Церемонии, ритуалы и верования




Внешность

Монах Алонсо де Эспиноза писал, что на севере Тенерефе живут белокожие люди, женщины которых красивы с прекрасными светлыми волосами. На юге же острова живут люди с более тёмной кожей из-за того, что они почти всегда ходили практически без одежды и загорели на солнце. Он также отмечал их поразительную гибкость и физическую силу и мастерство владением тела, с которой никто не мог сравниться из европейцев, когда состязались с ними в бросании камней или копья. У них был огромный камень, на котором они тренировали свою силу и выносливость. Они поднимали его над головой и заводили руки назад.

Они бегали по крутым горным дорожкам, там, где другие и ходить-то боялись, за потерявшимся скотом и с лёгкостью вытаскивали застрявшее в самых недоступных местах животное за ноги. Ещё монаха поразила способнось гуанчей точно подсчитывать количество коз, которые они выпускают из загона, не открывая рта и не указывая на них рукой. Также они знали каждое животное, которое пасли, даже, если их была тысяча. На войну они шли обнажённые, прикрывшись только накидкой из козьей шкуры. Женщины тоже шли с мужчинами, несли им еду и также умирали вместе с ними. Победители никогда не добивали побеждённых и не причиняли никакого вреда их женщинам, детям и старикам, либо мужчинам, которые не были воинами. Они позволяли им возвращаться к своим домам.

О благородстве гуанчей также говорил и поэт Антонио де Виана: «Они были добродетельны, честны и смелы, в них сочетались все лучшие качества человечества: великодушие, ловкость, мужество, атлетическая сила, стойкость души и тела, приветливые лица, пытливый ум, пылкий патриотизм, любовь к свободе...».

Организация общества

Известно, что аборигены Канарских островов находились на уровне каменного века – огонь добывали трением, зерно перетирали на каменных жерновах, ходили в овечьих и козьих шкурах, а топоры делали из обсидиана – тёмной вулканической породы. Однако, организация их общественной жизни и законы, по которыи они жили, а также некоторые знания и умения, не соответствовали этому уровню, но были гораздо выше.

Общество было кастовым и состояло из трёх каст – знать, воины и крестьяне. Представители высшей касты не имели права сочетаться браком с представителями низшей. Если не было кандидатур из своего сословия, то женились или выходили замуж за своих братьев и сестёр. На каждом острове были свои тонкости семейных отношений. Например, на Гран-Канарии господствовала моногамия, а на Йерро – многожёнство, на Лансароте было принята полиандрия – многомужество – жена и три мужа, каждый из которых жил с ней по месяцу. Канарцы использовали нетривиальный метод наказания за преступления. Например, за убийство они приговаривали к смерти не самого преступника, а кого-нибудь из его близких, считая, что убийце гораздо тяжелее потерять жену, отца или сына, чем самому лишиться жизни…

Население островов на момент кастильского вторжения в 1402 году составлсло: на Гран Канарии – между 35 000 y 40 000 человек, на Тенерифе – между 30 000 y 35 000, на острове Ла Пальма – 4 000, Ла Гомера – 2 000, на Иерро – 1 000, на Фуэнтевентyре и Лансароте в общей сложности проживало примерно 900 аборигенов. Система управления на островах не была сложной, но на каждом острове имела свои особенности. Вот как это было на острове Тенерифе.

По словам монаха де Эспиноза, у тенерифцев была своеобразная система наследования власти. Власть менсея, а именно так назывался правитель, переходила не от отца к сыну, но к следующему брату менсея, если таковые имелись, несмотря на то, что имел своих детей. Когда тот умирал, то влать переходила к следующему брату и так далее, пока оставались братья. В противном случае, влать переходила к старшему сыну первого правителя. Церемония, так сказать, коронации правителя проходила на совете старейшин, который назывался тагорор (Tagoror). Он целовал кость наистарейшего правителя своего рода, которая бережно хранилась в роду, завёрнутая в собственную кожу. Затем этой костью касались головы будущего правителя и плеча всех, кто находился на совете и все они говорили: Клянусь этой костью об этом дне, когда ты стал великим (Agone yacoron ynatzahana Chaconamet).

После этого народу возвещали, что у них есть правитель, что отмечали весельем и застольями по всему острову за счёт избранного правителя и его родственников. Когда менсей переезжал из одной резиденции в другую – летом в горы, а зимой на побережье, он брал с собой старейшин. Перед процессией несли копьё, как знак, что едет правитель. Все, кто встречался по дороге, простирались перед ним ниц и, поднявшись, очищали ему ноги краем своей одежды из овечьих шкур, которая называлась тамарко, и целовали их. Менсей Тенерифа был единственым правителем острова до правления Тинерфе Великого. После его смерти остров был поделен меджду его 9-ю сыновьями и внуками. Их микроскопические менсеяты назывались следующим образом: Анага (Anaga), Тегесте (Tegueste), Такоронте (Tacoronte), Таоро (Taoro), Икод (Icod), Дауте (Daute), Адехе (Adeje), Абона (Abona) и Гимар (Guimar).

Ниже приведены скульптуры менсеев острова Тенерифе на момент его завоевания испанцами. Менсей Акаймо (Acaymo) – менсеят Такоронте. Менсей Адхона (Adjona) – менсеят Абона. Менсей Аньятерве (Anaterve) – менсеят Гимар. Менсей Бенкомо (Bencomo) – менсеят Таоро. Менсей Бенехаро (Beneharo) – менсеят Анага. Менсей Беликар (Belicar) – менсеят Адехе. Менсей Пелинор (Pelinor) – менсеят Икоде. Менсей Ромен (Romen) – менсеят Дауте. Менсей Тегесте (Tegueste) – менсеят Тегесте.

 

 

 


Владения менсеев простирались от побережья вверх до склонов центральной горной гряды. Вершины этой гряды, включая вершину вулкана Тейде, являлись общей землёй, которую могли использовать пастухи всех менсеятов летом, когда на побережье выгорала трава и животным нечего было есть. Особенно это было важно для южных менсеятов (Adeje, Abona и Guimar), которые занимались исключительно разведением скота, а климат севера позволял жителям ещё и заниматься растениеводством и выращивать пшеницу, ячмень, горох и бобы.

 

 

 


Хотя все менсеи были независимыми и являлись верховными правителями своих земель, один из них менсей Таоро был первым среди равных. Его столица располагалась в долине Оротава – сердце Тенерифе, которая сыграет важную роль в войне против испанских захватчиков.

Воины гуанчей подчинялись военному вождю – sigone. Они были вооружены деревянным копьём и камнями, отполированными таким образом, чтобы они имели очень острые края. Они виртуозно владели искусством точного бросания и попадания в цель. Также они использовали пращи. Они показали свою силу и героизм, уничтожив почти полностью кастильский экспедиционный корпус в 1494 году на севере Тенерифе у местечка Асентехо (Acentejo). Воины шли на войну обнажёнными, хотя обычно они носили свои тамаркос. На других островах аборигены носили что-то типа юбок из пальмовых волокон. В зависимости от погоды, вида деятельности и социального положения. гуанчи носили xercos (обувь из свиной кожи), huirmas (полоски кожи, которые носили как рукава, чтобы защитить руки), guaycas (кожанные гетры, которые защищали ложыжки и колени) и ahico (кожаные шорты).

Об организации общества на других островах известно немного. Фуэртевентура на момент испанского вторжения была разделена на 2 части. Правители земель, похоже, не ладили между собой до такой степени, что построили стену, разделяющую их государства. На Лансароте тоже было два правителя. На острове Гомера – четыре. Остров Сан Мигель де ла Пальма был разделён на 12 частей. Гран Канария сначала был разделён на 10 ганартематос, которые затем были объеденены в единое государство.

Хотя на Канарских островах царил патриархат, женщины играли очень важную роль. Если мужчины гуанчи встречали женщину в пустынной местности, то ни один, будь он самым храбрым воином, не решался нарушить табу и первым обратиться к ней, пока она это не разрешит. На некоторых островах права наследования переходили от матери к дочери, и женщины являлись гарантами передачи власти. Так на Гран Канарии всё ещё помнят правительницу Атидамана (Atidamana), которая была с молодости известна своим благоразумием и мудростью, так, что она стала оракулом острова. Ни одна война, ни заключение мира, ни вознаграждения, ни наказания не обходились без её суждения. Большинство мужчин-предводителей плёмён острова завидовали её талантам и отзывались о ней пренебрежительно и избегали следовать её советам. Девушка пыталась не обращать внимания на это, но когда градус пренебрежения и хамства достиг максимума, она вышла замуж за одного предводителя племени, который долго добивался её руки, уговорила его собрать войско и вместе они подчинили своей воле все племена острова. Причём, Атидамана каждый раз шла впереди войска и сражалась на равных с воинами.

Канарские женщины так яростно боролись на поле боя или подбадривали и помогали своим мужчинам, что конкистадоры говорили об «амазонках» острова Ла Пальма. Или они рассказывали легенды о Гасимаре (Guacimara), принцессе Анаги (Тенерифе), которая принимала участие в уничтожении тех, кто пытался высадиться на побережье. Принцессы и аристократки занимают важную часть в канарских легендах, которые рассказывают о героизме. Они предпочитали бросаться со скал в океан, чтобы не попасть в плен европейцам. Это ритуальное самоубийство, символ любви к свободе, практиковали не только женщины, но и мужчины королевской крови, предварялось криком Vacaguare! (я хочу умереть!).

Женщины также выступали, как олицетворение власти и законности. Когда остров Гран Канария признал нового сюзерена в лице испанцев, тогда юная дочь последнего правителя острова – гуанартеме (guanarteme) была им передана, как олицетворяющая законность независимости народа. Женщины Лансероте и Фуэртовентуры играли более скромную роль. Их могли предлагать, как знак гостеприимства гостям. Также женщинам приходилось довольно тяжко во времена голода или перенаселения. Когда численность людей превышала определённый максимум, и было понятно, что земля прокормить больше не может, на островах Ла Пальма и Гран Канарии практиковался женский инфантицид. Они убивали всех новорождённых девочек, за исключением первенцев. Её берегли, как продолжательницу рода.

Жилище

Обычно деревня гуанчей состояла из нескольких пещер, расположенных на окружающих склонах. Из-за того, что острова вулканического происхождения, пещеры и туннели, сформированные лавой, находятся там во множестве, поэтому археологи находят очень немного домов, построенных авборигенами острова.

Если же пещер не хватало, то они возводили небольшие хижины из камней без раствора и покрывали их ветками и листьями. Самое продвинутое исскуство строительства было на Гран Канарии. Каменные жилища вкапывались в вулканическую почву, а стены домов правителей оббивались деревянными дощечками, которые расписывались геометрическими узорами, как и стены пещер. На Тенерифе проход в пещру обычно закрывался большим камнем, оставляя лишь место для входа-выхода. Большую часть времени островитяне проводили на открытом воздухе.


Ежедневная жизнь

Женщины занимались изготовлением различной посуды из глины – круглой, овальной, с ручками и без. Они украшали их простым геометрическим узором – круги, треугольники, квадраты, кресты, а также символами солнца, которые наносили с помощью так называемых, пинтандерас – печаток из обожжёной глины или дерева величиной с монету с ручкой. Такие же инструменты и такие же символы использовали берберы в Северной Африке и индейцы Мексики и Колумбии для нанесения татуировки. Также они собирали дикие фрукты и растения, такие как кедровые орехи, папоротник, мокан или собирали урожай ячменя, пшеницы, гороха и бобов.

Мужчины же приготавливали почву для посадки, используя плуги, изготовленные из бараньих рогов. Посев производили женщины. Мужчины таже были ответственны за производство инструментов и оружия: шил, режущих камней, камней для помола муки и т.д. Мужчины также были и пастухами, выпасая огромные стада коз и овец. Они разводили их специальную породу – с прямой шерстью и никогда не отмечали своих животных, хотя знали их всех, как говорится, «в лицо», чем всегда приводили европейцев в изумление. Пастухи также обрабатывали овечьи и козьи кожи каменными и костяными орудиями и сшивали их, используя в качестве ниток сухожилия или тонкие полоски кожи и костяные иголки. При этом очень ценным инструментом считалась табона – очень острый нож из обсидиана – вулканического стекла. Пастухи также доили коз и кормили свиней.

Еда гуанчей была очень простой, и, несмотря на то, что у них было много скота, мясо на их столе было не каждый день, особенно у низших слоёв. Но когда устраивался праздник, они готовили овец, коз и даже собак. Одним из деликатесов являлось блюдо под названием тамазанона – ячмень, приготовленный с мясом на свином сале. Основным продкутом было молоко и, по сегодняшний день знаменитое, канарское гофио – молотоя мука из жареных зёрен (пшеницы или ячменя и корней папоротника). Ежедневной пищей было свиное сало и сыр, а также дикие фрукты и коренья.

Церемонии, ритуалы и верования

На самом верху социальной лестницы стоял правитель – менсей. После него шла знать – архименсеи, которая оправдывала свой статус через семейные связи с правителем. Далее шли чичикичос (cichiciquitzos) – средний класс и потом ачикасна (achicaxna) – плебеи. Вся земля и все стада принадлежали менсею, который ежегодно распределял их среди знати в соответствии с заслугами каждой семьи. Поэтому менсей играл ещё и экономическую роль перераспределения богатств, учитывая тот факт, что все народные празднества и церемонии устраивались за его счёт.

На Тенерифе, похоже, не было класса священнослужителей, и их функции выполнял правитель. Однако у них был Гуаньяменье (Guanamene) – кто-то, вроде пророка или предсказателя, который пользовался большим уважением и почитанием. Важные решения, которые затрагивали весь менсеят, принимались на совете старейшин. Они проводились в специальном месте, около священных камней или деревьев, где по кругу были расставлены каменные кресла. Одним из таких деревьев была драцена – драконово дерево, которое живёт несколько сотен лет, а его сок обладает лечебными свойствами.

Гуанчи верили в существование верховного бога – Солнца, который, однако, имел несколько имён: Achaman (Небеса), Achuhuran Achahucanac (Великий Бог), Achguayaxerax Achoron Achaman (Держатель Неба и Земли). Они также поклонялись Богине-Матери – Achmayex Achguayaxerax Achoron Achaman (Мать Держателя Неба и Земли) или Achguayaxiraxi (Сохраняющая Закон Жизни). Это её христиане так быстро переквалифицировали в Деву Марию, придумав сказку о нахождении деревянной статуи аборигенами. Также у гуанчей был бог зла – Guayota, которого христиане, естественно, окрестили дьяволом. Он жил на вершине горы Тейде и мог превращаться в собаку по ночам. Встреча с ним считалась опасной.

В дополнение к поклонению этим главным богам гуанчи практиковали природный политеизм. Они оставляли подношения духам природы на камнях и в пещерах, и на других открытых пространствах, чтобы их задобрить или попросить помощи. В каждой семье были глинянные фигурки-идолы, которым поклонялись члены семьи, прося плодрородного урожая и здоровья мужчинам и животным. Также на всех островах были священные места, такие как горы и камни, которые, как считали гуанчи, держали небо и землю в равновесии. На Тенерифе, гора Тейде всегда имела первостепенное значение в этом культе. До сих пор в удалённых уголках Национального парка Тейде находят гуанчские подношения – глиняные сосуды и разные инструменты. Также на острове был распространён культ предков, который выражался в мумификации умерших и хранении их в пещерах-некрополях...
Читайте так-же: Белые люди Северной Африки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: