот товаров;
1.5)показатели, характеризующие межрегиональный обмен на внутреннем рынке:
- объем продаж (вывоз) продукции данного региона в другие регионы;
- объем продаж (ввоз) продукции в регион из других регионов;
2) внешний рынок:
- импорт продукции, в т.ч. из стран дальнего и ближнего зарубежья (по странам);
- импорт продукции по государственным контрактам;
- импорт товаров, осуществляемый по инициативе населения (неорганизованный ввоз);
- экспорт продукции, в т.ч. в страны дальнего и ближнего зарубежья (по странам);
- экспорт продукции по государственным контрактам;
- экспорт продукции, осуществляемый по инициативе населения (неорганизованный вывоз);
- объем бартерных сделок;
3) ценовые параметры рынка:
- средняя цена производства;
- средняя цена продаж (производителей, оптовой организации);
- средняя цена приобретения;
- структура цены продаж (производителей, оптовой организации);
- структура цены приобретения;
- мировая цена;
- биржевая цена;
- цена на экспортную продукцию (ФОБ);
- цена на импортную продукцию (СИФ);
- страховые тарифы;
- транспортные тарифы;
- таможенные тарифы;
- средние цены за услуги, оказываемые организациями рыночной инфраструктуры;
- валютные курсы;
в) итоговые (обобщающие) характеристики товарного рынка:
1) тип рынка, степень устойчивости;
2) проблемы, тенденции и перспективы развития;
3) эффективность рыночной деятельности;
4) место товарного рынка в формировании результативных показателей экономики;
5) государственная поддержка товарного рынка.
Производные показатели (показатели второго порядка):
а) динамика изменения основных показателей товарных рынков;
б) темпы изменения показателей;
в) удельные веса составляющих основные базовые показатели;
г) соотношения показателей функционирования взаимосвязанных товарных рынков;
д) соотношения соответствующих показателей функционирования товарных рынков, рынков труда, капитала;
соотношения показателей функционирования отечественных товарных рынков с соответствующими
ЛИТЕРАТУРА
1. Анхолт С. Брендинг – дорога к мировому рынку – М., 2004.(филиал РНТБ)
2. Багиев Г.Л. Международный маркетинг: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.- 450 с.
3. Базел Р.Д., Кокс Д.Ф. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. - М.: Финстатинформ, 2000 - 96 с.
4. Богданова Е.Л. Информационный маркетинг. – СПб.: Альфа, 2002.- 563 с.
5. Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг. – М., 2005.(филиал РНТБ)
6. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – М., 2006
7. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг: Европейские перспективы: Пер. с фр. - СпБ.: Наука,1996.-602 с.
8. Мошин Ю. Н. Анализ конъюнктуры потребительского рынка.-М.,2004.(филиал РНТБ)
9. Методические рекомендации по анализу и прогнозированию торных рынков.- М., 2001.(филиал РНТБ)