Возвышения потребностей закон




Возвышения потребностей закон

закон развития общества, выражающий рост и совершенствование его потребностей с развитием производительных сил и культуры. В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. В. п. з. действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет. В. И. Ленин, говоря о В. п. з. в условиях капитализма, оперировал периодами в 50 и 100 лет (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 101—02). Современная научно-техническая революция ускорила темпы экономического развития, в связи с чем процесс возвышения потребностей отчётливо прослеживается и при анализе данных за более короткие периоды.

В. п. з. имеет место при любом социально-экономическом строе, но при различных исторических условиях выступает в разных формах. В досоциалистических классовых формациях В. п. з. действует в антагонистической форме. Сохраняется вопиющее социально-экономическое неравенство. Господствующие классы, владея основными средствами производства, монополизируют решающие сферы интеллектуальной деятельности и функции социально-экономического управления. Уделом эксплуатируемых классов является по преимуществу тяжёлый физический труд. В этих условиях В. п. з. осуществляется крайне неравномерно у разных классов общества. Преимущества оказываются на стороне эксплуататорских классов, чьи потребности растут с ростом их богатства и удовлетворяются в ущерб интересам народных масс. Однако и в обществах, основанных на эксплуатации, происходило определенное развитие способностей трудящихся, возвышение их потребностей. Но возможности удовлетворения потребностей трудящихся ограничивались здесь их социальным положением как эксплуатируемых и угнетённых. Капитализм в силу своего социально-экономического характера не создаёт условий для быстрого развития способностей трудящихся, сдерживает объективно вытекающий из совершенствования производства процесс развития рабочей силы.

Социализм не может сразу ликвидировать социально-экономическое неравенство, сложившееся во всех сферах экономики, культуры, образования и общественно-политической деятельности за период многовекового развития общества на основе частной собственности. Однако он коренным образом изменяет характер развития членов общества, уничтожая частную и утверждая общественную собственность на средства производства. В этих условиях В. п. з. приобретает совершенно новые, присущие только социалистическому обществу, черты. Важнейшие из них следующие: всеобщность и всесторонность возвышения потребностей; постепенное социально-экономическое выравнивание их структуры; планомерность, непрерывность и быстрые темпы возвышения потребностей. Возможности для возвышения потребностей используются всеми членами общества на одних и тех же основаниях. При этом развиваются не только потребности, удовлетворение которых ведёт непосредственно к воспроизводству способности к труду, но и потребности, в результате удовлетворения которых человек становится культурнее в быту, творчески инициативнее, активнее в социальном отношении. С созданием материально-технической базы коммунизма и выравниванием социально-экономического положения людей в производстве происходит соответствующее выравнивание способностей к труду и структуры потребностей членов общества.

Б. В. Ракитский.

 

 

Суть закона возрастания потребностей  

Пятница, 02 Июля 2010 г. 00:37 (ссылка) + в цитатник
Прочитало: 0 за час / 2 за неделю / 4 за месяц

 

Двигателем развития человека является желание испытывать удовольствие, что в терминах экономики называется потребностью. Природа проявляется в нас на пяти уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом, коренном (от нас скрытом). И так же, как каждый природный микро и макроэлемент, любое проявление природы составляют эти перечисленные уровни, каждое из которых составляют опять все пять и т.д. Точно так же образован наш основной двигатель жизни - потребность, желание. Оно не только находится в разных пропорциях в каждом из нас, но, словно изображение во вращающемся калейдоскопе, меняется вместе со временем, как в каждом человеке, так и во всем общем организме - Человек. Поэтому в ходе человеческой истории система сменяет систему, в результате вновь выявившейся ее неоправданности возвращается старая, прикрывшись маской новой, более правильной. Экономический подъем сменяет кризис, стагнация, вновь подъем и т.д. Философы ищут причины в области абстракций, экономические теоретики - в хозяйственных и рыночных структурах, другие обвиняют лунные или солнечные пятна и т.д. И, может быть, только З.Фрейд - первый из ученых обратил внимание общества на таящееся в глубинах человека эго, заметив, что наше внешнее сознание - это уже конечный продукт, управляемый таящимися в человеке внутренними силами. Неисправленное эго - не просто потребность, а ненасытная, корыстная потребность. В этом основная причина того, что никакое общественное устройство не может устоять, никакая экономическая модель себя не оправдывает. Дело в том, что человеку с необузданным эго не только недостаточно того, что имеет, но еще и страдает, если другой имеет больше. Например, двое рабочих за ту же работу получили по 100$, но второго еще и похвалили. Тогда состояние первого - "хоть пропей", или, выражаясь экономическими терминами, эта сумма для него обесценилась. Наблюдая микромир, мы можем видеть, что молекулы или клетки берут от окружающей среды лишь столько, сколько необходимо для своего функционирования с целью обслуживания всего остального механизма. И если эта природная программа расстраивается, формируется "чёрная дыра", т.е. клетка становится раковой. Точно так же и в животном мире, лев добывает лишь столько добычи, сколько необходимо ему и его семейству - и не больше. В природе все имеет свою логику, нет ненужных элементов, - все подчинено благу одной системы, одного организма. Стало быть, крылатое выражение - "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - не Марксом придумано, а является выражением этого самого, хорошо знакомого наукам, закона природы. Однако с одной своей частью - человеком - природа поступила иначе: дала ему "излишек" потребности. Потребности, превышающие природные, называются эгоизмом. Но если мы признаем человека являющимся элементом той самой природы, в которой все имеет свою логику, все связано неразрывными причинно-следственными узами, охватывающими все разнообразие природы и все ее уровни - от микро до макромира, то не можем утверждать, что здесь природа ошиблась. Сравнив новорожденного человека с теленком, можем отметить, что только что рожденный теленок сразу же встает на ноги, сам находит "соску", знает, какую траву есть, а какую нет, т.е. выполняет все предназначенные ему для всей жизни функции. А младенец рождается совершенно беспомощным. Все человеку предназначенные функции он приобретает постепенно, становясь сознательным, сознательно созревая, сам "зарабатывая" их. Только человеку предназначено все сделать себе самому. Поэтому смело можем сделать вывод, что и излишек эго оставлен человеку для того, чтобы раньше или позже, признав программу природы, которая является альтруистической, начать ее выполнять. Сегодня мы вступили в информационное общество, соответствующее четвертому уровню - человек. Однако, хотя и сколько понаписано, изобретено, изготовлено, человечество все равно и еще больше недовольно - потребности растут. Научно-технический прогресс обещанного счастья не принес. Мы можем создавать мощнейшие компьютеры, внедрять новейшие технологии, завоевывать космос, летать на собственных ракетах, не найдя пришельцев, самим их создать, - все это ничего не изменит. Потребность, действуя в прежнем режиме, как и раньше, останется неудовлетворенной, а депрессия будет только углубляться. Таким образом, три известных вопроса экономической теории: "Что изготовлять? Как изготовлять? Кому изготовлять?" - можно перефразировать в, - "Чего желать? Как желать? С какой целью желать?" Желание дано нам природой с рождения, и мы не можем от него ни отказаться, ни его ограничить. Ограничить - равнозначно невыполнению природой заданной программы, и любые попытки это сделать раньше или позже заканчиваются проявлением тех же самых желаний, только еще в большей мере и в более извращенной форме. Наше поколение могло это наблюдать при переходе общества от стагнации коммунистической командной экономики к рыночной экономике. Преступность, контрабанда, массовые финансовые аферы, коррупция даже в высших эшелонах власти не только догнали капиталистические страны, но и обогнали. И это то общество, которое 40 лет воспитывалось в духе коллективизма. У которого даже духа не осталось от ранее прививаемых идеалов равенства и братства. А что нас ждет, если лопнет терпение китайцев? - Трудно даже вообразить. Так есть ли выход? Рассмотрим три возможные формы общественных отношений, призвав на помощь три фигуры: треугольник, ромб и окружность. Треугольник: количество компенсирует качество, или, иными словами, если я и не на самой вершине, то, по крайней мере, имею армию соседей, соответствующих моему уровню. Как говорится, общая беда - половина утешения. Ромб: значительно хуже, т.к. иерархия эго сохраняется, но в нижней части приближаются к полному кошмару - не только качественной деградации, но и количественной. Окружность: вершины нет, а возможна только наружная сфера. Это означает, что для всех остается только одна цель - более высокий уровень общества. Здесь и может быть употреблен излишек человеческого эгоизма для того, чтобы человек по своей воле, сознательно выполнял программу природы. Конечно, революциями, войнами, переворотами, всяческим морализированием или философствованиями этого достичь невозможно, - история это уже подтвердила. Этого можно достичь, только осознав зло своего эго - корыстного удовлетворения желания и неизбежную катастрофу при дальнейшем его управлении. И лишь тогда, осознав это, человеческий инстинкт самосохранения сам предложит другую программу удовлетворения желания: желания останутся теми же - изменится только вектор направления его реализации, т.е. эгоистическую форму желания заменит альтруистическая, возможности удовлетворения которой, в отличие от эгоистической, неограниченны. В самом деле, если я могу съесть один или два обеда, то раздать их могу несравненно больше. А если бы это еще и доставляло мне удовольствие, то это действие соответствовало бы сну коммерсанта, в котором к его товарному складу протянулась бесконечная очередь покупателей, без всяких переговоров и немедленно, один за другим платящих назначенную за товар цену. Такое возможно лишь тогда, когда человек сам поймет, что он со всем проявляющимся в нем миром является одним организмом. А так как он по своей природе склонен заботиться обо всем своем теле, а не только об одной, самой милой ему клетке, то, осознав человечество в качестве единого организма, от которого он полностью зависим, наоборот, само собой согласится с предлагаемой моделью общества, в которой общественные интересы всегда будут превышать корыстные. По материалам Ostrovok

 

Закон А. Вагнера

Постоянно возрастание государственных расходов обусловлено 3 основными причинами:

— социально-политической (на протяжении истории происходит существенное расширение социальных функций государства (пенсионное страхование, помощь населению при стихийных бедствиях и катастрофах);

— экономической (научно-технический прогресс, и как следствие, увеличение государственных ассигнований в науку, различные инвестиционные проекты и др.);

— исторической (государство для финансирования непредвиденных расходов прибегает к выпуску гос.займа, год за годом происходит рост размера государственного долга и процентов по нему, иными словами, расходов на его обслуживание).

 

 

Двигателем развития человека является желание испытывать удовольствие, что в терминах экономики называется потребностью. Природа проявляется в нас на пяти уровнях: неживом, растительном, животном, человеческом, коренном (от нас скрытом). И так же, как каждый природный микро и макроэлемент, любое проявление природы составляют эти перечисленные уровни, каждое из которых составляют опять все пять и т.д. Точно так же образован наш основной двигатель жизни - потребность, желание. Оно не только находится в разных пропорциях в каждом из нас, но, словно изображение во вращающемся калейдоскопе, меняется вместе со временем, как в каждом человеке, так и во всем общем организме - Человек.

Поэтому в ходе человеческой истории система сменяет систему, в результате вновь выявившейся ее неоправданности возвращается старая, прикрывшись маской новой, более правильной. Экономический подъем сменяет кризис, стагнация, вновь подъем и т.д. Философы ищут причины в области абстракций, экономические теоретики - в хозяйственных и рыночных структурах, другие обвиняют лунные или солнечные пятна и т.д. И, может быть, только З.Фрейд - первый из ученых обратил внимание общества на таящееся в глубинах человека эго, заметив, что наше внешнее сознание - это уже конечный продукт, управляемый таящимися в человеке внутренними силами.

Неисправленное эго - не просто потребность, а ненасытная, корыстная потребность. В этом основная причина того, что никакое общественное устройство не может устоять, никакая экономическая модель себя не оправдывает. Дело в том, что человеку с необузданным эго не только недостаточно того, что имеет, но еще и страдает, если другой имеет больше. Например, двое рабочих за ту же работу получили по 100$, но второго еще и похвалили. Тогда состояние первого - "хоть пропей", или, выражаясь экономическими терминами, эта сумма для него обесценилась.

Наблюдая микромир, мы можем видеть, что молекулы или клетки берут от окружающей среды лишь столько, сколько необходимо для своего функционирования с целью обслуживания всего остального механизма. И если эта природная программа расстраивается, формируется "чёрная дыра", т.е. клетка становится раковой. Точно так же и в животном мире, лев добывает лишь столько добычи, сколько необходимо ему и его семейству - и не больше.

В природе все имеет свою логику, нет ненужных элементов, - все подчинено благу одной системы, одного организма. Стало быть, крылатое выражение - "От каждого по способностям, каждому по потребностям" - не Марксом придумано, а является выражением этого самого, хорошо знакомого наукам, закона природы.

Однако с одной своей частью - человеком - природа поступила иначе: дала ему "излишек" потребности. Потребности, превышающие природные, называются эгоизмом. Но если мы признаем человека являющимся элементом той самой природы, в которой все имеет свою логику, все связано неразрывными причинно-следственными узами, охватывающими все разнообразие природы и все ее уровни - от микро до макромира, то не можем утверждать, что здесь природа ошиблась.

Сравнив новорожденного человека с теленком, можем отметить, что только что рожденный теленок сразу же встает на ноги, сам находит "соску", знает, какую траву есть, а какую нет, т.е. выполняет все предназначенные ему для всей жизни функции. А младенец рождается совершенно беспомощным. Все человеку предназначенные функции он приобретает постепенно, становясь сознательным, сознательно созревая, сам "зарабатывая" их. Только человеку предназначено все сделать себе самому. Поэтому смело можем сделать вывод, что и излишек эго оставлен человеку для того, чтобы раньше или позже, признав программу природы, которая является альтруистической, начать ее выполнять.

Сегодня мы вступили в информационное общество, соответствующее четвертому уровню - человек. Однако, хотя и сколько понаписано, изобретено, изготовлено, человечество все равно и еще больше недовольно - потребности растут. Научно-технический прогресс обещанного счастья не принес. Мы можем создавать мощнейшие компьютеры, внедрять новейшие технологии, завоевывать космос, летать на собственных ракетах, не найдя пришельцев, самим их создать, - все это ничего не изменит. Потребность, действуя в прежнем режиме, как и раньше, останется неудовлетворенной, а депрессия будет только углубляться. Таким образом, три известных вопроса экономической теории: "Что изготовлять? Как изготовлять? Кому изготовлять?" - можно перефразировать в, - "Чего желать? Как желать? С какой целью желать?

Желание дано нам природой с рождения, и мы не можем от него ни отказаться, ни его ограничить. Ограничить - равнозначно невыполнению природой заданной программы, и любые попытки это сделать раньше или позже заканчиваются проявлением тех же самых желаний, только еще в большей мере и в более извращенной форме. Наше поколение могло это наблюдать при переходе общества от стагнации коммунистической командной экономики к рыночной экономике. Преступность, контрабанда, массовые финансовые аферы, коррупция даже в высших эшелонах власти не только догнали капиталистические страны, но и обогнали. И это то общество, которое 40 лет воспитывалось в духе коллективизма. У которого даже духа не осталось от ранее прививаемых идеалов равенства и братства. А что нас ждет, если лопнет терпение китайцев? - Трудно даже вообразить. Так есть ли выход?

Рассмотрим три возможные формы общественных отношений, призвав на помощь три фигуры: треугольник, ромб и окружность.

Треугольник: количество компенсирует качество, или, иными словами, если я и не на самой вершине, то, по крайней мере, имею армию соседей, соответствующих моему уровню. Как говорится, общая беда - половина утешения.

Ромб: значительно хуже, т.к. иерархия эго сохраняется, но в нижней части приближаются к полному кошмару - не только качественной деградации, но и количественной.

Окружность: вершины нет, а возможна только наружная сфера. Это означает, что для всех остается только одна цель - более высокий уровень общества. Здесь и может быть употреблен излишек человеческого эгоизма для того, чтобы человек по своей воле, сознательно выполнял программу природы.

Конечно, революциями, войнами, переворотами, всяческим морализированием или философствованиями этого достичь невозможно, - история это уже подтвердила. Этого можно достичь, только осознав зло своего эго - корыстного удовлетворения желания и неизбежную катастрофу при дальнейшем его управлении. И лишь тогда, осознав это, человеческий инстинкт самосохранения сам предложит другую программу удовлетворения желания: желания останутся теми же - изменится только вектор направления его реализации, т.е. эгоистическую форму желания заменит альтруистическая, возможности удовлетворения которой, в отличие от эгоистической, неограниченны. В самом деле, если я могу съесть один или два обеда, то раздать их могу несравненно больше. А если бы это еще и доставляло мне удовольствие, то это действие соответствовало бы сну коммерсанта, в котором к его товарному складу протянулась бесконечная очередь покупателей, без всяких переговоров и немедленно, один за другим платящих назначенную за товар цену.

Такое возможно лишь тогда, когда человек сам поймет, что он со всем проявляющимся в нем миром является одним организмом. А так как он по своей природе склонен заботиться обо всем своем теле, а не только об одной, самой милой ему клетке, то, осознав человечество в качестве единого организма, от которого он полностью зависим, наоборот, само собой согласится с предлагаемой моделью общества, в которой общественные интересы всегда будут превышать корыстные.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: