Искусство древней Греции




Куросы – прямостоящие фигуры мужчин-атлетов с явно выраженной мускулатурой. Статуи куросов служили надгробиями, ставились в честь победителей состязаний. Они отличаются резкой и грубоватой трактовкой форм, строгой фронтальность и застылостью фигуры.

Кора - это скульптура женщины (всегда молодой), в статичной позе, одетой в традиционную греческую одежду, с архаической улыбкой на устах.

 

Кратер – древнегреческий сосуд для смешивания вина с водой – большая глубокая чаша на ножке с двумя ручками.

 

Дипилонские сосуды – огромные, выше человеческого роста вазы предназначались для жертвенных возлияний и служили надгробными памятниками на могилах евпатридов — родовой аристократии Афин.

Меандр – геометрический орнамент из непрерывной кривой или ломанной под прямым углом линий, образующий ряд спиралей

 

Храм в антах – простейший и древний архаический храм. Он состоял из небольшого помещения – наоса, прямоугольного в плане, имел двускатную кровлю. На его фасаде между антами, т.е. выступами боковых стен., были помещены две колонны. Такой тип храма рассчитан на восприятия с одного фасада.

 

Простиль – более совершенный тип античного храма: прямоугольное в плане здание с одним рядом из четырех колонн на главном фасаде.

 

 

Амфипростиль – тип древнегреческого храма, в котором колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был выход в сокровищницу.

Наос - целла, главное помещение (святилище) античного храма, где находилось скульптурное изображение божества.

Пронаос - полуоткрытая часть античного храма между входным портиком и наосом (целлой). Спереди ограждался 2 колоннами, с боков стенами в виде антов.

Опистодом - задняя (внутренняя) часть античного древнегреческого храма или здания, отделённая от наоса стеной и имеющая отдельный выход — как правило, на западном фасаде.

Адитон - особая священная комната в древнегреческих храмах, расположенная позади основного помещения, где находилась статуя божества.

Периптер – основной тип древнегреческого храма. Храм, имевший прямоугольную форму в плане и окруженный со всех сторон колоннадой. Его художественный строй отмечен торжественной строгой простой и гармоничной законченностью.

Диптер – тип древнегреческого храма: прямоугольное в плане помещение, окруженное снаружи двумя рядами колонн.

Пседопериптер – тип античного храма, в котором колонны боковых и заднего фасадов не имеют полного объема и лишь наполовину выступают из стен.

Фолос – тип античного храма, круглого в плане с одним рядом колонн, расположенном на заданном радиусе от центра.

Ордерная система – художественно осмысленная переработка каменной стоечно-балочной конструкции, зекрепленное традицией в нескольких вариация, отличающихся как общим характером, так и строго установленным составом., формой, так взаимоположением элементов, а так же своими профилями и орнаментом.

Дорический ордер - один из ордеров классической архитектуры. Лаконичный, мужественный, монументальный – во времена античности считался «мужским» ордером.

Ионический ордер – один из трех древнегреческий архитектурных ордеров. От более раннего дорического ордера отличается большей легкостью пропорций и декором всех его частей. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утонченности, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями.

Коринфский ордер - один из трех архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Отличается колокообразной капителью, покрытой стилизованными листьями аканта.

Курватура - нарочитая, едва заметная кривизна прямолинейных частей здания, применяемая для устранения оптических искажений (при восприятии здания в ракурсе) и для усиления пластической выразительности архитектуры.

 

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫОРДЕРОВ:

СТЕРЕОБАТ - цоколь храма или колоннады.

СТИЛОБАТ - поверхность для установки колонн, верхняя ступень стереобата.

БАЗА - основание колонны.

КОЛОННА - вертикальная опора здания, его несущая конструктивная часть, главный элемент архитектурного ордера. Состоит из базы, фуста и капители.

ИНТЕРКОЛУМНИЙ – перелет между рядом стоящими колоннами в ордерной архитектуре.

ФУСТ - ствол колонны от базы до капители.

БАРАБАН - цилиндрическая часть здания, служащая опорой куполу.

ЭНТАЗИС – утолщение ствола колонны в средней его части, создающее впечатление напряженности и устраняющее оптическую иллюзию вогнутости ствола.

КАННЕЛЮРЫ - вертикальные желобки на стволе колонны или пилястры.

КАПИТЕЛЬ - часть ордера, венчающая вертикальную опору (колонну, пилястру).

ЭХИН – часть капители дорической колонны в виде круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Служит переходом от ствола колонны к абаку.

АБАКА (абак) - верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом.

ВОЛЮТЫ– архитектурный мотив, представляющий собой спиралевидный завиток с кружком в центре. Является составной частью ионической и коринфской капители.

ИОНИКИ – яйцеобразные орнаментальные мотивы в ионическом и коринфском архитектурных ордерах.

АНТАБЛЕМЕНТ – верхняя часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, составной элемент архитектурного ордера; членится на архитрав, фриз, карниз.

АРХИТРАВ – нижняя из трех горизонтальных частей антаблемента, лежащая на капителях колонн: имеет вид балки – широкий, гладкой или разделенной на три горизонтальных уступа – фасции.

ФРИЗ – в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом; в дорическом ордере членится на триглифы и метопы, в ионическом и коринфском заменяется рельефами.

ТРИГЛИФ - выступающая прямоугольная плита с тремя вертикальными планками; чередуется с метопами.

МЕТОПА - в классической архитектуре промежуток квадратной формы между триглифами. Декорировался рельефами или росписью.

КАРНИЗ – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды. Карниз также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах.

ТИМПАН – внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т.д.

ФРОНТОН - в архитектуре верхняя часть фасада здания, образуемая горизонтальным карнизом и скатами крыши.

ВЫНОСНАЯ ПЛИТА - одна из трех (наряду с виа и симой, между которыми она располагается) главных частей карниза; имеет форму прямоугольной в профиль тяги, нижняя плоскость которой висит в воздухе, а над верхней помещается водосточный желоб, представляемый симой. Образует сильный вынос карниза, защищающий стену от капель дождя, и дает завершающий акцент зрительному образу постройки.

АКРОТЕРИЙ – скульптурное украшение (статуя, пальметта), помещаемое над углами фронтона архитектурного сооружения.

 

Театральное здание классической Греции — устойчивый тип театрального здания, появившийся в Афинах в VI веке до н. э. и распространившийся в городах античного мира в V-IV веках до н. э.

Орхестра - круглая (затем полукруглая) площадка для выступлений театральных актёров, хора или музыкантов.

Театрон - места для зрителей.

Скена - задняя палатка для переодевания актёров.

Проскений — передний фасад скены, служил для крепления декораций.

Пароды – проходы, через которые могли проходить зрители, когда в начале представления занимали свои места; во время же представления через эти проходы входили актёры и хор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: