Возможные механизмы приближения системы социального страхования к международным нормам социального страхования




 

Достижение экономической эффективности подразумевает установление размера страхового тарифа, который бы не был обременительным для работающего населения и работодателей, но одновременно обеспечивал бы достаточность средств для покрытия текущих и будущих обязательств систем социального страхования.

Принцип эквивалентности обязательств является основным принципом, обеспечивающим страховой характер систем социальной защиты работающего населения, стимулирующим работников к участию в финансировании систем социального страхования. Его использование позволяет реализовать функцию компенсации утраченного дохода - то есть гарантировать размер пенсий и пособий, а также объем предоставляемых услуг по системе социального страхования, на уровне, сопоставимом с размером заработной платы работника до наступления страхового события.

Для обеспечения минимального дохода необходим определенный уровень нестрахового перераспределения в рамках систем между поколениями, группами с различным уровнем заработной платы, отраслями, регионами и т.д. Объем перераспределяемых средств должен быть достаточным для обеспечения минимального объема выплат и услуг, но не чрезмерным и не нивелирующим страховые принципы.

При этом достижение минимальных международных стандартов должно являться базовым параметром формирования политики в области социального страхования, а, возможно, и макроэкономической политики. Юридическое закрепление данного положения возможно путем включения международных норм в нормативные правовые акты, регулирующие функционирование систем социального страхования, либо при ратификации международных актов о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции МОТ о минимальных стандартах, Европейского кодекса социального обеспечения, Европейской социальной хартии).

Несмотря на то, что российской законодательство и правоприменительная практика социального страхования соответствует минимальным европейским стандартам в отношении степени охвата населения, развитие системы требует более полного вовлечения занятых за счет ликвидации неформальной занятости и выведения заработной платы из орбиты “ненаблюдаемой” экономики. Мотивационные механизмы, заложенные, в частности, в идеологии пенсионной реформы, могут быть дополнены и участием самих застрахованных в финансировании социального страхования, что позволит усилить их личную ответственность за обеспечение дохода при наступлении страхового события.

Следование основным принципам социального страхования, опора на минимальные международные нормы и стандарты социального обеспечения может позволить осуществить эффективные и социально приемлемые реформы в этой сфере.

Одним из наиболее эффективных инструментов развития экономики и повышения конкурентоспособности регионов, развития промышленности и инновационного сектора является создание кластеров. По определению М. Портера, кластер - это “ группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга".

Особенностями кластера, выделяющими его из прочих родственных ему образований (территориально-производственные комплексы, экономические сети, вертикально-интегрированные компании, технопарки, бизнес-инкубаторы и проч.), являются географическая концентрация, специализация, конкуренция и кооперация, наличие инновационного потенциала (способность к продуцированию инноваций).

Кластеры на сегодня являются основой наиболее успешных экономик (кластер виноделия в Чили, Калифорнии, Силиконовая Долина, автомобильные кластеры Австрии, Венгрии и проч). В США насчитывается более 30 кластеров, в которых продуцируется более 61% ВВП страны. Доля трудоспособного населения США, занятого на предприятиях, входящих в тот или иной кластер, составляет 57%

Регионы, на территории которых расположены и функционируют кластеры, являются лидерами экономического развития своих стран. Подобные регионы-лидеры определяют конкурентоспособность национальных экономик.

Кластеризация экономики позволяет повысить производительность, эффективность и конкурентоспособность бизнеса, расширить возможности для инновационного развития, оптимизировать взаимодействие между различными субъектами экономического развития региона: государством, крупным и малым бизнесом, научно-образовательным сообществом и социумом в целом; сформировать “лицо" региона в восприятии внешнего окружения и, в целом, повысить уровень занятности и качество жизни населения.

Как правило, основными “агентами" кластеризации выступают государственные органы, бизнес, научно-исследовательские организации и образовательные учреждения, финансовые институты и организации по сотрудничеству.

В кластере выделяются 4 группы участников: ”ядро" кластера, дополняющие, обслуживающие и вспомогательные участники.

“Ядро" кластера составляют компании-производители основной продукции кластера, вокруг которых центрируются остальные участники. Таковы автопроизводители в кластерах автомобилестроения, фермерские хозяйства и производители вина в агропромышленных кластерах, производители обуви в обувных кластерах и т.п.

Обеспечивающие (дополняющие) виды деятельности осуществляют компании, функционирование которых направлено на обеспечение деятельности основных производителей. Таковыми могут являться производители материалов и автокомпонентов в кластере автомобилестроения; производители программного обеспечения в кластере по производству компьютеров и проч.

“Обслуживающие” компании - таковые, предоставляющие сервисное обслуживание фирм-призводителей кластера: финансовые, маркетинговые, консультационные, ремонтные и прочие услуги.

Вспомогательные участники - компании, наличие которых желательно для обеспечения экономического успеха кластера, но не является обязательным. К данной группе участников могут быть отнесены организации по сотрудничеству, в некоторых случаях таковыми могут быть НИИ и университеты.

Мировая практика показывает, что наиболее успешные примеры кластерных инициатив наличествуют в таких отраслях как автомобилестроение и производство автокомпонентов, агропромышленный комплекс, био- и нанотехнологии, ИКТ.

В России в настоящее время кластерный подход только начинает использоваться региональной властью в целях развития своих территорий, однако практики кластеризации единичны. И на федеральном, и на региональном уровнях происходит постепенное осознание преимуществ кластерного подхода и необходимости кластерного развития территорий. В частности, отдельные инициативы федерального центра содействуют формированию условий для кластеризации (создание особых экономических зон, разработка концепции кластерного развития РФ). Распространенность практики вертикально-интегрированных компаний, отсутствие культуры информационной открытости.

Примером успешной практики зарождения кластерных инициатив и становления кластерного образования в стране является биотехнологический кластер в Томской области.

На территории области имеются фундаментальные предпосылки для формирования кластера, среди которых наличие многочисленных биотехнологических компаний, развитость научно-исследовательской, образовательной и инновационной инфраструктуры в области биотехнологий и биомедицины. В настоящее время биотехнологический кластер находится на агломерационной стадии развития, характеризующейся наличием критической массы потенциальных участников и условий для кластеризации. На данный момент определены потенциальные участники кластера, но отсутствуют устойчивые связи между ними. Изначальным инициатором и фасилитатором создания кластера является региональная Администрация.

Ключевыми ограничениями в развитии томского кластера является недостаточное развитие финансового сектора, отсутствие региональных представительств федеральных комиссий по патентованию и сертификации разработок, географическая удаленность области от основных рынков сбыта, неразвитость транспортной инфраструктуры, низкий уровень доходов населения.


Список литературы

 

1. Thomas Andersson, Jens Sorvik (2008) The cluster Policies Whitebook // IKED

2. М. Портер (2008) Конкуренция // Harvard Business Review Book

3. М. Портер (2007) Конкурентное преимущество // The free press

4. Марков Л.С. (2006) Экономические кластеры: понятия и характерные черты // Институт Экономики и ОПП СО РАН, Новосибирск

5. Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред.10.01.2003)"О естественных монополиях".

6. Социальное страхование в Российской Федерации. Изд.9-е, переработанное и дополненное. Екатеринбург Правовед-2001, 2009.

7. Emmett J. Vaughan, Fundamentals of risk and insurance / Emmett J. Vaughan. - 6th ed, pp.51 - 62

8. Dryden, F. F. The Government and the wage-earners’ insurance. (North-American Review, Vol. 207, pp.863-867)

9. Miller G. R. Social Insurance in the U. S. (Chicago, McClurg, pp.136)

10. Browne, L. A. Wages and cost of living. (Forum, Vol.60, pp.319-332)

11. https://www.fss.ru/ (Фонд Социального страхования в Российской Федерации).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: