Уроки 2–3. Вагоностроительный завод




Цели деятельности педагога Познакомить с историей развития железных дорог в России, конструкцией вагонов, их видами, основами черчения; учить анализировать конструкцию вагона, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, выбирать материалы и инструменты при выполнении изделия, создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические тела (параллелепипед, конус, цилиндр); развивать умение анализировать объекты труда; воспитывать интерес к предмету
Тип урока Постановка и решение учебной задачи
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная, парная
Основные понятия и термины Машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова
Образовательные ресурсы · История развития железнодорожного транспорта в России. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F1%F2%EE%F0%E8%FF_%E6%E5%EB%E5%E7%ED%EE%E4%EE%F0%EE%E6%ED%EE%E3%EE_%F2%F0%E0%ED%F1%EF%EE%F0%F2%E0 https://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport https://www.vagoni-jd.ru/razdel_01.1%20kratkii%20obzor.php · История вагоностроения. – Режим доступа: https://www.rzd-expo.ru/history/istoriya_vagonostroeniya_Rossii · Загадки про транспорт. – Режим доступа: https://ravden.3dn.ru/load/zagadki/prochie_zagadki/pro_poezd_vagony/28-1-0-1863 https://www.zagadki.org/riddles/transport/3/ · мультимедийная презентация по теме, образец изделия.
Наглядно-демонстрационный материал · Видеоряд: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Holzbahn.JPG/200px-Holzbahn.JPG https://www.historicus.ru/assets/images/parovoz.jpg https://www.historicus.ru/assets/images/lokomotiv.jpg

Продолжение табл.

  https://www.historicus.ru/assets/images/teplovoz.jpg https://images.wikia.com/tractors/images/4/4b/Rc_original_livery.jpg https://i1139.photobucket.com/albums/n547/SVMelnikof/march/trains/sapsan/sapsan1.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/1.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/5.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/6.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/7.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/8.jpg https://www.rzd-expo.ru/images/a_new_2012/istoriya_vagonostroeniya_Rossii/11.jpg https://www.historicus.ru/assets/images/pullman.jpg
Оборудование учебник, рабочая тетрадь; картон, бумага, клей, линейка, циркуль
Планируемые образовательные результаты Предметные умения: познакомятся с конструкцией вагонов, их видами; овладеют основами черчения; научатся выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, создавать разные виды вагонов, используя объемные геометрические тела (параллелепипед, конус, цилиндр). Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся осуществлять поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о видах вагонов, презентовать подготовленную информацию; регулятивные – научатся оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Продолжение табл.

Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации совзаимодей- ствия на уроке Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
             
I. Организаци- онный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока. Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Отгадайте, что мы сегодня будем делать на уроке. Читает загадки: Братцы в гости снарядились, Друг за друга уцепились И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок. (Поезд, вагоны.) Или: Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро – в городе другом. (Вагон.) – Да, наше путешествие по промышленным предприятиям мы начнем с вагоностроительного завода. Почему? Прочитайте в учебнике (с. 10) рассказ Ани и Вани, объясняющих выбор первого пункта нашего путешествия. На уроке мы познакомимся с технологическим процессом производства самых разных вагонов и изготовим модели Слушают учителя, отгады- вают загадки; работают с учебником; анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Познавательные:общеучебные – осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Работа с учебником (с. 5, 7, 10) некоторых из них. Данный проект вы выполните, работая парами. Давайте вспомним алгоритм работы над проектом. Проверьте правильность ваших ответов по учебнику (с. 5–7). Итак, цель мы с вам определили. Теперь надо провести предпроектное исследование        
II. Изучение нового материала Словесно-ил- люстративный рассказ с элементами беседы «История развития железнодорожного транспорта в России». – Трудно представить современную жизнь без железных дорог. Кажется, они были всегда. На самом деле, их история не так длинна. Но сначала давайте сформулируем понятие «железная дорога». Под железной дорогой понимается транспортная трасса постоянного действия, отличающаяся наличием пути (или путей) из закрепленных рельсов, по которым ходят поезда, перевозящие пассажиров, багаж, почту и различные грузы. – А теперь вспомним историю развития железных дорог. Расскажите, какую информацию вы отыскали о железнодорожном транспорте. Заслушивает сообщения учащихся, дополняет их рассказы, показывает слайды, иллюстрируя рассказ Смотрят презентацию, слушают учителя, одноклассников; анализируют информацию, отвечают на вопросы Фронтальная Личностные: сориентированы на уважительное отношение к истории страны. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения; умеют осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, делать умозаключения и выводы в словесной форме. Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы и формулировать ответы на них. Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Просмотр мультимедийной презентации       Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу  
  Беседа «Виды вагонов». Просмотр мультимедийной презентации. Работа с учебником (с. 11– 12) – А что вы знаете о вагонах? Как различаются они по назначению? Заслушивает ответы учащихся, затем предлагает сверить ответы с текстом учебника (с. 11). – Итак, существует два вида вагонов: пассажирские и грузовые. Как такие вагоны выглядят сейчас, знают все. А какими они были раньше? Давайте рассмотрим изображения старинных и современных вагонов, выявим их особенности. Организует просмотр слайдов и обсуждение особенностей пассажирских и грузовых старинных вагонов. – Давайте теперь познакомимся с современными вагонами. Прочитайте в учебнике (с. 11) о том, какие бывают виды пассажирских и грузовых вагонов. – На каких заводах производят вагоны? (Вагоностроительных.) Прочитайте в учебнике (с. 12), где расположены вагоностроительные заводы. Отметьте на карте России города, в которых находятся эти предприятия (рабочая тетрадь, с. 4–5) Слушают учителя, рассматривают слайды; работают с учебником; анализируют информацию, делают выводы Фронтальная Познавательные: общеучебные – умеют проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям; логические – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях о видах вагонов. Коммуникативные: умеют слушать и слышать учителя и одноклассников. Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической деятельностью Устные ответы

Продолжение табл.

             
  Работа с учебником (с. 12): «Элементы конструкции вагонов» – Как же делают вагоны? Можно ли делать вагоны разных видов на одном заводе? Давайте разберемся. предлагает рассмотреть слайды с изображением разных вагонов и попытаться ответить на этот вопрос. – Проверим ваши предположения, рассмотрев рисунок в учебнике (с. 12), на котором изображены элементы конструкции вагона. Каковы отличия в конструкции разных видов вагонов? (все вагоны имеют общую часть конструкции – ходовую; кузов вагона выполняется отдельно и затем соединяется с ходовой частью; все виды вагонов можно делать на одном предприятии.) Слушают учителя, участвуют в обсуждении; работают с учебником, анализируют информацию, делают выводы Фронтальная Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы. Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, проводят анализ, сравнение объектов труда, делают умозаключения и выводы в словесной форме Устные ответы
Практическая работа Наблюдает за работой учащихся, организует проверку выполнения задания. – Ответьте на вопросы теста «Вагоны» в рабочей тетради (с. 7) Выполняют задание Индивидуаль- ная Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение). Тестовые задания

Продолжение табл.

             
          Регулятивные: планируют свою деятельность  
Физкультминутка Проводит физкультминутку Выполняют упражнения Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью Выполнение упражнений
III. Твор- ческая практическая деятельность Организация рабочего места Проверка организации рабочего места Организуют свое рабочее место Индивидуаль- ная Познавательные: умеют организовать творческое пространство; знают о гигиене учебного труда. Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью Устные ответы
Беседа «Что мы будем делать?». Работа с учебником (с. 13– 16) и рабочей – Итак, мы с вами делаем модель вагона. Давайте выполним анализ готового изделия (вагон-цистерна и пассажирский вагон). На первом уроке вы изготовите ходовую часть вагона, а на втором – кузов. помогает учащимся провести анализ готового изделия, определить, какие материалы и инструменты понадобятся для работы над изделием, способ разметки, кроя, сборки изделия и его оформления. Организует изучение плана работы над поделкой (учебник, с. 13–16), затем предлагает заполнить технологическую карту в рабочей тетради (с. 8, 14). Анализируют готовое изделие, ин- формацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; проговаривают последователь- ность работы; Фронтальная Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. Регулятивные: планируют свою деятельность. Устные ответы

Продолжение табл.

               
  тетрадью (с. 8, 14) – Какие материалы и инструменты нужны для создания модели вагона? Вспомните правила и приёмы работы с этими материалами и инструментами. Каким способом будет выполняться разметка деталей? Чертеж ходовой части вагона выполнен в масштабе 1: 1. Что это означает? Для выполнения разметки деталей цистерны и кузова пассажирского вагона мы тоже воспользуемся чертежом в рабочей тетради. Вам нужно будет выполнить такой чертёж в масштабе 2: 1. Что это значит? Почему на чертеже мы видим линии разных видов? С помощью чего будет выполняться разметка круга? Как можно оформить вагоны? (Необходимо построить чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза больше, чем на чертеже в масштабе 1: 1.) наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего некоторые приемы работы; заполняют технологическую карту   Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации; анализируют план работы, выделяя основные этапы и приемы изготовления изделия; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников о развертках разных объемных геометрических тел    
   
Практическая работа 1-й урок. – Изготовьте ходовую часть вагона (тележку). 2-й урок. – Изготовьте кузов вагона (цистерну или пассажирский вагон), выполните сборку изделия и оформите его. В процессе выполнения учащимися задания контролирует приемы работы с инструментами. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания Выполняют задание Парная Регулятивные: понимают смысл инструкции учителя; умеют планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения Изготовление модели вагона из бумаги и картона  

окончание табл.

             
IV. Итоги урока. Рефлексия Презентация работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы В процессе просмотра организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям оценивания: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. Организует беседу по вопросам Вани (учебник, с. 17). – Где можно использовать ваше изделие? Рассматривают выполненные работы, оценивают их; отвечают на вопросы в учебнике Фронтальная Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду железнодорожников; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; умеют адекватно воспринимать оценку учителя или товарища. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Оценивание учащихся за работу на уроке. Устные ответы
Домашнее задание Объясняет задание. – Выполните задание в рабочей тетради (с. 13). Найдите информацию о месторождениях полезных ископаемых, находящихся на территории области. – Принесите на следующий урок металлический конструктор Слушают учителя Индивидуаль- ная Наблюдение

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: