Приложение (Транскрипт Интервью 2)




Этика бизнеса в России

Есть ли необходимость наличия корпоративного кодекса, внутренних правил, социального отчета в российских компаниях малого и среднего бизнеса, в том числе в компаниях, хранящих государственную тайну?

 

 

Выполнил

Студент группы №164

Василенко Андрей Николаевич

 

Москва, 2016 г.

Введение

Корпоративная социальная ответственность как бизнес-концепция сложилась в России не так давно, пришла она с Запада. Термин активно используется по всему миру начиная с 70-х годов 20-го столетия и изначально включал в себя лишь «использование своих ресурсов и энергию в действиях, ведущих к увеличению прибыли, пока это осуществляется в пределах правил игры» (М. Фридман, «New York Times», 1971). Постепенно понятие обрастало все новыми и новыми дополнениями и в конечном счете стало означать концепцию добровольной связи между юридическим лицом и стейкхолдерами, природой, выходящей за пределы правового надзора со стороны государства и всегда ведущей к улучшению общества в целом. Корпоративная социальная ответственность (далее - КСО) стала включать в себя более широкие горизонты взаимоотношений между организациями и их сотрудниками, инвесторами, клиентами, окружающей средой. Многие компании стали (в том числе, на основе международных правовых документов и деклараций ООН, как компания ПепсиКо) составлять собственные кодексы, регулирующие этику бизнеса внутри организации. Такая практика стала в последнее время популярна и для российских крупных корпораций. Также многие компании по итогам своей деятельности с сфере этики бизнеса предоставляют социальный отчет. В своем исследовании я поставил цель выяснить, насколько популярной является такая практика для российских компаний малого и среднего бизнеса и разобраться в причинах такой популярности или непопулярности у юридических лиц, в процессе деятельности которых используется информация, включающая в себя государственную тайну. На основании поставленной цели я выделил несколько важных задач: 1. Провести фокусированное интервью с менеджерами двух компаний малого и среднего бизнеса – одной, хранящей государственную тайну и другой, к государственной тайне отношения не имеющей. 2. Выяснить, имеют ли данные компании этические кодексы и предоставляют ли они социальный отчет. 3. Если нет, попробовать разобраться в причинах и заблуждениях самих менеджеров на этот счет. 4. Выяснить, насколько данные компании вообще придерживаются КСО и какие действия предпринимают. 5. Сделать вывод согласно поставленной цели.

Теоретическая часть

Итак, мы уже выяснили, что означает термин КСО.В каких же сферах может проявляться направленность компании в рамках КСО? Это могут быть: 1. Трудовые отношения 2. Взаимоотношения с потребителями 3. С Окружающей средой 4. Участие в жизни общества 5. Взаимоотношения с партнерами 6. Благотворительность

Чем же полезна такая концепция и почему так много компаний в современном мире стремится действовать согласно ей? Как выяснилось, «бонусами» КСО являются:

1. Улучшение репутации компании

2. Повышение уровня осведомленности о бренде

3. Налаживание отношений с властью

4. Повышение качества, конкурентных преимуществ, инноваций и тд.

5. Повышение мотивации работников

6. Рост производительности

«Создание общих ценностей усиливают конкурентоспособность конкретной компании и одновременно улучшает экономические и социальные условия существования тех сообществ, в которых она работает» (Porter M.E., Kramer M. R. 2011. CreatingSharedValue) К сожалению, в РФ далеко не все даже крупные игроки на рынке используют в своей деятельности идеалы, которые бы позволили им добиться результатов, представленных выше. Часто барьерами к принятию концепции КСО являются несовершенная законодательная база, отсутствие необходимых знаний и технологий эффективного внедрения КСО и распространенная коррупция.

Разберемся же теперь с понятием этики бизнеса. Оно шире, чем понятие КСО, и в данной работе идет после него только для лучшей структуризации работы. Существует очень много разных определений этого термина, но все они сходятся в том, что он включает в себя свод правил и неписаных законов, которыми руководствуются все сотрудники и менеджеры в процессе общения между собой, принятия решений и ведения бизнес-деятельности. Для более полного применения таких правил некоторые компании разрабатывают свои кодексы. Неписаные правила обретают материальную форму в виде открытого сборника. Этический корпоративный кодекс – это система определенных правил и ценностей компании, выражающих понимание наилучшего примера поведения внутри компании и за ее пределами для всех ее сотрудников, поставщиков, партнеров по отношению друг к другу, государству, акционерам, обществу. Обычно такие кодексы публикуются в открытом доступе для демонстрации уровня этической культуры внутри компании, для улучшения ее имиджа и повышения эффективности управления.

По итогам некоторого периода времени многие компании публикуют социальный отчет, включающий в себя помимо экономических показателей еще и данные о социальной и экологической деятельности. В разработке каждого социального отчета должны быть 5 шагов: 1. Определение целей отчетности 2. Планирование отчета 3. Вёрстка отчета 4. Распространение отчета 5. Сбор и анализ отзывов. Социальный отчет нужен для улучшения взаимоотношений со стейкхолдерами, повышения репутации компании, а так же для демонстрации своего превосходства над конкурентами, если те не занимаются общественно полезной деятельностью.

Практическая часть

В ходе своего исследования я взял интервью у двух менеджеров российских компаний малого и среднего бизнеса с целью выяснить, насколько популярной является практика разработки этических корпоративных кодексов и предоставления социальных отчетов в российской бизнес-среде. Как выяснилось, одна из исследуемых мной компаний оказалась хранителем государственной тайны и, отвечая на некоторые мои вопросы, менеджер данной организации четко обозначал границы информации, которую он может предоставить для моей работы. Назовем эту организацию Компанией Х.Но о ней чуть позже.

Начнем с компании Y, с точки зрения КСО, более интересной. Как я понял из разговора с ее менеджером, организация придерживается концепции корпоративного волонтерства, т.е. программы, дающей возможность сотрудникам инвестировать свои рабочие часы, интеллектуальные возможности в социально-значимые проекты. Как мне сказали, проекты все эти являются исключительно добровольными и в курс самой компании не входят: «Можешь пойти, можешь – нет. Иногда бывают акции, например, кто-то предлагает поехать, у него знакомый художник занимается реставрацией церкви. Там масса работы – мусор выносить, еще что-то. Опять же, ты записываешься, если ты хочешь» (Интервью 2, 11:30). Вообще по мнению менеджера Компании Y, сама компания «К КСО скорее отношения не имеет», ответственность компании рассматривается как сумма ответственностей входящих в нее сотрудников. Штат компании не очень большой – 12 постоянных членов и до 100 переменных. Следовательно, больших ресурсов на обеспечение работы специальных структур по надзоры за исполнением КСО в компании нет, да и нет в этом, видимо, необходимости. Единственным органом, координирующим усилия общества в этой сфере – это Совет Учредителей. В целом, учитывая многократные проявления сотрудниками компании действий волонтерского и благотворительного характера, я бы сказал, что компания все-таки в какой-то степени КСО придерживается: «В чистом виде социальных программ нет, есть пересечения. Компания поддерживает своих клиентов и она делает для этого социальные программы. Фактически бесплатно. Это наш добровольный вклад, работники организовывают проблемно-просветительские мероприятия, например, культурная экспедиция.» (Интервью 2, 17:10). Вместе с тем, компания Y не имеет особых документов, закрепляющих нормы этики бизнеса и КСО – максимум, это могут быть «сайт, это буклеты, плакаты – все. Используем мы эти документы, когда разговариваем с клиентами при продажах». То есть этического кодекса как такого в организации нет, однако, в масштабах малого бизнеса, по словам менеджера, это и не нужно, ведь «КСО… это привилегия форвардов».(Интервью 2, 22:00). Социальный отчет компания так же не представляет, так как это «очень большой труд, это долго. Много времени уйдет на изучение этого стандарта, на создание соотвествующей структуры. Нужно регистрироваться, проходить все эти процедуры» (Интервью 2, 18:45) И далее следует вывод: «Это слишком долго, это не для малого бизнеса».

Вернемся же теперь к Компании Х, отличительная черта которой, как я уже отметил, является тот редкий факт, что в своей деятельности она имеет доступ к государственной тайне. Отмечу, что менеджер данной компании довольно расплывчато рассуждает об этике бизнеса и необходимости приверженности концепции КСО в своей компании. По его словам, социальная ответственность заключается в надлежащем исполнении действующего законодательства и «проведении корпоративных мероприятий» (Интервью, 10:40). Вместе с тем, компания занимается претворением в жизнь социально значимых проектов в рамках благотворительной деятельности. К примеру, «строительство подъездных дорог к детскому дому» в удаленном уголке страны или «неврологический диспансер» (Интервью, 12:25). Однако, как отмечает менеджер, это делается ради «налоговых льгот» (Интервью, 26:59). Компания Х не имеет этического кодекса, эту роль частично выполняет Коллективный договор, где прописаны нормы отношений в деловом штате. Вообще сведения о компании, ее сайт «могут показаться скудными, потому что часть работ связаны со сведениями, содержащими государственную тайну» (Интервью, 15:00) По той же причине функция этического кодекса как повышения имиджа компании отпадает, так как компания в своих действиях не ищет рекламы, работая, по большей части, с государственными заказами. Также каждый сотрудник организации проходит «высокую селекцию», (Интервью, 16:28) что означает привлечение, в том числе, служб национальной безопасности для проверки непорочности кадров. Тем самым компания обеспечивает себе «высококультурный коллектив», и «вопрос нравственности отдельно не поднимается». (Интервью, 16:58) «Не вижу различия между нравственностью человека вообще и в бизнесе». Так компания еще раз подтверждает, что этический кодекс, как регулирующий документ, ей не очень нужен. Социальный отчет юридическое лицо тоже не готовит, так как «чисто теоретически такие отчеты нужны публичным компаниям», которые находятся в конкурентной среде. Компании Х же это «иногда даже вредит». Почему именно, не уточнялось.

Заключение

Таким образом, мне удалось выполнить все поставленные во введении задачи. Я провел интервью у представителей менеджеров компаний российской бизнес-среды, среди которых оказалась компания, имеющая отношение к государственной тайне. В ходе исследования я узнал, что обе компании придерживаются лишь некоторых элементов КСО (благотворительность, волонтерство), при этом не предоставляя социальных отчетов и не имея этических кодексов по разным причинам. Если компания Y считает это слишком утомительным и трудоемким делом (создание кодекса и отчетов), то в фирме X считают, что излишняя информация об их деятельности не может быть опубликована ввиду природы государственной тайны и ответственности за ее разглашение. Однако это далеко не причина, по которой компания не может предоставлять социальный отчет или иметь этический кодекс. Вместе с тем, в компании Xнет нужды в двух из трех функциях этического кодекса (поддержания имиджа и управленческой). Подводя итог, важно отметить, что менеджеры обеих компаний считают, что КСО – прерогатива крупных предприятий, и в малом бизнесе такая практика менее популярна.

Литература

1. https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=421 - Диплом «Корпоративная социальная ответственность и эффективность деятельности организации»

2. Учебные материалы из курса «Этика бизнеса» Чеглаковой Людмилы Михайловной

3. https://www.studfiles.ru/preview/2798992/ - корпоративный социальный отчет.

4. https://www.klerk.ru/boss/articles/11334/ - Зачем бизнесу социальная ответственность?

5. Корпоративная социальная ответственность – Н.А. Кричевский, С.Ф. Гончаров, Москва, 2006 – с7,8 и тд.

 

Приложение (Транскрипт Интервью 2)

- Здравствуйте, должен Вас предупредить, что наш разговор записывается, даете и вы на это свое согласие?

 

- Да, если потом дадите мне расшифровку моих слов, чтобы я понимала, что они расшифрованы верно.

 

- Конечно. В последние годы в России проблемам этики бизнеса уделяется особое внимание. Процессы глобализации, конкуренции и этики в бизнесе предъявляют новые требования к компаниям, в том числе и с этической стороны.

В рамках своей контрольной работы я прошу принять участие в опросе, посвященном состоянию дел с этикой бизнеса в России. Опрос анонимный, поэтому не надо указывать ни свою фамилию, ни название компании, в которой Вы работаете. Вся полученная в ходе исследования информация будет использована только в обобщенном виде. При ответах на вопросы долго не задумывайтесь, высказывайте собственное мнение: здесь нет правильного или неправильно мнения. Вообще цель опроса - изучит распространенные в российской деловой среде бизнес-практики, регулирующие этику бизнеса и КСО. Что ж, если Вы не против, начнем.

Скажите, по Вашему мнению, что такое этика бизнеса?

 

- По моему мнению, это либо негласные правила, которыми пользуется компания в своих деловых вопросах, общаясь с клиентами, потребителями, даже внутри компании, как генеральный директор общается со своими подчиненными, либо дополнительно к этому это еще и писанные законы, то есть то, что зафиксировано на сайте компании, в ее кодексе. Две стороны.

 

- Спасибо большое. А как, на Вам взгляд, обращение к этике бизнеса и разговоры о ней – это дань моде или обоснованный выбор компаний?

 

- Значит, смотрите. Я однозначно ответить на этот вопрос не могу, потому что я считаю, что это зависти не столько от моды, а от того, насколько благополучна сторона, которой ты задаешь этот вопрос. То если сторона благополучная, если большинство людей живет сытно, то про этику бизнеса можно и нужно говорить и это закономерно, потому что чем лучше живут люди, тем больше они начинают друг о друге заботиться и о месте, где они живут. Если же мы возьмем какие-то страны, например, бедные с низким уровнем жизни, то тогда я понимаю что этика бизнеса- это которая такая виньетка, как линия горизонта, которые видеть-то видишь, но никогда до нее не дойдешь. И тогда я понимаю, что об этике бизнеса говорят только те компании, которые стараются прыгнуть выше головы. Например, они хотят выйти на западные рынки, выйти на хлебные такие рынки. И тогда ты понимаешь, что ими движет мода, а, точнее говоря, не мода, а стандарт, то есть потому что это выходной билет вот на такие устойчивые рынке

 

- Какие требования государства или других структур об обязанности компаний быть этичными Вам известны? Расскажите подробне

- Ну, смотрите. Я точно знаю два закона, которыми сама стараюсь руководствоваться и отслеживаю это в деятельности компании – это закон о Коррупции и 149 Федеральный закон об информации, то есть, какую информацию можно разглашать, а какую – нет. Даже Ваш вопрос о персональных данных – он попадает как раз под юрисдикцию Закона об информации. (4:00) Кроме того, я припоминаю административный кодекс, в соответствии с которым, ну вот элементарно – я даже не могу дорогу переходить в неположеном месте, потому что это неэтично, это преследуется по закону. И еще закон О Защите прав потребителей. Хотя надо сказать, что добиться действия этого закона – это отдельная головная боль, потому что там столько действий нужно сделать обязательных, что не каждый дойдет до реального решения этого вопроса через, например, суд.

- Благодарю. Известно ли Вам, какие санкции существуют за нарушение нормативных актов или игнорирование этих требований? Расскажите об этом на примерах

- Значит, ну, понятно, что в административном законодательсве – там либо штраф, либо это может быть какое-то судебное разбирательство, но, как правило, с результатом без лишения свободы. По закону о Коррупции – там наступает в основном судебное разбирательство, причем серьезные такие, плоть до лишения свободы, например, тем же самым бухгалтером, которые сдают отчеты, и если эти данные в отсчетах фальсифицированы. Если Закон о защите прав потребителей, то, как правило, санкционирование идет в такой форме – по предъявлению граждан. То есть если есть обращение гражданина, то тогда может быть начато разбирательство. Причем, если оно начато, и юрист собирает какую-то законодательную базу и в суде идет слушание, то только тогда это может быть решено в пользу клиента. То есть в основном здесь либо штрафы. Либо судебные разбирательства с применением мер для предотвращения такого поведения.

- Перейдем к следующей секции вопросов. Как в Вашей компании регулируется этичное поведение сотрудников? Поясните свое мнение на примерах.

- Смотрите, я работаю в тренинговой компании. Это компания относится к малому и среднему бизнесу. То есть, там работает 12 человек в постоянном штате, а численность переменного штата составлчет до 100 человек. Соответственно, никакой особой структуры, которая занимается этикой бизнеса у нас нет, но у нас эту функцию выполняет Совет Учредителей. Мы называем их Старшими партнерами. Они в рамках компании принимают решения, касающиеся этики бизнеса, например, у нас в компании существует список ценностей. У нас есть лозунг, который гласит: «Человек – больше, чем бизнес». То есть, как Вы слышите здесь есть этический уже такой посыл, потом что мы понимаем, что бизнес - это не все, то есть человек – больше. У нас есть, например, плакаты, которые висят на стенах в офисе и там есть вот такие вот лозунги, которые как раз кодифицируют наши ценности, например: «Приходя на работу – работаешь» «Кто, если не ты?» То есть это тоже управление этикой. Дальше неформально, опять же, на уровне обсуждений, договоренностей (но для этого было проведено особое специальное совещание), например, компания решает, что она не делает «серую» бухгалтерию принципиально. Она ищет варианты снижения налогов, но возможным путем. Например, все тренеры нашей компании должны были открыть ИП, для того, чтобы сократить 12% налоговое бремя. Нам – дополнительные хлопоты, но мы понимаем, что таким образом компания регулирует налогооблажение и делает это по «белой» схеме.

- Из того, что вы уже сказали, я делаю вывод, что Ваша компания придерживается КСО…

- Здесь сложный вопрос, Андрей, потому что КСО как некоторого такого стандарта она не придерживается. То есть она старается быть ответственной, но эта ответственность приближается, скорее, к персональной ответственности, то есть ответственность компании как сумма отвественностей людей, то есть в функционале это не прописано, служб специальных нет, международные стандарты слишком сложны, чтобы в малом бизнесе ими пользоваться. Поэтом у к КСО скорее компания отношения не имеет.

- Каждый отдельный сотрудник при этом, соответственно, придерживается?

- Да.

- Спасибо. В какие сферы (экологические, экономические, социальные) компания вкладывает деньги (элементы политики КСО)? С чем связан выбор именно этих сфер?

- Компания поддерживает сотрудников. Например, есть премия для сотрудников, которые имеют детей, к 1-иу сентября. Дальше, например, компания узнает и делится информацией о проектах, которые идут у других. К примеру, несколько работников компании около 2 лет работали в фонде Чулпан Хоматовой, проводили для детей, больных онкологическими заболеваниями, различные мастер-классы. Кто-то занимался фотографией, кто-то…

- Это все бесплатно, верно?

- Да. Это все в компании обсуждается, этим в компании делятся, выделяется время, даже делают некоторые видео-свидетельства, которые на сайте компании размещаются, но это, опять же, получаются, личные проекты людей, но внутри компании, которая это поддерживает, которая об этом говорит. Других обязательств нет. Можешь пойти, можешь – нет. Иногда бывают акйии, например, кто-то предлагает поехать, у него знакомый художник занимается реставрацией церкви. Там масса работы – мусор выносить, еще что-то. Соответственно, человек кидает клич, мол, у меня такой проект. Опять же, ты записываешься, если ты хочешь. Для детей стараются что-то делать. В саду Эрмитаж, например, есть праздники, называются Two Seasons, и сотрудники приглашаются присоединиться к этому представлению, зарегистрироваться, они вместе с детьми пекут пироги, и дети, например, эти пироги потом продают. По смешным ценам. Опять же, это что-то для общества, для детей, для семейного отдыха. Ну это опять же необязательно, но компания это поддерживает. (12:30)

- Благодарю. Какие документы, закрепляющие нормы этики бизнеса и КСО, использует Ваша компания?

- Это сайт, это буклеты, плакаты – все. Используем мы эти документы, когда разговариваем с клиентами при продажах.

- У некоторых компаний на сайте размещены принципы КСО, корпоративные кодексы или другие документы, регулирующие этические вопросы. Есть ли такая информация на сайте Вашей компании?

- У нас на сайте есть информация о наших ценностях и миссии.

- В Вашей компании, насколько я понял, нет специально назначенных сотрудников или структур, отвественных за КСО?

- Нет. Разве что Совет Учредителей.

- А в целом, такие структуры – насколько они нужны и полезны?

- Ну, для малого бизнеса, мне кажется, если собственник об этом заботится и по назначению собственника, желающий, доброволец. Мне кажется, что численность штата таких структур должна быть пропорционально численности штата всей компании. То есть если компания маленькая – это должен быть один человек, если компания крупная (работает 20к человек или больше), то там один человек уже точно не справится.

- То есть в малом бизнесе, пусть один человек, но должен этим заниматься?

- Ну, либо собственник, либо специальный человек. Когда я изучаю опыт успешных компаний малого бизнеса – они обязательно что-то делали для общества – были какие-то этические поступки. И, надо сказать, что такие компании за три года в общем-то не разоряются. Этика для них – одна из дорожек к устойчивости (14:46). Это то, что держит людей, то, что дает им желание вообще приходить на работу.

- То есть, эффективность таких структур заключается в том, что они поддерживают компанию и не дают ей развалиться?

- Это следствие эффективности этих служб, а вот сама эффективность, на мой взгляд, зависит от того, верят ли эти люди в то, что они делают. Это раз. Если бы в такой структуре собрались люди, которые в это лично не верят – ничего хорошего у них бы точно не получилось. Дело в том, что у организации всегда найдутся люди, которые верят и люди, которые не верят. И вот вот здесь точно должны работать те, кто верят, иначе это просто профанация. Второе – для эффективности этих людей и служб нужно отсутствие двойных стандартов. Когда, если люди уж сказали слово, что-то провозгласили, к примеру, не задерживаться, то они реально не опаздывают, потому что они держат свое слово и делают ровно то, что где-то точно закрепелено, провозглашено и написано. Третье – они эффективны, если только топ-менеджеры верят в это, действуют таким образом и эти службы поддерживают и в отношениях с коллективом постянно об этом говорят. Если топ-менеджер ничего не говорит, то грошь цена любым стандартам, любым структурам, которые здесь могут существовать.

- Спасибо. Какие социальные программы реализует компания в данный момент? Вот Вы говорили о поддержке благотворительных мероприятий, сейчас что-то есть?

- В чистом виде социальных программ нет, есть пересечения. Компания поддерживает своих клиентов и она делает для этого социальные программы. Фактически бесплатно. Это наш добровольный вклад, работники организовывают проблемно-просветительские мероприятия, например, культурная экспедиция. Мы знаем, что эта тема непростая. Мы знаем, что в каких-то компаниях обязывают этим заниматься, а где-то вообще не знают, с какой стороны к этому подойти. Компания вкладывает деньги в аренду офиса, в то, что она организует кофе-брейк, приглашения. Мы приглашаем людей, которые в этом заинтересованы – от 20 до 100 человек, - и обсуждаем какие-то узловые вопросы. Мы это делаем без гонорара, здесь не будет никаких продаж, после этого не будет заключено никаких контрактов, это не рекламный бюджет совершенно точно. Но это идет такой просветительский бюджет, на который компания выделяет деньги. Социально-профессиональные семинары и др.

- Готовит ли Ваша компания какой-то социальный отчет?

- Нет, совершенно точно. Это очень большой труд, это долго. Много времени уйдет на изучение этого стандарта, на создание соотвествующей структуры. Нужно регистрироваться, проходить все эти процедуры. Это слишком долго, это не для малого бизнеса.

- Учитываются ли какие-то международные стандарты в Ваших благотворительных акциях?

- Хороший вопрос, у меня нет определенного ответа. Вообще я не знаю, чтобы эти стандарты учитывались, я знаю, что мы стандарты знаем, но в своей деятельности не было нужды ими пользовваться. Ну просто рынок другой. Локальный, российский. У нас работают коучи, которые входят в международную организацию коучейICF. Они подписывают все документы, которые разделяет ICF. Опять же, не сама организация наша всем этим занимается, а через людей, входящих в нее. Вот таким образом, все равно – ответственность индивидуальная людей, которые работают здесь, но не организация.

- То есть, получается, у вас компания, по сути, это клуб людей, которые занимаются чем-то общим?

- Вот Вы точно сказали. Это именно так и называют и в этом есть и плюсы и минусы.

- А в принципе, идеал социально ответсвенной компании каким Вы видите?

- Понимаете, я же здравомыслящий человек и я понимаю, что в России очень сложно быть этически ответственным, особенно в том законодательном поле, где провозглашено много чего, а правоприменение прописано таким образом, что там ну не разберешься. Если ты не юрист, то разобраться сложно. Для меня социально ответственная компания – это компания, которая выполнят взятые на себя обязательства, не наносит вреда сотрудникам, клиентам, четко держит линию. Если какая-то программа, какой-то поступок может нанести вред, то она (компания) прослеживая эти риски, старается в эти риски не попадать. И Второе. Это компания, которая является законодателем стандарта, своим поведением, поведением своих сторудников показывает высокую планку, которую она держит. (22:00) Наверное, таким образом, формируются стандарты и общественное мнение, потому что если бы не было таких форвардов… Вот для меня, наверное, социальная ответственность – это скорее привилегия форвардов, то есть ты успешен, если ты совершенен, то ты успешен и здесь. Как человек, который не может выйти их дома, не умывшись, так и компания не может выйти на рынок безобразной в этическом аспекте.

- Нужно ли компаниям заниматься вопросами этики или это сугубо личное дело каждого человека?

- Тоже для меня непростой вопрос, который не имеет однозначного ответа. Я очень не люллю насилие и когда все излишне формализовано. И в этом смысле я точно за золотую середину, здоровый баланс. Я считаю, что компания должна точно гарантировать соблюдение законов, компания не должна наносить вред – это то, за что она отвечает. И компания должна в своей корпоративной культуре обязательно этику маркировать. Есть же компании, в которых на планерках человек может оскорбить начальника. До такого не хотелось бы, чтобы компания опускалась, а это регулируется корпоративной культурой. Вот, наверное, все остальное – это индивидуальная ответственность человека. Человек все равно больше дает, и надо давать возможность человеку больше делать, создавая для этого условия, чем делать это обязательным, что менеджеры должны контролировать. Я против ввода этого в KPI, если бы мне это ввели, я была бы точно против.

- Вопросы для открытых ответов законичились. Теперь немного социально-демографических данных потребуется.

21. Женский

22. 41-50 лет

23. В компании работаю 8 лет

24. До 100 работников

25. Центральный федеральный округ

26. В составе собственников нет органов местного самоуправления или гос органов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: