Формы капиталистической торговли. Товарные биржи.




Издержки обращения.

Процесс капиталистического обращения товаров требует определённых затрат. Эти затраты, связанные с обслуживанием сферы обращения, представляют собой издержки обращения. Следует различать два рода капиталистических издержек в области торговли: во–первых, чистые издержки обращения, которые непосредственно связаны с процессами купли–продажи товаров и вытекают из особенностей капиталистического строя; во–вторых, издержки, обусловленные продолжением процесса производства в сфере обращения.

Подавляющую и все возрастающую часть издержек обращения капиталистической торговли составляют чистые издержки. К чистым издержкам обращения относятся затраты, связанные с превращением товаров в деньги и денег в товары. Сюда входят расходы, вызываемые конкуренцией и спекуляцией, на рекламу, большая часть расходов на оплату труда торговых работников, на ведение счётных книг, переписку, содержание торговых контор и т. д. Чистые издержки обращения, как указывал Маркс, не прибавляют к товару никакой стоимости. Они представляют собой прямой вычет из всей суммы стоимости, производимой в обществе, и покрываются капиталистами из общей массы прибавочной стоимости, произведенной трудом рабочего класса. Увеличение чистых издержек обращения свидетельствует о росте расточительства при капитализме. В подавляющем большинстве случаев капиталистическая реклама в той или иной степени связана с обманом покупателей. В США только учтённые расходы на рекламу составили в 1934 г. 1,6 миллиарда долларов, в 1940 г. – 2,1 миллиарда долларов. За десять лет, с 1940 по 1950 г., расходы на рекламу возросли в США ещѐ в 2,7 раза.

С развитием капитализма и обострением трудностей реализации товаров создаётся колоссальный торговый аппарат с множеством звеньев. Прежде чем попасть к потребителю, товары проходят через руки целой армии торговцев, спекулянтов, перекупщиков, комиссионеров.

К издержкам, связанным с продолжением процесса производства в сфере обращения, относятся необходимые для общества и не зависящие от особенностей капиталистического хозяйства расходы по доработке, перевозке, упаковке товаров. Каждый продукт только тогда готов к потреблению, когда он доставлен потребителю. Издержки по доработке, перевозке, упаковке товаров соответствующим образом повышают стоимость производства товаров. Затраченный при этом труд рабочих переносит на товар стоимость израсходованных средств производства и присоединяет к стоимости товара новую стоимость.

Анархия капиталистического производства и кризисы, конкурентная борьба и спекуляция обусловливают скопление гигантских, чрезмерных запасов товаров, удлиняют и искривляют пути их движения, что приводит к огромным непроизводительным расходам. Капиталистическая реклама вызывает излишнюю, дорогостоящую упаковку товаров. Это значит, что все большая часть расходов на перевозку, хранение и упаковку товаров превращается в чистые издержки, вытекающие из особенностей капиталистического строя. Непрерывный рост издержек обращения является одним из показателей усиления паразитизма в буржуазном обществе. Издержки капиталистической торговли ложатся тяжёлым бременем на трудящихся как покупателей.

В США издержки обращения составляли в 1929 г. 31% и в 1935 г. – 32,8%, а в настоящее время они ещё выше. В капиталистических странах Европы издержки обращения составляют примерно треть суммы розничного товарооборота.

 

Формы капиталистической торговли. Товарные биржи.

С развитием капиталистического производства и обращения развиваются и формы торговли – оптовой и розничной. Оптовая торговля есть торговля между промышленными и торговыми предприятиями, а розничная торговля есть продажа товаров непосредственно населению.

В торговле, как и в промышленности, происходит концентрация и централизация капитала. Вытеснение мелких и средних капиталистов крупными имеет место, как в оптовой, так и в розничной торговле. В розничной торговле концентрация капиталов осуществляется главным образом в форме создания крупных универсальных и специализированных магазинов. Универсальные магазины ведут торговлю всевозможными товарами, специализированные магазины торгуют только одним видом товара, например обувью или одеждой.

Производство однородных товаров позволяет торговцам вести оптовую торговлю по образцам. Массовые однородные товары (хлопок, льноволокно, чёрные и цветные металлы, каучук, зерно, сахар, кофе и т. д.) продаются и покупаются по установленным стандартам и образцам на товарных биржах.

Товарная биржа есть особый вид рынка, где происходит торговля массовыми однородными товарами и где сосредоточиваются спрос и предложение этих товаров в масштабе целых стран, а нередко и в масштабе мирового капиталистического рынка.

Товары, являющиеся предметами биржевых сделок между капиталистами, непосредственно не переходят из рук в руки. Сделки обычно совершаются на срок: продавец обязуется доставить покупателю определённое количество товара к установленному времени. Например, весной заключаются сделки на поставку хлопка будущего урожая, в то время как хлопок ещё не посеян. При заключении биржевых сделок продавец рассчитывает, что цена на данный товар к установленному сроку упадёт и ему достанется разница в ценах, покупатель же рассчитывает на рост цен. Часто продавцы на бирже вовсе не имеют продаваемых ими товаров, а покупателям не нужны покупаемые ими товары. Таким образом, товарные биржи являются местом спекулятивной торговли. Спекулянты продают и покупают право собственности на товары, к которым они не имеют никакого отношения. Спекуляция неразрывно связана со всем укладом капиталистической торговли, поскольку эта торговля имеет целью не удовлетворение потребностей общества, а извлечение прибыли. На спекулятивной торговле наживаются главным образом крупные капиталисты. Она ведёт к разорению значительной части мелких и средних предпринимателей.

В буржуазных странах нередко применяется торговля в кредит или в рассрочку. Этот вид торговли часто приводит к тому, что массовый потребитель вынужден расплачиваться своим имуществом, не будучи в состоянии во -время погасить задолженность. Торговля в кредит нередко используется капиталистами для реализации неполноценных, залежалых товаров.

 

Внешняя торговля.

Как уже говорилось, переход к капитализму был связан с созданием мирового рынка. Ленин указывал, что капитализм является результатом «широко развитого товарного обращения, которое выходит за пределы государства. Поэтому нельзя себе представить капиталистической нации без внешней торговли, да и нет такой нации»[2]. В ходе развития товарного обращения, выходящего за пределы национальных рынков, расширяется капиталистическая внешняя торговля. Расширение мировой торговли само по себе выражает развитие международного разделения труда, связанного с ростом производительных сил. Но для капиталистов внешняя торговля служит средством повышения прибылей. В погоне за прибылью капиталисты ищут все новые рынки сбыта товаров и источники сырья. Ограниченность внутреннего рынка вследствие обнищания масс и захват внутренних источников сырья крупными капиталистами усиливают их стремление к установлению господства на внешних рынках и повышают значение внешней торговли.

Внешняя торговля достигла широкого развития лишь в эпоху капитализма. За сто лет, с 1800 по 1900 г., оборот мировой торговли возрос более чем в 121/2 раз: с 1,5 миллиарда долларов до 18,9 миллиарда долларов. За следующие три десятилетия он увеличился более чем в 31/2 раза и достиг в 1929 г. 68,6 миллиарда долларов.

Внешняя торговля является источником дополнительной прибыли для капиталистов более развитых буржуазных стран, так как промышленные изделия сбываются в отсталые страны по относительно более высоким ценам, а сырье покупается в этих странах по более низким ценам. Внешняя торговля служит одним из средств экономического закабаления отсталых стран развитыми буржуазными странами и расширения сфер влияния капиталистических держав.

Так, например, английская Ост–Индская компания в течение более 250 лет (1600 – 1858 гг.) грабила Индию. В результате хищнической эксплуатации местного населения Ост–Индской компанией многие провинции Индии были превращены в пустыни: поля не обрабатывались, земли заросли кустарником, население вымирало.

Внешняя торговля состоит из экспорта, то есть вывоза товаров, и импорта, то есть ввоза товаров. Соотношение между суммой цен товаров, вывезенных данной страной, и суммой цен товаров, ввезенных ею в течение определённого срока, например за год, составляет еѐ торговый баланс. Если вывоз превышает ввоз, торговый баланс является активным, если же ввоз превышает вывоз, торговый баланс является пассивным.

Страна, имеющая пассивный торговый баланс, должна покрывать дефицит за счёт таких источников, как запасы золота, доходы от перевозок товаров чужих стран, доходы от капиталовложений в других государствах и, наконец, за счёт заграничных займов. Торговый баланс не раскрывает всех форм экономических взаимоотношений между странами. Более полное выражение эти взаимоотношения находят в платёжном балансе. Платежный баланс есть соотношение между суммой всех платежей, причитающихся какой‑либо стране с других стран, и суммой всех платежей, которые эта страна должна произвести другим странам.

Характер экономических связей между странами определяет и внешнеторговую политику капиталистических государств. В эпоху домонополистического капитализма сложилось два основных типа торговой политики: политика свободной торговли (фритредерство) и политика покровительства отечественной промышленности (протекционизм), главным образом путём введения высоких таможенных пошлин на иностранные товары.

 

Ссудный капитал.

Подобно тому, как товарный капитал обособляется в виде торгового капитала, денежный капитал обособляется в виде ссудного капитала.

В процессе оборота капитала у промышленного капиталиста в определённые моменты образуется свободный денежный капитал, не находящий себе применения на его предприятии. Например, когда капиталист накапливает амортизационный фонд, предназначенный на восстановление выбывающих частей основного капитала, у него образуются временно свободные суммы денег. Эти суммы будут израсходованы на приобретение нового оборудования, машин лишь через несколько лет. Если промышленник продаёт готовый товар ежемесячно, а закупает сырье раз в полгода, то он в течение пяти месяцев имеет на руках свободные деньги. Это – бездействующий капитал, то есть капитал, не приносящий прибыли.

В другие же моменты у капиталиста возникает потребность в деньгах, например, когда он ещё не успел продать готовый товар, а ему необходимо закупить сырье. В то время, как у одного предпринимателя оказывается временный излишек денежного капитала, другой предъявляет на него спрос. В погоне за прибылью капиталист стремится к тому, чтобы каждая частица его капитала приносила доход. Капиталист отдаёт свободные деньги в ссуду, то есть во временное пользование другим капиталистам.

Ссудный капитал есть денежный капитал, который его собственник предоставляет на время другому капиталисту за известное вознаграждение. Отличительная черта ссудного капитала состоит в том, что он применяется в производстве не тем капиталистом, чью собственность он составляет. Имея возможность получить деньги в ссуду, промышленный капиталист избавляется от необходимости держать значительные денежные резервы в бездеятельном состоянии. Денежная ссуда даёт промышленнику возможность расширить производство, увеличить число рабочих и, следовательно, повысить размеры получаемой прибавочной стоимости.

В виде вознаграждения за предоставленный в его распоряжение денежный капитал промышленник уплачивает владельцу этого капитала определённую сумму, называемую процентом. Процент есть часть прибыли, отдаваемая промышленным капиталистом ссудному капиталисту за предоставленную ему последним ссуду. Источником процента является прибавочная стоимость. Ссудный капитал есть капитал, приносящий проценты.

Движение ссудного капитала целиком основано на движении промышленного капитала. Отданный в ссуду капитал используется в производстве с целью извлечения прибавочной стоимости. Поэтому ссудный капитал, как и всякий капитал вообще, выражает, прежде всего, производственные отношения между капиталистами и эксплуатируемыми ими рабочими. Вместе с тем непосредственно ссудный капитал выражает отношения между двумя группами капиталистов: с одной стороны, денежными капиталистами, а с другой стороны, функционирующими капиталистами (промышленниками и торговцами). Формула движения ссудного капитала: Д – Д'. Здесь выпадает не только стадия производительного капитала, но и стадия товарного капитала. Создается видимость, что источником дохода является не прибавочная стоимость, произведённая путём эксплуатации рабочих в сфере производства, а деньги сами по себе. То, что ссудный капитал приносит доход в виде процента, представляется столь же естественным свойством денег, как то, что плодовое дерево приносит плоды. Здесь фетишизм, характерный для капиталистических отношений, достигает высшего предела.

Собственник денежного капитала предоставляет свой капитал на время в распоряжение промышленному капиталисту, который использует его в производстве с целью присвоения прибавочной стоимости. Таким образом, происходит отделение собственности на капитал от приложения капитала к производству, отделение капитала как собственности от капитала как функции.

 

Процент и предпринимательский доход. Норма процента и тенденция еѐ к понижению.

Промышленник отдаёт денежному капиталисту часть своей прибыли в виде процента. Таким образом, средняя прибыль распадается на две части. Та часть средней прибыли, которая остаётся у промышленного капиталиста, называется предпринимательским доходом.

Если форма процента создаёт обманчивую видимость, будто процент является естественным порождением капитала–собственности, то форма предпринимательского дохода порождает иллюзию, будто этот доход представляет собой оплату «труда» функционирующего капиталиста по руководству и надзору за работой наёмных рабочих на его предприятии. На деле же предпринимательский доход, как и процент, не имеет никакого отношения к труду по руководству производством; он представляет собой часть безвозмездно присваиваемой капиталистами прибавочной стоимости.

Пропорция, в которой средняя прибыль разделяется на предпринимательский доход и процент, зависит от соотношения спроса и предложения ссудного капитала, от состояния рынка денежных капиталов. Чем выше спрос на денежный капитал, тем, при прочих равных условиях, выше норма процента. Нормой процента называется отношение суммы процента к ссужаемому денежному капиталу. В обычных условиях верхней границей нормы процента является средняя норма прибыли, поскольку процент есть часть прибыли. Как правило, норма процента значительно ниже средней нормы прибыли.

С развитием капитализма норма процента обнаруживает тенденцию к понижению. Эта тенденция является следствием двух причин: во–первых, действия закона тенденции средней нормы прибыли к понижению, поскольку средняя норма прибыли образует верхнюю границу колебаний нормы процента; во–вторых, с развитием капитализма общая масса ссудного капитала растѐт быстрее, чем спрос на него. Одной из причин роста ссудного капитала является увеличение среди буржуазии группы рантье, то есть капиталистов – собственников денежного капитала, не занимающихся предпринимательской деятельностью. В этом также проявляется усиление паразитизма в буржуазном обществе. Росту ссудного капитала способствует централизация свободных денежных средств в банках и сберегательных кассах.

Процент по краткосрочным ссудам на денежном рынке США составлял в 1866 – 1880 гг. от. 3,6 (низшая ставка) до 17 (высшая ставка), в 1881 – 1900 гг. соответственно – от 2,63 до 9,75, в 1901 – 1920 гг. – от 2,98 до 8,0, в 1921 – 1935 гг. – от 0,75 до 7,81.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: