Общие требования по выполнению раздела




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению раздела “Безопасность и экологичность” в дипломном проекте для студентов всех специальностей и всех форм обучения

 

Воронеж 2010

 

Составители: канд. техн, наук В.П. Асташкин, д-р техн. наук Н. В. Мозговой, канд. техн. наук О.А. Семенихин

 

УДК 658.382.3

 

Методические указания для выполнения раздела “Безопасность и экологичность” в дипломном проекте для студентов всех специальностей и всех форм обучения / ГОУВПО “Воронежский государственный технический университет” сост.: В.П. Асташкин, Н.В. Мозговой, О.А. Семенихин, Воронеж, 2010,.. с.

В методических указаниях приведены общие требования к разделу “Безопасность и экологичность” в дипломном проекте, даны рекомендации по последовательности разработки раздела, примерная тематика расчетов и список рекомендуемой литературы. Издание соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности”.

 

Библиогр.: 11 назв.

 

Рецензент д-р техн. наук, профессор А.В. Бараков

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой

д-р техн. наук, профессор Н.В. Мозговой.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»,2010

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дипломное проектирование является заключительным этапом подготовки студентов в вузе, на основе которого определяется уровень теоретических и профессиональных знаний будущих специалистов не только по выбранной специальности, но и в области безопасности жизнедеятельности. Поэтому каждый дипломный проект должен содержать обязательный раздел “Безопасность и экологичность”.

Настоящие методические указания составлены на основе примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», утверждённой Министерством образования РФ 19.12.2000г. с учётом требований законодательных и нормативных материалов и имеют цель оказать помощь студентам-дипломникам в разработке раздела “Безопасность и экологичность”, а так же способствуют технически грамотному раскрытию темы дипломного проекта.

В методических указаниях кратко изложены основные требования к выполнению раздела, к его объёму и содержанию, приведены рекомендации в отношении последовательности и глубины проработки основных вопросов, использования законодательных и нормативных материалов, специальной литературы.

 

Общие требования по выполнению раздела

“Безопасность и экологичность”

 

Полученные в процессе обучения знания по вопросам безопасности жизнедеятельности студент-дипломник должен конкретно и творчески применить при выполнении раздела “Безопасность и экологичность”. Кроме того вопросы безопасности должны быть в поле зрения дипломника на всех этапах разработки и могут быть включены в другие его разделы.

Раздел “Безопасность и экологичность” выполняется студентом-дипломником в соответствии с заданием, выдаваемым преподавателем-консультантом кафедры “Промышленная экология и безопасность жизнедеятельности” (ПЭ и БЖД) или руководителем дипломного проекта при согласовании его с преподавателем-консультантом. Содержание задания по разделу должно соответствовать основной теме дипломного проекта и быть его составной частью.

Преподаватель-консультант для студентов-дипломников каждой специальности выделяется кафедрой ПЭ и БЖД для успешного и качественного выполнения раздела. Консультации проводятся в соответствии с расписанием, устанавливаемым кафедрой ПЭ и БЖД по согласованию с выпускающими кафедрами и деканатами.

На первых консультациях совместно со студентом решаются вопросы по содержанию раздела, намечается объём расчётных и графических работ, рекомендуется необходимая специальная литература и нормативные документы. Другие дополнительные сведения студент-дипломник должен почерпнуть путём сбора и изучения материалов на преддипломной практике, анализа научно-технической литературы, нормативных материалов и типовой технической документации.

На последующих консультациях выполненный студентом-дипломником раздел в черновом варианте представляется преподавателю-консультанту для проверки. После просмотра представленных материалов преподаватель-консультант высказывает свои замечания и принимает соответствующее решение в личной беседе со студентом. При необходимости представленный вариант раздела дорабатывается, переписывается заново и исправленный вариант сдаётся на повторную проверку.

Окончательный вариант раздела “Безопасность и экологичность” должен быть представлен для завершающей проверки и визирования до подписания дипломного проекта руководителем. В случае положительного заключения о содержании и оформлении раздела преподаватель-консультант ставит свою подпись на титульном листе расчётно-пояснительной записки, на бланке задания на дипломный проект, а при необходимости и на графическом материале раздела (чертежах). При отсутствии подписи преподавателя-консультанта кафедры ПЭ и БЖД дипломный проект не может быть представлен к защите в ГАК, как несоответствующий основным требованиям государственного образовательного стандарта.

 

2 Объём и содержание раздела

 

Раздел “Безопасность и экологичность” оформляется отдельной главой в расчётно-пояснительной записке дипломного проекта. Объём главы должен составлять как правило 10-12 листов рукописного текста (10 - 15% от общего объёма расчётно-пояснительной записки). Кроме того, раздел может содержать и графическую часть, объём, содержание и вид которой согласовывается с руководителем проекта или консультантом в зависимости от конкретной темы дипломного проекта. Так оригинальные конструктивные и принципиальные решения, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности, могут быть выполнены в виде чертежей на стандартных листах и использованы для доклада при защите дипломного проекта. Другие графические материалы в виде эскизов, схем и графиков должны быть включены в расчётно-пояснительную записку.

При выполнении раздела “Безопасность и экологичность” студент-дипломник должен продемонстрировать свои знания и умения в вопросах производственной и экологической безопасности а так же в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому расчётно-пояснительная записка раздела должна состоять из следующих трёх озаглавленных основных частей:

2.1 Безопасность производственной среды

2.1.1 Анализ условий труда. (Идентификация опасных и вредных факторов).

2.1.2 Меры защиты от опасных и вредных факторов.

2.1.3 Расчёт и проектирование средств защиты.

2.2 Экологичность проекта.

2.2.1 Анализ возможных негативных воздействий проектируемого объекта (реконструируемого, эксплуатируемого объекта, технологического процесса и т.д.) на окружающую среду.

2.2.2 Мероприятия по защите окружающей среды.

2.3 Чрезвычайные ситуации (ЧС).

2.3.1 Оценка возможности возникновения ЧС и план действий по их ликвидации.

2.3.3 Пожарная безопасность.

Представленный на проверку преподавателю-консультанту материал по разделу должен быть выполнен в соответствии с требованиями стандарта СТП ВГТУ 004 - 2003 с изменениями 06.02.2007, а так же содержать в тексте ссылки на используемую литературу.

В разделе “Безопасность и экологичность” не допускается подменять инженерно-технические разработки переписыванием определений и общих положений из правил и инструкций, учебников и учебных пособий, государственных стандартов (ГОСТ), санитарных норм (СН), санитарных правил и норм (Сан П и Н), строительных норм и правил (СН и П), а так же приводить обязанности должностных лиц и рассуждения общего характера.

Если отдельные расчёты и защитные мероприятия, относящиеся к безопасности жизнедеятельности, отражены в других разделах расчётно-пояснительной записки проекта, то в разделе “Безопасность и экологичность” должны быть сделаны соответствующие ссылки.

В перечне литературы, приводимой в конце пояснительной записки, должны быть указаны все источники, которыми пользовался студент-дипломник при разработке раздела “Безопасность и экологичность”.

 

3 Рекомендации по выполнению основных частей раздела

 

3.1 Безопасность производственной среды.

 

3.1.1 Анализ условий труда.

Первая часть раздела должна быть посвящена вопросам производственной безопасности. Прежде всего необходимо провести анализ и выяснить все потенциально опасные и вредные производственные факторы (ОВПФ), которые могут появиться при выполнении разработанного технологического процесса, при эксплуатации проектируемого оборудования, стенда, прибора, при работе на конкретном рабочем месте. Идентификация ОВПФ должна быть как можно более полной и соответствовать принятой классификации ОВПФ (физические, химические, биологические и психофизиологические).

Путём сравнительного анализа определить 4-5 специфических для данного процесса и превалирующих ОВПФ которые следует рассмотреть более подробно по следующей схеме: «Источник фактора – уровень фактора на рабочем месте – воздействие на человека – нормативное значение фактора». При этом обязательны ссылки на нормативные документы (ГОСТ, СНиП, СанПиН). На основании сравнения действительной величины каждого из 4 – 5 факторов с его нормативным значением определить необходимость разработки защитных мероприятий.

3.1.2 Меры защиты от опасных и вредных факторов

Изложить необходимые защитные мероприятия технического и организационного характера, направленные на уменьшение или исключение ОВПФ, выявленных при анализе условий труда. Описать методы и способы защиты от ОВПФ, предложить и проанализировать возможные технические решения, выбрать при необходимости индивидуальные средства защиты. При этом должны быть приведены схемы и эскизы защитных устройств, описаны необходимые организационные и управленческие мероприятия.

3.1.3 Расчёт и проектирование средств защиты

Подробно изложить расчёт и проектирование 1-2х защитных устройств от воздействия одного из рассматриваемых ОВПФ. При этом выполняется расчёт, разрабатывается расчётная схема, чертёж или эскиз защитного устройства и сравнивается его эффективность с нормативными значениями. Кроме того может быть дано техническое или экономическое обоснование принятых решений.

 

3.2 Экологичность проекта.

 

3.2.1 Анализ возможных негативных воздействий проектируемого объекта на окружающую среду.

Во второй части раздела должны быть рассмотрены вопросы экологической безопасности, для чего студент-дипломник обязан провести экологическую экспертизу дипломного проекта.

Разработку вопросов безопасности следует вести одновременно с разработкой дипломного проекта в целом, т.е. на каждом этапе выполнения проекта все принятые решения следует оценивать с учётом их влияния на окружающую среду. Наибольший эффект экологическая экспертиза приносит на ранних стадиях проектирования.

В результате всестороннего анализа выявить все возможные источники загрязнения окружающей среды при реализации проекта. При этом следует рассмотреть следующие основные виды неблагоприятного экологического воздействия:

загрязнение атмосферного воздуха пылегазовыми выбросами;

загрязнение водных объектов промышленными сточными водами;

энергетическое загрязнение окружающей среды;

загрязнение почв твёрдыми и жидкими производственными отходами.

Анализом, кроме того, должна быть установлена характеристика возможных источников загрязнений, состав и количество загрязняющих веществ (в том числе состав и количество твёрдых и жидких отходов), возможные характер и параметры неблагоприятного влияния их на санитарные условия жизни и здоровье населения, растительный и животный мир.

Полученная в результате анализа количественном оценка загрязнений (например, например концентрация вредных веществ в атмосферном воздухе, в сточных водах; количество загрязняющих веществ поступающих от источника в атмосферу, в водные объекты и др.) должна быть сопоставлена со стандартом качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, ПДВ, ПДС и др.) что позволит установить необходимый уровень снижения вредного воздействия с целью достижения нормативного состояния окружающей среды.

3.2.2. Мероприятия по защите окружающей среды.

По каждому виду загрязнений изложить необходимые технические, организационные и другие защитные мероприятия, выполнение которых исключает или уменьшает возможность отрицательного воздействия на окружающую среду. При этом 1- 2 направления по защите среды (например, защита атмосферного воздуха или защита водных объектов и др.) необходимо рассмотреть как можно более подробно. Описать методы и способы защиты, предложить и проанализировать возможные технические решения, привести принципиальные схемы и эскизы защитных устройств. По остальным направлениям можно ограничиться мерами рекомендательного характера.

При необходимости, по решению руководителя проекта или преподавателя-консультанта, эта часть раздела может быть дополнена инженерными расчётами и чертежами.

В тех случаях, когда согласно теме дипломного проекта необходимо рассмотреть такие экологические мероприятия, как решение проблем утилизации и переработки отходов, экономии ресурсов, очистки промышленных выбросов, контроля качества среды и др., содержание экологической части раздела может быть отличным от приведённой схемы.

 

3.3 Чрезвычайные ситуации

 

3.3.1 Оценка возможности возникновения чрезвычайной ситуации защита от них

 

На основе анализа действующих технических участков, цехов, лабораторий, предприятия в целом выявят опасные производственные объекты, которые могут стать потенциальными источниками ЧС технического происхождения. Рассмотреть причины и сценарий возможного развития ЧС, указать поражающие факторы, их основные параметры и возможные последствия для работников, населения и окружающей среды.

Определить организационные и технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования опасных объектов в условиях развития ЧС, а так же меры защиты и ликвидации последствий ЧС.

 

3.3.2 Пожарная безопасность

 

Провести анализ взрывопожароопасности разработанного технологического процесса, проектируемого или используемого оборудования, установок и устройств. Выявить какие огнеопасные вещества, материалы и их смеси могут находиться в производственном помещении, использоваться или образовываться внутри аппаратов и устройств в процессе производства, установить их количество и взрывопожароопасные свойства.

На основании анализа определить категории производственного помещения (технологического участка, лаборатории, цеха) по взрывопожарной и пожарной безопасности, а также возможные причины пожаров и взрывов. Указать основные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение пожаров и взрывов, и технические средства противопожарной защиты. При этом обосновать необходимость применения автоматических установок пожаротушения и автоматических систем пожарной сигнализации, а также вид, количество и размещение первичных средств пожаротушения.

Значительно облегчить и повысить эффективность работы студента–дипломника по выполнению раздела «Безопасность и экологичность» могут материалы, накопленные и обобщенные в результате прохождения преддипломной практики. Для этого наряду со сбором материала по основной теме дипломного проекта необходимо пристальное внимание уделить сбору информации по вопросам безопасности жизнедеятельности. Провести всесторонний анализ всех потенциальных опасностей и вредностей прототипа проектируемого объекта и исследовать основные защитные мероприятия, в том числе наиболее эффективные технические решения.

В области экологической безопасности выявить наличие и основные характеристики вредных выбросов, сбросов и отходов производства; установить концентрацию токсичных веществ, выбрасываемых в атмосферу и сбрасываемых в сточные воды; изучить системы и устройства для очистки вредных выбросов и сбросов, методы утилизации и захоронения отходов, мероприятия по организации контроля за ПДК вредных веществ и т.д.

Рассмотреть чрезвычайные ситуации, вероятные для данного предприятия, поражающие факторы, их величину и последствия. При этом особое внимание следует обратить на взрывопожароопасность цехов и участков предприятия.

Источниками получения необходимой информации на предприятии могут быть технологические карты, паспорта на оборудование, результаты аттестации рабочих мест, экологический паспорт предприятия, нормативные правовые акты, специальная справочная литература, инструкции по безопасному ведению работ и пр.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: